Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии освоения экранной культуры.

  • Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
    АнкорСбориник
    Дата08.04.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМР_второй сборник.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #453294
    страница6 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    диалога - реального диалога, когда оба собеседника предполагают друг в друге не только равные по возможностям индивидуальности, но и желание понять именно то, что тебе говорит другой, а не искать в его словах и поступках лишь отражение собственных помыслов и стремлений.
    Диалогические отношения требуют от каждого из людей, во-первых, воспринимать другого в качестве желательного партнера общения, и, во- вторых, предполагать, что оба участника диалога имеют некую общность взглядов. Поиск этой общности часто представляет собой истинный смысл диалога, его глубинную подоплеку. Одиночество “я” перестает быть безысходным; сущность человека нашего времени может быть проявлена только в диалогическом единстве Я и ТЫ, участии в бытии других, в понимании, любви, дружбе, верности, в бытии через Мы и Вы. И эти отношения призваны разрушить официальный образ человека-марионетки, социального “винтика” либо безысходной жертвы социальной анархии, личности, которая лишена выбора и которую легко поставить “на нужное место” с помощью ряда определенных, математически выверенных воздействий.
    Взгляд на человека как на социально адаптивную систему уходит в прошлое; все больше отдаляется от нас бум инженерной психологии,

    43 породившей проблему “промышленной эстетики” и нормативную этику
    “человека массы”. Именно бунт против нивелирующих индивидуальность догм этой этики вызывал и вызывает к жизни все новые всплески неожиданно искаженных, а порой и вывернутых наизнанку культурных традиций. Молодёжь, как это бывало и прежде, шла по пути нигилизма, отрицания, - и порой утрачивала самый смысл того, что так отчаянно пыталась защитить - права человека на уникальность личного бытия, на его неповторимость, на счастье...
    Молодежный протест никогда не возникает на пустом месте; но главная задача воспитания сейчас состоит не в том, чтобы нагрузить юный мозг всеми доступными знаниями в надежде обрести мудрость дел и поступков, свойственную только зрелому возрасту, - но в том, чтобы изначально помочь растущему человеку обрести тот характер отношений с миром, который позволил бы человечеству не утратить всякую надежду на будущее. Ведь целый ряд проблем, стоящих перед человечеством, - от нарушений экологического равновесия до братоубийственных войн - разрешим только в том случае, если люди смогут понять друг друга и договориться о чем-то хотя бы на элементарном уровне.
    Не зря возникали прогнозы о том, что новый век будет ознаменован именно развитием диалогических форм общения, реализующих понимание на новом уровне, новых требований к участникам и результату диалога. Не случаен и наблюдаемый закат авторитарной педагогики; диалог становится не только более эффективной формой обучения, но и насущной необходимостью, важнейшим условием развития, условием выживания. И очень важно в процессе обучения не сводить понятие диалога только к отношениям ученика и учителя; ученик должен почувствовать за беглыми линиями росписей на стенах пещер, за грандиозностью средневековых соборов и благоговейной тишиной картин все тех же собеседников - людей, которые, как и он, думали, переживали, влюблялись и страдали; их одолевали те же чувства и терзали те же вопросы...
    Диалог времен становится диалогом культур - через диалог людей.
    Именно это понимание и ощущение мира является центральным при обращении к истории экранных искусств.
    Подросток довольно быстро вычленяет первичное представление о том, что характер информации, которую он получает от экрана, определен прежде всего тем, что через экран (рамку кадра) мы видим мир глазами другого человека. Взгляд в объектив кино- или видеокамеры “первичен”; именно он определяет параметры нашего восприятия (граница видимого, угол зрения, освещенность, мизансцена, объект). И это помогает нам, усиливая многие стороны чувственно-эмоционального воздействия мира в нашем восприятии; но в то же время и препятствуют воссозданию той или иной меры объективности. Реальность происходящего на экране, особая достоверность представленного нам с помощью экранного языка события диктует нам
    способ восприятия мира.

    44
    Условность жанра, вполне привычная и приемлемая в литературе, может предстать перед нами на экране немыслимой, натуралистичной жестокостью (попробуйте предположить, как будет выглядеть в голливудской экранной интерпретации фраза, обычная для русской сказки:
    “И убили братья Ивана, разрубили на куски да разбросали по чисту полю”).
    Издавна истиной искусства была не дословная материализация метафоры, а использование выразительных средств данного вида искусства для того, чтобы удивить, ошеломить человека, раздвинуть рамки привычного восприятия, заставить его увидеть мир по-новому и обрадоваться (или ужаснуться) вместе с художником. Именно непосредственное, живое переживание произведения искусства и является тем, что способно объединить эпохи и культуры; именно переживание служит одним из главных механизмов передачи той информации, которая частично скрыта в бессознательном. Через процесс восприятия (включая простое созерцание) произведения искусства и переживание передается комплекс личностного неявного знания, то есть тот комплекс отношения к миру, который в целом не проявлен в системе устных и письменных правил, но тем не менее обладает способностью передаваться в процессе непосредственного общения.
    Диалог с экраном - это переход с позиции “просто зрителя” на позицию собеседника, и далее: от сопереживания - к сотворчеству, к активному
    “достраиванию” экранного мира, к более глубокому пониманию авторской концепции, истолкованию фильма как модели мира; к самовыражению - через творчество.
    В настоящее время экран является основным источником “быстрой” информации о различных событиях и явлениях; важно и то, что для школьников кино, телевидение, видео являются незаменимыми источниками дополнительной информации по многим учебным предметам. Зачастую авторитетность этих источников информации куда выше, нежели вера в слова родителей или знания официального образования; это связано с тем, что любая информация при представлении ее в форме экранного повествования объективируется как реальная. То есть и заведомо ложная концепция “проходит” в восприятии под знаком “безусловной реальности”, хотя на самом деле является реальностью виртуальной - воссозданной с помощью технологических средств и обладающей высокой степенью психологической достоверности.
    Первый этап освоения основ экранной культуры - понимание специфики языка экрана через наиболее доступные структурные и семантические единицы (кадр; категории его выразительности). Это сразу ставит подростка в условия сравнения “своего” и “чужого” экранного пространства, помогает ему войти в иной культурный контекст и уйти от
    “натурализации” происходящего в кадре.
    Чрезвычайно важно для этого этапа использование отечественного киноматериала. Активное развитие эмоциональной сферы, развитие

    45 личности, формирование индивидуальности, – всё это подразумевает освоение проблем окружающего мира на основе национальных культур.
    Именно поэтому киноуроки, использующие короткометражное отечественное кино, весьма важны для современной школы, и широкое распространение этого опыта станет новым этапом возвращения в школу воспитательной работы.
    Рассмотрение эволюции языка экрана - от немого кино до истории телевизионной рекламы и видеоклипа, - приводит нас к пониманию общих истоков формирования культуры ХХ века и способов ее освоения, которые мы обычно применяем в “скрытой”, свернутой форме.
    Обычно под языком экрана понимают прежде всего монтаж. Однако монтаж - не только соединение кадров (вспомним знаменитую формулу образования смысла, принадлежащую С.М. Эйзенштейну “1+1=3” - т. е. при соединении двух кадров рождается третий смысл, которого не было ни в одном из этих отдельно взятых кадров), но и соединение всех элементов экранного зрелища в одно целое.
    Рассмотрим вариативную схему анализа фильма – первый этап освоения экранной культуры (медиакультуры). Для его реализации необходим цикл занятий – минимум 6-8 часов. Можно выстроить этот цикл на анализе одного произведения (что обычно и происходит при работе с киноуроками).
    Задачи первого этапа:

    Формирование первичных представлений о киноязыке;

    Формирование представлений о вариативности смысловых структур (жанр, расчет на определенную зрительскую аудиторию);

    Освоение культуры высказывания, доказательства, аналитического суждения, дискуссии;

    Рефлексия восприятия (на примере работы с культурным контекстом);

    Восхождение к пониманию авторской концепции.
    Киноуроки предоставляют педагогу возможность реализовать весь цикл в течение одного-двух занятий. Важно, что ребята при этом работают на доступном для возраста материале и имеют возможность формирования идеалов и вкусовых пристрастий исходя из реалий российской жизни. Удивительный художественный мир, предлагаемый фильмами режиссера Елены Дубровской, даёт возможность размышлять о жизни, которая нас окружает. Более подробно характеристика киноуроков будет дана в главах, описывающих занятия по фильмам.
    Пока же отметим, что работа по формированию экранной культуры с элементами воспитания традиционно проводилась в рамках работающей и сейчас линии киноклубов. Однако если мы посмотрим на теоретические аспекты киноклубной работы, преимущества уроков кино с короткометражными лентами фирмы «Интелкино» станут очевидны. При соблюдении той же цепочки развития личности, освоения критического

    46 мышления, формирования основ экранной культуры работа с лучшими образцами западного кино – это работа с иностранной культурой, где вопрос о формировании эстетических идеалов, этических основ, культуры эмоционального восприятия идёт через отчуждение, что для современного мира стало уже привычным – но от этого не становится более привлекательным.
    Приведём для сравнения пример киноклубной работы – анализ фильма для 9-11 классов (на примере картины Бэза Лурманна «Ромео +
    Джульетта»).
    Общая схема разбора фильма:
    1.
    Тренинги на внимательность. Анализ экспозиции или первой сцены. Автор и его характеристика сюжета.
    2.
    Представление о стиле фильма. Язык экрана: особенности композиции кадра, костюмов, фонограммы, монтажа. Анализ первых сцен и первого эпизода. Выход на бытовой уровень смысла.
    3.
    Анализ драматической структуры.
    Особенности драматургии фильма (в случае работы с экранизацией – сравнение с литературной первоосновой, их сходство и различие, понимание различий в языке разных искусств). Понимание сюжетных перипетий на уровне социума.
    4.
    Контексты восприятия. Контекст времени создания произведения; восприятие через призму современной культуры; собственное восприятие подростка (рефлексия). Отдельные темы фильма и отношение зрителя к ним.
    5.
    Анализ сюжетной схемы. Кульминация и развязка.
    Характер монтажа. Концепция автора: уровень взгляда на мир.
    6.
    Путь размышления: повтор этапов анализа, сведение всех ступеней познания и анализа воедино (по возможности через личное восприятие). Итогом может стать написание рецензии или отзыва на фильм.
    1.Тренинги на внимательность. Анализ экспозиции. Автор и его характеристика сюжета.
    Посмотреть экспозицию фильма (до первых кадров сцены на бензоколонке).
    Вопросы для дискуссии:
    Будет ли этот фильм трагедией? Что дает нам основание для такого мнения?
    Какие темы появляются в этих кадрах фильма?
    В каком стиле сделана экспозиция (стилизация под какие жанры?
    Открыт ли принцип стилизации – или замаскирован?)
    Каков самый первый кадр?
    Что происходит далее? Каков смысл видеоклипа?
    Есть ли в мире этого фильма Бог – для героев? Для зрителей? Для режиссера?

    47
    Звучащий текст – текст Шекспира? Как он звучит для нас?
    Воспринимаем ли мы его как текст Шекспира?
    Название фильма. Почему именно «Ромео \крест/ Джульетта»?
    2.
    Представление о стиле фильма. Язык экрана: особенности композиции кадра, костюмов, фонограммы, монтажа. Анализ первых сцен и первого эпизода. Выход на бытовой уровень смысла.
    Первая сцена: общая характеристика стиля.
    Приметы старины и признаки современности.
    Соответствует ли текст изображению?
    Характеристики персонажей. Эклектика изображения. Приметы каких жанров мы можем опознать в первой сцене?
    Первый вариант понимания концепции: эклектика как стиль бытия и понимания жизни?
    Вечны ли проблемы Шекспира – или только современный антураж делает их интересными для нас, детей сегодняшнего дня?
    Клиповый стиль монтажа. Характеристика главных героев.
    Пустынный пляж как «роща сикомор» у Ромео; дом Джульетты – ирония облика и действий каждого персонажа.
    Что объединяет главных героев? (ответ искать в монтажных переходах – тема воды, чистоты, отъединенности от окружающей их реальности).
    О чем эта история (мнение на данном этапе).
    1.
    Анализ драматической структуры.
    Особенности драматургии фильма (в случае работы с экранизацией – сравнение с литературной первоосновой, их сходство и различие, понимание различий в языке разных искусств). Понимание сюжетных перипетий на уровне социума.
    Анализ изменений и отступлений от текста Шекспира. Где приметы современности противоречат тексту – или вызывают неоднозначную реакцию? (Пистолет системы «Шпага» и т.п.)
    Что может литература (пьеса) и чего не может экран.
    Особенности экранного воплощения.
    Тема мафии: правомерность подобной трактовки Шекспира.
    2.
    Контексты восприятия. Контекст времени создания произведения; восприятие через призму современной культуры; собственное восприятие подростка (рефлексия). Отдельные темы фильма и отношение зрителя к ним.
    Что в стиле фильма идет от пьесы? Без каких элементов знания эпохи действие для нас попросту непонятно?
    Остаются ли для нас какие-либо элементы непонятыми? Отчего это зависит?
    Связано ли это с творческим стилем режиссера – Б. Лурманна?
    Зачем этому фильму начало, имитирующее информационную телепередачу? Какие ощущения при этом испытывает зритель?

    48
    (Письменно или устно – разобрать личные мнения:
    Что испытываю я во время просмотра?
    Кадры, которые мне нравятся? Почему?
    Кто из персонажей мне близок, симпатичен и почему?
    Почему мое восприятие героев Шекспира близко (или далеко) от того, что показывает режиссер).
    Возможно выполнение практического задания: создание коллажа для того, чтобы выразить: состояние одной из сцен; характеристику персонажа. Разбор монтажного принципа коллажа дает понятие о личностном восприятии фильма и выражении собственного отношения к предмету коллажа.
    5
    Анализ сюжетной схемы. Кульминация и развязка.
    Характер монтажа. Концепция автора: уровень взгляда на мир.
    Построение сюжетной схемы фильма.
    Выявление кульминации и развязки.
    Сцена кульминации: какие темы здесь проявляются наиболее ярко.
    (Темы воды, свободы, оружия, грозы, скорости). Трагедия или случайность движет сюжет в фильме? Докажите свое мнение на основе монтажа сцен развязки и кульминации. (Кульминация – неизбежность содеянного; развязка – случайность смерти Ромео: минутой позже он бы увидел Джульетту живой).
    Основная мысль трагедии Шекспира и основная мысль фильма.
    Чему служит кольцевая композиция фильма? Есть ли зачатки этого у Шекспира?
    Состоится ли примирение враждующих семей в мире фильма?
    (Обоснуйте свое мнение).
    6. Путь размышления: повтор этапов анализа, сведение всех ступеней познания и анализа воедино (по возможности через личное восприятие).
    Несколько участников занятий повторяют путь своих размышлений: как они пришли к последним выводам, что на этом пути было для них интересным, что стало открытием.
    Таким образом, по данной схеме происходит обсуждение практически любого экранного произведения.
    Доступность экранного языка и эмоциональность восприятия киноискусства служит основанием для баланса эмоционального и логического.
    Для эффективности формирования критического мышления следует повторить подобную схему работы не менее чем с тремя-четырьмя различными жанрами; желательно включать в работу популярные в данной молодежной среде фильмы с мифологической основой. Оптимальное время работы с подобным циклом – один-два месяца.
    Именно поэтому «труд души», предлагаемый киноуроками, столь ценен. Работа с короткометражными фильмами не только экономит время, но и дает возможность активного личностного роста, интенсивного

    49 формирования медиа- и информационной культуры, что особо важно в эпоху цифровизации образования.
    Дополнительным итогом проведения киноурока может стать написание рецензии или отзыва на фильм (рефлексия в письменной форме).
    При написании письменных работ следует учитывать: рецензия – более или менее полный аналитический разбор фильма, отзыв – личное мнение о фильме. Не стоит путать эти два жанра или смешивать их в один.
    Киноуроки могут не только заменить привычные формы кинообразования, но и стать основой для нового этапа экранной культуры, предлагая интерактивные формы рефлексии и осмысления просмотренных фильмов. Например, можно предложить учащимся придумать добрые дела – тайные или явные – аналогичные теме фильма, и реализовать их.
    При этом работа с фильмами индивидуальна, хотя и предлагает привычные рамки освоения культуры, а не реализацию идей постмодернизма. Экран снова становится основой для связи поколений, а не поиска различий в характерах и менталитетах. И в этом залог большого будущего киноуроков. Новый этап кинообразования необходим школам, и чем раньше мы это поймем, тем больше шансов на то, что новое поколение найдёт свою дорогу, не отвергая традиций отечественной культуры и принимая всё разнообразие лучшего +мирового опыта.
    Критерии освоения экранной культуры. В освоении учащимися экранной культуры выделим три уровня, расположив их в порядке усложнения.
    Первый уровень – или первый этап освоения экранной культуры – понимание специфики языка экрана через наиболее доступные структурные и семантические единицы (кадр; категории его выразительности). Это сразу ставит подростка в условия сравнения “своего” и “чужого” экранного пространства, помогает ему войти в иной культурный контекст и уйти от
    “натурализации” происходящего в кадре. Именно на этом этапе формируются основы критического мышления, толерантности, возникает импульс к самообразованию, происходит коррекция системы вкусовых и ценностных ориентаций.
    Второй уровень – освоение терминологии, формирование уровня грамотности в общении подростка с искусством. Результат этого этапа – возникновение культуры диалога с искусством, когда подросток в состоянии прочесть
    (или хотя бы предположить) авторскую концепцию художественного произведения, «скрытый смысл» рекламного сообщения и т.д.
    Третий уровень – практическое освоение технологий творческой деятельности. Умение применить теоретическое знание и навыки художественного восприятия на практике, создавая собственное произведение (рецензию; короткий фильм; сайт или мультимедиапособие; видеопроект; передачу для школьного телевидения и т.п.)

    50
    Этот этап может стать этапом практической рефлексии на киноуроки – когда осмысление уроков этики, морали, экологии души идёт через собственную практическую деятельность ребенка, социальную или творческую.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта