Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
Скачать 3.97 Mb.
|
3. Просмотр фильма «Честь имею». Во время просмотра, если вы видите, что ребята отвлекаются, смотрят не слишком внимательно, или воспринимают фильм с иронией, вы можете прибегнуть к приему комментированного просмотра. Это требует некоторого навыка. Необходимо хорошо знать фильм – чтобы не говорить одновременно с героями. Можно задать во время фильма два-три вопроса для будущего обсуждения, прокомментировать действия героев, спросить – как думают ребята, что будет дальше? Как поступят герои? Например – что будет делать главный герой после беседы с директором училища? После просмотра необходима небольшая пауза. Эмоционально насыщенный экранный медиатекст требует своеобразного «перехода», возвращения к реальной жизни. 106 Можно просто немного помолчать, прежде чем начинать разговор. Или: пока идут титры, рассказать детям о том, как собирают макулатуру для того, чтобы снимать эти фильмы. Титры при показе лучше не «обрезать», т. е. дать детям время на то, чтобы осознать, сколько человек работает над фильмом, насколько это сложная и неординарный труд работа. Современная телевизионная манера «ускорять» или вообще «обрезать» титры обесценивает труд многих людей, которые принимают участие в работе над картиной (или просто оказывают какую-либо помощь при съемках). Благодарность в титрах – это память о том, как был сделан фильм, и просмотреть список тех, кто помогал этой работе, для ребят будет очень полезно. Еще один вариант: обратить внимание детей на количество людей в титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма – должен хорошо поработать каждый. И не меньшую роль в этом результате должен играть… зритель. Потому что он должен быть внимательным, должен много знать, чтобы понимать, о чем ему рассказывают, чтобы не просто посмотреть картину, но и сформировать по поводу героев и их поступков свое собственное мнение. 3. Анализ фильма Основные направления разговора об этом фильме вытекают из его сюжета. Учтите, что смысл фильма – это то, что можно выразить в одной фразе. Смысл не может быть запутанным и многослойным. Смысл – это то, что остаётся после просмотра, сухой остаток чувства и эмоции, той смеси личных впечатлений и показанного в фильме, которая делает человека немного другим, незримо поднимает его еще на одну ступень жизни. Иногда смысл фильма дети легко формулируют сразу, по первым впе6чатлениям. Это прекрасно. Но для того, чтобы подняться на эту ступень, впечатление должно стать осознанным. И поэтому мы пускаемся на поиски доказательств – так ли мы поняли автора фильма, соответствует ли то, что мы увидели, основным идеям картины? Отметим – в хорошем фильме любая деталь, любая сцена отражают главную идею, они способны при вдумчивом анализе привести нас к тем же выводам, что и весь фильм. Поэтому проверять себя по различным деталям, искать истину через частное – это самый простой и самый правильный путь. 107 Термин «обсуждение», которым иногда заменяют «анализ фильма», имеет один нежелательный оттенок: оценочный. Мы не «судим» фильм, не выявляем его недостатки, правильность или неправильность авторской позиции. Анализ фильма – это способ понять, что же хотели сказать авторы картины, вступить в активный диалог с экраном – и осознать это, осмыслить, что чем больше мы понимаем, тем больше и сами растём, становимся мудрее и постигаем мир. Каждое из указанных ниже направлений продиктовано материалом фильма. Однако это лишь основа – дети могут предложить свои направления обсуждения. Задача педагога – помочь им пройти через наиболее важные, ключевые точки киноповествования, не упустить того, что предложено фильмом для личных открытий и личностного роста. Кто у кого вырос Мы в первый раз видим мальчика Гришу идущим по деревне. Он с сестрёнкой несёт маме обед; ворчит, что мама опять ведёт экскурсию и останется голодной, передаёт лекарство для козы, обещает конюху прийти и поработать с лошадью, которая никого не подпускает… Ему до всего и до всех есть дело. Да и в музее (это музей Сусанина) мы увидим, что Гришка ответит на вопрос, который заставил курсантов суворовского училища призадуматься (вспомните, что это за вопрос – и каков был ответ: «Спросите себя, готовы ли вы на подвиг? В любой момент, когда потребуется?» – и звонкое Гришкино: «Я готов»). Он и в самом деле говорит то, что думает – может быть, слишком быстро. Его мама, Светлана Викторовна, в ответ на шутливый вопрос руководителя группы кадетов, как она с сыном справляется, ответит: «Я?... Вы знаете, что кошка считает, что не она у хозяина живет, а он у неё. Вот и Гришка думает, что это он с нами справляется… Со всем посёлком». 108 Ну а ёе сын неожиданно серьёзно ответит на вопрос, пойдет ли он учиться в кадетский корпус: «Боевых в бою проверяют». И только мимолётно мелькнёт на лице мамы лёгкая печаль – она знает, как нелегко будет сыну доказывать, что он достоин этой высокой чести. В жизни как в строю, в строю как в бою Присяга, ученье, кадетский быт. Гришка и здесь верен себе – опекает младших, видит проблемы кадетской жизни, обдумывает их, не рубит сплеча. Он явно повзрослел, хоть и на вид остался тем же. Но выдать товарища, который подобрал щенка, и не подумает. Другу надо помочь – и Гриша, который всегда верил в людей, отправляется просить у повара еды для щенка. По дороге поймёт, почему кадет Марк всегда угадывает, что будет на обед или ужин – тот просто- напросто всё выспрашивает у повара. Правильно ли поступает Гришка? Может, надо было сообщить дневальному о щенке, а в дирекцию училища сообщить о ставках на обеды и ужины? Имеет ли это отношение к понятию чести – или это мальчишеский гонор: сам со всем справлюсь? И почему Гришка так ведёт себя в кабинете директора училища? Молчит о том, что это не он подобрал и кормил щенка? Ничего не говорит о ставках на еду, который затеял Марк? Несмотря на то, что угроза исключения прозвучала недвусмысленно, парнишка не теряет присутствия духа. Воистину – боевых в бою проверяют. 109 Но и вправду – судьба повернулась так, что удача на стороне Гриши. И Костя сознался, что история с собакой началась с него. И Марк, которого понесла лошадь, больше не враг Гришке – более того, с удовольствием признаётся, что именно больше всего ему нравится… готовить! Рассказы о солдатской смекалке имеют давнюю традицию. Еще Ганс Христиан Андерсен писал сказки о сметливом солдате («Огниво»). В этой же традиции сделан и наш фильм. Но всё же: это выдумки – или и в самом деле тот, кто прав, всегда получит свой шанс на победу? Можете ли вы привести примеры этому из жизни? Какие из этих пословиц можно отнести к нашим героям: Припала было честь, да не умел ее снесть. Тот достоин наград, кто трудиться рад. Хороший пример подражания достоин. Худо, где достойным чести нет. Честное слово не таится. Честные глаза вбок не глядят. Честь тверда, в слове стойка. Честь чести и на слово верит. Киноязык У притчи свои законы. Её герои должны быть понятны и недвусмысленны, а их поступки вести к ясной морали: должно быть так, а не иначе. Истории о чести иногда бывают невесёлыми, но никогда в такой истории не победит бесчестный. И наш Гриша – настоящий герой. 110 Он не болтун. Он и в самом деле говорит то, что думает. А думает он чётко и правильно. Но при этом остаётся живым, интересным мальчишкой, за которым одно удовольствие наблюдать. Он не теряется перед Марком. И даже угрозы старшего и более сильного его не пугают. Он верит, что найдётся возможность расставить всё на свои места. И ни секунды не колеблется, бросаясь Марку на помощь. Мир кадетского училища – строгий, ясный. Мир, где правы традиции. Мир, где для Гриши невозможно жить и поступать иначе. Невозможно мерить себя чужой меркой. Невозможно искать врагов среди друзей. Эта ясность и заставляет нас испытывать симпатию к Грише. Редкий случай в нашем кино – положительный герой, которому безусловно веришь. Сочувствуешь. И радуешься его победе. Много ли в нашем кино героев для подражания? И можем ли мы назвать те черты Гриши, которые нам не нравятся? Выводы Важно, чтобы детская аудитория сама сделала выводы из этой истории. Своими словами. На основе своего собственного или семейного опыта. Пусть они будут не вполне совершенны – вы всегда сможете помочь им в финале разговора сформулировать мысли более четко. Но понять, что такое честь в современном мире и почему это понятие не ушло в прошлое– это путь, который детям необходимо пройти. Пусть фильм поможет юным зрителям нащупать свой вариант этого пути. «Честь нашу могут задеть, но уронить ее можем только мы сами». Е.Пантелеев. 111 Дополнительные материалы для обсуждения Притча о Чести Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится» 112 3.6. Киноурок по фильму «Хорошие песни» Пособие для проведения классного часа (или занятия по воспитанию и развитию личности) (1-4 и/или 5-9 классы) «Нам песня строить и жить помогает, Она как друг и зовёт, и ведёт, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадёт». В. Лебедев-Кумач Без музыки жизнь была бы ошибкой. Вильгельм Фридрих Ницше Спели малость – и прошла усталость… Пословица Цели занятия: Формирование у учащихся эмоциональных представлений о понятиях дружелюбия, сочувствия, сопереживания, стремления понять ближнего, формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог. Задачи занятия: личностные: ознакомить детей с понятиями «дружелюбие»,«умение сочувствовать», «стремление понять ближнего» и «сопереживание» на примере сюжета фильма; начать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности; 113 развить представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на итоговый результат. метапредметные: Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. предметные: Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас. Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы. Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая. Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации. Ожидаемые результаты: понимание того, что такое умение изменить ситуацию к лучшему через песню; как проявляются дружелюбие, умение сочувствовать, стремление понять ближнего и сопереживание на примере сюжета фильма; умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки. Ход занятия 26. Организационный момент 27. Определение темы занятия. 28. Просмотр 29. Обсуждение фильма 30. Заключение. (Выводы) 1. Организационный момент Очень важно эмоционально выверить интонацию занятия. Если ребята возбуждены, чересчур активны, надо разрядить ситуацию, возможно, помочь аудитории сосредоточиться. Это лучше сделать привычным для ребят способом. Если вы применяете динамические разминки – это может быть пара легких физических упражнений: потянуться, раскинуть руки, опустить их, сесть. Если учащиеся предпочитают интеллектуальные разминки – это 114 может быть просьба сесть, закрыть глаза и представить себя в космосе… на орбите Земли… на нашей планете… в данном городе… в этом зале (в этой комнате и т.п.). таким образом происходит переключение мышления от абстрактного, удаленного к конкретному, направленному на время и пространство, где они находятся. В помещении должно быть удобно смотреть – по освещению, по местам для зрителей. Если это обычный класс – лучше попросить ребят поставить стулья так, чтобы им было комфортно смотреть (не строго по рядам, например, а по полукругу или ломаной линией). 2. Определение темы занятия Задача этого этапа – эффективно подготовить юных зрителей к просмотру фильма. Здесь также может быть два варианта. Один – настроить на активный просмотр: просто попросить детей быть внимательными, объявив, что после фильма они должны будут сформулировать тему фильма. В этом случае лучше не употреблять нужных терминов до просмотра и свести разговор к минимуму. Второй вариант – активное обсуждение темы фильма, когда сам просмотр будет одним из ответов на предлагаемые ребятам вопросы. Пример такого обсуждения: Можно попросить ребят вспомнить, знакомы ли им ситуации, когда им приходилось сталкиваться с людьми, которые чувствуют себя ущемленными и несчастными? Как можно попытаться им помочь? [Обсуждение мнений. Важно выделить то, что известно лично ребятам и важно именно для этой аудитории] Или лучше и не пытаться помогать таким людям?.. Но тогда и надо поближе познакомиться с героями фильма. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, который рассказывает о вашем ровеснике. Возможно, он поможет нам понять, что такое дружелюбие и сочувствие, почему нельзя отворачиваться от людей, которые выглядят злыми и несчастными. И как можно помочь человеку даже в таком случае, если и не придумаешь, как ему помочь… Очень важно понимать это сегодня в обыденной жизни. Ситуацию, которую мы увидим, в жизни можно повстречать очень часто. И выход, который предлагает фильм, очень ясно говорит нам о том, что жизнь хороша, что пропасть между поколениями нам чаще всего мерещится, и всегда найдутся те точки, по которым можно протянуть мост из прошлого в будущее. Что связывает нас – и наших мам, отцов, бабушек, дедушек? Что нам поют у колыбели – и что начинаем петь мы, когда подрастаем? Песни. 115 3. Просмотр фильма «Хорошие песни». Во время просмотра, если вы видите, что ребята отвлекаются, смотрят не слишком внимательно, или воспринимают фильм с иронией, вы можете прибегнуть к приему комментированного просмотра. Это требует некоторого навыка. Необходимо хорошо знать фильм – чтобы не говорить одновременно с героями. Можно задать во время фильма два-три вопроса для будущего обсуждения, прокомментировать действия героев, спросить – как думают ребята, что будет дальше? Как поступят герои? Например – что будет делать бабушка, когда ребята в вагоне запоют песни? После просмотра необходима небольшая пауза. Эмоционально насыщенный экранный медиатекст требует своеобразного «перехода», возвращения к реальной жизни. Можно просто немного помолчать, прежде чем начинать разговор. Или: пока идут титры, рассказать детям о том, как собирают макулатуру для того, чтобы снимать эти фильмы. Титры при показе лучше не «обрезать», т. е. дать детям время на то, чтобы осознать, сколько человек работает над фильмом, насколько это сложная и неординарный труд работа. Современная телевизионная манера «ускорять» или вообще «обрезать» титры обесценивает труд многих людей, которые принимают участие в работе над картиной (или просто оказывают какую-либо помощь при съемках). Благодарность в титрах – это память о том, как был сделан фильм, и просмотреть список тех, кто помогал этой работе, для ребят будет очень полезно. Еще один вариант: обратить внимание детей на количество людей в титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма – должен хорошо поработать каждый. И не меньшую роль в этом результате должен играть… зритель. Потому что он должен быть внимательным, должен много знать, чтобы понимать, о чем ему рассказывают, чтобы не просто посмотреть картину, но и сформировать по поводу героев и их поступков свое собственное мнение. |