Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Определение темы занятия

  • 3. Просмотр фильма: общие положения

  • Материалы к киноурокам

  • Задачи занятия

  • Ход занятия

  • 3. Просмотр фильма «Стеша».

  • Оленёнок из Нарнии – или Стеша из Загубья

  • Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
    АнкорСбориник
    Дата08.04.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМР_второй сборник.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #453294
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20
    Ход занятия
    1.
    Организационный момент
    2.
    Определение темы занятия.
    3.
    Просмотр
    4.
    Обсуждение фильма
    5.
    Заключение. (Выводы)
    1. Организационный момент
    Очень важно эмоционально выверить интонацию занятия. Если ребята возбуждены, чересчур активны, надо разрядить ситуацию, возможно, помочь аудитории сосредоточиться. Это лучше сделать привычным для ребят способом. Если вы применяете динамические разминки – это может быть пара легких физических упражнений. Если учащиеся предпочитают интеллектуальные разминки – это может быть просьба сесть, закрыть глаза и представить себя в космосе… на орбите Земли… на нашей планете… в данном городе… в этом зале (в этой комнате и т.п.). таким образом происходит переключение мышления от абстрактного, удаленного к конкретному, направленному на время и пространство, где они находятся.
    Можно попросить ребят вспомнить, есть ли у них в семьях герои войны, как они об этом узнали, что они вообще знают о своих родственниках
    В помещении должно быть удобно смотреть – по освещению, по местам для зрителей. Если это обычный класс – лучше попросить ребят поставить стулья так, чтобы им было комфортно смотреть (не строго по рядам, например).
    2. Определение темы занятия
    Задача этого этапа – эффективно подготовить юных зрителей к
    просмотру фильма.
    Здесь также может быть два варианта. Один – настроить на
    активный просмотр: просто попросить детей быть внимательными,
    объявив, что после фильма они должны будут сформулировать тему
    фильма. В этом случае лучше не употреблять нужных терминов до
    просмотра и свести разговор к минимуму.
    Второй вариант – активное обсуждение темы фильма, когда сам
    просмотр будет одним из ответов на предлагаемые ребятам вопросы.
    Пример такого обсуждения:
    [Обсуждение мнений. Важно выделить то, что известно лично
    ребятам и важно именно для этой аудитории]
    А сейчас мы с вами посмотрим фильм, который рассказывает о вашем ровеснике. Возможно, он поможет нам понять, где же истоки героизма и почему мы так бережно храним память о героических поступках, почему так важно понимать это сегодня и проявлять эту память в обыденной жизни.

    51
    3. Просмотр фильма: общие положения
    Во время просмотра, если вы видите, что ребята отвлекаются,
    смотрят не слишком внимательно, или воспринимают фильм с иронией, вы
    можете прибегнуть к приему комментированного просмотра. Это требует
    некоторого навыка. Необходимо хорошо знать фильм – чтобы не говорить
    одновременно с героями. Можно задать во время фильма два-три вопроса
    для будущего обсуждения, прокомментировать действия героев, спросить –
    как думают ребята, что будет дальше? Как поступят герои?
    После просмотра необходима небольшая пауза. Эмоционально
    насыщенный экранный медиатекст требует своеобразного «перехода»,
    возвращения к реальной жизни.
    Можно просто немного помолчать, прежде чем начинать разговор.
    Или: пока идут титры, рассказать детям о том, как собирают
    макулатуру для того, чтобы снимать эти фильмы. Титры лучше не
    «обрезать» - чтение титров дает представлении о том, сколько человек
    работает над фильмом, насколько это сложная и неординарный труд
    работа. Современная телевизионная манера «ускорять» или вообще
    «обрезать» титры обесценивает
    Еще один вариант: обратить внимание детей на количество людей в
    титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма – должен
    хорошо поработать каждый. И не меньшую роль в этом результате
    должен играть… зритель. Потому что он должен быть внимательным,
    должен много знать, чтобы понимать, о чем ему рассказывают, чтобы не
    просто посмотреть картину, но и сформировать по поводу героев и их
    поступков свое собственное мнение.
    3. Анализ фильма
    Основные направления разговора о фильме вытекают из его сюжета.
    Учтите, что смысл фильма – это то, что можно выразить в одной фразе.
    Смысл не может быть запутанным и многослойным. Смысл – это то, что остаётся после просмотра, сухой остаток чувства и эмоции, той смеси личных впечатлений и показанного в фильме, которая делает человека немного другим, незримо поднимает его еще на одну ступень жизни.
    Иногда смысл фильма дети легко формулируют сразу, по первым впе6чатлениям. Это прекрасно.
    Но для того, чтобы подняться на эту ступень, впечатление должно стать осознанным. И поэтому мы пускаемся на поиски доказательств – так ли мы поняли автора фильма, соответствует ли то, что мы увидели, основным идеям картины?
    Отметим – в хорошем фильме любая деталь, любая сцена отражают главную идею, они способны при вдумчивом анализе привести нас к тем же выводам, что и весь фильм. Поэтому проверять себя по различным деталям, искать истину через частное – это самый простой и самый правильный путь.
    Термин «обсуждение», которым иногда заменяют «анализ фильма», имеет один нежелательный оттенок: оценочный. Мы не «судим» фильм, не

    52 выявляем его недостатки, правильность или неправильность авторской позиции. Анализ фильма – это способ понять, что же хотели сказать авторы картины, вступить в активный диалог с экраном – и осознать это, осмыслить, что чем больше мы понимаем, тем больше и сами растём, становимся мудрее и постигаем мир.
    Каждое из указанных направлений должно быть продиктовано материалом фильма. Однако это лишь основа – дети могут предложить свои направления обсуждения. Задача педагога – помочь им пройти через наиболее важные, ключевые точки киноповествования, не упустить того, что предложено данным фильмом для личных открытий и личностного роста.
    Уважаемые педагоги!
    Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих
    воспитательных практик, организованных в классах вашей школы. На
    каждое понятие или качество, разбираемое на киноуроке, необходимо
    придумать вместе с учениками общественно полезную акцию, направленную
    на закрепление этого понятия и применение его на практике.
    Рекомендуем следующий ритм работы по киноурокам в течение
    месяца:
    Первая неделя - проведение киноурока и домашнее задание «придумать
    общественно полезную акцию по теме киноурока».
    Вторая неделя – проведение собрания и выбор общественно полезной
    акции по теме киноурока из придуманных, назначение сроков её реализации.
    Третья неделя – реализация выбранной общественно полезной акции по
    теме киноурока и обсуждение результатов.
    Просим
    все
    общественно-полезные
    акции,
    придуманные
    и
    реализованные школьниками, присылать на почту kinouroki@mail.ru и
    публиковать в социальной сети ВКонтакте на главной странице группы
    «Киноуроки в школах России».
    Приглашаем педагогов, системно проводивших в своем классе,
    ежемесячно, в течение учебного года, киноуроки с применением
    воспитательных практик, стать участниками Всероссийского экспертного
    совета национального развития, организованного в рамках проекта
    «Киноуроки в школах России».
    Все социальные практики будут публиковаться в электронном
    каталоге. Ежегодно, по 9 лучшим воспитательным практикам, в каждом
    регионе, будет снят документальный фильм, раскрывающий работу
    педагога с детьми.

    53
    Глава 3
    Материалы к киноурокам
    3.1. Материалы к киноуроку по фильму «Стеша»
    Пособие для проведения классного часа
    (или занятия по воспитанию и развитию)
    в начальной (начальной средней) школе
    Экология планеты – экология души
    Цели занятия:
     Формирование у учащихся представлений о чувстве долга, самоотверженности, верности своим жизненным принципам, понимания экологии как основы взгляда на жизнь в нашу эпоху;
     формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
     формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
     формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.
    Задачи занятия:
    личностные:
     дать представление об экологии как основе жизни современного мира;
     ознакомить детей с понятиями «героизм», «самоотверженность» и «верность своему идеалу» на примере сюжета фильма;
     начать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
     развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
     продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности;
     развить представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
     продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
     формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на итоговый результат.

    54
    метапредметные:
     Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    предметные:
     Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
    Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы.
    Формы
    организации
    познавательной
    деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.
    Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.
    Ожидаемые результаты: понимание того, что такое экология в современном мире, особенностей проявления героизма в наше время – в быту и в экстремальных ситуациях, умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки
    Ход занятия
    6.
    Организационный момент
    7.
    Определение темы занятия.
    8.
    Просмотр
    9.
    Обсуждение фильма
    10.
    Заключение. (Выводы)
    1. Организационный момент
    В помещении должно быть удобно смотреть – по освещению, по местам для зрителей. Если это обычный класс – лучше попросить ребят поставить стулья так, чтобы им было комфортно смотреть (не строго по рядам, например).
    Очень важно эмоционально выверить интонацию занятия. Если ребята возбуждены, чересчур активны, надо разрядить ситуацию, возможно, помочь аудитории сосредоточиться. Это лучше сделать привычным для ребят способом. Если вы применяете динамические разминки – это может быть пара легких физических упражнений. Если учащиеся предпочитают интеллектуальные разминки – это может быть просьба сесть, закрыть глаза и представить себя в космосе… на орбите Земли… на нашей планете… данном городе… в этом зале (в этой комнате и т.п.).
    Можно задать вопросы о том, какое значение имеет экология в нашей повседневной жизни, есть ли у нас примеры того, как рядом с нами погибает

    55 природа – лес, животные, бездомные кошки… Можем ли мы сделать что-то, чтобы защитить окружающий мир? Или мы бессильны? И подростки со спокойной душой могут оставить спасение мира взрослым?
    2. Определение темы занятия
    Задача этого этапа – эффективно подготовить юных зрителей к
    просмотру фильма.
    Здесь также может быть два варианта. Один – настроить на
    активный просмотр: просто попросить детей быть внимательными,
    объявив, что после фильма они должны будут сформулировать тему
    картины. В этом случае лучше не употреблять нужных терминов до
    просмотра и свести разговор к минимуму.
    Второй вариант – активное обсуждение темы фильма, когда сам
    просмотр будет одним из ответов на предлагаемые ребятам вопросы.
    Пример такого обсуждения:
    Ребята, скажите, пожалуйста, как вы считаете: что такое экология?
    А что такое экология души? Что это может означать?
    И с чего начинается экология в нашей повседневной жизни? Можно ли спасти кусок московского двора, который заливают асфальтом? Спасти деревья, корням которых не оставили места – и в итоге через три месяца их уберут совсем? Подобрать брошенные пластиковые бутылки и донести их до специального мусороприёмника? Следить за чистотой школьного двора?
    Приведите, пожалуйста, свои примеры.
    [Обсуждение мнений. Важно выделить то, что известно лично
    ребятам и важно именно для этой аудитории]
    А сейчас мы с вами посмотрим фильм, который рассказывает о девочке, которая из деревни попала в город. О девочке, которая твердо знает, что ей дорого, и думает о том, что нужно и что не нужно тому миру, в котором она живёт. Смешно ли закрывать кран, чтобы не утекала лишняя вода? Не потому, что счётчик «накрутит» лишние деньги, а потому, что на этой земле высыхают реки – и именно поэтому воду надо беречь?
    Попробуйте ощутить (или понять), где же и когда должно начинаться то бережное отношение к миру, которое и должно скрываться за модным термином «экология»?
    3. Просмотр фильма «Стеша».
    Во время просмотра, если вы видите, что ребята отвлекаются,
    смотрят не слишком внимательно, или воспринимают фильм с иронией, вы

    56
    можете прибегнуть к приему комментированного просмотра. Это требует
    некоторого навыка. Необходимо хорошо знать фильм – чтобы не говорить
    одновременно с героями. Можно задать во время фильма два-три вопроса
    для будущего обсуждения, прокомментировать действия героев, спросить –
    как думают ребята, что будет дальше? Как поступят герои?
    После просмотра необходима небольшая пауза. Эмоционально
    насыщенный экранный медиатекст требует своеобразного «перехода»,
    возвращения к реальной жизни. Можно просто немного помолчать, прежде
    чем начинать разговор. Или: пока идут титры, рассказать детям о том,
    как собирают макулатуру для того, чтобы снимать эти фильмы. Титры
    лучше не «обрезать» - чтение титров дает представлении о том, сколько
    человек работает над фильмом, насколько это сложная и неординарный
    труд работа. Современная телевизионная манера «ускорять» или вообще
    «обрезать» титры обесценивает работу огромного коллектива, который
    трудился над фильмом.
    Еще один вариант: обратить внимание детей на количество людей в
    титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма – должен
    хорошо поработать каждый. И не меньшую роль в этом результате
    должен играть… зритель. Потому что он должен быть внимательным,
    должен много знать, чтобы понимать, о чем ему рассказывают, чтобы не
    просто посмотреть картину, но и сформировать по поводу героев и их
    поступков свое собственное мнение.
    4. Обсуждение фильма.
    Ну а теперь вернемся к нашему фильму и его героям.
    О чем рассказал нам этот фильм?
    Далее обсуждение фильма может идти по нескольким линиям. Можно
    выбрать одну из них, можно скомбинировать несколько, можно обсудить
    все (но на это потребуется больше времени).
    Если обсуждение активно «сворачивает» на какое-то направление, не
    пытайтесь обязательно вернуть его в русло, обозначенное пособием.
    Каждое из прописанных ниже направлений может стать темой целого
    занятия. Чем старше дети, чем более развитой является аудитория, тем
    больше жизненной практики будет включено в обсуждение. Главная задача
    этой работы – соединить эмоциональные открытия с информацией для
    интеллекта.
    1. Стеша в родной деревне

    57
    Какой мы видим героиню в самом начале фильма? [в мире природы – на лесной поляне, среди цветов, за неспешной беседой с дедом Семёном].
    Почему лес, по её словам, является родным для Стеши? И почему её пугает город?
    О чем говорит дед Семён, советуя ей: «Все, что ты делаешь, делай честно и с любовью. А там само сложится».
    Согласны ли вы со словами деда Семёна: «Город – это тоже лес, только другой. Другая у него природа, но вот законы те же».
    А какие законы жизни у города и какие – у деревни? Различны ли они и почему?
    По каким законам живёт Стеша? Она подчиняется этим законам, выдумывает их или открывает, наблюдая окружающий её мир? Почему слова деда Семёна созвучны этим законам?
    Какой мы видим Стешу? Что внешний облик Стеши говорит о её характере?
    2. Оленёнок из Нарнии – или Стеша из Загубья?
    Мы далеко не всегда любим прозвища – даже если дают их нам люди, которых мы уважаем и любим.
    Стеша сама поначалу называет себя оленёнком («Что меня пасти-то? Я же не оленёнок»). Но почему Стеше не нравится прозвище, которым награждает её поначалу брат – «оленёнок из Нарнии»? Она весело поправляет Макара – «Я Стеша из Загубья».
    Девочка просто не понимает, о чём говорит брат – или для неё очень важно, чтобы её считали не частью небывалого, выдуманного мира
    (волшебный мир Нарнии придумал замечательный английский писатель
    Клайв Стейплз Льюис), а реальной девочкой из живой деревни, которая крепко стоит на этой земле?

    58
    [По поводу Загубья: можно дать обучающимся задание – узнать, что такое термин «загубье» с географической точки зрения, побудить их к тому, чтобы они обнаружили, что Загубье – название настоящего села. Старинное
    село Загубье получило свое название благодаря расположению за губой,
    образованной разливом Свири при впадении в Ладожское озеро. Интересен смысл, который символически стоит за этим названием – выход на широкий простор (озеро, море) там, где кончается река. А всякая река – дорога жизни, место, где живут, кормятся, торгуют, плавают люди… За коротким названием «Загубье» – особое ощущение свободы, в чем-то сходное с ощущением от фразы «где-то на краю света». Хорошо, если дети смогут это прочувствовать и понять].
    Когда друзья Макара ищут хэштэг для операции по спасению леса, они поначалу предлагают #Стеша. Однако Макар всё-таки выбирает хэштэг
    #оленёнок. Можете ли вы предположить – почему?
    А в финале та же самая фраза про оленёнка из Нарнии уже не вызывает у Стеши такого протеста. Она признала за Макаром и его друзьями право на своё восприятие мира – или ей уже всё равно, как её называют, главное – она знает, что её уважают и любят?
    3.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта