Главная страница
Навигация по странице:

  • Героиня войны

  • Пособие для проведения классного часа (или занятия по воспитанию и развитию личности) (1-4 и/или 5-9, 10-11 классы)

  • Задачи занятия

  • Ход занятия

  • 2. Определение темы занятия

  • Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
    АнкорСбориник
    Дата08.04.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМР_второй сборник.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #453294
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20
    Маленькие хитрости. Как работник музея стала плохо читать
    У всех свои маленькие хитрости. Схитрил учитель истории, отправляя
    Оксану в музей за материалами. Кстати – на что, как по-вашему, он надеялся?
    В музее Оксана проявила хоть какое-то любопытство, задала вопрос о детской игрушке. Но и в самом деле – детская игрушка-лошадка в таком серьёзном месте выглядела необычно. Но за первым вопросом девочка снова пытается надеть привычную скорлупу – мне есть чем заняться, я не хочу смотреть никаких материалов.
    И Любовь Петровне Золотарёвой тоже приходится прибегнуть к маленькой хитрости. Она притворяется, что плохо видит, что не может прочесть в дневнике мальчика-героя военных лет некоторых слов. Оксана всё-таки вежливая девочка – она сразу соглашается помочь, и вот выцветшие голубые строки дневника перед её глазами…
    А как по-вашему – допустимы ли такие хитрости, чтобы заинтересовать девочку, пробудить у неё внимание к этим материалам?
    Может быть, были возможны и другие способы? Попробуйте их предложить.
    Как говорит с девочкой Любовь Петровна? Как меняется в разговоре с ней интонация Оксаны?

    95
    Почему так задержался в библиотеке учитель истории? И почему он принимает такое горячее участие в починке лошадки – договаривается с реставратором, сочувственно выслушивает девочку?
    История юного патриота
    Дневник юного героя войны, мальчика Федора, начинается с фразы, которая запоминается. Помните ли вы эти слова? ( Сегодня мне исполнилось десять лет, и я получил в подарок кусочек сахара…).
    Как создан на экране образ войны? (Война – это темнота или полутьма, это дым, зима, холод, ощущение горя и одиночества. Два мальчика в погребе
    – отец погиб, мать повесили. Фёдор мечтает о том, чтобы бороться против врага, и в конце концов уходит на разведку, сам себе давая задание – узнать что-нибудь ценное для партизан. А маленького Матвея оставляет при бабушке Евдокии – «остаёшься за мужика в доме».
    В другой ситуации эти фигурки детей, укутанных в не по росту большие вещи и тёплые женские платки, были бы смешными. Здесь они трагичны.
    О чем они говорят, эти дети, ставшие взрослыми? Не об игрушках – об автоматах, о партизанах, о войне. И расстаются, не зная, придётся ли свидеться.
    Фёдор находит жестокий, но действенный способ не разговаривать с немцами (какой способ? почему он так поступает?)
    Мы не увидим в деревне, захваченной фашистами, мужчин – это только предатель-староста, это немецкие солдаты и офицеры. И Катерина, женщина, которая не побоялась подобрать замерзающего мальчика и выдать его за своего племянника, отстоять от старосты и от немцев. Она ни о чём его

    96 не спросит – просто будет помогать как может, надеясь… а на что она надеется? Думает ли она, что мальчик связан с партизанами? Связана ли она с партизанами сама? (приведите примеры из фильма, которые докажут ваше мнение).
    Да и погибнет Катерина ни за что – мы увидим её казнённой, на мотоцикле, с табличкой – «Я оскорбила немецкого офицера».
    Тогда и бросится наш герой в лес, к партизанам, повторяя по дороге, то, что запомнил, изо дня в день считая пушки, мотоциклы, солдат. Придёт с донесением, как разведчик, обморозится по дороге… и останется в партизанском отряде – маленький солдат.
    Да и могло ли быть иначе? Когда на твоей земле хозяйничает враг, когда ни за что погибают люди, когда женщины лишены счастья, а дети лишены детства?..
    Лошадка для героя
    Наша героиня была потрясена. Да и можно ли остаться равнодушной после чтения такого дневника? Юных героев было много, но Фёдор и его лошадка, традиция его семьи передавать ребёнку эту игрушку произвели на девочку незабываемое впечатление.
    Вспомните – какое у неё состояние, когда она идёт по улице. Она бросается защищать лошадку от шутников-одноклассников – но старая игрушка рассохлась, и для того, чтобы она разломилась, не нужно прилагать много усилий…
    Вспомните – как Оксана защищает лошадку, какие слова при этом звучат. «Ты не герой!» – что значит эта фраза для Оксаны? Чем стала для неё старая лошадка? Почему она чувствует ответственность за эту игрушку?
    Что же обрела наша героиня после всей этой истории? Какие чувства пробудились в её душе?

    97
    Чувство долга и ответственность — это разные вещи. Первое
    подразумевает договор с другими, а второе — договор с собой.
    Что является главным для героя фильма Фёдора? Это чувство долга или личная ответственность за всё, что происходит на родной земле?
    И неважно, сколько тебе лет, потому что, когда творится такое, жить спокойно ты не сможешь.
    Может быть, чувство долга – это и есть личная ответственность? Или чувство долга - это всё-таки результат: когда выполнено то, что надо было сделать (приятно это или неприятно), то появившееся в итоге чувство – чувство исполненного долга?
    Как изменилась, прикоснувшись к истории, наша героиня? Почему это произошло? Она изменится – или останется прежней?
    А если у вас в семье была бы такая традиция, передавать старинную вещь мальчикам, из поколения в поколение, – сохранили бы вы такую лошадку? Или поискали бы для неё другое место? Память – для музея, а для жизни важны бытовые удобства…
    Но – все погибшие на той войне отдали свою жизнь за нас. За наше мирное будущее. За то, чтобы на родной земле не хозяйничали враги.
    Как же нам хранить память о них?
    Как быть достойными их памяти?
    Никто не забыт, ничто не забыто – только так и можно жить, потому что подвиги военного времени взывают к нам.
    Что же такое память? И почему так важно беречь ее?
    Память – это опыт, на основе которого протекает наша жизнь.
    Опираясь на нее, человек принимает решения в новых жизненных ситуациях.
    История – это часть памяти, только уже в масштабах всего человечества. Изучать историю следует для того, чтобы не совершать ошибок прошлого.
    Только основываясь на знаниях, обретенных нашими предками, мы можем строить новый, более мудрый и совершенный мир.
    Киноязык
    Эта история снята очень впечатляюще. Лицо Оксаны с самого начала очень живое и выразительное, но оно почти лишено мимики. Девочка отделяет себя от того, что её окружает. Любой подросток ищет себя, и это на самом деле не так уж и плохо. Плохо, когда это желание стать собой рождает равнодушие, когда человек проходит мимо других людей, не обращая внимание на то, что с ними происходит.
    Вот наша героиня идет в музей, к Любови Петровне Золотарёвой.

    98
    Её дорога очень интересно снята. Вспомните: как девочка выходит из школы? Какая в этот момент звучит песня? Как слова песни связаны с состоянием и настроением героини («Я стою на обрыве…) Кого Оксана видит по дороге (двух школьников – маленького и большого). Чем они заняты? Как наша героиня на это реагирует? Как вы думаете, почему?
    Образ войны также выстроен очень сильно. Темнота в погребе, спокойный голос мальчика, который негромко комментирует происходящее
    – но в то, о чём он говорит, трудно поверить. Сколько горя, невыносимого даже в этих скудных словах, сколько скрыто за ними. Если вы попробуете пересказать начало дневника Федора – вы скажете гораздо больше, нежели показано и звучит на экране, потому что будете рассказывать именно то, что стоит за кадром.
    Зима, позёмка, две фигурки мальчиков между рядами деревьев. Так начинается долгая партизанская дорога маленького Федора. И его лицо, измождённое, со следами пережитых страданий, заставляет нас помнить о том, что перед нами – время войны.
    Попробуйте найти детали, которые говорят о связи образа мальчика и родной земли. (лес, деревья, деревенские пейзажи – мальчик среди них свой; немецкие солдаты несут с собой порядок, который внутренне враждебен деревне и лесу – он вышколенный, мертвый, механический, это строй и жёсткие прямые линии в зелено-черной цветовой гамме. А Федор, Катерина, жители деревни, партизаны – живые, снятые в тёплых цветах.
    И образ современности одновременно и контрастен, и вытекает из этих военных кадров.
    Интересна и ещё одна деталь. Оксана вначале все время отделяется от остальных ребят. Когда она несёт лошадку, она вступает в открытый конфликт с двумя мальчиками. Ей даже слов не хватает для того, чтобы выразить всё, что она чувствует (вспомните, что именно она кричит мальчикам).

    99
    А в финале она объединяется со всеми – но и теперь это не «одна из толпы», а одна из всех – каждый из ребят индивидуален, перед нами коллектив, а не толпа, и все они идут делать добрые дела, потому что неравнодушны к этому миру.
    Важно, чтобы и мы нашли в этом киноязыке обращение к неравнодушным, призыв к нашей памяти, увидели протянутую через время и пространство нить мысли и чувства.
    Выводы
    Важно, чтобы детская аудитория сама сделала выводы из этой истории.
    Своими словами. На основе своего собственного и семейного опыта. Пусть они будут не вполне совершенны – вы всегда сможете помочь им в финале разговора сформулировать мысли более четко. Но понять, что такое героизм, в чем отражаются сегодня подвиги детей военного времени, как и зачем нужно хранить память об этом – это путь, который детям необходимо пройти. Пусть фильм и эти материалы помогут нащупать свой вариант этого пути.
    Дополнительные материалы для обсуждения
    Героиня войны
    Шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей
    сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин

    100 цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!
    Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму
    Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.
    За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.
    О героизме в быту
    Андрей и Денис Любимовы совсем еще мальчики, им 11 и 12 лет, но они оказались способны на очень взрослый поступок: спасли из горящего дома двух детей и их маму.
    Настоящая трагедия могла произойти в селе Юрьево Кормиловского муниципального района Омской области в солнечный день 13 июня. Если бы

    101 в ситуацию не вмешались мужественные мальчики. Два брата шли на остановку встретить маму, но тут услышали и увидели, как вспыхнул двухэтажный дом. Дети рассмотрели в его окне женщину с малышом на руках, она не могла выйти, путь к двери ей перегородил огонь.
    Ни секунды не медля, Андрей выбил окно и вытащил двухгодовалую девочку, а женщина бросилась искать второго ребенка. В этом время Денис уже выводил шестилетнего малыша из горящей квартиры. Последней дом покинула мама малышей. Пожарные прибыли на место через 6 минут. К этому времени деревянная постройка почти вся была охвачена огнем. Лишь благодаря мальчикам никто не погиб.
    Никто из погорельцев не пострадал, а вот спасители получили ожоги ног. Их мама Надя говорит, что гордится сыновьями. Но об их недетском, мужественном поступке главное управление МЧС России по Омской области сообщило спустя два месяца.
    «Можно смело назвать Дениса и Андрея Любимовых настоящими героями. Их мужество, решительность и смелость, проявленные 13 июня, являются ярким примером героизма. И пусть герои еще совсем юны, но у них огромные сердца и недюжинная сила духа», - сообщило местное МЧС.
    Теперь их ждет заслуженная награда.
    Рефлексия
    Напишите рецензию или отзыв на этот фильм. Это может быть и эссе о том, какие традиции памяти есть в вашей семье, как их сохраняют (или утрачивают?) разные поколения ваших родственников – и что об этом думаете вы.
    От слов к делу
    Придумайте несколько добрых дел, где нашли бы своё воплощение уважение к героям прошлого и настоящего, память о военных подвигах, уважение к старшим, любовь к родной земле.
    Выполните то, что захотите и сможете сделать.

    102 3.5. Материалы к киноуроку по фильму «Честь имею»
    Пособие для проведения классного часа
    (или занятия по воспитанию и развитию личности)
    (1-4 и/или 5-9, 10-11 классы)
    «Память - это не брошенная на стол монета,
    а горящая свеча»
    Английский физиолог Грей Уолтер
    Благородный муж знает долг,
    а низкий человек знает выгоду.
    Конфуций
    Цели занятия:

    Формирование у учащихся эмоциональных представлений о понятии чести, чувстве долга, честности, патриотизма, умении дружить;
     формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
     формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
     формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.
    Задачи занятия:
    личностные:
     ознакомить детей с понятиями «честь», «патриотизм»,
    «чувство долга», « умение сочувствовать» «умение сочувствовать» и
    «сострадание» на примере сюжета фильма;
     начать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
     развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
     продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности;
     развить представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    103
     продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
     формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на итоговый результат.
    метапредметные:

    Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    предметные:

    Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
    Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы.
    Формы
    организации
    познавательной
    деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.
    Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.
    Ожидаемые результаты: понимание того, что такое чувство долга, что такое героизм, особенностей проявления чувства долга в наше время – в быту и в экстремальных ситуациях, умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки
    Ход занятия
    21.
    Организационный момент
    22.
    Определение темы занятия.
    23.
    Просмотр
    24.
    Обсуждение фильма
    25.
    Заключение. (Выводы)
    1. Организационный момент
    Очень важно эмоционально выверить интонацию занятия. Если ребята возбуждены, чересчур активны, надо разрядить ситуацию, возможно, помочь аудитории сосредоточиться. Это лучше сделать привычным для ребят способом. Если вы применяете динамические разминки – это может быть пара легких физических упражнений: потянуться, раскинуть руки, опустить их, сесть. Если учащиеся предпочитают интеллектуальные разминки – это может быть просьба сесть, закрыть глаза и представить себя в космосе… на орбите Земли… на нашей планете… в данном городе… в этом зале (в этой

    104 комнате и т.п.). таким образом происходит переключение мышления от абстрактного, удаленного к конкретному, направленному на время и пространство, где они находятся.
    В помещении должно быть удобно смотреть – по освещению, по местам для зрителей. Если это обычный класс – лучше попросить ребят поставить стулья так, чтобы им было комфортно смотреть (не строго по рядам, например, а по полукругу или ломаной линией).
    Можно попросить ребят вспомнить, знакомы ли им ситуации, когда приходилось (им или кому-либо ещё) защищать свою честь?
    2. Определение темы занятия
    Задача этого этапа – эффективно подготовить юных зрителей к
    просмотру фильма.
    Здесь также может быть два варианта. Один – настроить на
    активный просмотр: просто попросить детей быть внимательными,
    объявив, что после фильма они должны будут сформулировать тему
    фильма. В этом случае лучше не употреблять нужных терминов до
    просмотра и свести разговор к минимуму.
    Второй вариант – активное обсуждение темы фильма, когда сам
    просмотр будет одним из ответов на предлагаемые ребятам вопросы.
    Пример такого обсуждения:
    Ребята, скажите, пожалуйста, как вы считаете: что такое честь?
    Есть ли в наше время место для этого понятия? Где?
    Как связаны честь, честность, мужество? Какие еще понятия тесно переплетены с этими?
    В каких случаях говорят: «Честь имею!»?
    А как вы думаете:
    Может ли кого-либо оставить равнодушным вопрос о чести и чувстве собственного достоинства?
    Говорить о чести может только взрослый человек? Или представление о чести мы получаем с детства?
    Приведите, пожалуйста, примеры.
    [Обсуждение мнений. Важно выделить то, что известно лично
    ребятам и важно именно для этой аудитории]
    Это понятие в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
    Оно не может устареть, покуда на свете есть традиции, переходящие из поколения в поколение. Особенно фамильные (семейные) традиции.

    105
    Известный писатель Даниил Гранин говорил, что честь даётся человеку один раз в жизни – вместе с именем. А это значит, что честь и чувство собственного достоинства неразрывны. В свою очередь это приводит к выводу, что уйти в прошлое такое понятие не может.
    Вспомним ещё эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина: «Береги платье снову, а честь – смолоду».
    Вот и наш юный герой живёт по этому принципу.
    И лёгкой такая жизнь не бывает…
    Можно найти примеры тому, что понятия чести и достоинства в жизни уходят на второй план. И некоторые люди готовы изменить себе, унизиться перед кем-либо, чтобы достичь какой-то цели, обычно – материального благополучия. Тем более что честь – это глубоко личное чувство, есть ощущение, что такой проступок будет спрятан в глубине души, и не будет никаких последствий. Но это и часть нравственности человека. Бесчестие унижает, оно лишает самоуважения, и человек вынужден снова и снова доказывать себе и другим, что он выше нравственных законов и морали. Но в итоге это – духовная гибель, разложение души.
    А сейчас мы с вами посмотрим фильм, который рассказывает о вашем ровеснике. Возможно, он поможет нам понять, где же истоки представлений о чести, почему для нас это понятие так неразрывно связано с честностью, верностью традициям, и почему мы так ревностно относимся к чести и очень важно понимать это сегодня в обыденной жизни.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта