Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды и значение неравносложной рифмовки, средства звукописи в поэме «Хорошо!» (привести примеры).

  • Языковые средства (их виды и значение в поэме) и способы создания образности (особенность метафор и др. тропов), образный строй и лирический герой поэмы Маяковского «Хорошо!».

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 5 Поэтическая индивидуальность С.Есенина

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16 Поэтическая индивидуальность Б.Л. Пастернака

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17 Творческая эволюция Андрея Платонова

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 8 Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • пособие Болдырева. Е. М. Болдырева


    Скачать 226.39 Kb.
    НазваниеЕ. М. Болдырева
    Анкорпособие Болдырева.docx
    Дата18.04.2018
    Размер226.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапособие Болдырева.docx
    ТипУчебное пособие
    #18207
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14

    Поэтическое мастерство В.В. Маяковского
    I. Творческая лаборатория поэта:

    • особенности, смысл и этапы работы Маяковского над поэтическими «заготовками» (примеры таких «заготовок» и их воплощение Маяковским в стихотворениях)//статья Маяковского «Как делать стихи?»//В.Маяковский Собрание сочинений в 12 томах, том 11. – М., 1978; Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. – М., 1991.


    II. Новаторство Маяковского в области ритма.

    1. От силаботоники к тоническому стиху:

    • Смысл взаимоотрицания, по мысли Маяковского, революционной тенденциозности и традиционных поэтических (силлабо-тонических) размеров (см. статью Маяковского); отношение поэта к традиционным размерам; почему и ради чего Маяковский старался отойти от них? (см. В.Тренина)

    • Значение вкраплений в тонический стих ритмизованных словесных групп в ранних стихотворениях Маяковского (на примере стихотворения «Люблю»)?

    • Ритмико-интонационные и ритмико-синтаксические особенности акцентного стиха Маяковского: ритмико-синтаксическая организация стиха Маяковского; ритмико-синтаксическое членение стиха поэта (несовпадение ритмического членения стиха с синтаксическим) и его роль в семантике фразы; особенность соотношения количества словесных ударений в стихе и стихотворении в целом (см. В.Тренина); разнообразие ритмико-интонационных форм Маяковского; особенности интонирования стихотворений поэта (см. статью Маяковского); ритмико-интонационный рисунок стихотворения Маяковского и возможности его интерпретации; строфические следствия ритмико-интонационного членения стиха Маяковского (особенности и значение расположения стихов в строфе – «лесенка Маяковского»); устно-речевая установка поэзии Маяковского (см. В.Тренина).

    2. Ритмический диапазон тонической системы Маяковского:

    • Новые ритмы Маяковского как следствие особенной ритмико-интонационной заданности тонического стиха поэта; ритмико-интонационные особенности маршей Маяковского (см. В.Тренина); особенности различных ритмико-интонационных сочетаний в пределах одного стихотворения Маяковского (на примере стихотворения «Прощание»).

    3. Силлабо-тонические размеры в тоническом стихе Маяковского. Значение и функции таких совмещений (по В.Тренину).
    Особенности ритмико-интонационного, ритмико-синтаксического и строфического рисунка поэмы Маяковского «Хорошо!». Каково ритмическое движение поэмы. Функции в поэме силлабо-тонических лейтритмов тонического стиха. Особенности и значение различных ритмико-интонационных сочетаний в пределах этой поэмы, композиционное своеобразие поэмы.
    III. Особенности новой системы рифм Маяковского (на примере поэмы «Хорошо!»):

    • Отношение Маяковского к рифме и способы рифмовки в стихах Маяковского (см. статью Маяковского);

    • Фонетическая сущность рифм Маяковского, их многообразие, виды, уникальность;

    • Смысловая и звуковая роль рифмы;

    • 2 принципа рифмовки Маяковского. Принцип новой рифмы поэта (см. В.Тренина).


    Виды и значение неравносложной рифмовки, средства звукописи в поэме «Хорошо!» (привести примеры).
    IV. Особенности образности поэзии Маяковского (языковое и стилевое новаторство) (см. В.Тренина):

    • суффиксальные новообразования гипербол и преуменьшений в поэзии Маяковского (примеры из поэмы «Люблю»); собирательные неологизмы с суффиксом Ё: их роль в создании поэтического образа («Люблю», «Про это»); образы, построенные на основе сокращения слова: их смысловая и формальная (техническая) роль в стихотворении («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»); составные «чудовищные» эпитеты («Пятый интернационал»); значение приставочно-глагольных новообразований («Германия», «Хорошо!») и значение каламбура в поэзии Маяковского («Монте Карло», Наш паровоз стрелой лети).


    Языковые средства (их виды и значение в поэме) и способы создания образности (особенность метафор и др. тропов), образный строй и лирический герой поэмы Маяковского «Хорошо!».
    Литература

    1. В.В. Маяковский «Как делать стихи?»//В.Маяковский Собрание сочинений в 12 томах, том 11. – М., 1978.

    2. Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. – М., 1991. Главы 1-4.

    3. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. – М., 1983.



    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15

    Поэтическая индивидуальность С.Есенина
    I. Философско-эстетические взгляды Есенина.

    1. Идея Мирового Древа – «религия мысли» Есенина (статья Есенина «Ключи Марии» 1918 г.)

    • «Узловая завязь природы … с сущностью человека»;

    • Художественно-философское единство земного и небесного: «брак земли с небом»;

    • многозначность образа Древа (центр мира, рай, семья, человек – система образов), плоды Древа (солнце, звезды, дни и ночи, думы, образы, слова);

    Литература: С.Есенин «Ключи Марии»; Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М., 1989. (с. 75-89).

    2. Имажинизм Есенина (1918-1920)

    • Сущность имажинизма. В.Шершеневич «Декларация», «Почти декларация» (знать особенности и разницу в принципах имажинизма, отраженных в этих статьях);

    • Форма и содержание в имажинизме;

    • Отношение к образу имажинистами;

    • Позиция Есенина по поводу имажинистских принципов в статье «Быт и искусство»;

    • Суть есенинского имажинизма?

    • Значение имажинизма для лирики Есенина этого периода: влияние эпатажного поведения, раскованности, литературно-эстетической свободы на мятежный дух Есенина и его поэзии (цикл «Москва кабацкая», «Кобыльи корабли», «Хулиган»).

    Литература: Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М., 1989.(с. 135-145, 287).

    II. Образность («фигуральность») поэтической речи Есенина.

    • Эволюция есенинской образности (Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. – М., 1990. с. 48-56)

    • «Книжная» метафорика Есенина: ее истоки и особенности;

    • Три вида образов Есенина: сущность и характеристика каждого;

    • Учет «климатического» стиля Есениным;

    • «Струение» образа Есенина;

    • Особенности природной образности Есенина (человек–животное–растение);

    • Орнаментальность лирики Есенина; Орнамент Есенина и орнамент древнерусской литературы; Связь орнаментальности поэзии Есенина с идеей имажинистов о построчном конструировании стихотворения (обратите внимание на определение орнаментальности Д.С.Лихачевым в книге А.Марченко на с. 89); развитие орнаментального сюжета Есенина.

    Литература: Марченко А. Поэтический мир Есенина. С. 75-89.

    III. Песенность, мелодия как основной формообразующий элемент лирики Есенина.

    • От народной песенности к городскому романсу;

    • От громких песен к музыкальному мотиву;

    • От кабацкого плясового лада к лирической теме;

    • Особенности интертекста песенных стихотворений Есенина (Пушкин, Лермонтов, Блок);

    • Взаимосвязь мелодики, песенности, ритмико-синтаксического строя и тематики стихотворений Есенина.

    Литература: Марченко А. С. 208-224.


    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16

    Поэтическая индивидуальность Б.Л. Пастернака
    I. Особенности поэтической системы Пастернака

    1. Особенности поэтической образности Пастернака:

    • ассоциативное развитие темы в стихотворениях Пастернака,

    • предметный мир в лирике поэта; детализированное описание мира,

    • особенности метафоры Пастернака

    Литература: Альфонсов Н.В. Поэзия Б.Пастернака. – Л., 1990. Глава «О метафорической системе пастернака»; Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака//Литературное обозрение – 1987 – №9 (п.5-6); Тарановский К. О поэтике Б.Пастернака//Тарановский К. О поэзии и поэтике. – М., 2000. – С. 209-220.

    2. Поэтическая лексика Пастернака: особенности, индивидуальность, новаторство

    Литература: Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака//Книжное обозрение – 1987 – №9 (п.2).

    3. Принципы поэтического повествования Пастернака:

    • ритмические особенности лирики,

    • ритмико-синтаксическая организация стихотворений.

    Литература: Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака//Литературное обозрение – 1987 – №9 (п.4).
    II. Основы мифопоэтики Пастернака:

    • общие положения,

    • основные архетипы (мифологические страты),

    • опыт мифологического прочтения стихотворения «Ненастье».

    Литература: Баевский В.С. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака//Известия академии наук СССР. Серия литературы и языка. – Том 39 – №2 – 1980.
    III. Интертекстуальность лирики Пастернака

    1. Книга Пастернака «Сестра моя – жизнь»: христианская родословная названия и ветхозаветные подтексты (архетипы) книги.

    Литература: Жолковский А. Книга книг Пастернака (к 75-летию «Сестры моей – жизни»)//Звезда – 1997 – №12 – С. 193-213.

    2. Поэтические переклички Пастернака с Блоком, Маяковским, Северяниным и Анненским.

    Литература: Иванов Вяч.Вс. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке//Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. – М., 1999. – Гл.5.

    • Блоковская реминисценция из «Вхожу я в темные храмы…» в пастернаковском «Про эти стихи» (сходство и различие данного метафорического образа у Блока и Пастернака),

    • особенности структуры метафорического образа Маяковского и Пастернака,

    • особенности реминисценций стихотворений Анненского в лирике Пастернака.

    Литература: Иванов Вяч.Вс. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке//Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. – М., 1999. – Гл.6 «Анненский и две революции».; Альфонсов В.Н. Поэзия Б.Пастернака. – Л., 1990. – С. 351-363.; Смирнов И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Пастернака). – СПб, 1995.
    IV. Особенности идеи, композиции, мотивов и тем сборников Пастернака:

    • «Поверх барьеров» 1914-1916

    • «Темы и вариации» 1916-1922

    • «Девятьсот пятый год» 1922

    • «На ранних поездах» 1936-1944.


    V. Постижение смысла образов лирики Пастернака: анализ стихотворения Пастернака «Бабочка-буря». Литература: Иванов Вяч.Вс. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке//Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. – М., 1999.


    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17

    Творческая эволюция Андрея Платонова
    I. Ранние (20-х годов) утопические идеи Платонова о революционном преобразовании России и вселенной:

    • от страны будущего к вселенной будущего;

    • восприятие Платоновым Октябрьской революции как глобального, космического процесса;

    • преображение среды обитания человека Платоновым;

    • псевдонаучные идеи Платонова-мечтателя.

    Литература: Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М., 1989 – С. 82-90.
    II. Генезис героя спасителя и преобразователя в творчестве Платонова.

    1. Первые «гении» Платонова: научно-фантастические рассказы автора 20-х годов:

    Литература: Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М., 1989 – С. 128-139.

    2. Эволюция ранних идей Платонова и его героя-энтузиаста в сатирическом произведении «Город Градов»:

    • образ фанатически убежденного Шмакова: от искренности и честности в своем деле до безумных идей;

    • фантастические идеи раннего Платонова доведенные им самим до абсурда («Записки государственного человека», идеи горожан-чиновников);

    • пирушка градовских чиновников – смысловой центр произведения (мистические реминисценции этого сюжета, парадоксальный спич Шмакова, его суть?);

    • яркий сатирический финал произведения.

    Литература: Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М., 1989 – С. 260-270.
    3. Поиски счастья героями «Котлована»:

    а) Образ главного героя «Котлована»: «задумавшийся» Вощев

    • история его жизни;

    • смысл и цель его существования;

    • символика имени;

    • мотивация труда на котловане.

    б) второстепенные образы повести: смысл существования героев;

    в) Особенности хронотопа повести:

    • топографические координаты повести;

    • особенности хронологии событий.

    г) Два сюжета повести (котлован и деревня): смысл их взаимодействия.

    д) Символика повести (медведь, котлован).
    4. Расширение поисков счастья Платоновым до мифопоэтического хронотопа («Джан»).

    а) Образ Чагатаева:

    • история жизни;

    • мотивация поисков Джан, идея Чагатаева.

    б) Двойной план повести: особенности соединения мифа и реальности:

    • вкрапление мифа;

    • использование библейской сюжетной схемы (Вторая книга Моисеева, жизнь в камыше);

    • особенности хронотопа повести: соединение библейского и реального хронотопов (принцип рассеяния и брожения людей Джан);

    • образ пустыни.

    в) Основные архетипические мотивы и образы повести, их смысл и значение (мать, дитя);

    Литература: Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М., 1989 – С. 378-406.
    5. Образ ребенка в художественном пространстве Платонова (Настя: «Котлован», Ксеня, Айдым: «Джан»).
    6. Вощев и Чагатаев: от утопической идеи до ее реализации:

    • Суть пространственного (племя) и сокровенного обретения Джан.


    III. «Странноязычие» Платонова (от «Города Градова» до «Джан»):

    • от «канцелярской» стилизации в сатире («Город Градов») до «вещественности языка («Котлован») и до опредмеченных ассоциативных метафор («Джан»);

    • отсутствие стилевого шаблона.

    Литература

    1. Геллер М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья. – М., 2000.

    2. Шубин Л.А. Поиски счастья отдельного и общего существования: об А.Платонове. – М., 1987.

    3. Карсалова Е.В., Леденев А.В. Современная литература 30-х годов. А.Платонов, М.Булгаков. – Ярославль, 1993.

    4. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М., 1989.

    5. Михеев М.Ю. Мифология вместо причинности у Платонова// Вопросы философии – 1999 – №10.

    6. Новикова Т. Пространственно временные координаты в утопии и антиутопии: А.Платонов и западный утопический роман// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология – 1997 – №1.



    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18

    Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
    I. Композиция романа «Мастер и Маргарита»

    1. Особенности хронотопа романа: полиспациальность и политемпоральность романа

    а) Кто и как организует пространственно-временные континуумы в произведении (автор или повсеместный и вездесущий Воланд)?

    • Москва и ее топография: Патриаршие пруды, Садовая, квартира 50, варьете, Дом Грибоедова, клиника Стравинского, дом Мастера и дом Маргариты, Воробьевы горы

    • Ялта и полет Маргариты на шабаш

    • Ершалаим

    б) Какова модальность этих континуумов и ее значение (ироническая, сатирическая, гротесковая, философская)

    в) Как сораспологаются в романе эти континуумы (напластование, хаотически, с умыслом и замыслом (чьим и каким)?

    г) Как бы Вы определили основной принцип этого сорасположения (кинематографический, принцип зеркальности – проецирование проблем и образов друг на друга)?

    2. Взаимосвязь всех континуумов повествования через решение общих философских, этических и социальных проблем.

    3. Композиционная роль Ивана Бездомного.

    4. Объединяющая функция образов-символов и образов-лейтмотивов (изображение изнуряющей жары, безжалостного зноя, атмосферы предгрозья и самой грозы, обрушившихся на Иудею и на Москву, образ зеркала и т.д.)

    5. Двучастность романа, его симметрия (2 кульминации, зеркальность) по А.Вулису

    6. Своеобразие финала: особенности соединения в нем различных континуумов.
    II. Особенности ершалаимских глав: кто их автор, образ рассказчика?

    • можно ли эти главы назвать библейскими?

    • являются ли они «Евангелием от Воланда»?

    • являются ли они «Евангелием от Мастера»?

    • почему автор и его герои обращаются к Ершалаиму?

    Литература: Вулис А. глава I «Рассказывая про истину»
    III. Система образов романа

    1. Смысл и роль, значение диад героев в романе?

    • Иешуа – Мастер

    • Левий Матвей – Иван Бездомный

    • Иуда – Алоизий Магарыч

    • Каифа – Берлиоз

    2. Почему вне диад остаются образы Маргариты, Воланда и Пилата?

    3. Можно ли составить диаду Воланд – Пилат?

    4. Мастер и Маргарита: как, что ищут и что обретают?

    • трагический путь Мастера

    • почему автор и Мастер обращаются к Иешуа и Ершалаиму?

    • гротеск, фантасмагория в сюжетной линии Маргариты

    • почему «рукописи не горят»?

    • почему Мастер не заслуживает света, а заслуживает покой?

    5. Образ Воланда и его роль в романе?

    • архетип, символика имени и образа

    • особенности поведения и речи

    • Воланд – актер и марионетка «низших» сил или сам Сатана? (Вулис А. Гл. I, с. 18-38)

    • можно ли считать Воланда главным героем романа?

    6. Насколько правомочна и правдоподобна прототипизация героев романа?

    а) прототипы Мастера и Маргариты?

    б) прототипы Воланда и его свиты

    • Воланд – Сталин???

    • Бегемот – ?

    • критик Латунский – ?

    • образы персонажей «Дома Грибоедова» –?

    • образы Босого и персонажей Бала Сатаны?

    (Вулис А., С. 86-90; гл. III)
    IV. Жанр произведения


    • философский роман

    • фантастический

    • сатирический

    • авантюрный

    • мениппея

    • роман-притча

    • роман-миф

    • детектив

    • судебный роман

    • a la готический

    • роман-одиссея?



    V. Интертекстуальность романа.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта