Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии освоения экранной культуры

  • О методике проведения киноуроков

  • Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
    АнкорСбориник
    Дата08.04.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМР_второй сборник.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #453294
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Аналитическая интерпретация результатов восприятия - один из важнейших этапов работы с произведениями аудиовизуальных искусств.
    Говорить об искусствах экрана - дело трудное: воедино сплетаются знания обо всех видах искусства. Насколько бы косноязычно не звучали высказывания ребят, следует выделять и подчеркивать те моменты, которые изначально исходят от активности восприятия, принципа сотворчества, самостоятельности переживания и осмысления мира. Материалом для самоанализа подростков должны при этом становиться их реальные взгляды, их проблемы, их собственное отношение к миру. Это определяет особые требования как к педагогу, так и к системе занятий:

    35
     методологическая направленность занятий, система диагностики интересов и развития конкретной социальной группы подростков, контактности и других психологических качеств, определяющих вариант выбора программы аудиовизуального образования;
     связь изучаемого материала с жизнью, современностью, с изменениями, происходящими в мире, стране, регионе, данной местности;
     учебно-познавательная ценность используемого материала (здесь следует учитывать, что даже ценности антикультуры - поп-музыка, многие видеоклипы и рекламные видеоролики, телесериалы, манера общения теле- и радиоведущих и т.п. несут огромный объем социально-бытовой информации, восприятие которой сильно влияет на формирование круга ценностных ориентаций подростков; влияние этого круга "аудиовизуального общения" на формирование подростков в настоящее время мало исследовано;
     умение использовать различные виды мотивации в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности и возраста обучаемых, диагностика результативности применяемых приемов и педагогических технологий, что напрямую выводит к вопросу о диагностике эффективности механизмов социальной реабилитации подростков;
     реализация курсов аудиовизуальной (медиа) культуры на основе высокой активности деятельностных процессов и их практической ориентации - особое внимание к формированию навыков внимания, восприятия, развития памяти, творческого мышления, создания благоприятных условий для творческой активности подростков с обязательным выходом на сферы социального бытия
    - участие творческих работ ребят на местных и общероссийских фотовыставках, фестивалях, размещение лучших материалов в местной прессе, создание собственных выпусков передач на местном телевидении, сайтов в Интернет и т.д.
     гибкость системы занятий, оперативное реагирование на события регионального и мирового значения, поощрение инициативы учащихся и практико-ориентированного процесса самообразования, создание специальной системы педагогических стимулов.
    Критерии освоения экранной культуры
    В освоении учащимися экранной культуры выделим три уровня, расположив их в порядке усложнения.
    Первый уровень – или первый этап освоения экранной культуры – понимание специфики языка экрана через наиболее доступные структурные и семантические единицы (кадр; категории его выразительности). Это сразу ставит подростка в условия сравнения “своего” и “чужого” экранного

    36 пространства, помогает ему войти в иной культурный контекст и уйти от
    “натурализации” происходящего в кадре. Именно на этом этапе формируются основы критического мышления, толерантности, возникает импульс к самообразованию, происходит коррекция системы вкусовых и ценностных ориентаций.
    Второй уровень – освоение терминологии, формирование уровня грамотности в общении подростка с искусством. Результат этого этапа – возникновение культуры диалога с искусством, когда подросток в состоянии прочесть
    (или хотя бы предположить) авторскую концепцию художественного произведения, «скрытый смысл» рекламного сообщения и т.д.
    Третий уровень – практическое освоение технологий творческой деятельности. Умение применить теоретическое знание и навыки художественного восприятия на практике, создавая собственное произведение (рецензию; короткий фильм; сайт или мультимедиапособие; видеопроект; передачу для школьного телевидения и т.п.)
    Этот этап может стать этапом практической рефлексии на киноуроки – когда осмысление уроков этики, морали, экологии души идёт через собственную практическую деятельность ребенка, социальную или творческую.

    37
    Глава 2.
    О методике проведения киноуроков
    Формирование навыков анализа фильма в современной экранной
    культуре
    Информационная среда стремительно изменяется, обретая новые качества; формально она становится более насыщенной, однако для подростка это все чаще означает жесткую дистанцию между предлагаемым ему миром знаний и ценностей и миром его собственных надежд, интересов, стремлений. Освоение культуры прошлого происходит в совершенно иных объемах и формах – от циклов телепередач до телесериалов и дамских романов на исторические темы, и здесь вопрос о критичности восприятия и аналитичности мышления подростков должен вставать гораздо более остро.
    Все, что достигает определенного уровня совершенства
    (технологического и эстетического), принято обозначать термином
    “искусство”; однако здесь метафоричность этого термина может обернуться против нас. Термин “электронные искусства” возникает именно на такой почве; однако при пользовании электронными устройствами любой степени сложности и совершенства искусство, как и прежде, возникает не при наличии определенной степени мастерства, а там, где есть индивидуальное восприятие мира, обладающая своеобразием интерпретация реальности,
    авторская концепция.
    А поскольку природа электронных устройств предполагает вторичность восприятия (зритель имеет дело не с реальностью, а с ее
    “слепком”, чьи качества определяются особенностями функционирования электроники), мы имеем дело с опосредованным, “свернутым” существованием эстетического восприятия мира. Наглядный пример: не бывает двух одинаковых закатов. Из ста художников, рисующих один и тот же закат, ни один не повторит видение мира и образную систему другого. А видеокамера (или цифровая фотокамера с последующей компьютерной обработкой изображения), отражая мир, старательно “подретуширует” его в меру своей электронной чувствительности: сделает цвета порезче, сгладит
    (или, наоборот, сделает более резкими) контуры теней, лишит их оттенков.
    Шансы получить одинаковые фотографии заката уже гораздо больше; включается еще и механизм подражания визуальным штампам, которыми нас в изобилии снабжают средства массовой коммуникации. И вот результат - из тысячи любительских фильмов о египетских пирамидах только один-два несут на себе отпечаток индивидуальности автора. Электронная изощренность видеотехники - достоинство, которое может обернуться недостатком, провоцируя пользователя на типичные решения, “штампы”, выбор одних и тех же точек съемки, условий освещенности и т. д. Именно поэтому освоение современных электронных технологий подростками требует разрешения проблемы эстетического освоения среды через использование этих технологий. И не последнюю роль здесь будет играть

    38 формирование критического мышления в процессе анализа чужих произведений. Не понимая, как другой автор может выразить в произведении свою концепцию мира, невозможно проанализировать аналогичный процесс в своем творчестве.
    Практически вся история экранных искусств присутствует в попытке освоить мир “через кадр”. И, направляя освоение технологий в русло творчества, поиска своеобразия, самобытности, уникальности, неповторимости нашего восприятия мира, мы избегаем опасности развития
    “механизированного восприятия”.
    Здесь следует обратить особое внимание на то, что «медиа» в переводе с латыни - “средство”. Таким образом, залогом существования
    “электронных искусств” являются отнюдь не сами технологические достижения, а лишь способы и возможности их использования.. И видеосъемка (вплоть до технологии ТВЧ - телевидения высокой четкости), и компьютерные технологии мультимедиа - все это в образовании лишь средства достижения единой цели - эстетического воспитания личности.
    Но, имея в руках столь богатый по спектру применения и воздействия арсенал средств, следует очень четко формулировать непосредственные цели их использования. В частности, богатство накопленных эстетических ценностей столь велико, что можно посвятить всю жизнь изучению мировой культуры через Интернет. Сидя за компьютером, “побывать” во многих музеях, “посетить” места исторических раскопок, познакомиться с сокровищами мировых библиотек... но так и не ощутить, не узнать, что же это такое - эстетическое познание мира через культуру, через произведение искусства. У людей с большим багажом восприятия зрительный образ - прежде всего повод для ассоциаций. У подростка “картинка” на экране компьютера оказывается неразрывно связанной не с комплексом ощущений, а с “новым понятием”; здесь всегда остается опасность подмены эстетического восприятия механическим запоминанием или логическим размышлением, чувственного восприятия - разумным и расчетливым знанием. А ведь мир существует только в единстве их сторон восприятия; и при широком использовании материалов средств массовой информации в обучении происходит ориентация прежде всего на логическую сторону познания. Недооценка же эмоциональной, чувственной стороны восприятия бытия грозит отклонениями в психическом развитии.
    Однако у подростка всегда есть шанс восполнить те этапы эмоционально-чувственного восприятия мира, которые по той или иной причине оказались нереализованными в раннем возрасте. Американский психолог Ю. Бронфенбреннер, писатель-фантаст А. Азимов, кандидат психологических наук Е.Е. Кравцова - сторонники того мнения, что развитие фантазии, воображения, образного мышления, способность принимать участие в образно-ролевых играх - непременное условие полноценного формирования личности. И если по какой-то причине этап формирования этих качеств не был доведен до логического завершения, образуется своего

    39 рода лакуна развития, на которую могут наслаиваться болезненные реакции, аффекты поведения, падение внимания... Именно поэтому столь большим эффектом обладают реабилитационные курсы, где происходит проработка подобных «лакун развития» - от эмоциональной до логической сферы.
    Исследования восприятия подростков в 1997-2000 гг. приводят к тому же выводу: необходимы – в рамках общеобразовательных предметов или специальных занятий – циклы творческих заданий и упражнений, посвященные развитию различных видов памяти, воображения, фантазии, образного мышления. Возможно, это своеобразная компенсация за
    “неотработку” развития всех этих качеств в более раннем возрасте. И здесь то, что часто является факторами, усложняющими работу с подростками - повышенная эмоциональность, болезненная обидчивость, дистанция между претензиями и реальным уровнем умений и возможностей, - становится нашими союзниками. Именно это помогает при ориентации на творчество уравновесить новоприобретенный и прошлый эмоциональный опыт в чувственном познании мира, препятствуя тенденции придания огромного значения только предметной среде, предметном миру и абстрактно- логическим формам его освоения. Чувственные формы познания конкретны, они порождают особую внутреннюю позицию, помогают выработке критериев эстетической оценки и эстетических потребностей. А потребности общественного развития требуют воспитания не “гениальных исполнителей”, но людей, способных к самостоятельному творчеству, реализующих нетрадиционные подходы и способы преодолевать различного рода кризисные ситуации.
    В наше время продолжается кризис привычной для предыдущих поколений стабильной системы ценностей. Традиции, идеалы, нормы этики и морали - все оказывается под сомнением, все подвергается пересмотру, ревизии. Это время требует полной самостоятельности в суждениях, ответственности, умения видеть вопросы и проблемы с разных сторон; умения ставить себе задачи, творчески разрешать их и адекватно оценивать ситуацию, используя информацию из различных источников.
    При изучении основ медиакультуры сделан акцент на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Сам термин
    “медиакультура” отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента “присвоения культуры” (В.С.
    Библер), что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе.
    Это определяет многоплановость видения и похода к проблемам, свободу выбора уровней восприятия и анализа, умение находить выход практически из любой ситуации, потому что кроме формального объема знаний оказываются задействованными такие сферы, как интуиция, воображение; а также различные типы логической обработки информации,

    40 поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культурного опыта личности. Именно поэтому изучение не только проблем эстетического воспитания, связанных с развитием электронных информационных технологий, но и образной системы искусств (особенно искусств синтетических, сама природа которых дает основания рассматривать их как способ отражения взаимодействия современного человека с информационной средой - кино, телевидение) представляет собой насущную необходимость времен развитых высоких технологий.
    Для ориентации в сложных информационных системах и эффективной работы в высокотехнологичных структурах типа компьютерных сетей просто необходимы освоение практических навыков диалога через средства массовой коммуникации и развитое образное мышление.
    Медиакультура – термин сравнительно новый, его возникновение вызвано к жизни необходимостью связать сферу информационной грамотности (иначе говоря, способности разбираться в характеристиках источника информации и в знаковой структуре языка средств массовой информации) со сферой культуры. Под медиакультурой в широком смысле слова мы понимаем культуру взаимодействия человека со средствами массовой информации во всем многообразии этой проблемы - язык СМИ, его знаковая структура и символика, "скрытое” существование определенного слоя культуры практически в любом сообщении (тексте) и связанные с этим особенности восприятия информации; наиболее эффективные варианты их использования. (Иначе говоря, вместо того, чтобы отождествлять репродукции живописных полотен с подлинным искусством живописи, следует просто усвоить разницу между ними и применять
    “медиарепродукции” в обучении так, чтобы не возникало противоречия между формой подачи информации и ее подлинным смыслом).
    При формировании эстетических потребностей через изучение медиакультуры особое внимание уделяется двум направлениям:
    - развитию критического мышления, что представляет собой: освоение аналитических методов и приемов работы со смысловыми структурами СМИ; основная аналогия- понятие “текст” для сообщения, изложенного на языке медиа; выделение смысловых оттенков информации, чтение основной концепции, а также и “скрытого” смысла сообщения; выработка собственной позиции по отношению к данному сообщению;
    - самостоятельное создание медиатекстов (учебных видеозарисовок, этюдов, видеоклипов; коротких телевизионных передач; мультимедиа
    “рефератов”, “слайд-фильмов”, и т.п.)
    Интересно отметить, что сетевые компьютерные коммуникации используют экранный тип коммуникации; а в восприятии экрана огромную роль сыграли экранные искусства- кино, телевидение, видео. Таким образом, формирование критического мышления в сфере медиакультуры целесообразно начинать именно с анализа экранных произведений.

    41
    Приобщение подростка к миру культуры - процесс неоднозначный.
    Любознательность этого возраста зачастую грозит обернуться не лучшей из своих сторон. Именно в эти годы происходит многостороннее становление личности. Нередко стремление проявить свое “я” выражается в том, что подросток гордо отвергает мир предлагаемых ему идеалов и “нетленных ценностей” и пытается проявить себя в сиюминутном, попадая при этом в те слои молодежной субкультуры, которые могут дать ему ощущение свободы, раскованности, внутреннего комфорта. Жаргон, особый стиль одежды, различные специальные аксессуары вся эта атрибутика определяет “свой мир”, не такой, как у других, а потому защищающий от всех социальных и моральных несправедливостей мира взрослых. У подростков - своя система общения, своя этика, своя мораль; так, например, существует и одно из наиболее молодых направлений в молодежной культуре - “киберпанк”. Это, по образному выражению зачинателя компьютерной моды, “жизнь в сетях”, т.е. способ существования и общения, неразрывно связанный с компьютером и всем тем, что привносит в жизнь многоцелевая электроника.
    Но при этом человек может остаться на всю жизнь вечно юным в самом инфантильном смысле этого слова, потому что очень сложно бывает осознать, какой океан культуры баюкает размалеванную лодочку рэпа или того же киберпанка. И если потребности подростка в художественно- творческой реализации хотя бы частично развернуть на познание реального мира, появляется шанс реализовать и те этапы практически-духовного познания, которые пока еще мало задействованы в учебном процессе.
    Вариантом такого “поворота сознания” и является изучение медиатехнологий (технологий, связанных с использованием массовой коммуникации) в рамках эстетического образования. Это направление может быть представлено развивающими учебными курсами детской журналистики в области детской прессы, радио, телевидения; давно известные курсы кинообразования и кинолюбительства в связи с переходом на видеотехнику стали более доступными и разнообразными. Однако именно работа с искусством экрана, представленная в программах развивающих курсов на материале кино, телевидения, видео, сейчас, с одной стороны, вызывает наибольший интерес у школьников, с другой - сложна для внедрения в педагогическую практику. Методики разработаны и существуют, но их тиражи малочисленны, а система внедрения в педагогическую практику то и дело обрывается на стадии подготовки учителя. Не продумана система дополнительного финансирования фото-, теле-, видеопроектов, к педагогам- руководителям курсов, кружков, студий часто предъявляют повышенные требования. Воспитательный и развивающий аспекты изучения экранной культуры вроде бы понятны и очевидны всем (большая часть медиатехнологий основана на общении с экраном!); но современная школа практически утратила ориентацию на перспективы своей работы. Требования к выпускникам остаются все еще на уровне конкретных знаний, но не умений работать с информацией. Традиционные связи “школа - ВУЗ” разрушены,

    42 новые еще не созданы; а о воспитании сложно говорить в условиях, когда система ценностных ориентаций общества то и дело встает с ног на голову.
    Именно поэтому интерес к работе с искусством экрана в теории часто сменяется резким падением энтузиазма на практике.
    История культур предлагает нам очень интересную картину того, как человек осознает мир, себя в мире и мир в себе, как возникают и перерождаются национальные культуры и культурные течения, связанные с жизнью одного поколения. Реализации этих задач способствует создаваемый на занятиях культурный контекст - даже частичное погружение в историю экранных искусств оставляет неповторимое впечатление вечной динамики бытия. Разнообразие форм, жанров, монтажных вариантов, богатство выразительных средств и сравнительная простота их использования делают для подростка вдвойне привлекательной попытку самому попробовать построить внутрикадровый мир по законам чувственного восприятия. Таким образом, аналитический этап работы выступает стимулом к предметно- практическому этапу.
    Однако мало просто осознать, что взгляд на мир через экран уже есть выражение уникальности собственного “я”. У того, что снято, существуют зрители. Тогда и возникает осознание того, что рядом – точно такие же “я”, и смысл жизни заключается вовсе не в том, чтобы доказать превосходство своего “я” над другими. Возникает проблема “я и другие”; мир утверждается в своем бесконечном разнообразии, и каждая из возможных точек зрения получает право на существование.
    Эта ступень требует от подростка не только умения осознать мир, свое место в мире и место другого рядом с собой; здесь необходима позиция
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта