Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19 Коллоквиум по творчеству М. Шолохова

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА а) основная литература

  • пособие Болдырева. Е. М. Болдырева


    Скачать 226.39 Kb.
    НазваниеЕ. М. Болдырева
    Анкорпособие Болдырева.docx
    Дата18.04.2018
    Размер226.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапособие Болдырева.docx
    ТипУчебное пособие
    #18207
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Литература


    1. Вулис А. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 1991.

    2. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»// Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 3. – СПб., 1995. – С. 25-34.

    3. Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа Булгакова «Мастер и Маргарита»). – Пермь, 2002.

    4. Карсалова Е.В., Леденев А.В. Литература 30-х годов. А. Платонов и М. Булгаков. – Ярославль, 1993.

    5. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова// литературное обозрение – 1989 – №11.

    6. Сарнов Б.М. Каждому по его вере. – М., 2000.

    7. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983.



    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19

    Коллоквиум по творчеству М. Шолохова
    I. Жизнеописание М.А.Шолохова

    1. Основные этапы жизни и творчества;

    2. Раннее творчество. «Донские рассказы»:

    • Односторонность прежней трактовки

    • Изображение гражданской войны как братоубийственной, как трагедии народа

    • Проблемы мастерства: сильные и слабые стороны рассказов

    • Концептуальная близость «Донских рассказов» к «Тихому Дону».

    3. Вокруг мифотворчества:

    а) традиционный литературоведческий взгляд на жизнь и творчество Шолохова (работы Л.Якименко, Ф.Бирюкова, А. Хватова, В.Гуры и Н.Федь)

    б) мифотворчество Шолохова и о Шолохове: Pro et contra

    • жизнь как миф (историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиаторе)

    • «Тихий Дон»: проблема авторства (основные аргументы шолоховедов: исследование скандинавских ученых, Н.Федь, публикация Л.Колодным рукописей и др. и антишолоховедов: книга “Стремя Тихого Дона” с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева и др.)

    Литература:

    1. Бирюков Ф. Г. О подвиге народном; Жизнь и творчество М. А. Шолохова.— М., 1989.

    2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон».— М., 1980.

    3. Жуков И. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве.— М., 1994.

    4. Колодный Лев. Рукопись «Тихого Дона» //Москва.— 1991.— № 10.

    5. Колодный Л. Кто написал “Тихий Дон”. – М., 1995.

    6. Лебеденко П. Кому это нужно? По поводу публикации некоторых разделов книги Р.Меведева «Загадки творческой биографии Шолохова»//Дон – 1990 – №2.

    7. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова. – М., 1991.

    8. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску истины. – М., 2000.

    9. Огнев А. Сколько можно клеветать? (о попытках переоценки творчества Шолохова)//Молодая гвардия – 1990 – №5.

    10. Федь Н. Парадокс гения. Жизнь и сочинения Шолохова. – М., 1998 (с. 38-60; гл. вторая).

    11. Хватов А. И. Художественный мир Шолохова.— М., 1978.

    12. Хьетсо Г. Плагиатор ли Шолохов?//Молодая гвардия. – 1997 – №11.


    II. «Тихий Дон».

    1. Двуплановость композиции. Система образов.

    2. Жанровый синтетизм.

    3. Народ как главный герой «Тихого Дона»:

    а) изображение жизни, быта и нравов донского казачества;

    б) оценка гражданской войны с общечеловеческих позиций:

    в) идея народной правды.

    4. Образ Григория Мелехова (мастерство и глубина психологического анализа):

    а) идейно-композиционное значение его в романе;

    б) основные черты характера Григория и этапы его жизненного пути;

    в) Григорий — Аксинья — Наталья;

    г) причины трагедии Григория Мелехова;

    д) дискуссии вокруг его образа и проблемы трагического (концепция «отщепенства», проблема трагической вины, отношение писателя к своему герою, обобщение в образе Григория трагедии народа в эпоху революции и гражданской войны).

    5. Интертекстуальные аспекты романа (“Одиссея казачьего Гамлета”).
    III. «Поднятая целина».

    1. Дискуссии о романе в современном литературоведении и критике.

    2. Оценка новых прочтений романа в работах И. Коноваловой, Ю. Дворяшина, В. Литвинова, Ф.Бирюкова и др.

    3. Отражена ли в романе трагедия деревни в период коллективизации?

    4. Новое в трактовке образов коммунистов и народа в романе

    5. Эзоповский язык романа (Н.Федь Парадокс гения. Глава 3)

    6. «Поднятая целина» и современные произведения о трагедии коллективизации (книги Б.Можаева, С. Антонова, В. Белова, В. Быкова и др.)
    IV. Мастерство М. Шолохова — пейзажиста,

    1. Постоянное сопоставление жизни природы и мира человеческих чувств как характерная особенность стиля писателя:

    а) пейзаж, гармонирующий с переживаниями героев;

    б) картины природы, контрастирующие с внутренним состоянием персонажа;

    в) прием психологического параллелизма.

    2. Эпическое и лирическое в пейзаже.

    3. Реализм шолоховских пейзажей:

    • их отличие от романтического изображения природы;

    • меткость наблюдений, острота и тонкость восприятия природы. Мастерство передачи тончайших оттенков запаха, цвета, звуков;

    • многомерность образа, его оригинальность и пластичность, выпуклость и красочность;

    • соединение поэтической взволнованности и лиризма с бытовым, подчеркнуто будничным описанием.

    4. Связь с народным творчеством.

    V. Последние десятилетия жизни М. Шолохова (60-е — начало 80-х годов).

    1. Выступления писателя на партийных и писательских съездах. Их современная оценка.

    2. Причины длительного творческого молчания.

    Литература

    1. Бирюков Ф. Г. О подвиге народном; Жизнь и творчество М. А. Шолохова.— М., 1989.

    2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон».— М., 1980.

    3. Дворяшин Ю. Поднята ли целина в романе М. Шолохова //Литература в школе.— 1990.— № 2

    4. Жуков И. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве.— М., 1994.

    5. Колодный Лев. Рукопись «Тихого Дона» //Москва.— 1991.— № 10.

    6. Колодный Л. Кто написал “Тихий Дон”. – М., 1995.

    7. Коновалова И. Михаил Шолохов как зеркало русской коллективизации//Огонек. – 1990. – № 25.

    8. Лавров В. Голгофа Григория Мелехова. \\ Нева, 1995, №5, с.194 – 200.

    9. Лебеденко П. Кому это нужно? По поводу публикации некоторых разделов книги Р.Меведева «Загадки творческой биографии Шолохова»//Дон – 1990 – №2.

    10. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова. – М., 1991.

    11. Литвинов В. М.Уроки «Поднятой целины» //Вопросы литературы.— 1991.— Сентябрь-Октябрь.

    12. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску истины. – М., 2000.

    13. Огнев А. Сколько можно клеветать? (о попытках переоценки творчества Шолохова)//Молодая гвардия – 1990 – №5.

    14. Федь Н. Парадокс гения. Жизнь и сочинения Шолохова. – М., 1998(Гл. 1, 2, 3, 5).

    15. Хватов А. И. Художественный мир Шолохова.— М., 1978.

    16. Хьетсо Г. Плагиатор ли Шолохов?//Молодая гвардия. – 1997 – №11.

    17. Якименко Г. Творчество М. А. Шолохова.— М., 1977.


    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    а) основная литература


    1. История русской литературы конца XIX - начала XX вв.: В 2 тт: Т. 2: Учебное пособие для вузов (под ред. Келдыша В.А.) – М., 2007

    2. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 1. 1910-1930-е годы / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 366 с.

    3. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 2. 1910-1930-е годы. Русское зарубежье / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 316 с.

    4. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. Под. ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. – М., 1995

    5. Келдыш В.А./ред. История русской литературы конца 19 - нач. 20 века. В 2 Т. - М.: Академия, 2007, 2009

    6. Кременцов Л.П./ред. Русская литература 20 века.В 2-х т.Т.1:1917-1940-е г.г. - М.: Академия, 2009.

    7. Кременцов Л.П./ред. Русская литература 20 века.В 2-х т.Т.1:1920-1930-е г.г. - М.: Академия, 2005.

    8. Кузьмина С.Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия Серебряного века. - М.: Флинта: Наука, 2004.-400с.

    9. Минералова И.Г. Минералов Ю.И. История русской литературы XX в.: 1900-1920 гг.: Учебное пособие для вузов – М., 2004

    10. Русская литература ХХ в.: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.П. Кременцова. В 2-х томах.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. Т.1: 1920–1930-е годы.

    11. Русская литература ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.

    12. Смирнов Л. А., Смирнова Л. Русская литература конца XIX - начала XX века – М., 2004 г.

    13. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 - нач. 20 века. - М.: Высшая школа, 2006.


    б) дополнительная литература


    1. Агеносов В.В. Советский философский роман. – М., 1989

    2. Акимов В.М. Человек и Единое государство. (Возвращение к Евгению Замятину) \\ в кн. Перечитывая заново. Литературно-критические статьи. – Л., 1989, с.106 – 134.

    3. Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии. Сост. Н.Корниенко, Е.Шубина. М.: "Современный писатель", 1994

    4. Андрей Платонов: Исследования и материалы: Сб. трудов / Под ред. Т. А. Никоновой.- Воронеж:Изд-во ВГУ, 1993.

    5. Б.Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения. – М., 1996.

    6. Бабель И. Статьи и материалы. – М.: 1928.

    7. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник: Авториз. пер. с англ. – М., 1993

    8. Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьбы его идей. – М., 1989.

    9. Белая Г. Третья жизнь Исаака Бабеля // Октябрь.- 1989, № 10.

    10. Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. – М., 1994

    11. Брюсов В. Из книги “Далекие и близкие” // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1975. Т.6

    12. Вайскопф М. Во весь логос. Религия Маяковского. – Москва – Иерусалим: Саламандра, 1997.

    13. Волошин М. Лики творчества: Книга четвертая: Современники // Волошин М. Лики творчества. 2-е изд. – Л., 1989.

    14. Воспоминания о Бабеле. – М.: 1989.

    15. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопии. \\ Новый мир, 1988, № 12, с.217 – 230.

    16. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995

    17. Геллер Л. Слово мера мира (статьи о русской литературе ХХ века). – М., 1994.

    18. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. Paris, YMCA-PRESS, 1982, 404 с.

    19. Герасимова А. Труды и дни Константина Вагинова \\ Вопросы литературы, 1989, №12

    20. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. – Л., 1974

    21. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. – М., 2001.

    22. Голубков М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы 1920-1930-х годов. – М., 1992.

    23. Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. – М. ,1998.

    24. Громов П. А.Блок, его предшественники и современники. 2-е изд. – Л., 1986

    25. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – М., 1990.

    26. Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры – СПб., 1999.

    27. Добренко Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. – СПб. ,1997.

    28. Долгополов Л. На рубеже веков. – Л., 1977

    29. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 1989

    30. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. – СПб., 1995.

    31. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977

    32. Жолковский А. "Фро": пять прочтений// Вопросы литературы. 1989. №12. С.23-49.

    33. Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. – М., 1994

    34. Жолковский А. Поэтика произвола и произвольность поэтики (Маяковский) \\ Жолковский А. Инвенции. – М. ,1995, с.122 – 133.

    35. Жолковский А., Щеглов Ю. Место окна в поэтическом мире Пастернака. \\ Жолковский А., Щеглов Ю. Работы по поэтике выразительности. – М., 1996, с.209 – 240.

    36. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. – М. ,1999

    37. Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель. – М.: «Carte Blanche», 1994.

    38. Иванов Вяч. Вс. Литература попутчиков и неофициальная литература. \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.465 – 481.

    39. Иванов Вяч. Вс. Лунц и Мандельштам: фабула у серапионовых братьев \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.498 – 503.

    40. Иванов Вяч. Вс. О «Тайном тайных» Всеволода Иванова \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.513 – 519.

    41. Иванов Вяч. Вс. Судьбы серапионовых братьев и путь Всеволода Иванова \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.482 – 497.

    42. Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. – М., 1990.

    43. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. – СПб, 1997

    44. Исаев С.Г. Литературные маски серебряного века: На материале творческих исканий “старших” символистов // Филологические науки, 1997, №1

    45. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. – М., 1975.

    46. Кобринский А.А. Поэтика ОБЭРИУ. В 2-х томах. – М., 2000.

    47. Колобаева Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа Х1Х – ХХ вв. – М., 1990.

    48. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». – М., 1995.

    49. Л.Силард «Орнаментальность \ орнаментализм» \\ Russian Literature XIX, 1986, 65-78.

    50. Лавров В. Голгофа Григория Мелехова. \\ Нева, 1995, №5, с.194 – 200.

    51. Литературная группа «Серапионовы братья»: истоки, поиски, традиции, международный контекст. – СПб, 1995.

    52. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х – начала ХХ века. – М., 1975

    53. М.Булгаков. Современные толкования. – М., 1991.

    54. Максимов Д. Русские поэты начала века: Очерки. – Л., 1986

    55. Мандельштам О. Слово и культура. – М., 1987

    56. Меньшутин А., Синявский А. Поэзия первых лет революции. – М., 1964.

    57. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

    58. Модернизм: анализ и критика основных направлений. 4-е изд. – М., 1986

    59. Новикова Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: А.Платонов и западный утопический роман. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, № 1.

    60. Новое о Замятине. Сб. материалов / Сост. Леонид Геллер. – М.: «Мик», 1997.

    61. Орлов В. Перепутья: Из истории русской поэзии начала ХХ века. – М., 1976

    62. Пайман А. История русского символизма. – М., 1998

    63. Парнис А. Тименчик Р. Программы “Бродячей собаки” // Памятники культуры. Новые открытия. 1983. Ежегодник. – Л., 1985

    64. Полякова С.В. Олейников и об Олейникове и другие работы о русской литературе. – СПб, 1997.

    65. Поэты-имажинисты. – СПб.,1997 (Библиотека поэта)

    66. Пурин А. Опыты Константина Вагинова \\ Пурин А. Воспоминания об Евтерпе. – СПб., 1996, с.167 – 182.

    67. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. – М., 1984

    68. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века (1901 – 1907). – М., 1071

    69. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века (1908 – 1917). – М., 1972

    70. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века (90-е годы). – М., 1968

    71. Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. – М., 1989. Т.1: А – Г

    72. Русские писатели: Библиографический словарь: В 2-х ч. – М., 1990.

    73. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991

    74. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30 гг: судьбы романа. – М. ,1985

    75. Смирнов И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Пастернака) – СПб, 1995

    76. Соколов А.Г. История русской литературы конца Х1Х – начала ХХ века: Учебник для филол. спец. ун-тов. – М., 1979 (и др. изд.)

    77. Соколов А.Г. Русская литература 1920 – 1930 гг. в эмиграции. – М., 1991

    78. Тарановский К. О поэтике Бориса Пастернака \\ Тарановский К. О поэзии и поэтике. – М. ,2000, с.209 – 220.

    79. Тарановский К. Поэма Маяковского «Про это». Литературные реминисценции и ритмическая структура. \\ Тарановский К. О поэзии и поэтике. – М. ,2000, с.221 – 233.

    80. Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, тезисы: В 2-х частях. Под ред. проф. Л.В. Поляковой.- Тамбов, 1994.

    81. Харджиев. Н.И. Статьи об авангарде в 2-х томах. – М.: RA, 1997.

    82. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М..: МГУ, 1999.

    83. Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературе 20-30 гг. \\ Чудакова М. Литература советского прошлого. – М. ,2001, с.309 – 338.

    84. Чудакова М. Мастерство Юрия Олеши. \\ Чудакова М. Литература советского прошлого. – М. ,2001, с.13 – 72.

    85. Чудакова М. Поэтика Михаила Зощенко \\ Чудакова М. Литература советского прошлого. – М. ,2001, с.79 – 204.

    86. Шайтанов И. Мастер (о Замятине) \\ Вопросы литературы ,1988, №12

    87. Шешуков С.И. Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х гг. – М., 1985.

    88. Шкловский В. Гамбургский счет. – М. ,1990.

    89. Шмид В. Проза как поэзия. – М., 1999

    90. Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс // Вопросы литературы, 1988, №10

    91. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб., 1995

    92. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб., 1995

    93. Яблоков Е. Художественный мир М.Булгакова. – М. ,2000.

    94. Яковлев Е.Г. Заметки об эстетике русского авангарда // Философские науки, 1989, №9.

    95. Ямпольский М. Беспамятство как исток: Читая Хармса. – М. ,1998.


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта