Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
Скачать 3.97 Mb.
|
1 Е.А. Бондаренко Е.В.Дубровская Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы Москва 2018 2 Бондаренко Елена Анатольевна Дубровская Елена Владимировна Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы Методическое пособие Москва 2018 3 Бондаренко Елена Анатольевна Доцент кафедры киноведения ВГИК, кандидат педагогических наук Елена Владимировна Дубровская Режиссер Данное пособие посвящено проблемам формирования экранной культуры школьников на современном этапе развития общества. Киноуроки – уникальный проект, который совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с короткометражными фильмами, снятыми специально для этой цели. Пособие предназначено для всех категорий педагогических работников, специалистов в области образования, административных работников, которые могут и хотят применить кино в образовании и воспитании нового поколения. Данное пособие может быть использовано как для самообразования педагогов, воспитателей, специалистов дополнительного образования, так и для проведения расширенных курсов повышения педагогической квалификации в области кино- и медиаобразования. В приложении – основа фильмов: рассказы Елены Дубровской и сценарии. 4 Содержание Введение. Подросток в мире электронных искусств ...........................................................5 Глава 1 1.1.Формирование критического мышления через восприятие экранных медиатекстов .......................................................................................................10 1.2. О роли киноуроков в формировании медиакультуры..................................26 Глава 2 О методике проведения киноуроков Формирование навыков анализа фильма в современной экранной культуре.................................................................................................................37 Глава 3 Материалы к киноурокам 3.1. Материалы к киноуроку по фильму «Стеша» ...........................................53 3.2. Материалы к киноуроку по фильму «Ванька адмирал» ............................65 3.3. Материалы к киноуроку по фильму «Великий» ..........................................78 3.4. Материалы к киноуроку по фильму «Лошадка для героя» ........................88 3.5. Материалы к киноуроку по фильму «Честь имею» .................................102 3.6. Материалы к киноуроку по фильму «Хорошие песни» ............................112 3.7. Материалы к киноуроку по фильму «Мой танец» ...................................122 3.8. Материалы к киноуроку по фильму»Мой друг единорог» .......................131 3.9. Материалы к киноуроку по фильму «Новогодний подарок» ...................141 3.3. Заключение...................................................................................................151 Список литературы..........................................................................................155 Приложения Елена Дубровская. Рассказы и сценарии фильмов.........................................157 5 Введение. Подросток в мире электронных искусств ХХ век наступил и прошел под заметным влиянием искусства экрана. Сначала кинематограф, затем – телевидение; не случайно и общение с компьютером в XXI веке также происходит через экран. История искусства экрана и экранная культура до сих пор остается нераскрытой для школьников. Они смотрят все меньше отечественных фильмов, привыкают мыслить интернет-роликами. А между тем именно телевидение и экранная культура, формируемая через интернет, сейчас признаны самыми опасными средствами массовой коммуникации. Ученые исследуют влияние фильмов на рост насилия, роль кино и ТВ в пропаганде наркотиков, разрушении национального самосознания… Проблемы и в самом деле сложные, и проистекают они во многом из того, что в данном случае природа экрана двойственна: он может быть проводником как произведений искусства, так и каналом массовой коммуникации, по которому приходят в дом «отравляющие сознание» медиатексты (т.е. тексты, изложенные языком СМИ). Поэтому необходимо изучение истории искусства экрана, формирование навыков анализа фильма и телепередачи. Это не только основа формирования информационной культуры, стандартов электронного общества и электронного правительства, но и немаловажный фактор цифровизации образования. Способ мышления, воспитания, бытия современного ребёнка требует особого внимания к формирпованию экранной культуры. Переход от индустриального типа общества к информационно- электронному несет с собой абсолютно новый тип отношений как между людьми, так и между сферами ориентации информационных технологий. Функцию знакомства с искусством уже во многом взяли на себя средства массовой информации (узнавать о художнике и его творчестве из фильмов, статей, альбомов с репродукциями давно уже считается нормой, хотя процесс живого функционирования произведения искусства происходит только во время и в условиях непосредственного его восприятия). Возникает необходимость констатировать своеобразный перелом в истории культуры. Не так давно ученые и исследователи утверждали приобщение к миру искусств все новых и новых областей. Начало ХХ века: является ли искусством изобретение братьев Люмьер - кинематограф? Середина века: искусство ли телевидение? А сейчас, когда средства массовой коммуникации являются средой распространения и функционирования искусства, возникает искушение рассматривать и Интернет с точки зрения приобщения к "электронным искусствам". Однако здесь привычная метафоричность (все, что достигает определенного уровня совершенства, принято обозначать термином "искусство") может обернуться против нас. Термин "электронные искусства" возник именно на такой почве; однако при пользовании электронными 6 устройствами любой степени сложности и совершенства искусство, как и прежде, возникает не при наличии определенной степени мастерства, а там, где есть индивидуальное восприятие мира и своеобразная интерпретация реальности. А поскольку природа электронных устройств предполагает вторичность восприятия (мы имеем дело не с реальностью, а с её "слепком", чьи качества определяются особенностями функционирования электроники), речь должна идти об опосредованном, "свернутом" состоянии эстетического восприятия мира. В частности, электронная изощренность цифровой видеотехники - и достоинство, и недостаток: она провоцирует на типичные решения, "штампы", выбор одних и тех же точек съемки, условий освещенности, композиционных решений и т. д. Именно поэтому освоение современных технологий массовой коммуникации (в том числе и электронных) подростками требует разрешения проблемы эстетического освоения среды. Дети и подростки буквально живут в мире экрана, использование цифровых технологий стало привычным, ежедневным, оно обеспечивает целый ряд потребностей и делает привычными новые возможности. В этих условиях воспитательное значение экранной среды возрастает в десятки (если не в сотни) раз. Вся история экранных искусств с сжатом виде присутствует в попытке освоить мир посредством видеосъемки, "через кадр". Направляя освоение технологий в русло творчества, поиска своеобразия, самобытности, уникальности, неповторимости нашего восприятия мира, мы избегаем опасности развития "механизированного восприятия", что помогает формировать сферу коммуникативной компетенции учащихся на основе обращения к творческому восприятию и практической деятельности. В наше время продолжается кризис привычной для предыдущих поколений стабильной системы ценностей. Традиции, идеалы, нормы морали и этики - все подвергается пересмотру. Это время предъявляет особые требования к формированию личности, оно заставляет вырабатывать ответственность и самостоятельность в суждениях, умения ставить себе задачи, творчески разрешать их и адекватно оценивать ситуацию, используя информацию из различных источников. Один из вариантов разрешения этого узла проблем - изучение эстетических аспектов языка средств массовой информации, специфики его функционирования в обществе. Именно это и является областью изучения в данном учебном курсе. В материалах данного модуля сделан акцент на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Изучение искусства кино (массовой коммуникации в ракурсе освоения экранной культуры) в старшем школьном возрасте имеет свою специфику. Освоение экранной культуры дает богатейшие возможности не только для эстетического развития личности, но и для более интенсивного набора знаний по всем предметам и освоения специфических навыков работы с 7 информацией. А оба этих факта, в свою очередь, ведут к усилению межпредметной интеграции и созданию из мозаики отдельных предметов не дробной, разрозненной, но единой картины мира. Работа с искусством экрана, представленная в программах развивающих курсов на материале кино, телевидения, видео, сейчас, с одной стороны, вызывает наибольший интерес у школьников, с другой - сложна для внедрения в педагогическую практику. Методики разработаны и существуют, но их тиражи малочисленны, а система внедрения в педагогическую практику то и дело обрывается на стадии подготовки учителя. Киноуроки (или уроки воспитания с использованием киноискусства) – одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем. Фильмы, специально снятые для школы, нацеленные на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, становятся основой кинопедагогики на рубеже нового этапа нашей жизни. Воспитательный и развивающий аспекты изучения экранной культуры понятны и очевидны всем (большая часть медиатехнологий основана на общении с экраном!); но современная школа практически утратила ориентацию на перспективы своей работы. Требования к выпускникам остаются все еще на уровне конкретных знаний, но не умений работать с информацией. Традиционные связи “школа - ВУЗ” разрушены, новые еще не созданы; а о воспитании сложно говорить в условиях, когда система ценностных ориентаций общества то и дело встает с ног на голову. Именно поэтому интерес к работе с искусством экрана в теории часто сменяется резким падением энтузиазма на практике. История культур предлагает нам очень интересную картину того, как человек осознает мир, себя в мире и мир в себе, как возникают и перерождаются национальные культуры и культурные течения, связанные с жизнью одного поколения. Реализации этих задач способствует создаваемый на занятиях культурный контекст - даже частичное погружение в историю экранных искусств оставляет неповторимое впечатление вечной динамики бытия. Разнообразие форм, жанров, монтажных вариантов, богатство выразительных средств и сравнительная простота их использования делают для подростка вдвойне привлекательной попытку самому попробовать построить внутрикадровый мир по законам чувственного восприятия. Таким образом, аналитический этап работы выступает стимулом к предметно- практическому этапу. Однако мало просто осознать, что взгляд на мир через экран уже есть выражение уникальности собственного “я”. У того, что снято, существуют зрители. Тогда и возникает осознание того, что рядом – точно такие же “я”, и смысл жизни заключается вовсе не в том, чтобы доказать превосходство своего “я” над другими. Возникает проблема “я и другие”; мир утверждается в своем бесконечном разнообразии, и каждая из возможных точек зрения получает право на существование. 8 Эта ступень требует от подростка не только умения осознать мир, свое место в мире и место другого рядом с собой; здесь необходима позиция диалога - реального диалога, когда оба собеседника предполагают друг в друге не только равные по возможностям индивидуальности, но и желание понять именно то, что тебе говорит другой, а не искать в его словах и поступках лишь отражение собственных помыслов и стремлений. Диалогические отношения требуют от каждого из людей, во-первых, воспринимать другого в качестве желательного партнера общения, и, во- вторых, предполагать, что оба участника диалога имеют некую общность взглядов. Поиск этой общности часто представляет собой истинный смысл диалога, его глубинную подоплеку. Одиночество “я” перестает быть безысходным; сущность человека нашего времени может быть проявлена только в диалогическом единстве Я и ТЫ, участии в бытии других, в понимании, любви, дружбе, верности, в бытии через Мы и Вы. И эти отношения призваны разрушить официальный образ человека-марионетки, социального “винтика” либо безысходной жертвы социальной анархии, личности, которая лишена выбора и которую легко поставить “на нужное место” с помощью ряда определенных, математически выверенных воздействий. Взгляд на человека как на социально адаптивную систему уходит в прошлое; все больше отдаляется от нас бум инженерной психологии, породившей проблему “промышленной эстетики” и нормативную этику “человека массы”. Именно бунт против нивелирующих индивидуальность догм этой этики вызывал и вызывает к жизни все новые всплески неожиданно искаженных, а порой и вывернутых наизнанку культурных традиций. Молодёжь, как это бывало и прежде, шла по пути нигилизма, отрицания, - и порой утрачивала самый смысл того, что так отчаянно пыталась защитить - права человека на уникальность личного бытия, на его неповторимость, на счастье... Не зря возникали прогнозы о том, что новый век будет ознаменован именно развитием диалогических форм общения, реализующих понимание на новом уровне, новых требований к участникам и результату диалога. Не случаен и наблюдаемый закат авторитарной педагогики; диалог становится не только более эффективной формой обучения, но и насущной необходимостью, важнейшим условием развития, условием выживания. И очень важно в процессе обучения не сводить понятие диалога только к отношениям ученика и учителя; ученик должен почувствовать за беглыми линиями росписей на стенах пещер, за грандиозностью средневековых соборов и благоговейной тишиной картин все тех же собеседников - людей, которые, как и он, думали, переживали, влюблялись и страдали; их одолевали те же чувства и терзали те же вопросы... Диалог времен становится диалогом культур - через диалог людей. 9 Именно это понимание и ощущение мира является центральным при обращении к изучению или использованию в учебно-воспитательном процессе экранных искусств. Подросток довольно быстро вычленяет первичное представление о том, что характер информации, которую он получает от экрана, определен прежде всего тем, что через экран (рамку кадра) мы видим мир глазами другого человека. Взгляд в объектив кино- или видеокамеры “первичен”; именно он определяет параметры нашего восприятия (граница видимого, угол зрения, освещенность, мизансцена, объект). И это помогает нам, усиливая многие стороны чувственно-эмоционального воздействия мира в нашем восприятии; но в то же время и препятствуют воссозданию той или иной меры объективности. Реальность происходящего на экране, особая достоверность представленного нам с помощью экранного языка события диктует нам способ восприятия мира. Издавна истиной искусства была не дословная материализация метафоры, а использование выразительных средств данного вида искусства для того, чтобы удивить, ошеломить человека, раздвинуть рамки привычного восприятия, заставить его увидеть мир по-новому и обрадоваться (или ужаснуться) вместе с художником. Именно непосредственное, живое переживание произведения искусства и является тем, что способно объединить эпохи и культуры; именно переживание служит одним из главных механизмов передачи той информации, которая частично скрыта в бессознательном. Через процесс восприятия (включая простое созерцание) произведения искусства и переживание передается комплекс личностного неявного знания, то есть тот комплекс отношения к миру, который в целом не проявлен в системе устных и письменных правил, но тем не менее обладает способностью передаваться в процессе непосредственного общения. В настоящее время экран является основным источником “быстрой” информации о различных событиях и явлениях; важно и то, что для школьников кино, телевидение, видео являются незаменимыми источниками дополнительной информации по многим учебным предметам. Зачастую авторитетность этих источников информации куда выше, нежели вера в слова родителей или знания официального образования; это связано с тем, что любая информация при представлении ее в форме экранного повествования объективируется как реальная. То есть и заведомо ложная концепция “проходит” в восприятии под знаком “безусловной реальности”, хотя на самом деле является реальностью виртуальной - воссозданной с помощью технологических средств и обладающей высокой степенью психологической достоверности. Диалог с экраном - это переход с позиции “просто зрителя” на позицию собеседника, и далее: от сопереживания - к сотворчеству, к активному “достраиванию” экранного мира, к более глубокому пониманию авторской 10 концепции, истолкованию фильма как модели мира; к самовыражению - через творчество. Кино – искусство, неизменно вызывающее наш интерес. И использование уроков кино ставит своей целью не только знакомство с основами киноязыка и жанрами экрана, но и обогащение восприятия. Хотите научиться смотреть на мир другими глазами? «Читать» символы и снимать фото- или кинокадры так, чтобы реальность, запечатленная в них заиграла дополнительными красками? Благодаря киноурокам фирмы «Интелкино» можно найти точку опоры в искусстве, которое будет сопровождать юного зрителя всю жизнь. Стать грамотным зрителем и получать от кино больше удовольствия? Научиться не верить лживым новостям и обману в рекламе? Снимать и монтировать свои фильмы? Научиться видеть мир и понимать его по- новому?.. Почему бы и нет?.. |