Главная страница
Навигация по странице:

  • Образовательные цели курса

  • Развивающие цели

  • Задачи занятия

  • 1.2. О роли киноуроков в формировании медиакультуры

  • Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
    АнкорСбориник
    Дата08.04.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМР_второй сборник.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #453294
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Цели киноурока
    1.1. Цели в формулировке ученика
    Я посещаю киноуроки для того, чтобы:
    узнать
     как зритель становится эмоциональным соавтором фильма;
     кто и как делает кино и телевидение;
     как экран связан с нашей жизнью
    понять
     что такое «коллективное творчество» и «синтез искусств»;
     научиться не только смотреть, но и видетьфильм;
     научиться говорить и вести дискуссию;
     понимать, что хотел сказать и что на самом деле сказал автор;

    20
     распознавать «заведомо ложную информацию» на экране, в т.ч. в рекламных объявлениях и телевизионных роликах;
     освоить «азбуку кино» не только в теории, но и на практике
    1.2. Цели в формулировке учителя
    Образовательные цели курса:
     знакомство с терминами и спецификой искусства кино;
     расширение культурных контекстов и интеграция знаний различных предметных областей;
     формирование коммуникативной компетентности учащихся.
    Воспитательные цели:
     формирование навыка рефлексии и самоанализа;
     формирование информационной культуры (умений понимать, собирать, хранить, обрабатывать, преобразовывать информацию, создавать собственные экранные тексты – зарисовки, репортажи, короткие фильмы), что может быть особо важным для будущих специалистов массовой коммуникации;
     формирование культуры эмоционального восприятия;
     формирование ценностных ориентаций и социально активной позиции личности.
    Развивающие цели:
    создание условий для общения с произведениями искусства
    экрана, развитие восприятия, памяти, фантазии, воображения
    формирование
    равновесия
    в
    эмоциональном
    и
    интеллектуальном освоении мира;
    реализация
    художественно-творческого
    потенциала
    подростка;
     формирование критического мышления, доказательной аргументации суждений;
    формирование
    установки
    на
    самообразование
    и
    самовоспитание..
    Задачи курса:
     Формирование системы знаний и представлений о языке экрана, его специфике, основных выразительных средствах, механизмах смыслообразования;
    Освоение терминологии, понятие о профессиональном производственном цикле, составе съемочной группы;
     Освоение языка и стиля массовой коммуникации, понятия системы жанров (для кино, телевидения, видео);
     Реализация творческого потенциала подростка через выполнение практических заданий, возможно – через проектную деятельность;
     Выработка навыка анализа экранного текста.
    Или – как вариант:

    21
    Цели занятия:
     Формирование у учащихся представлений о чувстве долга, героизме, самоотверженности;
     формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
     формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
     формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.
    Задачи занятия:
    личностные:
     ознакомить детей с понятиями «героизм», «патриотизм»,
    «чувство долга», «умение сочувствовать» и «сострадание» на примере сюжета фильма;
     начать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
     развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
     продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности;
     развить представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
     продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
     формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на итоговый результат.
    метапредметные:
     Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    предметные:
     Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
    Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы.
    Формы организации познавательной
    деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.

    22
    Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.
    Ожидаемые результаты: понимание того, что такое чувство долга, что такое героизм, особенностей проявления чувства долга в наше время – в быту и в экстремальных ситуациях, умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки
    В целом подобный вариант проведения киноуроков должен способствовать:
     Воспитанию эмоциональной культуры, усвоению и пониманию правил и законов морали и нравственности;
     освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания как экранного образа, так и внехудожественной информации;
     возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции
     реализации художественно-творческого потенциала подростков, стимулированию собственного творчества учащихся – работы над конкретными социальными и творческими проектами;
     формированию целостной, единой картины мира.
    В настоящее время наблюдается диспропорция художественного уровня экранных искусств, их образовательных и воспитательных возможностей и низкого уровня художественного развития подавляющего большинства подростков, их возможностей воспринимать, понимать, интерпретировать аудиовизуальную - в том числе и экранную - информацию.
    Один из вариантов разрешения этой проблемы - реализация аудиовизуального образования (наиболее эффективны учебные курсы интегративного типа, к оторым и относятся киноуроки). Основные характеристики аудиовизуального образования, осуществляемого в процессе киноуроков:
    *
    целенаправленное воспитание у подростков эстетического вкуса, формирование устойчивого интереса к художественным качествам фотографии, аудиовизуальных (экранных) искусств;
    *
    формирование критического мышления в условиях цифровизации образования;
    *
    развитие восприятия различных форм медиатекстов (в том числе и экранного повествования);
    *
    реализация творческого потенциала подростков в области аудиовизуальных искусств;
    *
    создание условий для формирования потребности в самообразовании и саморазвитии личности, содействие формированию индивидуальности;

    23
    *
    социальная реабилитация подростков девиантного поведения и возможная профессиональная ориентация на основе полученной информации.
    При пользовании электронными устройствами любой степени сложности искусство возникает не при наличии определенной степени мастерства, а там, где есть индивидуальное восприятие мира, обладающая своеобразием интерпретация реальности, авторская концепция. «Клиповое мышление» оборачивается полнейшим неумением современного школьника мыслить монтажно: агония реальности в неуклюжих обрывках кадров – вот что часто принимают за творчество современные подростки. Так возникают интернет-ролики, где теряется представление об экранной культуре и этике экранного мира.
    Электронная изощренность видеотехники - достоинство, которое может обернуться недостатком, провоцируя пользователя на типичные решения, “штампы”, выбор одних и тех же точек съемки, условий освещенности и т. д. Именно поэтому освоение современных электронных технологий подростками требует разрешения проблемы эстетического освоения среды. И основную роль здесь будет играть формирование критического мышления в процессе анализа чужих произведений.
    Не понимая, как другой автор может выразить в произведении свою концепцию мира, невозможно проанализировать аналогичный процесс в своем восприятии или в собственном творчестве.
    Здесь следует обратить особое внимание на то, что «медиа» в переводе с латыни - “средство”. Таким образом, залогом существования
    “электронных искусств” являются отнюдь не сами технологические достижения, а лишь способы и возможности их использования.. И видеосъемка (вплоть до технологии ТВЧ - телевидения высокой четкости), и компьютерные технологии мультимедиа - все это в образовании следовало бы рассматривать как средства достижения единой цели - эстетического воспитания личности. Направляя освоение технологий в русло творчества, поиска своеобразия, самобытности, уникальности, неповторимости нашего восприятия мира, мы избегаем опасности развития “механизированного восприятия”, непонимания сути дела, автоматического и поверхностного мышления.
    У людей с большим багажом восприятия зрительный образ - прежде всего повод для ассоциаций. У подростка “картинка” на экране компьютера оказывается неразрывно связанной не с комплексом ощущений, а с “новым понятием”; здесь всегда остается опасность подмены эстетического восприятия механическим запоминанием или логическим размышлением, чувственного восприятия - разумным и расчетливым знанием. А ведь мир существует только в единстве их сторон восприятия; и при широком использовании материалов средств массовой информации в обучении происходит ориентация прежде всего на логическую сторону познания, недооценка эмоциональной, чувственной стороны восприятия мира.

    24
    Чувственные формы познания конкретны, они порождают особую внутреннюю позицию, помогают выработке критериев эстетической оценки и эстетических потребностей. А потребности общественного развития требуют воспитания не “гениальных исполнителей”, но людей, способных к самостоятельному мышлению, реализующих нетрадиционные подходы и способы преодолевать различного рода кризисные ситуации.
    При изучении кино в рамках киноуроков сделан акцент на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием.
    Происходит формирование нового типа культуры – “медиакультуры”, что и отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента “присвоения культуры” (В.С. Библер). Это определяет многоплановость видения и похода к проблемам, свободу выбора уровней восприятия и анализа, умение находить выход практически из любой ситуации, потому что кроме формального объема знаний оказываются задействованными такие сферы, как интуиция, воображение, а также различные типы логической обработки информации, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культурного опыта личности. Для ориентации в сложных информационных системах и эффективной работы в высокотехнологичных структурах типа компьютерных сетей необходимы освоение практических навыков диалога через средства массовой коммуникации и развитое образное мышление. И ничто не может помочь этому столь же эффективно, как изучение искусства.
    Содержание и методика проведения киноуроков опираются на органическое сочетание принципов педагогики и законов искусства, его воздействия на человека, на естественную связь занятий с реальной жизнью.
    Интегративный принцип построения курса киноуроков позволяет эффективно выстраивать межпредметные связи с базовыми учебными курсами (литературы, истории, обществознания и др.).
    Рассматривая общие закономерности развития художественной культуры, обращаясь к различным видам искусства и взаимосвязям между ними, изучение искусства на киноуроках приобщает учеников к той специфической форме человеческого познания и самопознания, которая выражается в образно-художественной модели мира, воплощается средствами кино. Особое внимание уделяется роли искусства в жизни людей
    – в формировании общественного сознания, идеалов, в развитии и совершенствовании человека, развитии его эмоциональной и интеллектуальной сферы, а также в «проектировании» будущего.
    Реализация системы аудиовизуального образования школьников возможна при использовании в рамках киноуроков деятельностных подходов, реализованных в игровых и моделирующих процессы исследования методиках на базе педагогики диалога и сотрудничества. Для эффективности как эмоционального, так и интеллектуального развития

    25 личности и формирования индивидуальности подростков необходима сбалансированная система деятельности. Поэтому оптимальным для данного учебного курса представляется сочетание таких типов деятельности, как
    эстетическое восприятие (с акцентом на переживание и рефлексию),
    интерпретация результатов восприятия и художественно-творческая
    деятельность, а также освоение знаний, стимулирующих остальные виды деятельности.
    Как эстетическое восприятие, так и переживание в данном случае рассматриваются не как специфические психические функции, но как особый вид смыслообразующей психической деятельности, т. е., согласно концепции Ф.Е.Василюка, как “самостоятельный процесс, соотносящий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные проблемы”
    1
    . Это имеет огромное значение и для социальной реабилитации подростков, поскольку дает возможность увязать мир собственных переживаний и ощущений с конкретными реальностями окружающего мира. Поскольку каждое художественное произведение имеет несколько слоев (уровней) восприятия сюжета - бытовой, социальный, символический, уровень авторской концепции, - разбор своего взгляда на произведение искусства может стать "точкой поворота" для подростка в формировании его убеждений и последующей их реализации в условиях конкретного социума.
    Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуации и требования времени - в частности, именно так возникли методики практического освоения новых технологий - видеосъемки, видеомонтажа, использования мультимедийных компьютерных технологий.
    Важно также и то, что синтетический характер экранного образа предоставляет неограниченные возможности для интеграции искусств в рамках учебных занятий.
    Сейчас перед нами стоит проблема: следовать в своей деятельности бесчисленным предлагаемым образцам - образцам поведения (приобретения только определенных товаров - согласно рекламному имиджу), следования одним и тем же схемам, - или “идти своей дорогой”, да еще и постоянно ощущать ответственность за свой выбор. Практика показывает, что характерное для западной бытовой культуры “влияние предлагаемого образца” в нашем случае часто принимает уродливо искаженные формы; реальность жизни требует самостоятельности принятия решений, ответственности, умения видеть вопросы и проблемы с разных сторон; умения ставить задачи ( в том числе и самому себе), разрешать их и адекватно оценивать ситуации.
    Один из вариантов выхода - освоение образного мышления; эстетическое восприятие определяет внешнюю незаинтересованность оценки событий или явлений, а это, в свою очередь, способствует многоплановости видения и подхода к проблемам, овладению различных уровней восприятия и
    1
    Ф.Е.Василюк, “Психология переживания”, М., 1984, с. 46

    26 анализа, умению найти выход практически из любой ситуации, потому что кроме объема знаний оказываются задействованными такие сферы мышления, как интуиция, использование различных типов логических построений, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культуры...
    Именно поэтому становится столь важной сфера художественного аудиовизуального образования. Область знания и творчества, где освоение новых форм поведения и поиск новых путей познания происходит в неразрывной связи с историческим бытием человечества. Область, где так легко найти и выделить культурные традиции - народа, страны, времени... так же легко, как и потерять, утратить, растворить конкретные и определенные признаки и явления в мозаичном хаосе восприятия.
    Можно ли, например, составить представление о современном мире по программам телевидения? Как - и благодаря чему -подвергается искажению информация, и где сокрыты те самые “вечные ценности”, которые, невзирая на любые кризисы сознания, сохраняют свою значимость и дают основания для размышлений о будущем?..
    Именно поэтому изучение аудиовизуальных искусств - насущная необходимость времен развитой технологии. Человек двадцать первого века должен быть прежде всего человеком творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных структурах
    (типа компьютерных сетей) просто необходимы практические навыки диалога и развитое образное мышление; и ничто не заменит искусства и культуры в образовании и воспитании. При этом для процесса обучения важна не столько историческая хронология, сколько именно способ мышления и познания, определяемый существованием и развитием системы искусств.
    Это определяет и требования к использованию киноуроков в учебно- воспитательном процессе. Киноуроки мы рассматриваем как часть преподавания аудиовизуальных искусств в современной школе. Не формально-логические объемы знаний, а умения чувствовать, осознавать, анализировать и сопоставлять – вот что должно становиться итогом куиноурока. При этом подросток должен осознавать бытие культуры как процесс – и развитие человека как часть этого процесса.
    1.2. О роли киноуроков в формировании медиакультуры
    Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования.
    На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически.

    27
    Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации. При этом мозаика впечатлений определяет одноплановость уровней восприятия и освоения информации в сознании подростка. Если же говорить об эстетическом воспитании, о восприятии и освоении художественной информации, то здесь ситуация осложняется тем, что искусства экрана изначально реализуются через каналы массовой коммуникации. Каждый уровень информации существует сам по себе, их пересечения и взаимовлияния случайны и непреднамеренны; у подростка может и не возникать потребности складывать из этой мозаики единую, целостную картину мира. А между тем на примере экранных искусств мы можем наиболее ярко проследить, как происходит «перевод» в художественно- образную форму всего многообразия форм бытия человеческой культуры.
    Становится своеобразной нормой знакомство с фольклором, музыкой, живописью, архитектурой через посредничество экрана; документальные теле-(видео) фильмы о музейных коллекциях воспринимаются как источник информации об искусстве, “виртуальные путешествия”, реализуемые через медиатехнологии, предоставляют вроде бы невиданные ранее возможности - перемещаться куда угодно, путешествовать по “виртуальным музеям” в регулируемом режиме просмотра, - но...
    Оставим пока в стороне вопросы о том, насколько опосредовано общение с искусством через каналы массовой коммуникации. Обратим внимание на другое - восприятие информации через экран формировалось через “искусство кино”, то есть в нашем восприятии любая экранная информация немыслима вне эстетических, художественно-образных аспектов. Отсюда и необходимость аудиовизуального образования в области экранных искусств, необходимость формирования аудиовизуальной культуры подростка.
    На данном этапе развития общества этот процесс происходит в основном стихийно, в то время как киноуроки дают возможность активизировать его и сделать его более интенсивным.
    Наиболее важными при этом представляются следующие факторы:
     необходимость формирования аудиовизуальной культуры подростка в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества, связанным с революцией в информационных технологиях;
     необходимость эффективного использования образовательного потенциала аудиовизуальной среды, окружающей подростка (в том числе кино, телевидения, интернета, систем “виртуальной реальности”);

    28
     необходимость более глубокого и объемного рассмотрения экранных искусств в процессе образования;
     повышение требований к уровню преподавания искусства в школе и его использования в воспитательном процессе.
    Один из вариантов разрешения этой проблемы - реализация аудиовизуального образования (наиболее эффективны учебные курсы интегративного типа, синтезирующие навык работы с информацией с изучением искусства). Основные характеристики аудиовизуального образования на примере киноуроков:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта