Главная страница

Е. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг качественные методы в полевых социологических исследованиях


Скачать 1.51 Mb.
НазваниеЕ. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг качественные методы в полевых социологических исследованиях
АнкорKovalev Kachestvennye metody.doc
Дата25.03.2018
Размер1.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKovalev Kachestvennye metody.doc
ТипДокументы
#17185
страница37 из 40
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

"Частности" методологии двойной рефлексивности


Мы переходим к рассмотрению элементов методологии двойной рефлексивности и их взаимосвязей, перечень которых дан в начале статьи.

Качественная методология. Понятие качественной методологии (или качественного исследования, качественного подхода, качественной социологии) получило широкое распространение и охватывает многообразные взгляды и предположения. Р.Теш в своем исследовании 1991 г. насчитала 45 различных интерпретаций этого понятия7. Нередко эти интерпретации отстоят друг от друга столь далеко, что в результате критики определили недавно "качественную социологию" как понятийную свалку и, опираясь на П.Сорокина, назвали "эпистемологической кучей"8. Очень часто те, кто используют понятие "качественный" попросту избегают четкого определения. Подобная застенчивость обычно принимает форму определения этого понятия исключительно через отрицания (т.е. как "нестатистический", "неанкетный" и т.п.).

Хуже того, выражение "качественный" стало модным. Такая мода поражает академические дисциплины, привнося в них нечто от базара: когда торговцы стараются перекричать друг друга и "обскакать" конкурентов с помощью оскорбительных тычков и обычно фальшивых заявлений о необыкновенной свежести предлагаемых ими товаров. "Качественная методология" как мода нередко имеет в своей основе недостаток знаний об истоках, основах и интеллектуальной истории социологии. К тому же в немалой мере она определяется давлением академических рынков, нацеленных ради карьерных соображений на массовое производство монотонно повторяющихся текстов поверхностного содержания. Но это только одна сторона дела. Академическая мода приходит и уходит, но часто, когда она исчезает с ее наиболее легковесными представителями, поспешившими пойти пастись в другое место, остаются несомненные достижения в виде новых вопросов, ответов, концепций и методов, а также, некоего ядра экспертов, способных прояснить новые детали социальной реальности. Помня об опасности следования очередной моде, важно не перестраховаться и не "выплеснуть вместе с водой ребенка".

Возвращаясь к вопросу о качественной методологии, "эпистемологическая свалка" действительно существует во многих работах, но указывает скорее на эпистемологическую болезнь, которой подвержены те, кто пользуется этим термином без достаточно ясного его определения, а не на то, что само понятие лишено содержания. Для того чтобы пояснить, что мы под ним понимаем, сначала потребуется расчистить место с помощью отрицаний, а затем продолжить утвердительным определением сущности качественной методологии.

Мы начнем с перечисления тех значений понятия "качественный", которые не были нами использованы и которых, на наш взгляд, лучше избегать.

1. Не следует употреблять это определение по остаточному принципу, когда все что "не" (т.е. не подпадает под категорию статистических, количественных методов или методов, служащих только проверке "жестких" гипотетических конструкций) становится "качественным". Точно так же понятие не должно определяться просто через антонимы, т.е. как "невторичный", "неанкетный" и т.п. Примером тому может служить определение качественного исследования, данное известным ученым, согласно которому "любое исследование, результаты которого не могут быть достигнуты с помощью количественных процедур"9. Это восхитительно просто, совершенно ясно и обладает ничтожной эвристической ценностью.

Определение концепции, социальной реальности или методологии по "остаточному" принципу, как "все, что не", скорее указывает на то, как данная ментальная конструк-ция была получена, а не на предмет исследования. Для того чтобы стать эффективным методологическим инструмен-том, концепция должна быть представлена в позитивных терминах, устанавливающих ее содержание, выделяющих ее ядро и опреляющих ее границы. Только так можно избе-жать "эпистемологических свалок".

2. Это понятие не может быть просто приравнено к академической дисциплине, ее использующей (например, этнографии). Качественная методология либо шире по своим за-дачам, характеристикам и свойствам, чем отдельно взятая дисциплина, либо должна быть сведена к аспекту такой дисциплины. То, о чем идет речь, представляет собой методологию с более широким междисциплинарным применением.

По тем же соображениям невозможно принять определение "качественной методологии" как просто чего-то присущего профессии социальной работы. Это иногда предлагалось на том основании, что самоопределение профессиональной работы социального работника с клиентом ("работа с отдельным случаем" — case work) близко к понятию "исследование с помощью отдельного случая" (case study), которое в свою очередь используется некоторыми как синоним "качественной" методологии (а является одним из ее возможных приемов)10. Сходство звучания не есть доказательство в вопросах содержания.

3. Качественные методы не должны рассматриваться лишь как первоначальная стадия исследования, т.е. "предварительное наблюдение" с целью дальнейшего развития "жесткого" и тем самым истинно научного анализа. Не являются они и лишь "квазистатистическими методами", используемыми до того, как начнется действительно научная, т.е. статистическая работа11. Статистика или математика — не единственные средства получения знаний о человеческих явлениях. Ответы "да" и "нет" на выдвинутые гипотезы — не единственный путь сбора и установления научно значимого знания.

В последнее десятилетие аналитический подход, названный как "приземленная теория" (grounded theory), сыграл позитивную роль, давая возможность социологам и другим обществоведам не ограничиваться лишь применением моделей естественных наук, базирующихся на лабораторных экспериментах12. В частности, были предложены альтерна-тивые модели в отличие от тех, в которых гипотезы задаются на основе дедуктивных методов и проверяются данными, под них отобранными. Гипотетические утверждения в альтернативных моделях "заземлены" на опыт и вытекают из него, что дает более богатое и реалистическое видение процесса исследования. В наших исследованиях 1991— 1997 гг. и в методологии двойной рефлексивности, лежащей в их основе, суть этого подхода была принята как нечто само собой разумеющееся, поскольку в них изначально отсутствовал псевдонаучный уклон, который следовало преодолеть.

4. Качественные методы не должны определяться исключительно как реакция на сложность объекта исследования. Сложные социальные проблемы можно изучать с помощью различных методологий, не только качественных по характеру, например, с помощью матриц13.

5. Качественные методы не должны определяться как выражение заданной политической идеологии, каковой бы ни была последняя. Это особенно касается тех, кто отрицает любые формальные процедуры, как в принципе связанные с "подавлением" и поэтому неприемлемые. Также понятие и правильность заключений не могут обосновываться просто указанием на правильную политическую ориентацию (например, "мужской тип исследований" противопоставляется истинной, т.е. "феминистической", ориентации14). В научном исследовании идеологемы не могут заменить процедур верификации.

6. Качественные методы не должны определяться просто как установка или стиль исследователя, его наклонности и способности, такие, как эмоциональное сопереживание объекту, способность к самовыражению или склонность к автобиографическим отступлениям при изложении социологического материала (так же, как, скажем, математические способности или педантичность в работе недостаточны для определения "количественной социологии"). Следует проводить различие между характеристиками методологии социальных наук, которые мы обсуждаем, и индивидуальными способностями, которые желательны для тех, кто вовлечен в исследования и/или должны вырабатываться в процессе обучения исследователя своему делу.

Обращаясь к позитивному определению концепции, качественную методологию (и качественные исследования) можно определить как тип исследования, в котором наблюдаемые формы поведения соотносятся с поведенческой логикой (стратегиями) объекта изучения, включая значения, придаваемые им (или ими) этим действиям. Специфика качественной социологии, в соответствии с дисциплинарным видением, прежде всего нацелена на выявление повторяющихся форм человеческих взаимодействий, их понимания и смысла с гонки зрения объекта(ов) исследования. Это не исключает количественных методов как таковых, но исключает исследования, в которых полученные модели человеческого поведения и взаимосвязи между ними соотносятся только с аналитическими операциями самих исследователей, в то время как человек — объект изучения, рассматривается только с "объективных" позиций, т.е. как движимый силами, внешними по отношению к его мыслительному процессу, и к которым сведена причинность действий и взаимодействий.

В процессе качественного исследования полевая работа включает, как правило, прямое наблюдение в сочетании с многомерными глубокими интервью. Цель, которая сводится к тому, чтобы установить формы действий и взаимодействий тех членов общества, за которыми ведет наблюдение исследователь, а также связать это с тем, как они понимаются и объясняются самими участниками. Аналитическая часть исследования включает категоризацию и кодирование свидетельств, при этом особое внимание уделяется связям и взаимозависимости между установленными категориями. Работа с первичными данными, их соотнесение с концепциями и терминами в целях уточнения и классификации, составляет основную часть исследования, составляющими которой является подкрепление свидетельствами, критическое переформулирование и отказ от некоторых используемых понятий, наряду с этим, в случае необходимости, вводятся новые понятия, чтобы достичь более реалистичного описания, объяснения динамики и причин изучаемого явления.

Аналитическое описание, соотнесение между собой свидетельств, установление типологии и выдвижение предположений относительно причинных связей, а также доказательств реалистичности описания и способов его проверки — это то, что предполагается получить на выходе качественного исследования. Оно включает также рассмотрение более широкого контекста свидетельств и исторического процесса, частью которого являются изучаемые события. Что касается связи этих элементов, то в дискуссии о качественном исследовании была выдвинута идея, значение которой трудно переоценить, а именно, что не следует видеть их просто как последовательные стадии работы: сначала категоризация, потом рассмотрение связей между категориями, затем подкрепление и проверка их свидетельствами и т.д. Скорее это представляет собой спираль или зигзаг, когда работа продвигается через постоянное возвращение к предыдущему "этапу", идет непрерывный процесс сравнительного анализа между категориями, объяснениями, свидетельствами, прояснением терминов — это диалектическая связь или, если воспользоваться выражением современного автора, это "итерационный", а не "линейный" процесс исследования15.

Качественно-количественный итерфейс: сочетание качественных и количественных методов. "Количественное" исследование опирается в идеале на статистический анализ собранных данных. Это предполагает тип данных, который позволяет измерение с помощью стандартизированных применений случайных выборок. Основным способом сбора таких данных являются анкетные опросы, которые охватывают большое число единиц наблюдения и требуют серьезной предварительной работы по обеспечению их репрезентативности. Все это позволяет применять математические методы, которые делают более надежными результаты исследований и проверку предположений, "расплачиваясь" за эту ценную характеристику существенным сужением фокуса опроса. Устойчивость соотношений представляется необходимым условием приемлемости данных.

В основе методологии двойной рефлексивности лежит предположение о прямой взаимосвязи (где речь идет о людях) между "объективной" реальностью (и ее возможным представлением в виде количественных данных) и вопросами ее понимания и выбора, а также более широким социальным контекстом. Работа с числами и статистический анализ — значимый способ рассмотрения общества с "количественной" точки зрения. Работа с понятиями и категориями находится в фокусе "качественного анализа". Однако при изучении общества числа зависят от значений и от категорий и часто прямо из них вытекают, в то время как значения и категории проверяются и подтверждаются данными, часть которых выражена математически и статистически. Именно поэтому деление на качественное и количественное как полярных "идеальных типов" полезно для прояснения логики различий, но в то же время ведет к ошибкам, при непосредственном переносе на эмпирический уровень. Именно область пересечения "количественного" и "качественного" часто оказывается наиболее плодотворной с точки зрения социологического исследования.

В социальных науках особое внимание следует уделять многомерному и комбинированному анализу, в котором смыкаются характеристики действия, количественно выраженные и доступные статистическому анализу, и их субъективный и интерсубъективный срез. Примером может служить использование бюджетных исследований в контексте рефлексивной методологии наших работ 1991—1997 гг. Традиция сельских бюджетных исследований, основоположником которой в России был Ф.А.Щербина16, получившая дальнейшее развитие и достигшая методологического пика в исследованиях ЦСУ и Тимирязевской Академии в 20-е годы, связана с именами таких ученых, как А.В.Чаянов, В.С.Немчинов и другие, имели в своей основе анализ доходов и расходов в рамках семейных единиц производства17. Бюджетные исследования связаны с анализом форм и балансов производства, а также использования труда, инвестиций, комбинирования натуральных и денежных ресурсов. Такой анализ, выраженный в "жестких" цифрах, был предпринят и в наших исследованиях, в которых мы использовали скорректированную версию чаяновских таблиц, опубликованных в его книге в 1929 г.18 Сбор "жестких" данных в наших исследованиях шел параллельно с систематическим изучением в одних и тех же семьях стратегий их материального обеспечения, в частности, планов производства, использования труда, материальных ресурсов и денег, а также бартера и неэквивалентного обмена в рамках сетей взаимопомощи родственников и соседей. Это позволило в нашем анализе соотнести бюджетный анализ балансов затрат и выпуска (input/output) с разнообразными и субъективно значимыми решениями и соображениями самих объектов исследования. В том же направлении развивался анализ сетей межсемейной и внесемейной (соседской и пр.) взаимоподдержки и кооперации.

Признание значимости качественной методологии в том виде, в котором она была здесь представлена, исходит из того, что "качественное" и "количественное" исследования представляют собой различные методологические фокусы изучения одного и того же предмета, его различные срезы. Они могут накладываться, соединяться и перекликаться в процессе познания, выбор принадлежит здесь исследователю и определяется перечнем вопросов. Абстрактные споры о том, какой метод лучше, обычно отрицательно воздействуют на развитие как научного знания, так и эффективной методологии.

Делая небольшое отступление, поясним почему мы для описания принятой здесь позиции относительно соотнесения различных уровней анализа используем термин "интерфейс". Возможные альтернативные выражения, такие, как "связь", "взаимодействие", подчеркивают единство поля исследования, что мы и хотели бы сделать, но они недостаточно отражают типологическую разнородность соответствующих категорий. Пользуясь термином "интерфейс", мы стремились подчеркнуть сложную взаимозависимость предполагаемого единства социальной реальности и его фундаментального методологического разделения.

Двойная рефлексивность. Концепция двойной рефлексивности связывает обсуждавшиеся здесь теоретические категории, такие, как качественное исследование и качественно-количественный интерфейс, со стратегиями полевого исследования интерактивного типа, характеризуемыми вживанием, глубокими интервью, а также методами работы "Длинного стола". Эта концепция проходит красной нитью через всю описанную здесь систему анализа и поэтому была взята также в качестве полного названия нашего методологического подхода в целом.

Концепция рефлексивности принадлежит академической традиции, уходящей корнями в неокантианское видение, обсуждавшееся выше, и в центр внимания ставит взаимное влияние исследователя и объекта, отрицая упрощенную модель, перенятую из естественных наук, в которой активный разум исследует то, что по сути пассивно и нейтрально. Следуя семантике слова, понятие рефлексивности представляет собой предположение, что свидетельства ("данные") никогда не могут быть полностью отделены от исследователя и всегда связаны с ним. В человеческих и социальных явлениях сам процесс познания изменяет познаваемое19. Несомненно важно (и принято не только всеми сторонниками качественной методологии, но и многими приверженцами "количественной" традиции), что этот взгляд оставляет неопределенным или недостаточно ясным еще один аспект или концептуальный шаг понимания данной проблемы. Принятая нами за основу модель исследовательского процесса, включает не только "объективные" данные, регистрируемые прямым наблюдением и интервью во время полевой работы (или извлекаемые из собранных другими исследователями свидетельств), и воздействие исследователей на изучаемое поле, т.е. взаимоотношения субъект-исследователь и объект-исследуемый. Она также включает субъективность самих объектов, т.е. их понимание своего социального и материального контекста и их ориентацию внутри него наряду с их значимыми (и разнообразными) решениями проблем выбора стратегии действия.

Мы называли двойной рефлексивностью отношение между: а) тем, что наблюдается исследователем; б) интер-претативными действиями исследователя, а также влиянием их на изучаемый объект; в) субъективностью объекта, выражающейся главным образом в том, как объект исследования определяет и объясняет поступки и сделанный им выбор. Сюда же относятся значения и смысл, принимаемые группами, к которым принадлежат исследуемые. Мы считаем этот "треугольник" ядром нашей методологии и ее отправной точкой как в полевой работе, так и в интепрета-ции результатов, основой ее логической и эвристической силы, а также ограничений. Важным следствием этого тройственного соотношения является предположение о том, что ни исследователю, ни исследуемому не принадлежит монополия, связанная с пониманием коммуникации, которая осуществляется между ними, и ни у одного из них нет привилегии на окончательное познание.

Интерактивная стратегия полевого исследования. Академическое осмысление интерактивной стратегии полевого исследования возникло и оформилось в социальной и культурной антропологии, получившей первоначальное развитие главным образом в Великобритании, США и Франции20. Будучи изначально во многом связанной с колониальной эпохой, социальная и культурная антропология развилась в академическую дисциплину, имеющую множество точек пересечения с другими науками, такими, как история или экономика, и это сближение порой приводит к полному слиянию ее с современной социологией. В основе этой традиции — прямое наблюдение за небольшим сообществом и взаимодействием его членов. Особенно она нацелена, по словам К.Герца, на описание "жирным карандашом", т.е. описание не только фактов (анкетных или в более широком плане), но также намерений и значений, понятийного контекста и его динамики21.

Такая стратегия исследования диктует особое отношение к сбору данных: однодневный визит с "жесткой" анкетой и "закрытыми" вопросами не может их обеспечить. Связь исследователя с изучаемым сообществом (проживание в нем) должно быть длительным. Процесс сбора данных должен быть "мягким", подстраивающимся под ритм жизни сообщества и как можно меньше его нарушающим. Вопросы должны быть достаточно открытыми, чтобы иметь возможность фиксировать неожиданные события и изменяться по мере возникновения новых вопросов и выявления новых источников информации. Вживание исследователя в сообщество составляет часть исследовательской стратегии, обеспечивая ее успех. В то же время необходимо, чтобы сохранялся баланс между близостью исследователя к изучаемому объекту и мерой отстраненности, которая должна обеспечить возможность критической оценки происходящего.

Свидетельства, собранные таким образом, создают богатую, многомерную картину социальных отношений, которая менее селективна и вторична по сравнению с обычным результатом анкетных опросов, инициированных администрацией (например: "Сколько картофеля с одного гектара было собрано?"). Они несут содержательное описание взглядов и культурных значений, смыслов, выраженных индивидуальными объектами исследования, и циркулирующих внутри социальных сетей и групп, в которые индивиды включены в своих повседневных контактах. Широкая база данных, менее структурированная, как и менее искаженная предварительным выбором, неизбежным при узком анкетном опросе (исключающим данные об условиях и взаимозависимостях вне заданного вопроса и таким образом отбрасывающим неожиданное из рамок рассмотрения), может быть использована как для общего, так и для точечного анализа определенного аспекта социальной реальности. Следует добавить, что творческие способности исследователя, рассматриваемые в контексте такого типа полевого исследования и анализа, получают особые возможности выражения и развития.

Сложность и трудоемкость таких методов исследования часто весьма значительны, и это — оборотная сторона медали. Это объясняет то, почему исследования такого рода редко включаются в исследовательские программы, инициированные государством. Методы эти очень трудозатратны и поэтому требуют значительных ресурсов. Многомерность исследования предполагает "белые пятна" там, куда личное понимание определенного исследователя и его профессиональные знания не проникают. Репрезентативность результатов может быть всегда оспорена — конкретные случаи индивидов, сообществ и групп, выбранных для изучения и подтверждения анализа, могут оказаться исключениями и привести к ошибочным результатам при попытках сделать общие выводы. Зарисовка "жирным карандашом" сама по себе оставляет открытыми многие аналитические проблемы и вопросы причинности. Кроме того, долговременная полевая работа требует от исследователей, которые часто являются представителями иной социальной среды, серьезного психологического напряжения и может привести к личным трудностям и вызвать депрессию. Особую сложность представляет задача "одновременного включения" в сообщество и "выдерживания дистанции" с местным населением. К этому следует добавить бесчисленные политические и технические проблемы (начиная от возможных подозрений и препятствий, чинимых местными органами власти и самим населением по отношению к "чужакам", и кончая поиском жилья, средств коммуникации и технической поддержки), разрешение которых так необходимо для того, чтобы обеспечить сбор данных.

Опыт наших сельских исследований 1991—1997 гг. помогает увидеть как некоторые практические пути решения вопросов организации интерактивного полевого исследования, так и неудачи, которые столь же важны для критического осознания и дальнейших планов действия. Период проживания в каждой деревне продолжался 8 месяцев в первом исследовании и 13 месяцев (т.е. полный сельскохозяйственный цикл) во втором. Проблема кадров была решена на основе проведения тщательного отбора исследователей. Все они имели высшее образование в области социальных наук, были достаточно зрелыми людьми и обладали жизненным опытом и личностными качествами, которые помогли бы им выдержать тяготы, связанные с долгосрочной полевой работой. Что касается необходимых профессиональных знаний, то было решено провести переподготовку всех отобранных исследователей, которая осуществлялась как путем прямого обучения, так и в ходе работы. Все достигнутые наработки каждого из них предполагалось регулярно обсуждать с руководителем проекта и внутри коллектива исследователей в целом. Многодисциплинарное обучение, сфокусированное на избранной теме, было проведено в подготовительный период и продолжено за "Длинным столом" (о котором будет сказано ниже). То, что участники проекта имели различное базовое образование (среди них были социологи, экономисты, географы, архитекторы, учителя) оказалось позитивным фактором, так как исследователи многому учились друг у друга. Различия в личностных и дисциплинарных уровнях подготовки и стиля использовались при обучении и в самом исследовании.

Проблема репрезентативности данных была частично решена в результате тщательного отбора деревень "внешними"- экспертами. Ограничения, связанные с таким отбором, хорошо понимались теми, кто планировал исследование. В то же время все понимали, что исследования должны быть реалистичны, т.е. давать новые и ценные данные, но одновременно они были методически пилотажны. Участники исследований были нацелены также на выработку эффективной методологии для создания более глубокой картины, воссоздающей жизнь сельской России, в надежде на то, что ежегодный мониторинг сельской России, аналогичный исследованиям, проведенным ЦСУ в 20-е годы и основанным на репрезентативной выборке деревень, будет проводиться и в будущем, и что тогда выработанная и проверенная методология может оказаться особенно ценной.

Для того чтобы смягчить некоторые трудности, ожидавшиеся в подобного рода полевом исследовании, было принято решение работать в деревнях командами из двух-трех человек (часто такую команду составляли семейные пары, что оказалось наиболее эффективным). Вторая линия защиты обеспечивалась "Длинным столом", за которым периодически собирался весь коллектив исследователей. Взаимные визиты исследовательских команд, визиты руководителя и координатора проекта определялись как узкопрофессиональными задачами, так и задачами социального и психологического характера.

"Центр" проекта, т.е. его штаб, включал администратора, который поддерживал постоянный контакт с "командами", обеспечивал их материальные потребности, техническую организацию контактов, осуществлял сборы "Длинного стола" и вел архив, в котором накапливались данные. "Центр" также снабжал полевые "команды" официальными рекомендательными письмами (например, от президента Академии сельскохозяйственных наук, от Аграрного комитета Думы и т.п.) и помогал на основе личных связей обеспечивать должный уровень контактов и защиты в селах. Технические средства, необходимые исследователям для работы, совершенствовались по мере увеличения финансовых возможностей и роста квалификации исследователей. Начав исследовательскую работу с диктофонов, резиновых сапог и ручных фонариков, на поздних стадиях проекта его участники были обеспечены компьютерами, модемами и фотокамерами. Кроме администратора центральная "команда" включала руководителя проекта и "начальника штаба", координирующих сбор данных и обеспечивающих их предварительные оценки и анализ.

Глубокие интервью и полуструктурированные ("самонаправленные") опросники. Интервью — это инструмент непосредственных исследований, предполагающих контакт лицом к лицу с объектом исследования. То же самое можно сказать об опроснике. Характеристики интервью и опросника отражают особенности данной методологии. Опросник "самонаправлен", т.е. направлен на интервьюера, а не на исследуемых. Он дает общее руководство относительно перечня тем, которые должны быть раскрыты, а также минимальный список ожидаемых ответов, но оставляя на собственное усмотрение исследователя форму постановки вопросов и их дальнейшее развитие. Процесс сбора данных направлен на активное участие тех, кого исследуют. Контакт с респондентом долгосрочен. Он длится недели и месяцы и включает многие "заходы" — разговоры, выводящие на определенную тему. Форма, в которой задается тот или иной вопрос, зависит от суждения интервьюера о том, как и когда лучше его задать и от конкретных условий, в которых интервью протекает: дома или на улице, в дружеском обмене мнениями или в споре, "с глазу на глаз" или в присутствии других людей. Вопросы могут задаваться отдельному человеку, семье, семье вместе с соседями или другой группе. Они выверяются на результативность в процессе исследования. Ответы на вопросы, указанные в опроснике, перепроверяются в ходе бесед, затрагивая все более "глубокие" темы, т.е. темы более личностные, запрятанные или забытые, подобно тому, как один за другим снимаются слои луковицы. Мнение интервьюера относительно того, какая из возникающих версий событий, мнений или оценок наиболее правдоподобна (и почему), важно, но он (она) обязаны представить в записях все выраженные или осознанные картины происшедшего и происходящего.

В дополнение к "глубоким" интервью, и следуя тем же принципам, сбор данных включает "фокусные группы", которые в наших исследованиях принимали различные формы, начиная с неформальной дискуссии, инициированной интервьюером у входа в местный магазин или за семейным столом, его активного участия в формальных собраниях правления или на общем собрании "крупхоза" (принятое нами определение действующих и теперь межсемейных форм хозяйства на базе бывшего колхоза или совхоза), и заканчивая дискуссиями в группах, вызванных интервьюером для того, чтобы обсудить определенную проблему по его выбору. К этому следует добавить постоянное прямое наблюдение. "Качественная" методология, имеющая дело со значениями и смыслами, не исчерпывается опорой на полуструктурированный опросник.

"Глубокие" интервью зависимы от доверия респондентов и дружеских отношений с интервьюером, что приводит к возникновению определенных проблем. Для тех, кто отвечает на вопросы, содержание бесед может их травмировать или вызывать некоторые опасения. Именно поэтому этические и профессиональные решения, связанные с такими моментами, должны быть продуманы и приняты уже на предварительной стадии исследования. В инструкции к базовому опроснику нашего исследования 1991—1997 гг. предписывалось, что в тех случаях, когда полученная информация может создать опасность для человека или семьи, лучше отбросить ее, не записывая, чем поставить респондента в затруднительное положение — профессиональная честность важнее профессиональных достижений. Там же было подчеркнуто, что мы стоим на стороне крестьян, которых интервьюируем, и такая позиция должна определять наше повседневное поведение. В долгосрочной перспективе подобное поведение наиболее эффективно и с точки зрения результативности исследования.

Что касается технологической стороны нашей работы, то особенно полезным для интервьюирования оказался диктофон, позволяющий концентрировать внимание исследователя на беседе и дающий возможность повторного прослушивания наиболее важных моментов разговора впоследствии и т.д. (При использовании диктофонов всегда спрашивали согласия респондента, но как показывает наш опыт, такое согласие почти всегда давалось легко, если первоначально были установлены доверительные отношения.) Для сбора информации для бюджетных исследований, требующей ежедневных записей, мы в определенных случаях привлекали и самих респондентов (например, для регистрации ежедневных трат или составления списка купленных товаров). Чтобы сбор таких данных не стал чистой формальностью (они могли быть и придуманы дабы сэкономить время и силы) необходимы регулярные и частые контакты исследователей с респондентом.

Использование открытых (полуструктурированных) форм опроса, а не анкет, основанных на ответах "да—нет" (т.е. где альтернативные ответы заданы), создает высоко интерактивный стиль интервью, в котором творческие способности респондентов, их собственные идеи и возможные критические комментарии постоянно активизируются и вводятся в исследование. Хотя беседа в определенной степени направляется интрвьюером, зачастую именно контрвопросы респондентов, их собственные понятия и идеи оказываются в высшей степени полезными. Такие разговоры всегда включают неторопливые беседы "за жизнь", которые хотя и кажутся на первый взгляд не очень результативными ("пустой тратой времени"), имеют важнейшее значение с точки зрения человеческих отношений, без установления которых невозможно получение "глубоких" ответов на конкретные, интересующие исследователя вопросы. К тому же это обосновано необходимостью установления между интервьюером и интервьюируемым меры их равенства как залога доверия и в результате получения более качественной информации. Исследователи, которые не уважают своих информантов и/или не видят ничего интересного в их биографиях и взглядах, не должны браться за работу подобного рода.

"Длинный стол" стал главным институциональным выражением идеи исследовательского коллектива особого рода. В наших исследованиях 1991—1997 гг. он собирался раз в три-четыре месяца, когда все участники проекта несколько дней проводили вместе, обычно в одном из санаториев под Москвой. Условия были относительно комфортными, что было важной переменой для людей, приезжавших прямо из деревень, где условия жизни часто требовали от них серьезного напряжения. Довольно продолжительные рабочие дни проходили главным образом в виде обсуждений и дискуссий, в которых принимали участие все, сидевшие за одним столом. Отсюда и пошло название этих встреч (и было закреплено в статье "Рыцари Длинного стола", написанной журналисткой, однажды посетившей такую встречу22). Повестка "Длинного стола" включала: отчеты каждой "команды" о полевом исследовании; обсуждение общих проблем и трудностей, с которыми пришлось столкнуться; организационные вопросы, а также финансовые вопросы и т.п. (которые мы окрестили "профсоюзными собраниями"). Большая часть времени "Длинного стола" была посвящена расширению базы знаний и повышению квалификации. Последнее включало лекции на определенную тему с последующими семинарами. Обсуждались проблемы, возникшие в период работы и профессиональные темы, что позволяло представителям различных дисциплин и обладателям различного опыта вносить свой вклад в дискуссию. Уточнялись понятия, перепроверялись вопросы, соображения и взгляды на тему исследований. Состоялось также несколько философских и идейных по содержанию дискуссий, связанных как с общими вопросами познания, так и с целями исследования.

Заседания перемежались встречами отдельных участников проекта с его руководителем, "начальником штаба" проекта, проверявшим выполнение планов, а также встречами групп коллег, связанных определенной задачей, например, коллег, считывавших и сравнивавших информацию, касающуюся бюджетных исследований или семейных сетей. Сочетание заседаний всего коллектива и фокусированных малых групп с индивидуальными встречами дополнялось значительным числом "внештатных" взаимодействий, бесед и споров между членами различных "команд", как за "Длинным столом", так и вне его: за обедом и во время прогулок. Коллективные развлечения-"разрядки" и отдых были обязательной частью таких встреч.

В результате такого сочетания серьезных интеллектуальных усилий, интенсивного взаимодействия исследователей и отдыха, "команды" получали положительный заряд для продолжения работы и постоянного повышения ее качества. Это способствовало установлению и дальнейшему развитию основных направлений, так же, как и рамок контроля, взаимного контроля и самоконтроля коллег, выполняющих сходные задачи и разделяющих общие ценности. Во время "Длинного стола" споры были жаркими, но никогда не приводили к ссоре или сваре, а способствовали единению и профессиональному росту всех участников проекта.

Работа "Длинного стола", а также развитие проекта в целом, лишенное строгой и изначальной формализации, предъявляет особые требования к руководителю проекта. За "Длинным столом" он должен управлять дискуссией, обеспечивая конструктивность результатов и единение коллег. Он обязан определить пробелы в знании социологической теории и методов и восполнить их посредством организации соответствующих лекций и семинаров. Он должен также поддерживать коллег в кризисных ситуациях, естественным образом возникающих, особенно в новых для исследователей условиях работы (в нашем случае горожан, работающих в селах). Хотя ответственность за общее определение целей исследования и постановку соответствующих задач в конечном счете несет руководитель проекта, они систематически обсуждались, отшлифовывались в спорах, в ходе которых высказывались новые предложения. В то же время, руководитель обязан направлять ход и развитие дебатов, снимая их возможную "зацикленность" и излишнюю эмоциональность, обеспечивая тем самым эффективное протекание обсуждений.

Значительную роль в повышении качества полевых исследований сыграла помощь ведущих ученых, которые консультировали по тем или иным вопросам, но не принимали в них прямого "полевого" участия. Неформальная группа экспертов (названная нами "Совет советников") принимала участие в планировании различных стадий исследований. Например, вопрос выбора деревень, районов и регионов для изучения серьезно обсуждался в группе крупных специалистов, в которую входили ведущие ученые России в области сельской географии и историки. Важная помощь "извне" была оказана в вопросе местных контактов. Обычай приглашать экспертов и "чужих" за "Длинный стол" сыграл положительную роль в его успешном функционировании.

Методология двойной рефлексивности в целом. Методология двойной рефлексивности интегрирует теоретические разработки и стратегию полевых работ с конкретными проектами, имеющими свои цели и задачи. Взаимозависимость фундаментальных компонентов этой методологии означает, что каждый из них может быть использован также и в других типах исследований, а именно в увязке этих компонентов и это — ее отличительная особенность. Так, принятое определение качественной методологии связано с предположением о комбинации "качественных" и "количественных" исследований (как было показано выше на примере сельских бюджетов). Проведение открытых и интерактивных интервью в том виде, в котором она описана, связана с формой полевого исследования и особым ритмом долговременного вживания в сообщество, и требует особого подхода, который предполагает сочетание "близости" и "отстраненности". Описание "жирным карандашом", включающее информацию о контексте действия и о его личностном значении, связано с основами определенного нами "трехстороннего анализа". Участие всех полевых исследователей в работе "Длинного стола" (их включенность, обучение и самообучение) обогащало результаты и придавало гибкость методологии, сохраняя при этом критическое отношение к общей программе исследования. Философские и этические установки, заложенные в проекте, влияли как на личные связи внутри исследовательской команды, так и на ее коллективные действия. Коллективный опыт работы в таких "командах" становится важным направляющим ориентиром проекта, как и будущей карьеры тех, кто был в него вовлечен.

Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог


Другой способ рассмотрения методологии двойной рефлексивности и опыт исследований 1991—1997 гг., в которых эта методология была взята за основу, — это составление каталога ее достоинств и ограничений, выявленных практикой исследований. Разные срезы темы частично повторят сказанное выше, но дополнительно раскроют другие стороны.

Начнем с эпистемологической позиции как в формальных процедурах, так и в неформализованном знании (tacit knowledge)23. Фарватер науки прошлого был устремлен к поиску абсолютного знания, полной предсказуемости событий и причинных связей. Альтернативные этому взгляды обычно выражались в те времена либо в форме абсолютной веры (в тексты или в пророков), либо в форме фундаментального скептицизма, отрицающего способность человека обнаружить какой-либо логический или причинный смысл событий. Особенность нашей эпохи состоит во все усиливающейся позиции, признающей как неизбежность неопределенности, так и возможность накопления систематических знаний. Примером тому может служить позиция КПоппера, для которого реальная наука представляла собой постоянно изменяющийся корпус еще не опровергнутых выводов и гипотетических предположений24. Способность жить в постоянной динамической неопределенности, не позволяя ей парализовать свою волю и динамику мысли, — это качество, которым все более характеризуются базовые предположения, лежащие в основе современных наук и особенно социальной науки25.

Методология двойной рефлексивности нацелена на постоянно подверженную сомнению и поэтому динамичную методологию. Полученные с ее помощью выводы, дают картину всегда открытую критическому отрицанию и дальнейшим изменениям. Из этого следует, что сторонники методологии не должны упрямо обороняться от сомневающихся и еретиков, а внимательно к ним прислушиваться. Именно поэтому мы заканчиваем описание методологии каталогом как сильных, так и слабых ее сторон, т.е. даем пищу для дальнейших критических дебатов.

Достоинства методологии двойной рефлексивности, которые, на наш взгляд, высветились в ходе исследований в 1991 — 1995 гг. и 1996—1997 гг.:

  • выявлены способы сбора первичной информации, которая стала как более "глубокой", так и более реалистичной в отличие от данных статистических исследований и "узких" опросов общественного мнения. Возможность выбирать регионы и деревни, чтобы делать сравнительный анализ, позволяет получать более значимые результаты, чем просто биографии или изучение отдельных случаев индивидов, семей или деревень;

  • созданы базы данных, которые напрямую соотносят "жесткие" факты, такие как потоки материальных ресурсов или использование труда, с пониманием стратегий выживания семей и их способов экономической самозащиты и возможного преуспевания. Сравнение этих данных с местными официальными политическими и статистическими отчетами (всегда сильно искаженными в интересах их составителей, а также их начальников) позволяет проникнуть в сферы, скрывающиеся за официальным "фасадом", и дать им оценку;

  • выявлены сельские и сельско-городские сети неформальной или эксполярной деятельности, особенно сети взаимной поддержки как основной компонент общественной жизни, так и ее сугубо экономические функции;

  • сформирована более реалистическая "трехсторонняя" картина как экономических процессов, так и политического сознания и его изменений (т.е. сами "факты", то, как они видятся участниками, и то, как они видятся "со стороны" исследователем). Название второго исследования 1996—1997 гг. — "Реальная экономика и реальная политика сельской России" — отражает такую направленность;

  • определены механизмы, которые позволяют постоянно выносить на профессиональный "суд равных" (peers review) результаты полевой работы и проверять в спорах как их результаты, так и методы. Открытость по отношению к неожиданным "данным" и путям, которыми можно достичь их углубленного понимания (в отличие от исключительной сосредоточенности на проверке первоначально заданных гипотез);

  • выработаны методы интерактивной и более эффективной подготовки участников исследования. Эта методология поощряет более творческое отношение всех к сбору данных и к их анализу и дает особый импульс к расширению социологического горизонта и профессиональному росту каждого участника.

"Другой стороной медали", т.е. слабостями методологии двойной рефлексивности качественных исследований, выявленными при ее использовании, являются:

  • проблематичный уровень репрезентативности. Математические и статистические методы, развитые в рамках количественных методологий, в частности расчет выборок, позволяют исследователям соотносить результаты, полученные на основе моделей со свидетельствами и систематически проверять реалистичность выводов. Качественные методы не обладают и, вероятно, не могут обладать возможностями верификации того же уровня. Развитие компьютерных технологий, пригодных для анализа в рамках качественной методологии, улучшило ситуацию, но лишь отчасти.

На наш взгляд, выбор между методами, которые приводят к сужению видения ради его "математизации", и их альтернативой заключается не в том, чтобы отрицать одни методы во имя других, либо подразделять их на иерархические категории "истинно научных" и "частично научных" или же сводить их друг к другу. Решение вопроса в том, чтобы понимать их лучше и использовать комбинированно. В то же время для качественных исследований, особенно в рамках сравнительного анализа, необходима дальнейшая (и постоянная) работа над методами отбора объектов, их репрезентативной увязки с сообществами и динамикой этих сообществ;

  • отход от хорошо известных, разработанных и рутинных методов связан со значительными затратами времени и ресурсов. Разработка каждой новой темы, основанной на нашей методологии, потребует значительных дополнительных усилий и переподготовки участников полевого исследования;

  • трудности, связанные с контролем за выполнением графиков работ участниками. Это увеличивает хорошо известные проблемы своевременного и выдержанного в рамках отпущенного времени и бюджета полевого исследования. Ясность и "окончательность" результатов, обычно требуемых финансовыми и административными спонсорами программы, в нашем случае ниже, чем в исследованиях основанных на "жестких" анкетах и на ясных, застрахованных от неожиданностей гипотезах, в которых окончательный аналитический этап переносится из полевой работы к централизованной машинной обработке статистического материала и ее эксклюзивному производству "сверху" оценок результатов, соотношений и обобщений.

* * *

Ценность методологии двойной рефлексивности определяется практической деятельностью — исследовательскими результатами, которые значимы, реалистичны и нетривиальны.

Теодор Шанин

Москва/Манчестер 1998 г.

1 Исследования по проектам "Социальная структура села СССР" (1991— 1995 гг.) и "Реальная экономика и реальная политика российских деревень" (1996—1997 гг.) коротко изложены в работах: Фадеева О.П. Истории социологических исследований сельской жизни в России 1990—1995 гг. и 1995—1996 гг. // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996 / Под ред. В.П.Данилова, Т.Шанина. М., 1996.

2 См., например: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии" // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28—42. Авторы указывают на ряд различных и зачастую враждебных школ (таких, как логический позитивизм, критический реализм и советские интрепрета-ции марксизма), объединяемых под общим названием "позитивизм". Дается резкая и четкая критика слабых мест качественных методологий раннего постсоветского периода.

3 Rickert Н.Р. Meaning in History. L., 1961; Hodges H.H. Wilhelm Dilteley an Introduction. L., 1944; Weber M. The Methodology of Social Sciences. N.Y., 1949.

4 В качестве дискуссионных материалов см.: Hughes J.A. The Principles of Social Research. L., 1990. Ch. 5; Winch P. The Idea of Social Sciences. L., 1959.

5 С особой силой это отражено в работе: Snow C.P. The Two Cultures. L., 1959.

6 Chomsky N. Languadge and Problems of Knowledge. L., 1996. P. 5—6.

7 Tesch R. Qualitative Research. L., 1990. P. 58.

8 В упоминавшейся выше работе Г.С.Батыгина и И.Ф.Девятко обыгрывается понятие П.Сорокина, который дает ему следующее описание: "Объекты, положенные рядом или... которые были вместе выброшены и это все, что их объединяет". — Sarokin P. Social and Cultural Dynamics. Boston, 1970. P. 4.

9 Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. L., 1990. P. 17.

10 Картину использования метода изучения с помощью исследований отдельных случаев (case study) см. в статье: Platt J. Case Study in American Methodological Thought // Current Sociology. 1992. Vol. 40. N 1.

11 См.: bazars field P.P. On Social Research and its Languadge. Chicago, 1993. Ch. 7, 9.

12 Strauss A.L. Qualitative Research for Social Scientists. Cambridge, 1987. Развитие такого подхода к методологии связано с созданием приемов, позволяющих использовать компьютерные программы, такие, как программа NUDIST.

13 Lazarsfield P.P. Op. cit.

14 Например: Stanley L. Breaking out Again: Feminist Ontology and Epistemology. L., 1993.

15 Dey I. Qualitative Data Analysis. L., 1993.

16 Щербина Ф.А. Крестьянские бюджеты. Воронеж, 1900.

17 Статистический справочник. 1927. М., 1928; Статистический справочник. 1928. М., 1929.

18 Чаянов А. Бюджетные исследования. М., 1929.

19 "Рефлексивность" в социальных науках определяется в Оксфордском словаре как "метод, теория и т.п., в которых принимается во внимание она сама, и в особенности эффект, который оказывает личность исследователя или простое его присутствие на объект исследования" — The New Shorter Oxford Dictionary. Oxford, 1993. P. 2522; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1990; Idem. Modernity and Self-Identity / Cambridge, 1991; Soros G. The Alchemy of Finance. N.Y., 1987. См. также недавнюю дискуссию о рефлексивности как аналитического метода в: Beyond Chaos and Dogma: Discussion by G.Soros and A.Gid-dens // New Statesman^. 1997. 13 oct.

20 В качестве дискуссионного материала см.: Geertz К. The Interpretation of Culture. N.Y., 1973; Leach E.R. Social Anthropology. L., 1982; Ham-mersley M., Atkinson P. Ethnography. L., 1991.

21 Geertz K. Op. cit.

22 См. статью АЛацис: Дело. 1993. № 10—11. С. И.

23 В том смысле, который этой концепции придал К.Полани: Ро-lanyi К. Personal Knowledge. L., 1958; Idem. The Tacit Dimention. N.Y., 1966.

24 Popper K. The Logic of Scientific Discovery. L., 1959; также см. введение к работе: Popper К. The Poverty of Historicism. L., 1957.

25 Принцип мышления и поведения: "пессимизм интеллекта, оптимизм воли", великолепно сформулированный А.Грамши, в разное время, в каждой стране и в другой сфере деятельности, но пригодный на все случаи жизни.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


написать администратору сайта