Главная страница

пособие Болдырева. Е. М. Болдырева


Скачать 226.39 Kb.
НазваниеЕ. М. Болдырева
Анкорпособие Болдырева.docx
Дата18.04.2018
Размер226.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапособие Болдырева.docx
ТипУчебное пособие
#18207
страница11 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Литература рубежа 19-20 вв. как особая литературная эпоха. Проблема переоценки ценностей русской классической литературы в литературе рубежа веков. Понятия декадентства и модернизма.

  2. Социально-политический, культурно-исторический и философско-эстетический контекст литературы рубежа веков. Проблематика сборника “Вехи”.

  3. Новые тенденции в развитии русского искусства на рубеже веков. Основные направления развития русского литературоведения.

  4. Идейно-художественные особенности творчества М.Горького 1890-х годов. Романтика и реализм в стиле Горького. Ницшеанство раннего Горького.

  5. Основные особенности драматургии Горького 1900-х годов. Анализ одной из драм (по выбору).

  6. Пьеса М.Горького «На дне»: проблематика, система персонажей, художественная структура. Проблемы интерпретации.

  7. Стилевые контуры прозы А.Куприна: «Молох», «Суламифь», «Яма» (в ответе могут использоваться другие примеры разностильности).

  8. Особенности психологического реализма А.Куприна в повести «Поединок».

  9. «Вечные» темы в русском реализме 1910 годов. Сопоставительный анализ произведений И.Бунина и А.Куприна о любви.

  10. Поэзия И.Бунина. Выразительные возможности бунинской лирики.

  11. Проза И.Бунина 1890-1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина.

  12. Изображение русского национального характера в повестях И.Бунина о деревне («Деревня», «Суходол»).

  13. Модернистские принципы в творчестве И.Бунина. Ментальность 19 и 20 века в художественном сознании писателя.

  14. Творчество И.Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

  15. Типология русского реализма рубежа веков. Натурализм, экспрессионизм и импрессионизм как стилевые «примеси» реалистической прозы рубежа веков. Творческий облик одного из писателей-знаньевцев (по выбору).

  16. Литературные явления сложной эстетической природы. Проблема неореализма на рубеже веков. Анализ творчества Б.Зайцева, С.Сергеева-Ценского, А.Ремизова (по выбору).

  17. Проблема натурализма в русской литературе рубежа веков. Неонатурализм М.Арцыбашева.

  18. Стилевые особенности прозы И.Шмелева (на примере 1-2 произведений).

  19. Эволюция творчества Л.Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода.

  20. Экспрессионистская стилистика в творчестве Л.Андреева. Анализ одной из пьес писателя (по выбору).

  21. Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма.

  22. Импрессионистская лирика К.Бальмонта. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

  23. Поэтический мир Ф.Сологуба. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

  24. Эволюция творчества В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Неоклассицизм В.Брюсова.

  25. Художественные особенности лирики И.Анненского. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

  26. Эстетическая система младосимволизма: концепции теургичности, соборности, «объективации теургического томления», «верности вещам»; цветовая и числовая символика. Творчество Вяч.Иванова.

  27. Художественные особенности поэзии Андрея Белого. Жанр симфонии в творчестве Белого. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

  28. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Русская тема в творчестве поэта.

  29. Ранняя лирика А.Блока. Анализ одного из стихотворений первого тома.

  30. Проблематика и поэтика поэмы А.Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы.

  31. Символистская проза. Анализ двух романов (по выбору) Д.Мережковского, Ф.Сологуба, А.Белого, В.Брюсова.

  32. История организационного оформления русского акмеизма. Акмеисты как наследники символистов.

  33. Эволюция творчества Н.Гумилева. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

  34. Эстетическая система русского акмеизма. Поэтический стиль О.Мандельштама.

  35. Творчество А.Ахматовой: основные мотивы дооктябрьской лирики, своеобразие стиля.

  36. Характеристика творчества М.Кузмина, М.Волошина или В.Ходасевича (по выбору).

  37. Русский футуризм: история становления течения, основные группировки. Эстетика творческого поведения в поэтике футуристов.

  38. Теоретические декларации и поэтическая практика русского футуризма. Раннее творчество В.Маяковского.

  39. Формальные поиски и поэтические открытия в творчестве футуристов. Творчество В.Хлебникова.

  40. Эгофутуризм и творчество И.Северянина.

  41. Поэтическая индивидуальность М.Цветаевой. Особенности поэтического языка. Литературная ситуация 1920-х годов. Основные литературные группировки. Литературная борьба 1920-х годов.

  42. «Серапионовы братья»: важнейшие эстетические принципы, особенности поэтики, творческие индивидуальности. Анализ 1-2 произведений одного из участников группы (по выбору).

  43. Эстетика и поэтика русского имажинизма. Анализ творчества одного из имажинистов (В.Шершеневич, А.Мариенгоф, Р.Ивнев и др.).

  44. Эстетика и поэтика русского литературного конструктивизма: принцип грузофикации, локальный прием, смыслообразующая рифма и т.д. Анализ творчества одного из конструктивистов (И.Сельвинский, В.Инбер и др).

  45. Творчество Е.Замятина: «новый реализм» и «синтетизм» в творческих исканиях писателя. Категория энтропии и принципы построения антиэнтропийного текста. Стилевой синтез и лейтмотивная структура текста (на примере анализа одного из произведений по выбору).

  46. Роман Е.Замятина «Мы»: проблематика, система персонажей, художественная структура. «Мы» как неомифологический роман. «Мы» как авторефлексивный текст. Интертекстуальные аспекты романа.

  47. Стилевые координаты прозы М.Булгакова. Художественное своеобразие произведений М.Булгакова 1920-х годов (на примере 2-3 произведений).

  48. Драматургия М.Булгакова. Булгаков и театр 20 века. Анализ одной из пьес (по выбору).

  49. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова как роман-миф. Художественная структура романа. Литературные реминисценции и аллюзии в романе.

  50. Художественный язык А.Платонова. Анализ стилевого своеобразия прозы А.Платонова (на примере 2-3 произведений по выбору).

  51. «Котлован» А.Платонова: структура хронотопа, система персонажей, художественный язык. Философская проблематика произведения.

  52. Поэтика сказа в русской прозе 1920-х гг. Основные пути развития сказа. Рассказы М.Зощенко (анализ 1-2 произведений по выбору).

  53. Обвинительно-ортодоксальная, оправдательная «эзоповская», академическая формалистская, культурно-историческая и психоаналитическая трактовки творчества М.Зощенко. «Поэтика недоверия» в творчестве М.Зощенко. Реинтерпретация ранних рассказов сквозь призму поздней автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца».

  54. «Орнаментальная проза»: образный строй, художественная структура, поэтический язык. Категории лейтмотивности, эквивалентности, мифического мышления в орнаментальной прозе. Орнаментальность и событийность. Анализ 1-2 произведений писателей-«орнаменталистов» (по выбору).

  55. Роман Б Пильняка «Голый год»: проблематика, поэтика, художественная структура текста. Идея «скрещенья» в романе. Импрессионистические тенденции в повествовательной организации произведения.

  56. ОБЭРИУ: история организационного становления, важнейшие аспекты поэтики, художественный язык (цисфинитная логика, принцип релятивности, речевые аномалии и орфографические девиации). Категории поэтической индивидуальности и поэтика абсурда в творчестве обэриутов. Система причинно-следственных связей. Анализ 1-2 произведений обэриутов (по выбору)

  57. Поэтическое творчество Б.Пастернака. Основные поэтические сборники. Стилевая индивидуальность поэта.

  58. Творчество С.Есенина: лирический герой, образная система, поэтическая индивидуальность. Творческая эволюция поэта.

  59. «О гении, злодействе и бабе во всероссийском масштабе» (А. Жолковский): литературоведческие мифы о Маяковском, основные варианты интерпретации творчества поэта, инвариантные черты художественного мира Маяковского.

  60. Формальные поиски и творческие открытия Маяковского. Анализ 2-3 стихотворений и 1 поэмы (по выбору).

  61. Отражение трагических противоречий эпохи в поэзии А.Ахматовой и О.Мандельштама. Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

  62. «Нейтральное письмо» Л.Добычина. Анализ 1-2 рассказов или романа «Город Н.» (по выбору).

  63. Творчество С.Кржижановского: принципы сюжетосложения, пространственно-временные эксперименты, интертекстуальные аспекты (на примере анализа 2-3 рассказов).

  64. «Многослойность» художественной прозы К.Вагинова: неомифологический и интертекстуальный аспекты романов, пародирование литературных концепций 20-х гг., тип «романа с ключом».

  65. Литературная ситуация 30-х годов. Утверждение монистической концепции литературы (постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», разгром школы Переверзева, дискуссии о мировоззрении и творчестве, о формализме, о языке, 1 съезд советских писателей).

  66. Основные параметры культурной модели социалистического реализма: Устав Союза советских писателей, синтетический характер, «формовка» советского писателя, «смерть автора», статус языка и реципиента. «Классицистская» и «сентименталистская» составляющие соцреалистической модели.

  67. Основные жанры в русской прозе 30-х годов (производственный роман, роман о коллективизации, «роман воспитания»). Анализ 2-х произведений разных жанров (по выбору).

  68. Историческая проза 30-х годов. Основные принципы исторического моделирования. Переакцентуация формулы «Правитель – Народные массы – Историческая закономерность». Анализ одного из исторических романов О.Форш, В.Шишкова, А.Чапыгина, В.Яна, Ю.Тынянова и др. (по выбору).

  69. Концепции гражданской войны в русской прозе 20 – 30-х гг. (на материале творчества М.Шолохова, А.Фадеева, Б.Лавренева, Н.Островского, И.Бабеля, М.Булгакова, Вс.Иванова, А.Серафимовича).

  70. Детская литература 30-х годов как экспериментальная лаборатория русской литературы ХХ века.. Поэтика подставных проблем. Анализ одного из произведений детской литературы (по выбору).

  71. Советская поэзия 30-х годов: призыв ударников в литературу, основные темы, анализ 2-3 стихотворений (по выбору).

  72. Русская драматургия 30-х годов. Анализ 2-х пьес (по выбору) К.Тренева, Б.Лавренева, А.Афиногенова, А.Арбузова, С.Третьякова, Н.Погодина и др.

  73. Феномен массовой песни в литературе 30-х годов: утверждение материнского архетипа, структура хронотопа, фольклорные традиции.

  74. Трилогия А.Н.Толстого «Хождение по мукам»: своеобразие жанра, принципы изображения персонажей, теория «речевого жеста», художественный язык.

  75. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: авторская концепция истории, проблемы “личности и государства”, “народа и власти”; система персонажей романа; сюжетно–композиционная организация; предметная детализация и художественный язык.

  76. Философия человека и природы в романах М.Пришвина.

  77. Жизнь и творчество М.А.Шолохова: основные этапы, биографические мифы, основные литературоведческие работы о Шолохове.

  78. Проблема авторства «Тихого Дона»: историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиате, основные аргументы шолоховедов (исследование скандинавских ученых, книга Г.Ермолаева, публикация Л.Колодным рукописей и др.) и антишолоховедов (книга «Стремя Тихого Дона» с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева).

  79. Роман М.Шолохова «Тихий Дон»: жанровый синтетизм, система персонажей, философия природы, язык и стиль, интертекстуальные аспекты романа («Одиссея казачьего Гамлета»).

  80. Современные интерпретации романа М.Шолохова «Поднятая целина»: причины создания, переосмысление системы персонажей, интертекстуальные аспекты романа. Второй том «Поднятой целины» как «болевая точка» шолоховедения.

  81. Литература периода войны: милитарный дискурс и «социобаллистика власти», машина войны: черное и белое, батальонная живопись власти: палачи и жертвы, апология ненависти. Анализ 2 – 3 произведений о Великой Отечественной войне (по выбору).

  82. Жанры литературы периода войны как закрепление архетипов массового сознания (жанры присяги, клятвы), система пространственных мотивов, апелляция к русской истории, синтез революционно-интернациональной и традиционной национальной парадигм, национал-патриотический вектор военной литературы. Анализ 2 – 3 произведений о Великой Отечественной войне (по выбору).


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



    1. У Игоря Северянина есть цикл стихотворений “Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах”, посвященный разным поэтам “серебряного века”. Назовите адресата каждого стихотворения.


1. Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел – до святости непоправим.
Он, Найденный, как сердцем ни зови,

Не будет с ней в своей гордыне кроткий

И гордый в кротости, уплывший в лодке

Рекой из собственной ее крови.
Уж вечер. Белая взлетает стая.

У белых стен скорбит она, простая.

Кровь капает, как розы, изо рта.
Уже осталось крови в ней немного,

Но ей не жаль ее во имя бога;

Ведь розы крови – розы для креста...
2. Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облаком и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...
Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал – поэтно видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила Смерть, он понял – Незнакомка...
У рая слышен легкий хруст шагов:

Подходит он. С ним – от его стихов

Лучащаяся – странничья котомка...
3. Его воспламенял призывный клич,

Кто б ни кричал – новатор или Батый...

Немедля честолюбец суховатый,

Приемля бунт, спешил его постичь.
Взносился грозный над рутиной бич

В руке самоуверенно зажатой,

Оплачивал новинку щедрой платой

По-европейски скроенный москвич.
Родясь дельцом и стать сумев поэтом,

Как часто голос свой срывал фальцетом,

В ненасытимой страсти все губя!
Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,

готовый песни петь грядущим гуннам,

Не пощадил он, – прежде всех – себя...
4. В его стихах – веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой молодою

песнь солнышку. И вешних вод купель.
Прозрачен стих, как северный апрель.

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою,

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.
Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.
Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.
5. Ее лорнет надменно-беспощаден,

Пронзительно-блестящ ее лорнет.

В ее устах равно проклятью “нет”

И “да” благословляюще, как складень.
Здесь творчество, которое не на день,

И женский здесь не дамствен кабинет...

Лью лесть ей в предназначенный сонет,

Как льют в фужер броженье виноградин.
И если в лирике она слаба

(Лишь издевательство – ее судьба!) –

В уменье видеть слабость нет ей равной.
Кровь скандинавская прозрачней льда,

И скован шторм на море навсегда

Ее поверхностью самодержавной.
6. Путь конквистадора в горах остер.

Цветы романтики на дне нависли.

И жемчуга на дне – морские мысли –

Трехцветились, когда ветрел костер.
И путешественник, войдя в шатер,

В стихах своих писания описьмил.

Уж как Европа Африку не высмей,

Столп огненный – души ее простор.
Кто из поэтов спел бы живописней

Того, кто в жизнь одну десятки жизней

Умел вместить? Любовник, Зверобой,
Солдат – все было в рыцарской манере.

...Он о Земле толкует на Венере,

Вооружась подзорною трубой.
7. В утонченных до плоскости стихах –

Как бы хроническая инфлуэнца.

В лице все очертанья вырожденца.

Страсть к отрокам взлелеяна в мечтах.
Запутавшись в эстетности сетях,

Не без удач выкидывал коленца,

А у него была душа младенца,

Что в глиняных зачахла голубках.
Он жалобен, он жалостлив и жалок.

Но отчего от всех его фиалок

И пошлых роз волнует аромат?
Не оттого ль, что у него, позера,

Грустят глаза – осенние озера –

Что он – и блудный – все же божий брат?..
8. Неумолимо солнце, как дракон.

Животворящие лучи смертельны.

Что ж, что поля ржаны и коростельны? --

Снег выпадет. Вот солнечный закон.
Поэт постиг его, и знает он,

Что наши дни до ужаса предельны,

Что нежностью мучительною хмельны

Земная радость краткая и стон.
Как дряхлый триолет им омоложен!

Как мягко вынут из глубоких ножен

Узором яда затканный клинок!
И не трагично ль утомленным векам

Смежиться перед хамствующим веком,

Что мелким бесом вертится у ног?



    1. Кому из поэтов “серебряного века” принадлежат данные отрывки?

  1. Живы дети, только дети, –

Мы мертвы, давно мертвы.

Смерть шатается на свете

И махает, словно плетью,

Уплетенной туго сетью

Возле каждой головы.

  1. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

3) Юный маг в пурпуровом хитоне

Говорил нездешние слова.

Перед ней, царицей беззаконий,

Расточал рубины волшебства.

4) Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит.

Звон стеблей, ковыль поет, поет, поет.

Серп времен горит сквозь сон, горит, горит.

Слезный стон растет, растет, растет, растет.

  1. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта