Главная страница

Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


Скачать 3.97 Mb.
НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
АнкорСбориник
Дата08.04.2022
Размер3.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМР_второй сборник.pdf
ТипМетодическое пособие
#453294
страница2 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Глава 1
1.1. Формирование критического мышления через восприятие
экранных медиатекстов
Одним из наиболее важных факторов, определяющих изменения в современном образовании, становится влияние информационной среды. И одним из наиболее значимых слагаемых информационной среды сегодня является экранная коммуникация (кинематограф, телевидение, видео; компьютерные мультимедиатехнологии).
Мы зачастую недооцениваем воспитательную роль экрана и экранного творчества, его роль в развитии личности подростка перспективы применения кинообразования в обучении и воспитании, социальной адаптации учащихся. И именно эта область определяет один из самых важных на сегодняшний день экологических аспектов бытия человечества. Экология экранной коммуникации, рассматриваемая в самом широком смысле – экология экранной среды, экранной информации, восприятия и коммуникации, становится фактором, во многом определяющим общественное бытие и человеческое сознание.
Отметим, что кинообразование является неотъемлемой частью медиапедагогики – педагогики времен развитого информационного общества, когда мир информации предполагает как свободу его освоения, так и необходимость активного формирования нового типа культуры.
Современному подростку не хватает эмоционального освоения мира, формирования критического (аналитического) мышления, грамотности в освоении нового информационного пространства – а возможности кинообразования в этих процессах очень велики.
Рассматривая роль экранных искусств в жизни современного школьника, необходимо отметить, что современная экранная коммуникация выступает для подростка не только как источник

11 информации, имеющей образовательное значение, но и как повод для формирования системы взглядов на мир. Это происходит не только при пассивном восприятии экранных медиатекстов, но в первую очередь при попытке создать собственный текст, используя язык экранной коммуникации. И если ранее это было доступно лишь в условиях специальных курсов (кружков видеолюбителей, школьных телестудий и.т.п.), сейчас понятие экранного творчества стало гораздо более широким. Попытка создать самостоятельный медиатекст (экранный текст)в мультимедийных технологиях требует овладения теми же областями знаний и умений – коммуникативной компетенции, владения языком экрана, освоения экранной культуры. Потенциал области экранного творчества в настоящее время выглядит как вполне реальный шанс практически для каждого учащегося реализовать свои художественно-творческие способности на занятиях в студиях фото- и видеотворчества, школьных телестудиях, объединениях детской тележурналистики, а также в компьютерных клубах при создании мультимедиапроектов и компьютерной мультипликации.
Необходимо изучение не только проблем эстетического воспитания, связанных с развитием электронных информационных технологий, но и образной системы искусств (особенно искусств синтетических, сама природа которых дает основания рассматривать их как способ отражения взаимодействия современного человека с информационной средой – таких, как кино, телевидение). Изучение теории экранных искусств, освоение критического мышления и творческая практика (съемка, монтаж) представляют собой насущную необходимость времен развитых высоких технологий.
Интересно отметить, что сетевые компьютерные коммуникации используют экранный тип коммуникации; а в восприятии экрана огромную роль сыграли экранные искусства- кино, телевидение, видео.
Таким образом, формирование критического мышления в сфере экранной культуры целесообразно начинать именно с анализа художественных произведений (фильмов).
История культуры предлагает нам очень интересную картину того, как человек осознает мир, себя в мире и мир в себе, как возникают и перерождаются национальные культуры и культурные течения, связанные с жизнью одного поколения. Реализации этих задач способствует создаваемый на занятиях культурный контекст - даже частичное погружение в историю экранных искусств оставляет неповторимое впечатление вечной динамики бытия. Разнообразие форм, жанров, монтажных вариантов, богатство выразительных средств и сравнительная простота их использования делают для подростка вдвойне привлекательной попытку самому попробовать логически выстроить экранный мир по законам чувственного восприятия. Таким образом,

12 аналитический этап работы выступает стимулом к предметно- практическому этапу.
Однако мало просто осознать, что взгляд на мир через экран уже есть выражение уникальности собственного “я”. У того, что снято, существуют зрители. Тогда и возникает осознание того, что рядом – точно такие же “я”, и смысл жизни заключается вовсе не в том, чтобы доказать превосходство своего “я” над другими. Возникает проблема “я и другие”; мир утверждается в своем бесконечном разнообразии, и каждая из возможных точек зрения получает право на существование.
Эта ступень требует от подростка не только умения осознать мир, свое место в мире и место другого рядом с собой; здесь необходима позиция диалога - реального диалога, когда оба собеседника предполагают друг в друге не только равные по возможностям индивидуальности, но и желание понять именно то, что тебе говорит другой, а не искать в его словах и поступках лишь отражение собственных помыслов и стремлений.
Диалогические отношения требуют от каждого из людей, во-первых, воспринимать другого в качестве желательного партнера общения, и, во- вторых, предполагать, что оба участника диалога имеют некую общность взглядов. Поиск этой общности часто представляет собой истинный смысл диалога, его глубинную подоплеку. Одиночество “я” перестает быть безысходным; сущность человека нашего времени может быть проявлена только в диалогическом единстве Я и ТЫ, участии в бытии других, в понимании, любви, дружбе, верности, в бытии через Мы и Вы. И эти отношения призваны разрушить официальный образ человека- марионетки, социального “винтика” либо безысходной жертвы социальной анархии, личности, которая лишена выбора и которую легко поставить “на нужное место” с помощью ряда определенных, математически выверенных воздействий.
Обратим внимание на то, что восприятие информации через экран формировалось через кинематограф и телевидение, то есть в нашем восприятии любая экранная информация немыслима вне эстетических, художественно-образных аспектов. Экранный медиатекст обладает свойством отображения виртуальной реальности, создаваемой в сознании подростков, представляющей комплекс ценностных ориентаций, моральных и этических установок. Далеко не всегда это осознается на вербально-логическом уровне. Это определяет роль экранного восприятия в формировании не только комплекса знаний (общей эрудиции), но и ценностных установок личности. И просмотры, и попытки создания собственных экранных медиатекстов играют огромную роль в формировании личности, позволяя органично
«присвоить» и преобразовать чужой опыт восприятия мира. Это одинаково значимо как для образования, так и для воспитания школьников. И здесь важны как экология восприятия, которая зависит от характеристик окружающей

13 подростка информационной среды, так и экологичность мышления самого подростка; а по отношению к экрану, к экранной информации, к экранному образу это качества формируемые – как стихийно, так и сознательно.
Поток художественной и внехудожественной информации, который получает подросток с кино- и телеэкранов, делает его пассивным потребителем. Происходит навязывание ценностей – от «продвинутого пива» до моделей поведения, одежды, отношения к миру – школе, учителям, родителям. Для того, чтобы преодолеть этот барьер пассивности, при изучении основ экранной культуры сделан акцент на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Рождение эмоционального отклика, сопереживания пробуждает у подростков желание самим попробовать свои силы в создании зарисовки, видеоклипа, телепередачи. Видеотехника, цифровой монтаж конечно, делают процесс создания фильма куда более простым и доступным, нежели это было у кинолюбителей. Но тут возникают другие проблемы: оказывается, экранный язык требует умения изъясняться просто и внятно, используя и образную систему, и коммуникативные технологии.
Вариантом такого “поворота сознания” и является изучение медиатехнологий (технологий, связанных с использованием массовой коммуникации) в рамках эстетического образования. Это направление может быть представлено развивающими учебными курсами детской журналистики в области детской прессы, радио, телевидения; давно известные курсы кинообразования и кинолюбительства в связи с переходом на видеотехнику в наше время стали более доступными и разнообразными. Однако именно работа с искусством экрана, представленная в программах развивающих курсов на материале кино, телевидения, видео, создания мультимедийных проектов, сейчас, с одной стороны, вызывает наибольший интерес у школьников, с другой - сложна для внедрения в педагогическую практику, поскольку требует и навыков художественного образования, и знания технологий.
Экранное творчество обладает поистине неизмеримым потенциалом развития личности подростка. Не случайно собственное экранное творчество – одно из самых перспективных направлений современного медиаобразования.
Изучение восприятия экранных искусств и его результатов свидетельствуют о том, что использование тех или иных особенностей и возможностей искусства экрана всегда тесно связано с пониманием аудиовизуального текста. Каждое время порождает свои особенности экранного языка; меняется монтаж, цветовая гамма, возникают различные средства и приемы экранной выразительности. Изменяются темп и ритм восприятия (так, обилие рекламы в телеэфире на наших глазах породило

14 эффект «рекламной паузы» – неспособность учащихся сосредоточиться более чем на 15 минут).
Развивать навыки восприятия экранных произведений, знакомить учащихся с особенностями языка экранных искусств – именно этим задачам (и многим другим) посвящена работа педагогов в особом направлении образования – кинообразовании или образовании в области экранных искусств, как принято называть эту область медиаобразования в последнее время. Изучая восприятие детьми экранных произведений, педагоги, работающие в этой области, выявили ряд особенностей в восприятии учащимися самых разных возрастов экранных произведений
(фильмов разных видов и жанров, телепередач, клипов, рекламы). Подчас эти особенности детского восприятия классифицируются как недостатки, над преодолением которых необходимо работать. Однако некоторые из них напрямую связаны с возрастными возможностями детей, поэтому часто их следует не преодолевать, а учитывать и использовать.
В процессе создания экранных мультимедийных продуктов
(мультимедиапроектов) нельзя не учитывать особенностей восприятия экранных произведений, поскольку эти особенности распространяются и на восприятие любой другой экранной продукции.
При рассмотрении экранного образа следует учитывать, что его восприятие сформировано в культурной парадигме кинематографа, телевидения, видео. Эволюция экранного образа как средства передачи информации в СМК показывает, что основные свойства, качества экранной образности остаются неизменными и при рождении мультимедийной продукции.
Поэтому при оценке качества мультимедиапроектов следует рассматривать следующие аспекты экранного образа:

Создание особого экранного пространства.
Возникновение экранных искусств стало возможным потому, что в нашем восприятии последовательно показанные на экране фрагменты пространства соединялись по смыслу. Возникало новое, монтажное, пространство, оно могло иметь свою логику построения и не совпадало с теми фрагментами реальности, которые послужили его основой. Экранное пространство стало не меньшим фактором развития человеческого восприятия, нежели возникновение перспективы в живописи.
Даже в случае, когда мы имеем дело с «плоским» изображением, экран предполагает за ним создание объема.
Именно поэтому любая модель, реализующая работу с пространством
(трехмерная анимация, видеофрагменты, использование моделей театра и кино) в случае грамотного применения методики создания экранного образа будет успешной.

Создание особого времени (Еще кинематограф доказал, что экран способен сжимать либо бесконечно растягивать время, создавая при

15 помощи звукозрительного монтажа совершенно иной, отличный от существующий реальности пространственно-временной континуум, своеобразную виртуальную реальность. При этом закладываемый в создание образа времени механизм был индивидуализирован, выполнен с расчетом на диалог «экран-личность». Этот диалог зрителя и экрана и был предпосылкой выявления резервов интерактивности. Телевидение в этом плане достигло больших успехов, однако ограниченные возможности самого канала коммуникации не позволили достичь принципиально иного уровня взаимодействия зрителя и экранного образа. Этот процесс стимулирует развитие и слияние новых сетевых электронных технологий с телевидением. В случае работы с мультимедиа в экранном образе мы имеем еще более сложную структуру времени – время, четко определяемое и заданное создателями медиатекста, и время индивидуальное, которое определено индивидуальным механизмом восприятия экранного образа и заложенными в медиатекст возможностями «обратной связи»).

Аудиовизуальная природа экранного образа (В первую очередь это наличие комплексного аудийного ряда и особенности его использования: избирательность воспроизведения фонограмм, использование звуковых опорных сигналов, специальных эффектов, дополнительное акцентирование внимания и др.). Использование основных каналов человеческого восприятия определяет особую силу воздействия экранного образа, где ведущие типы восприятия могут очень быстро сменяться: основным носителем смыслообразования может быть изображение, может быть звук, возможен и вариант, когда смысл образа рождается в «монтажном», необычном сочетании звука и изображения. В режиссуре этот прием называют контрапунктом. Именно здесь, на наш взгляд, скрыты резервы повышения эффективности воздействия экранных медиатекстов, поскольку эти принципы выстраивания экранного образа еще не в полной мере освоены в создании мультимедиапродукции. Часто это связано с узкой специализацией производителей электронного продукта и упорным желанием снова и снова изобретать давно открытое старое.

Монтажная природа экранного образа (монтаж как основа создания экранного образа – монтаж элементов, последовательность смены образов, основа создания комбинированных экранных образов).
Именно монтаж стал основой нового языка коммуникации, позволил экранному образу обрести особую убедительность. Принцип «общий смысл представленных на экране элементов представляет собой нечто большее, нежели просто сумма этих элементов», который в кинематографе выражен знаменитой формулой С.М.Эйзенштейна 1+1=3, является основой и мультимедийного экранного образа.

Наличие аудийного и визуального контекста восприятия.
Медиатекст (экранный текст) не существует вне контекста

16 восприятия. Часто монтаж и служит в первую очередь средством создания такого контекста, поскольку первично кадр (или его составная часть) имеет знаковую природу и лишь частично определяет итоговый смысл экранного образа. Изображение человека, идущего по дороге, сменяется изображением дома. Для того, чтобы возник образ «дорога к дому», важны и аудийный, и визуальный контекст, если они «не стыкуются», рождения образа может не быть. Однако богатство ассоциативных связей заставляет говорить о контексте как о важнейшем факторе восприятия экранного образа. Так, облик рэпера или музыкальная фраза фонограммы к заставке музыкального диска сразу вводит в контекст восприятия и привлекает определенную категорию зрителей, «отсекая» ту часть аудитории, для которой этот контекст неинтересен либо неприемлем.

Расчет на диалоговое восприятие экранного образа (экранного медиатекста в целом). За экранным образом всегда стоит некоторая концепция восприятия мира, и зритель (будем называть сидящего перед
любым экраном именно так) вступает во внутренний диалог с «автором» этой концепции. Однако автор экранного образа чаще всего не индивидуален, но коллективен. Тем не менее диалог с экранным образом остается важным качеством восприятия экрана. В случае кино мы имеем дело с художественным экранным образом, там концепция автора может быть выявлена дополнительно посредством анализа либо логических рассуждений. Телевидение представляет собой переходный этап от художественного образа к чисто информативному, а экранный образ в мультимедиа и вовсе «опосредован». Но тем не менее следует ясно понимать, что диалоговое восприятие экрана никуда не уходит, оно только переходит в новую, совершенно иную стадию. Поэтому у мультимедиапродукции столь существенным и определяющим этапом является разработка сценария, драматургической структуры, которая и является заместителем «позиции» автора.

Интерактивность (наличие обратной связи). В случае электронных медиатекстов это может быть реализовано в механизмах обеспечения индивидуальной учебной траектории, в том числе и комплекса самопроверки знаний и умений работать с информацией.
Интерактивность подразумевает обязательную активность пользователя ( не задашь вопроса – не получишь ответ). Стимулированию этой активности и могут послужить система методических подсказок и комментариев о работе программы или предметном содержании информационных ресурсов. Новые качества экранного образа в мультимедиа (сжатое изложение информации, свобода перемещения по структуре ресурсов, необязательность сплошного чтения текста, наличие в структуре информации справок и перекрестных ссылок) являются следствием возникновения нового типа медиатекстов – гипертекстов.

17
Здесь сама природа медиатекста определяет возможности его восприятия, реализацию через гипертекстовые структуры образовательных задач и различных моделей обучения – от массовых до индивидуально- дифференцированных.
На основании этого мы можем сделать вывод: восприятие экранного образа является определяющим фактором восприятия современной информационной среды.
Именно поэтому кинообразование и воспитание при помощи киноискусства продолжают быть актуальными для сегодняшней школы. Экран – главный тип восприятия современного ребенка и подростка.
Но современная киносреда практически не предлагаем ему медиатекстов, осмысление которых стало бы для него активной развивающей средой.
Экранный тип коммуникации является доминирующим в компьютерных технологиях, и поэтому создание любых электронных информационных ресурсов, выполнение учащимися мультимедийных проектов невозможны без учета опыта, накопленного экранной культурой в течение ХХ века.
Одной из важнейших тенденций развития культуры ХХ века является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин «клиповое мышление». Наиболее массовым источником информации становится телевидение, при помощи которого современный человек узнает обо всем на свете, в том числе об искусстве.
Специфика подачи телевизионной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза осуществляется непосредственно в сознании человека.
Поэтому возрастает роль способности человека к обобщению, к синтезу.
Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородный материал, воспринимать картину мира не мозаично, но целостно, в единстве.
Развивающий характер обучения и воспитания предполагает в человеке способности к открытому типу мышления, терпимости, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений.
Большую роль в этом процессе может сыграть освоение информационных технологий. Информационное обеспечение учащихся (свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) - залог свободного развития личности. А основная задача современного образования – научить применять эти знания и умения на практике, реализуя творческий потенциал личности. И развитие экранного мышления становится первоочередной задачей современного образования.
Экранный тип мышления доминирует и в популярной сегодня в школе проектной деятельности. Формы и методы проектов в основе имеют

18 информационную и медиакультуру, сформированную через восприятие экрана.
Проектная форма работы в современном образовании призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, страноведении).
Проектная деятельность предполагает непосредственное использование информации, получаемой по каналам СМИ, что ставит дополнительную задачу развития критического осмысления и переработки получаемой информации. Под информационной культурой здесь следует понимать как общее представление об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, средствах массовой информации, так и о системе моральных и юридических норм, ценностной ориентации, понимании смысла и своеобразия языка СМИ.
Для решения задачи развития критического мышления по отношению к информации, передаваемой по каналам СМИ, полезно проследить весь путь развития средств массовой информации, развитие информационных технологий, позволяющих совершенствовать формы подачи материала. Дать примеры, демонстрирующие возможности моделирования в виртуальном пространстве. При всех попытках телевидения к реализации принципа интерактивности, оно не может дать зрителю ощущения свободы действий. А в сети Интернет человек свободен в выборе информации, он сам ее получает, сам может смоделировать ситуацию общения. Это дает иллюзию особой достоверности экранного образа. Именно поэтому так велико доверие учащихся к этой информационной среде.
При целенаправленной работе по ознакомлению со спецификой различных источников информации следует говорить о развитии навыков медиакультуры как умения критически отбирать, осмыслять и использовать информацию, получаемую по различным каналам, являющимся составной частью массовой культуры. В этом отношении может быть предложена проектная деятельности и собственно по проблемам использования средств массовой информации (СМИ) в контексте развития мировой художественной культуры новейшего времени (Например, проект «Прошлое, настоящее и будущее книги в истории человечества»).
В перспективе подобная работа с предметным содержанием, активизация использования различных видов экранной информации в учебном процессе неизбежно приводит к «размыванию» рамок самой системы обучения, к переходу большей части работы в область консультативной работы учителя и самостоятельной работы учеников, стимулирования процесса самообразования у обеих сторон педагогического диалога.
Один из основных признаков экранного медиатекста – интерактивность, расчет на обратную связь, диалог со зрителем. Но для

19 того, чтобы этот диалог был эффективным, надо, во-первых, заложить в структуру пособия возможности его использования. Во-вторых, при работе с созданием мультимедийных проектов необходимо особое внимание уделять формированию критического мышления школьников.
Сегодня экран является основным источником “быстрой” информации о различных событиях и явлениях. Для школьников кино, телевидение, видео являются незаменимыми источниками дополнительной информации по многим учебным предметам. При этом зачастую авторитетность этих источников информации куда выше, нежели вера в слова родителей или знания официального образования.
Это связано с тем, что любая информация при представлении ее в форме экранного повествования объективируется, осознается школьником как реальная. То есть и заведомо ложная концепция “проходит” в восприятии подростка под знаком “безусловной реальности”, хотя на самом деле является реальностью виртуальной - воссозданной с помощью технологических средств и обладающей высокой степенью психологической достоверности. Именно от этого и следует предостерегать современных подростков, они должны уметь анализировать, что стоит за экранным текстом, какую идею он несет в себе.
Диалог с экраном - это переход с позиции “просто зрителя” на позицию собеседника, и далее: от сопереживания – к сотворчеству, к активному “достраиванию” экранного мира, к более глубокому пониманию авторской концепции экранного текста.
Киноуроки могут и должны стать новой ступенькой развития и для учителя, и для ученика в новом информационном пространстве.
Для киноурока большое значение имеет точность постановки целей и задач занятия. Они зависят от темы, сюжета, жанра фильма, поэтому в главах, посвященных конкретным киноурокам, мы будем давать вариативные версии таких текстов, исходя из специфики фильма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта