пособие Болдырева. Е. М. Болдырева
Скачать 226.39 Kb.
|
Трансформация библейского сюжетав повести Л.Андреева «Иуда Искариот»1. Как проявилось художественное «еретичество» Андреева в трактовке евангельского сюжета? Что имел в виду М.Волошин, назвав повесть «Евангелием наизнанку»? Известно, что одно из главных мест в домашней «картинной галерее» Андреева занимало полотно, на котором, по воспоминаниям К.Чуковского, «с наивным кощунством» были изображены Иуда и Христос: «Оба похожи как близнецы, у обоих над головами общий венчик». Как эта картина соотносится с художественной концепцией «Иуды Искариоита»? 2. Как формируется в повести образ Иуды? Какими композиционными приемами писатель подчеркивает центральное положение Иуды в системе персонажей повести? Насколько надежными оказываются авторы канонических Евангелий в качестве свидетелей «по делу» Иуды Искариота? Каковы принципы изображения остальных апостолов? Какими портретными или поведенческими доминантами наделяет писатель Петра, Иоанна, Матфея, Фому? Как проявилась двойственность авторской позиции в портрете Иуды, в показе внутренних мотивировок поведения героя, в композиционном решении финала повести? Учитывает ли писатель иконографические традиции, изображая отношения Иуды и Иоанна, представляя внешний облик главного героя как совокупность нескольких контрастных проекций? 3. Как подан в повести образ Иисуса? Выявите самый часто повторяющийся «кадр» в веренице его изображений. Почему поэт и критик Д.Мережковский увидел в андреевском образе «бесполезного мечтателя, галилейского пастушка, фарфоровую куколку»? Как соотносятся Христос и Иуда? Каким образом их отношения выстраиваются как сложное сочетание тяготения и отталкивания, взаимопонимания и внутреннего несогласия? 4. Система психологических мотивировок и авторская позиция в повести. В чем состоит новизна андреевской версии евангельских событий на уровне сюжетных подробностей? Соответствует ли общая канва событий повести библейской схеме, какими живописными частностями и житейскими деталями насыщает эту схему автор? Какими представляет Андреев внутренние мотивы поведения персонажей? Какова первая реакция учеников на появление Иуды в «кругу избранных»? Как они пытаются наладить контакт с Иудой? Какова роль споров между учениками в мотивировке сюжетного развития? Как постепенно в сознании Иуды начинает созревать план решающей провокации? Что есть измена Иуды – предательство или своего рода «гносеологический эксперимент», как отчаянная «жизнестроительная» провокация, направленная на выявление истинной цены человеческой любви? Почему именно в этот предкульминационный момент сюжетного действия главный герой должен вызвать максимум сочувствия у читателя? Как меняется поведение Иуды, какой новый смысловой оттенок: появляется в отношении Иуды к Иисусу? Что чувствует Иуда в эпизодах ареста Иисуса, его истязаний и допроса? Докажите, что Иуда в финале — одновременно «суровый победитель» и отчаявшийся проигравший. Почему Его победа названа автором «ужасной»? Можно ли считать, что, согласно авторскому замыслу, поступок Иуды соотносится с искупительной жертвой Христа? 5. Своеобразие стиля повести. Почему здесь отсутствуют возрастные характеристики персонажей, конкретные даты, указания на дни недели? Какова функция наречий и наречных оборотов с семантикой временной неопределенности: «однажды», «как-то раз», «прежде», «иногда», «некоторое время спустя». Какими психологическими характеристиками наделяется Андреевым время? Какие лейтмотивы определяют образную палитру пейзажных описаний? В чем специфика пространственных образов в повести: что важнее для автора – внешний жизнеподобный фон или графические схемы внутренних метаний героя, «геологический рельеф» его души? Как вы понимаете высказывание И.Анненского: «Жизнь души мыслится им чаще всего в тех формах, в которые отлилась окружающая ее природа. Иногда у Андреева не различить даже камень от человека...»? Какой символический смысл приобретает в повести мотив камня? Сравните символические значения образа «камня» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и повести Андреева. 6. В чем разница в интерпретации образа Иуды между романом М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и повестью Андреева? Сопоставьте эпизоды с участием Иуды и Понтия Пилата в произведениях Андреева и Булгакова. В чем переклички и в чем принципиальная разница авторских позиций в андреевской повести об Иуде и написанном булгаковским Мастером «романе о Пилате»? Литература:
Практическое занятие № 8 Своеобразие модернистской прозы: Ф.Сологуб «Мелкий бес» 1. Каково соотношение реальности и творческой фантазии в эстетике Сологуба? Поясните смысл ключевой в его творчестве мифологемы «творимая легенда». Как взаимодействуют быт и фантастика в романе? Прокомментируйте высказывание литературоведа Л.А.Колобаевой, утверждающей, что фантастика в романе носит не сатирический, а онтологический характер. 2. Предметный фон романа: время и место действия. Можно ли прочитать роман сквозь призму реалистической традиции? Какие приметы социально-исторической реальности XIX в. можно выявить в тексте? Каким образом в контексте романа они получают символическую подсветку? Как соотносится «Мелкий бес» с тематически сходными произведениями девятнадцатого века о нелепости провинциальной жизни? Существует ли у Сологуба пространственный или временной «противовес» негативно осмысляемой реальности? 3. Сюжетное пространство романа: каковы место и функция мотивов получения места инспектора, сватовства, слухов и сплетен? В чем особенность сюжетных мотивировок романе? Каково соотношение логичности / нелогичности в поведении героев? Роль мотива сумасшествия главного героя – как воспринимают поведение Передонова другие персонажи романа? 4. Можно ли четко выявить фигуру повествователя в романе? Кто он – спокойный свидетель, ретранслятор событий, заинтересованный соглядатай, участник творимой легенды? Выявите разнообразные «лики» повествователя в тексте. В чем причины повествовательной неоднородности? Какова повествовательная стратегия Сологуба? 5. Символический аспект романа. Выявите аллюзии, связанные с природой и классической мифологией. Как соотносятся в мифологической перспективе основной сюжет и «под-сюжет», связанный с Людмилой и Сашей? Прокомментируйте мифологические параллели: Людмила – Афродита, Передонов – Пенфей, Саша – Аполлон, Саша – Дионис. Какова символическая роль дионисийского культа в романе? «Вакханки» Еврипида как пратекст «Мелкого беса» – удается ли передоновскому миру разыграть мифический сценарий? 6. Интертекстуальные аспекты романа. Какие литературные реминисценции присутствуют в тексте (проанализируйте заголовок, сюжетное движение, использование классических цитат)? Можно ли считать, что «Мелкий бес» – пародия на русскую литературу XIX века? 7. Образ Недотыкомки в романе. Как она соотносится с демонологическими образами в литературе Х1Х века? Можно ли считать Недотыкомку сквозным образом в творчестве Сологуба? Это объективный образ или галлюцинация Передонова? В чьей повествовательной перспективе впервые возникает Недотыкомка? Выявите возможные символические значения данного образа. 8. Метафизическая тоска как идея и настроение романа. Экзистенциальные аспекты проблематики романа. Литература: 1. Ерофеев В. На грани разрыва («Мелкий бес») // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М., 1990, или та же статья в журнале «Вопросы литературы», 1985, №2; или предисловие в кн. Ф. Сологуб Мелкий бес, М., 1989. 2. Русская литература XX века: Исследования американских ученых - Спб., 1993. |