Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10. Поэма А. Блока «Двенадцать»

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11. Лирика Андрея Белого: от «Золота в лазури» к «Пеплу».

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12 – 13 «Тоска по мировой культуре» в поэзии «серебряного века»

  • пособие Болдырева. Е. М. Болдырева


    Скачать 226.39 Kb.
    НазваниеЕ. М. Болдырева
    Анкорпособие Болдырева.docx
    Дата18.04.2018
    Размер226.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапособие Болдырева.docx
    ТипУчебное пособие
    #18207
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9.



    Лирика А.Блока.
    1.По предложенному плану дать анализ стихотворений А.Блока «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Россия» и одного из перечисленных стихотворений по выбору студента: «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «О, весна, без конца и без краю», «на железной дороге», «Превратила все в шутку сначала», «Ночь, улица, фонарь, аптека».

    2.Общий план анализа:

    • Реальные впечатления, отразившиеся в стихотворении;

    • Место стихотворения в лирической трилогии Блока;

    • Связь с предшествующими и последующими стихотворениями цикла;

    • Композиция стихотворения;

    • Образный строй, звукопись, ритмика;

    • Лексика и символика;

    • Связь с литературной традицией.

    3.Анализ стихотворения «Незнакомка»:

    • Время написания и реальная биографическая основа стихотворения;

    • Жанр и лирический сюжет;

    • Контрастность как одна из важнейших особенностей поэтики Блока. Как катастрофичность жизни, противоречивость сознания и мира отразились в композиции стихотворения?

    • Характер и функции деталей первой части стихотворения. Какими средствами создается представление о жизни страшного мира? Как передано отношение лирического героя к этому миру? Приведите примеры гротескной образности в первой части стихотворения.

    • Средства звукописи в первой части. Использует ли Блок в этой части «Незнакомки» ассонансы? Каков характер аллитераций?

    • Какими ритмическими средствами создает автор ощущение застойности, неподвижности мира в первой части «Незнакомки»?

    • Как меняется настроение лирического героя при переходе ко второй части стихотворения? Какие детали создают атмосферу любви и тревожной красоты в этой части «Незнакомки»? Приведите примеры высокой романтической лексики;

    • В чем новизна традиционной романтической коллизии в стихотворении Блока? Серьезным или ироническим смыслом наполнена реплика лирического героя в заключительной строфе «Незнакомки»?

    • Сопоставьте средства звукописи в первой и второй частях стихотворения. Почему во второй части используются ассонансы, как меняется характер аллитераций?

    • Образ Незнакомки в стихотворении; смысловые грани символики. Можно ли дать однозначную интерпретацию образа?

    • Смысл концовки стихотворения.

    1. Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…»:

    • Сопоставьте стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье», определите сходства и различия художественных решений;

    • В каком художественном пространстве разворачивается лирический сюжет? Земным или идеальным смыслом наполнен драматизированный монолог? Ощущается ли в стихотворении двоемирие?

    • Почему стихотворение можно назвать целым романом человеческой жизни? Как переданы в нем этапы судьбы человека?

    • Каковы художественные средства создания женского образа? Как достигается сплав земного и идеального в стихотворении?

    • Символический смысл образа «синего плаща» в стихотворении; синий цвет и символика других цветов в лирике Блока;

    • Композиционное обрамление стихотворения; смысл финала, его многозначность: подлинная или кажущаяся?

    • Особенности звукописи и ритмического строя стихотворения.

    5. Анализ стихотворения «Россия»:

    • Тема России в лирике Блока. Выясните, каким лирическим циклом предваряется стихотворение «Россия» в сборнике «Ночные часы». Почему стихотворение начинается словом «опять»?

    • Традиции лермонтовской и некрасовской поэзии в стихотворении. Как они определяют общественную позицию поэта? Какие ассоциации с художественным миром Гоголя возникают при чтении стихотворения?

    • Мотив дороги в стихотворении. Какова композиционная роль этого мотива в стихотворении?

    • Художественное воплощение реальных наблюдений поэта в стихотворении. Из каких деталей складывается образ России? Есть ли в произведении развернутый пейзаж, развернутая портретная характеристика?

    • Как сливаются в стихотворении образы женщины и России? Каков смысл этого сближения?

    • Романтические контрасты стихотворения. К какому из поэтов-классиков восходит такая традиция изображения России? Как она определяет новые черты мироощущения Блока?

    • Своеобразие звукописи и ритмики стихотворения.


    Основная литература:

    1. Долгополов Л. А. Блок. Личность и творчество. – Л., 1980

    2. Жижина А.Д. Стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» // Литература в школе, 1980, №5, с.21-24

    3. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. – Л., 1978, с.35-44, 56-58.

    4. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1975, гл.1.

    5. Подольская И. Россия А. Блока // Литература в школе, 1980, №5, с.14-20

    Дополнительная литература:

    1. Минц З. Блок и русский символизм //Литературное наследство, т.92, кн.1. М., 1980

    2. Орлов В. А. Блок М., 1956, гл.7.

    3. Скатов Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // В мире Блока – М., 1981, с.85-114.


    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10.
    Поэма А. Блока «Двенадцать»
    1. Концепция революции в творческом сознании А. Блока. Каково смысловое наполнение лирико-философских категорий «стихии», «музыки», «крушения гуманизма», «возмездия» в творчестве поэта?

    2. Творческая история поэмы: при каких исторических обстоятельствах она создавалась, какие мотивы поэмы встречались ранее в лирике А.Блока? Какова связь между поэмой и лирическими циклами А.Блока «Снежная маска» и «Кармен»?

    3. Жанровое и композиционное своеобразие поэмы. Как соотносится структура поэмы со сложившимся в творчестве А.Блока структурой лирического цикла? Вспомните, что в «Записных книжках» поэта содержится определение «Двенадцати» как цикла стихотворений. С чем связан отказ Блока от эпической манеры повествования? Есть ли в поэме лирический герой? Как проявляется в композиции лейтмотивный характер построения поэмы?

    4. «Старый мир» в поэме, приемы его изображения. «Идеологический» и «знаковый» характер деталей. Приведите примеры плакатного изображения в поэме. Почему образы старого мира статичны и неизменны?

    5. Место и смысл любовного сюжета в поэме. Почему единственное событие в поэме – убийство Катьки – помещено автором в 6 главу? Почему переживания Петрухи вынесены на первый план в центральных главах произведения?

    6. Революционный народ в изображении Блока. Считает ли поэт, что люди нового мира достигли нравственного совершенства? Какими средствами создается коллективный образ двенадцати? Почему в нем большое место занимают мотивы стихии, буйства, «святой злобы», пути? Каково символическое наполнение мотива пути в поэме?

    7. Поэтика контрастов в «Двенадцати». Как принцип контрастности реализуется на разных уровнях произведения: в композиции, системе образов, предметной изобразительности, в лексике, ритмике?

    8. Ритмико-интонационный строй поэмы. Как воссоздается в поэме многоголосие эпохи? Отделена ли речь автора от речи героев? Проанализируйте ритмическое движение первой части поэмы. Какие стихотворные размеры использованы Блоком? Какова художественная функция микрополиметрии?

    9. Символика цвета в поэме. Соответствует ли семантика цвета концепции младосимволистов? Как объяснить цветовое движение поэмы от «черного» зачина к «белому» финалу?

    10. Разные интерпретации финала (сопоставьте трактовки образа Христа современными исследователями: Б. М. Гаспаровым, М.Г. Ваняшовой, Л. Долгополовым, А. Якобсоном). Какая из интерпретаций представляется вам наиболее адекватной блоковскому мировоззрению? Почему Христос у А.Блока феминизирован?

    Литература:

    1. Ваняшова М.Г. Нам остается только имя. – Ярославль, 1993, с.13-52.

    1. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы - М., 1994, с.4-27.

    2. Долгополов Л. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978, с.150-170.

    1. Орлов В.Н. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – М., 1967.

    2. Якобсон А. Конец трагедии. – Вильнюс – Москва, 1992.


    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.
    Лирика Андрея Белого: от «Золота в лазури» к «Пеплу».
    I. Назовите и прокомментируйте основные категории эстетики младосимволизма. Как они проявились в поэтическом сборнике А.Белого «Золото в лазури»? Проанализируйте стихотворения А.Блока «Предчувствую Тебя…» и А.Белого «Знаю», ориентируясь на следующие вопросы:

    1. Оба стихотворения написаны в 1901 году. Как связана тема стихотворений со временем их создания? Почему именно 1901 год ощущается поэтами как важная веха в истории?

    2. Кому посвящены стихотворения А.Блока и А.Белого? Как в них реализуются отдельные аспекты философии Вл.Соловьева?

    3. Каким предстает перед нами мистический идеал, воплощения которого ожидают лирические герои А.Блока и А.Белого? У кого из поэтов большая степень конкретности в описании «желанного»? У кого мистический идеал персонифицирован, а у кого – рассредоточен и ощущается как общее качество окружающей атмосферы?

    4. Какое время дня воссоздано в стихотворениях? В каком состоянии пребывает весь мир, окружающий лирического героя?

    5. Сопоставьте цветовую гамму стихотворений. Как она соотносится с цветовой символикой в эстетике младосимволизма?

    6. Обратите внимание на используемый в обоих стихотворениях прием повтора отдельных строк и словосочетаний. Какие слова оказываются произнесенными несколько раз? Какова художественная функция этого приема?

    7. Сопоставьте отношение лирических героев обоих поэтов к мистическому идеалу: для кого из поэтов он является всепоглощающим и растворяющим в себе весь мир, а для кого пафос восторженного ожидания оказывается совмещенным с иронией, иллюзии лирического героя одновременно утверждаются и гротескно разоблачаются? Прокомментируйте слова А.Белого: «То, что у Блока подано в мистической восторженности, мною подано в теме иронии; но любопытно: и Блок и я, совпав в темах во времени, совсем по-разному оформили темы; у Блока она – всерьез, у меня она – шарж».2

    8. Свойственна ли состоянию лирических героев Блока и Белого эмоциональная стабильность? Как изменяется настроение героя в конце стихотворения? Чем обусловлены страхи и сомнения, постепенно овладевающие лирическим героем? Используйте для ответа тезис Вяч.Иванова о неизбежном разрешении теургического томления либо в «техническую объективацию» (т.е. нисхождение в «падший» материальный мир), либо в «эстетическое безумие».


    II. «Некрасовская» книга Андрея Белого «Пепел».


    1. Прочитайте следующие стихотворения А.Белого из книги «Пепел»: «Отчаянье», «Деревня», «На рельсах», «Телеграфист», «Арестанты», «Горе», «Из окна вагона», «Родина» из цикла «Россия», «На откосе», «Предчувствие» из цикла «Деревня», «На улице», «Похороны» из цикла «Город», «В темнице», «В полях» из цикла «Безумие», «Поповна», «Тройка» из цикла «Просветы», «Бегство» из цикла «Горемыки». Прослеживается ли ориентация Белого на некрасовскую традицию на уровне заглавий циклов и отдельных стихотворений?

    2. Какие строки Некрасова выбирает Белый в качестве эпиграфа к своему сборнику? Почему именно они становятся для Белого «литературным маяком»?

    3. Как бы вы определили жанр «Пепла» – набор отдельных стихотворений или цельная поэма с особым внутренним единством? Используйте в качестве материала для ответа слова самого Белого: «Все стихотворения «Пепла» – одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской». Как в жанровом плане оказываются связаны А.Белый и Н.Некрасов?

    4. К какой известной некрасовской поэме обращают нас стихотворения из цикла «Россия»? В чем сходства и различия в трактовке Некрасовым и Белым темы железной дороги? Удается ли Белому занять «чисто некрасовскую» позицию, войти в судьбу другого человека-жертвы, встать в его положение, слиться с ним, разделить его страдания? Подтвердите свой ответ анализом одного из «железнодорожных» стихотворений А.Белого.

    5. С какой целью А.Белый стремится к сюжетной разработке темы? Что оказывается более важным для поэта – некрасовское тяготение к действиям, событийной динамике или разработка сюжета в виде развития определенных мотивов? Выделите основные мотивы цикла «Россия». Где Белый следует за Некрасовым, а где отходит от некрасовской традиции?

    6. Сопоставьте фигуры лирических героев Некрасова и Белого. Какой социальный статус получает лирический повествователь Белого в сборнике «Пепел»? В чем сходство и различие трактовки Некрасовым и Белым феномена странничества? Сохраняется ли у Белого лирический адресат, свойственный большинству некрасовских стихотворений?

    7. Сопоставьте цикл «Деревня» и некрасовскую поэму «Коробейники», выделите основные сюжетные соответствия. Какие герои оказываются в центре внимания Белого? Как они соотносятся со своими «двойниками» из стихотворений Некрасова?

    8. Каким размером написана большая часть стихотворений сборника «Пепел»? Как связь книги Белого с Некрасовым осуществляется на уровне строения стиха?

    9. Каким предстает перед нами в сборнике «Пепел» отношение А.Белого к России, ее настоящему и будущему? Сопоставьте высказывания Белого о России в 1904 – 1905 гг. («Верю в Россию. Она – будет. Мы – будем… Россия – большой луг, зеленый, зацветающий цветами…», «Пока еще верю в будущую Россию – снежную, мятельную, зимне-бодрую, веселую, здоровую») с отдельными стихотворными фрагментами «Пепла» («Мать Россия, о Родина злая, кто же так подшутил над тобой?», «Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!», «Позволь же, о родина мать, в сырое, в пустое раздолье, в раздолье твое прорыдать…», «Роковая страна, ледяная, проклятая железной судьбой…» и др.). В каком случае мироощущение Белого оказывается ближе некрасовскому?

    10. Чем привлекает А.Белого фигура Н.Некрасова? Он ценен более как специфически народный, крестьянский поэт или как оригинальное явление национальной жизни? Как вы понимаете высказывание А.Белого о Некрасове в статье «Апокалипсис в русской поэзии»: «…хаос русской действительности, скрывающейся у Пушкина под благопристойной шутливой внешностью, у Некрасова обнаружен отчетливо… Оба (Некрасов и Тютчев) стремятся вогнать свою поэзию в узкие рамки тенденции: Некрасов – народнической…»?


    Литература:

    1. Долгополов Л.Н. Неизведанный материк: заметки об Андрее Белом. // Вопросы литературы, 1982, №3

    2. Колобаева Л.А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого. \\ Науч. докл. высш. шк. Филологические науки, 1980, №5, с.12 – 20.

    3. Мочульский К.В. Андрей Белый. - Томск, Водолей, 1997

    4. Скатов Н. «Некрасовская» книга А.Белого // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. – М., 1988.

    5. Шаповалов М.А. «Думой века измерил…» Андрей Белый: жизнь и творчество // Литература в школе, 1998, №6.

    6. Юрьева З.О. Андрей Белый: преображение жизни и теургия. // Русская литература, 1992, №

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12 – 13
    «Тоска по мировой культуре» в поэзии «серебряного века»
    1. Выявите принципы отношения к традициям прошлой культуры представителей символизма, акмеизма и футуризма. Статус культуры в художественном сознании символистов и акмеистов. Какие эпохи в большей степени привлекали внимание поэтов?

    2. Античные образы в поэзии «серебряного века». В творчестве каких поэтов они встречаются? Какие мифологические герои и события оказываются наиболее «популярными»?

    а) сопоставьте стихотворение Николая Гумилева «Избиение женихов» из цикла «Возвращение Одиссея» и Валерия Брюсова «Одиссей». Какие моменты мифа об Одиссее становятся центром внимания авторов? Какие качества героя проявились в мифологических ситуациях, выбранных поэтами для своих стихотворений? Совпадают ли действия героев с поведением «традиционного», «классического» Одиссея? Как изменяется авторская оценка отдельных моментов мифа? Что оказывается для обоих поэтов самым важным фактором, определяющим их интерпретацию античного образа.

    б) сопоставьте стихотворения В.Брюсова «Орфей и аргонавты» и А.Белого «Золотое руно», Какие этапы в развитии мифологического действия выбирают для своих стихотворений В.Брюсов и Андрей Белый? Кто, согласно греческому мифу, является «главным героем» похода и какова его цель? Кто становится «главными героями» в стихотворениях Брюсова и Белого и как оба поэта выстраивают общую систему персонажей в данном мифологическом фрагменте?

    в) выделите мифологические реалии, встречающиеся в стихотворении О.Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» Как поэт создает особое мифологическое пространство, объединяющее разнородные образы? Каким образом возникают у Мандельштама античные ассоциации, если это не является основной темой стихотворения? Обратите внимание на последнюю строчку стихотворения («Одиссей возвратился, пространством и временем полный»), которая, казалось бы, представляет собой завершение традиционного мифа о странствиях Одиссея, возвратившегося на родную Итаку. Как в древнегреческом мифе воспринималось возвращение Одиссея и чем мифологическая идея отличается от мандельштамовского понимания итога странствий героя? Как разворачивается в стихотворении тема времени? Какими качествами обладает время в этом стихотворении Мандельштама? На какие слова, означающие разные временные процессы, нужно обратить внимание? Определите стихотворный размер. Как он «аккомпанирует» содержанию стихотворения? Почему именно античные ассоциации возникают у поэта в связи с таким ощущением времени? Какими особенностями обладает мифологическое время? Прочитайте стихотворение О.Мандельштама «За то, что я руки твои не сумел удержать…». Попробуйте определить, какое название имело стихотворение при первой публикации в журнале «Новый Гиперборей». Выявите слова, помогающие восстановить используемую Мандельштамом мифологическую ситуацию. Какие мифологические реалии встречаются в этом стихотворении? О каком мифологическом событии здесь рассказано? Кто из участников истории с Троянским конем ведет лирическое повествование. С кем отождествляется авторское «Я» – с троянцами или с ахейцами? Каких мифологических героев мы можем рассматривать как лирических героев в данном стихотворении? Отметьте все встречающиеся в этом стихотворении странности, неясности, логические нарушения (в плане последовательности изложения событий мифа и соответствия многочисленных образов приступа, штурма мифологическому сюжету). Почему «мифологический ключ» оказывается ложным, а все троянские образы носят условный, вспомогательный характер? В чем особенность обращения О.Мандельштама с «блуждающими снами» прошлых культур? Каков статус античности в художественном сознании Мандельштама?

    3. Поэзия «серебряного века» и русская классика девятнадцатого века.

    а) сопоставьте (по выбору) две интерпретации творчества писателей девятнадцатого века поэтами рубежа веков. Какие параметры художественного мира писателя становятся основополагающими для интерпретатора, какие аспекты его личности и творчества оказываются доминантными, чем определяются особенности каждого варианта интерпретации?

    • Гоголь Мережковского, Брюсова, Блока, Белого, Анненского и Ходасевича

    • Пушкин Ахматовой и Пушкин Цветаевой

    • Достоевский Мережковского и Достоевский Анненского

    • Лермонтов Анненского, Брюсова и Бальмонта

    • Толстой и Достоевский Мережковского

    • Тютчев и Фет Бальмонта и Брюсова

    • Толстой Мережковского и Белого

    • «Толстой и Достоевский» В.Иванова и Д.Мережковского

    • Чехов Ходасевича и А.Белого


    б) какие темы поэзии девятнадцатого века остались актуальными для поэтов рубежа веков? Каковы причины сознательной ориентации на классические образцы? Чем определяется специфика интерпретации классической темы?

    Вопросы для сопоставительного анализа стихотворений.

    «Памятник» А.С.Пушкина и «Памятник» В.Я.Брюсова.

    1. Оба поэта выбирают в качестве эпиграфа для своего стихотворения строки Горация: у Пушкина – «Exegi monumentum» («Воздвиг памятник»), у Брюсова – «Sume superbiam…» («Преисполнись гордости»). Почему именно Гораций становится для поэтов «источником вдохновения»? Чем отличаются выбранные поэтами творческие ориентиры?

    2. Обратите внимание на «качество» того памятника, который поэты выбирают для себя (Пушкин – «памятник нерукотворный», Брюсов – «памятник… из строф созвучных сложен»). Какую память о себе стремятся утвердить Брюсов и Пушкин?

    3. Как осмысляется поэтами понятие «народ»? Какое отношение читателя к собственному творчеству становится для поэтов желанным и необходимым? (Пушкин – «к нему не зарастет народная тропа», «и долго буду тем любезен я народу», Брюсов – «кричите, буйствуйте – его вам не свалить», «покорно повторят мой стих»).

    4. Какие сферы своей будущей известности указывают поэты? Чем определяется выбор объектов для перечисления «будущих читателей»? (Пушкин – «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык», Брюсов – «и станов всех бойцы, и люди разных вкусов», «в каморке бедняка и во дворце царя», «в садах Украйны», «к преддверьям Индии», «и немец, и француз»).

    5. Какие аспекты своего творчества поэты считают наиболее важными, за какие «поэтические деяния» они хотят быть «любезными народу»? (Пушкин – «чувства добрые я лирой пробуждал.., в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал», Брюсов – «за многих думал я, за всех знал муки страсти, но станет ясно всем, что эта песнь – о них»).

    6. Сопоставьте финальные строфы обоих стихотворений. Чем обусловлено провозглашаемое поэтами равнодушие к земной славе? (Пушкин – «веленью божию, о муза, будь послушна», Брюсов – «венчай мое чело, иных столетий Слава, вводя меня в всемирный храм»).

    7. Каков, по мнению Пушкина и Брюсова, высший критерий творчества?


    Вопросы для сопоставительного анализа стихотворений

    Ф.Тютчева «Silentium!3» и О.Мандельштама «Silentium».


    1. Кто является скрытым адресатом обоих стихотворений? В чем, по мнению Ф.Тютчева и О.Мандельштама, состоит трудность поэтического творчества? Как понимают Тютчев и Мандельштам задачи, стоящие перед подлинным поэтом?

    2. Почему поэты выбирают в качестве названия стихотворения слово на латинском языке? Что означает для Тютчева и Мандельштама понятие «silentium»?

    3. Какие аспекты поэтического творчества оказываются важными для Ф.Тютчева и О.Мандельштама: невозможность адекватно выразить словом самые сокровенные мысли и чувства; непереводимость поэтического текста на понятийно-логический язык; обреченность любого поэта на читательское непонимание; неизбежность бытия поэта в собственном замкнутом для других мире своих «таинственно-волшебных дум»; необходимость возвращения поэтического слова в его прежнее блаженное состояние слитности с музыкой; утверждение особого статуса поэтического языка и т.д.

    4. В чем различие интонационного строя обоих стихотворений? Почему у Тютчева слово «Silentium» написано с восклицательным знаком?


    Вопросы для сопоставительного анализа стихотворений

    «Узник» А.С.Пушкина и «Узник» К.Д.Бальмонта.


    1. Как по сравнению с Пушкиным переосмысляется у Бальмонта значение слова «узник»? У кого из поэтов понятие «лишение свободы» предстает в обобщенном, универсальном смысле, а у кого оно конкретизируется и предстает в виде материальных знаков «несвободы»?

    2. Кто становится у Пушкина и Бальмонта спутниками узника? Чем обусловлен выбор подобного «лирического двойника»?

    3. Сопоставьте метрическую организацию стихотворений: попробуйте определить стихотворный размер у Пушкина и у Бальмонта4 и сделать вывод о том, в какой мере метрический «аккомпанемент» соответствует теме стихотворения.

    4. Как описывается «царство свободы», которого лишен узник, в обоих стихотворениях? В чем различие идеалов, к которым стремятся лирические герои стихотворений?

    5. Сопоставьте призывы спутников лирического героя, обращенные к узнику. Как реализуется в них эмоциональная доминанта обоих стихотворений?

    6. Что становится у обоих поэтов наиболее важным предметом описания: свое собственное внутреннее состояние или судьба его «двойника» – птицы? Как соотносят оба поэта себя со своими лирическими спутниками?

    7. Как бы вы определили поэтическую идею обоих стихотворений? В чем особенность интерпретации каждым поэтом темы «узника»?


    в) письменно выполните сопоставительный анализ двух стихотворений (поэта-классика и поэта рубежа веков) с целью выявления смысловых и стилистических схождений и расхождений.

    • «Кинжал» М.Лермонтова и «Кинжал» В.Брюсова

    • «Тройка» Н.Некрасова и «Тройка» А.Белого

    • «Памятник» А.Пушкина и «Моя тоска» И.Анненского

    • «Поэт и толпа» А.Пушкина, «Поэт и гражданин» Н.Некрасова и «Юному поэту» В.Брюсова

    • «Поэту» А.Пушкина и «Поэту» В.Брюсова

    • «Я помню чудное мгновенье…» А.Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе…» А.Блока

    • «Люблю грозу в начале мая…» Ф.Тютчева и «Майская гроза» И.Анненского

    • «Демон» М.Лермонтова, «Демон» А.Пушкина и «Демон» И Северянина

    • «Последняя любовь» Ф.Тютчева и «Последняя любовь» И.Северянина

    • «Сеятель» А.Пушкина, «Сеятелям» Н.Некрасова, «Сеятель» В.Брюсова и незаконченное стихотворение В.Хлебникова «Я вышел юношей, один…»

    • «Выхожу один я на дорогу» М.Лермонтова и «У земли» В.Брюсова

    • «Русский язык» И.Тургенева и «Родной язык» В.Брюсова



    Литература:

    1. Анненский И.Ф. «Символы красоты у русских писателей», «Юмор Лермонтова», «Проблема гоголевского юмора», «Достоевский до катастрофы», «Умирающий Тургенев», «Драма настроения: «Три сестры»» // Анненский И.Ф. Избранное. – М., 1987.

    2. Белый А. «Гоголь» (из книги статей «Луг зеленый») // Белый А.

    3. Блок А.А. «О назначении поэта», «Дитя Гоголя» // Блок А.А. «Искусство и революция» – М., 1979.

    4. Брюсов В.Я. «Испепеленный» (к характеристике Гоголя), «Ф.И.Тютчев. Смысл его творчества», «Анкета о Некрасове», «Н.А.Некрасов как поэт города», «А.А.Фет. Искусство или жизнь» \\ Брюсов. В.Я. Сочинения в двух томах. Том второй. М., 1987.

    5. Гаспаров М.Л. «За то, что я руки твои…» – стихотворение с отброшенным ключом. // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – Новое литературное обозрение, Москва, 1995, с.212 – 220.

    6. Мережковский Д.С. «Толстой и Достоевский» // Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М., 1995.

    7. Ходасевич В. «Грибоедов», «Памяти Гоголя», «О Чехове», «О Тютчеве» // Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. – М., 1991.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта