Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
Скачать 3.97 Mb.
|
Начало пути Мы знакомимся с героинями фильма тогда, когда и они знакомятся друг с другом. Две девочки в коридоре школы балета. Одна поддержала другую – так начался этот путь, который ведёт обеих в мир большого труда, мир красоты, мир искусства. Балет – это не только талант, это огромный труд. И обе девочки, каждая по-своему, проходят начало пути. Глафира помогает всем, и особенно Полине. Она помогает подруге с растяжками, с тренировками, поддерживает её, когда та в себе не уверена, пытается что-то ей подсказывать. Но иногда она слишком добра. Можете ли вы попытаться найти такие моменты? (Глафира хвалит Полину, – а может быть, той надо просто побольше работать? Глафира отдаёт Полине стихотворение – и никому не говорит о том, что стихи на самом деле написала она. Получается, что уникальный подарок школе сделан Полиной – кукол-балерин школе подарено много, а стихи одни). 128 И отбор на международный конкурс – тоже начало пути маленьких балерин. Проверка на прочность. Но так уж получилось, что для Полины это очередное искушение. И, поскольку именно ей надо позвонить и позвать Глафиру на просмотр, этого испытания она не выдерживает. Ожидаем ли этого мы, зрители, иди для нас это поступок совершенно внезапен? Что в характере Полины предвещало решение, принятое в эту минуту? Это зависело только от неё – или этой ситуации можно было бы избежать? Двенадцать лет – это еще и начало жизненного пути. Как начинала свой творческий путь Полина? Понимала ли она, зачем ей танец, балет, театр? Хочет ли она приносить радость другим людям – или пока думает только о себе? Из чего это видно? Почему она так тяжело переносит собственную ложь? Откуда мы можем понять, что ей не всё равно, что о ней подумают, что она всё-таки дорожит своей дружбой? Почему она даже танцевать больше не может? Только ли потому, что стыдно другим смотреть в глаза? Предать в двенадцать лет, потому что очень хочется быть первой, лучшей, единственной – возможно. Но если предаёшь в начале пути – чем закончишь? Может быть, поэтому Полина так переживает? Что именно она поняла, какие выводы сделала из этой истории? Можем ли мы на основании этой истории сказать – каким человеком она будет? Труд души и танец Танец создаёт красоту. Но для того, чтобы создать что-то красивое, будь это ваза, хрустальный бокал или балетный номер, нужно потрудиться. И одного желания тут мало – нужно умение. А умение достигается огромным трудом. Каждый приходит на этот путь по-своему. Полина сама до конца не понимает, чего она хочет. А Глафира – цельная натура, серьёзная девочка, у которой есть ответы на те вопросы, что обычно задают себе гораздо позже. И в самом деле – зачем учиться балету? Что есть танец? Вспомните, как звучат слова стихотворения. Глафира не только понимает, почему она танцует – она очень тонко и точно воспринимает мир, владеет словом. Не случайно прозвучат слова директора школы: «Такая 129 маленькая, а сколько в ней таланта, сколько души»… Никто не знает, что слова сказаны не о той девочке. Но Глафира не выдаёт подругу, которая промолчала о том, кто настоящий автор стихов. Она позволяет себе только намёк на то, что можно было бы сделать – «я бы сказала, что мы эти стихи вместе написали». Но намёк прозвучал впустую – Полина вроде бы и извинилась перед подругой, но на самом деле только закрепила свой обман. Стихотворение будет висеть в рамке в коридоре, имя Полины вписано в историю школы, а Глафира вроде бы и ни при чём. Труд души незаметен. Но он происходит постоянно, и мы видим его результаты. Там, где Глафира находит поводы для работы, Полина ищет дорогу к славе, первенству. И доброта подруги подспудно убеждает её в том, что она имеет право подниматься за счёт других. Пока это не приводит её к ситуации, в которой ей приходится самой принять решение – и в итоге проявить подлость. Труд её души привел к тому, что она оступилась. Может быть, если бы она прибежала к Глафире и покаялась, соврала что-нибудь, придумала себе оправдание, та бы снова её простила. Но всё складывается так, что вину не скрыть. И попытка прикрыться словами – «Ехать на конкурс должна не я, а Глаша. Она лучшая» – ни к чему не приводит. Ничего не изменишь – Глашу комиссия не видела, а преподаватель говорит: «Иди домой и сама разбирайся со своей совестью». Это и есть самая главная проверка. Ведь если человек на самом деле пуст и с душой проблемы, ему бесполезно разбираться в себе. Он ничего не поймёт. Но для Полины это становится наконец главным уроком. Она вдруг понимает, что так идти по жизни нельзя. Нельзя бесконечно предавать в мелочах. Нельзя думать только о себе. И если сомневаешься в том, как поступить, подумай прежде всего о том, как твой поступок скажется на других. Красота танца не терпит некрасивых поступков. Это ещё один жизненный урок, полученный Полиной. Понять и простить Глафира с самого начала фильма понимает больше, чем её подруга. Она понимает, зачем пришла в балет, Понимает, зачем хочет попасть в театр. Терпит, когда подруга прибегает после выступления и жалуется – «я ничего не сделала!» Объясняет ей: «Всё ты сделала. Ногу немного не успеваешь в точное положение ставить». Но речь не о танце, а о творческом подарке для школы… Полина заранее надеялась на то, что подруга её выручит? Или просто ловко воспользовалась положением – да ещё и присвоила стихотворение, хотя потом в разговоре с Глафирой вроде бы раскаялась? 130 Поведение Полины – это хитрость? Или наивность? Или что-то еще? Что стоит за её стремлением спрятаться за подругу – неуверенность в себе или стремление пожить за счет чужого успеха, оторвать от него кусочек, получить славу – все равно, заслуженно или незаслуженно? Что поняла про себя Полина? Что ей надо простить себе – и правильно ли она выбрала форму извинения и объяснения с Глашей? И что поняла Глафира - до и после разговора с мамой? Почему она считает, что дружбы не было? Может быть, в том, что случилось, есть и её доля вины? И мудрость приходит через мамин совет – «Ей научиться быть твердой и честной, тебе надо научиться прощать». Справедливость восстановлена. Прозвучало извинение, стихотворению вернули автора, да ещё и на свете появилась новая песня о танце. А какие уроки из этого извлекли мы? Киноязык Балет – целый мир. Балерин очень сложно снимать. Танец сам по себе – сюжет. А наши героини живут в мире балета. Случайно ли это произошло? Зачем автору нужен был именно балет как фон для этой истории? Или это вовсе не фон – а часть самого сюжета? 131 Танец – способ выражения себя. Танец – образ жизни. Танец – способ выстроить свою жизнь. Танец даётся только сильным, умелым, упорным. Наши героини именно такие. И испытание, через которое проходит каждая из них, тоже даётся только сильным. Вспомните – как именно нам дают понять, что стихотворение – гораздо более ценный подарок, чем куклы (кукол на полках в музее балета и так немало – самых разных: и балерин, и кукол в народных костюмах, и характерных куколок). А стихи станут частью истории балетной школы. Слава осветила Полину. А Глафира осталась в стороне. И – словесное раскаяние Полины: значит, я теперь врунья? Девочки стоят у окна. Как их позы, их движения в этой сцене говорят нам о переменах в их настроении? Как внешность девочек, их одежда, их поведение рассказывает об их характерах? И почему в финале Полина и мама находятся на колесе обозрения? На что нам намекает режиссер (поиск умения подняться над суетой, над обидами? Увидеть привычный мир с другой точки? Научиться прощать…) 132 3.8. Киноурок по фильму «Мой друг единорог» Пособие для проведения классного часа (или занятия по воспитанию и развитию личности) (1-4 и/или 5-6 классы) Единорог задумчиво посмотрел на Алису и сказал: — Говори, дитя. Алиса ничего не могла поделать со своими губами, расплывшимися в улыбке, и она начала так: — Видите ли, я тоже всегда считала, что единороги — это сказочные чудовища. Никогда не видела живого единорога! — Ну что ж, теперь мы увидели друг друга, — сказал единорог, — и если ты поверишь в меня, я поверю в тебя. Идет? Алиса в Зазеркалье Для доброго дела никогда не рано, не поздно Пословица Цели занятия: Формирование у учащихся эмоциональных представлений о фантазии, воображении, творческом восприятии мира, сопереживании, умении дружить; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог. Задачи занятия: личностные: ознакомить детей с понятиями «фантазия», «воображение», «сопереживание», «творчество», «умение дружить» на примере сюжета фильма; начать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности; 133 развить представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на итоговый результат. метапредметные: Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. предметные: Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас. Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы. Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая. Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации. Ожидаемые результаты: понимание того, что такое фантазия и воображение, их места и роль в нашей жизни – особенно в бытовых повседневных делах, умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки Ход занятия 36. Организационный момент 37. Определение темы занятия. 38. Просмотр 39. Обсуждение фильма 40. Заключение. (Выводы) 1. Организационный момент Очень важно эмоционально выверить интонацию занятия. Если ребята возбуждены, чересчур активны, надо разрядить ситуацию, возможно, помочь аудитории сосредоточиться. Это лучше сделать привычным для ребят способом. Если вы применяете динамические разминки – это может быть пара легких физических упражнений: потянуться, раскинуть руки, опустить их, сесть. Если учащиеся предпочитают интеллектуальные разминки – это может быть просьба сесть, закрыть глаза и представить себя в космосе… на 134 орбите Земли… на нашей планете… в данном городе… в этом зале (в этой комнате и т.п.). таким образом происходит переключение мышления от абстрактного, удаленного к конкретному, направленному на время и пространство, где они находятся. В помещении должно быть удобно смотреть – по освещению, по местам для зрителей. Если это обычный класс – лучше попросить ребят поставить стулья так, чтобы им было комфортно смотреть (не строго по рядам, например, а по полукругу или ломаной линией). Можно попросить ребят вспомнить, знакомы ли им ситуации, когда приходилось (им или кому-либо ещё) защищать свою честь? 2. Определение темы занятия Задача этого этапа – эффективно подготовить юных зрителей к просмотру фильма. Здесь также может быть два варианта. Один – настроить на активный просмотр: просто попросить детей быть внимательными, объявив, что после фильма они должны будут сформулировать тему фильма. В этом случае лучше не употреблять нужных терминов до просмотра и свести разговор к минимуму. Второй вариант – активное обсуждение темы фильма, когда сам просмотр будет одним из ответов на предлагаемые ребятам вопросы. Пример такого обсуждения: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы считаете: что такое фантазия? А что такое воображение? Нужны ли нам эти качества? Где и когда в нашей жизни они могут пригодиться? Есть ли на свете то, чего нет? Смешной вопрос, скажете вы. Но зачем в сказках искали то – не знаю что? Что наши предки могли иметь в виду? Без фантазии и воображения нет смекалки, нет смелости мысли. Это в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Приведите, пожалуйста, примеры. [Обсуждение мнений. Важно выделить то, что известно лично ребятам и важно именно для этой аудитории] А сейчас мы с вами посмотрим фильм, который рассказывает о ваших ровесниках. Возможно, он поможет нам понять, где же истоки представлений о чести, почему для нас это понятие так неразрывно связано с честностью, 135 верностью традициям, и почему мы так ревностно относимся к чести и очень важно понимать это сегодня в обыденной жизни. 3. Просмотр фильма «Мой друг единорог». Во время просмотра, если вы видите, что ребята отвлекаются, смотрят не слишком внимательно, или воспринимают фильм с иронией, вы можете прибегнуть к приему комментированного просмотра. Это требует некоторого навыка. Необходимо хорошо знать фильм – чтобы не говорить одновременно с героями. Можно задать во время фильма два-три вопроса для будущего обсуждения, прокомментировать действия героев, спросить – как думают ребята, что будет дальше? Как поступят герои? Например – что будет делать героиня, когда её позовут помогать в библиотеку? После просмотра необходима небольшая пауза. Эмоционально насыщенный экранный медиатекст требует своеобразного «перехода», возвращения к реальной жизни. Можно просто немного помолчать, прежде чем начинать разговор. Или: пока идут титры, рассказать детям о том, как собирают макулатуру для того, чтобы снимать эти фильмы. Титры при показе лучше не «обрезать», т. е. дать детям время на то, чтобы осознать, сколько человек работает над фильмом, насколько это сложная и неординарный труд работа. Современная телевизионная манера «ускорять» или вообще «обрезать» титры обесценивает труд многих людей, которые принимают участие в работе над картиной (или просто оказывают какую-либо помощь при съемках). Благодарность в титрах – это память о том, как был сделан фильм, и просмотреть список тех, кто помогал этой работе, для ребят будет очень полезно. Еще один вариант: обратить внимание детей на количество людей в титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма – должен хорошо поработать каждый. И не меньшую роль в этом результате должен играть… зритель. Потому что он должен быть внимательным, должен много знать, чтобы понимать, о чем ему рассказывают, чтобы не просто посмотреть картину, но и сформировать по поводу героев и их поступков свое собственное мнение. 3. Анализ фильма Основные направления разговора об этом фильме вытекают из его сюжета. Учтите, что смысл фильма – это то, что можно выразить в одной фразе. Смысл не может быть запутанным и многослойным. Смысл – это то, что 136 остаётся после просмотра, сухой остаток чувства и эмоции, той смеси личных впечатлений и показанного в фильме, которая делает человека немного другим, незримо поднимает его еще на одну ступень жизни. Иногда смысл фильма дети легко формулируют сразу, по первым впе6чатлениям. Это прекрасно. Но для того, чтобы подняться на эту ступень, впечатление должно стать осознанным. И поэтому мы пускаемся на поиски доказательств – так ли мы поняли автора фильма, соответствует ли то, что мы увидели, основным идеям картины? Отметим – в хорошем фильме любая деталь, любая сцена отражают главную идею, они способны при вдумчивом анализе привести нас к тем же выводам, что и весь фильм. Поэтому проверять себя по различным деталям, искать истину через частное – это самый простой и самый правильный путь. Термин «обсуждение», которым иногда заменяют «анализ фильма», имеет один нежелательный оттенок: оценочный. Мы не «судим» фильм, не выявляем его недостатки, правильность или неправильность авторской позиции. Анализ фильма – это способ понять, что же хотели сказать авторы картины, вступить в активный диалог с экраном – и осознать это, осмыслить, что чем больше мы понимаем, тем больше и сами растём, становимся мудрее и постигаем мир. Каждое из указанных ниже направлений продиктовано материалом фильма. Однако это лишь основа – дети могут предложить свои направления обсуждения. Задача педагога – помочь им пройти через наиболее важные, ключевые точки киноповествования, не упустить того, что предложено фильмом для личных открытий и личностного роста. Полина и её фантазия Казалось бы, уже привычное для детей задание – придумай и нарисуй несуществующее животное. Полный простор для воображения и фантазии! Но для девочки, у которой давно есть друг – единорог, это оказалось невыполнимым. Педагог Марианна Рихардовна не понимает Полину: «С твоим богатым воображением можно легко придумать животное, которого не существует». Но – как оказывается – для Полины просто нет несуществующих животных. Все, кого мы можем придумать, существуют. Так считает Полина. И она, похоже, совершенно права… 137 Вот говорят, что чудес на свете не осталось, что нет больше ни одного единорога, ни одного дракона, и дриады с эльфами канули в далекое прошлое. Я иногда сама верю в исчезновение всего этого. Но потом вспомню о детстве, как сейчас, и все снова кажется двухсторонним, как шляпа волшебника, – реальность и сказка. Нас просто быт своими пинками заставляет поверить в то, что у жизни один слой. Эльчин Сафарли Полина – фантазёрка. Практичная, современная, она прекрасно понимает, что такое школьное задание и как его надо выполнять. Но при этом она ещё и требует от учительницы… точности в выражениях! Задание должно быть сформулировано точно – ведь это урок. Даже если задание касается несуществующих животных. Полина с удовольствием представляет себя зрителю (Припомните её монолог о том, как она родилась, как представляла себя родным и близким ( «Все что я делала, я делала из любви к своей семье и творчеству», – звучит голосок Полины.. Мама открывает дверь шкафа и на зеркале видит портрет, нарисованный её губной помадой. Пустая помада лежит рядом.) 138 Вспомним рассказ Н.Носова «Фантазёры». Что там происходит? Там фантазия противопоставляется реальности – почему? Что главное для мальчиков – героев рассказа? И что такое фантазия для Полины – это способ убежать от реальности или наоборот – оказаться в самой её гуще, в работе, в движении? |