Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • Рекомендуемая литература

  • Приложение 1 Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста I. Закономерности довербального и раннего вербального развития

  • II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

  • III. Оценка понимания речи

  • IV. Возрастные особенности развития общей моторики

  • V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

  • VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

  • Приложение 2 Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук Приложение 3

  • Приложение 4 Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков

  • Приложение 5 Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии

  • Мастюкова Коррекция.КАФdoc. Е. М. Мастюкова Специальная педагогика


    Скачать 4.79 Mb.
    НазваниеЕ. М. Мастюкова Специальная педагогика
    АнкорМастюкова Коррекция.КАФdoc.doc
    Дата06.05.2018
    Размер4.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМастюкова Коррекция.КАФdoc.doc
    ТипКнига
    #18953
    страница22 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4

    В настоящее время в практике специального образования стали использоваться термины «артпедагогика» и «арттерапия». Арт-педагогика (художественная педагогика) с помощью искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобра­зительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой и их сочетаний) обеспечивает коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особыми потребностями (Е.А.Медведева, 2001).

    Понятие «артпедагогика» является более широким по отноше­нию к термину «художественное воспитание», которое не включа­ет все компоненты коррекционно-развивающего процесса. Основ­ной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и социальная адаптация средствами искусства.

    Первые попытки использовать в работе с детьми и подростка­ми изобразительные средства в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также для стимуляции пси­хического развития имели место в первой половине XIX века (А.И. Копытин, 2001). Подобная практика существовала и была научно обоснована в первой половине XX века в работах зарубеж-

    1 В нашей стране, по имеющимся у автора данным, этот метод не нашел применения.

    2 Помощь родителям в воспитании детей // Пер. с англ. М., 1992. Там же.

    4 Написано Вальдес М.С. — социальным работником детского клуба реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей, лишенных попечения родителей, «Диапазон» РООИ Пилигрим.

    293

    ных исследователей, обеспечивших арттерапии статус научного направления.

    «Педагогическое» направление в арттерапии всегда было зна­чимо и развивалось параллельно с «медицинским». Арттерапия включает изотерапию (лечебное воздействие посредством рисова­ния, лепки, декоративно-прикладного искусства и др.); библиоте-рапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию; вокало-терапию; кинезитерапию (танцтерапию, коррекционную ритми­ку — лечебное воздействие движениями) и т. д.

    Специалисты-медики, работающие в этой области, не считают такие формы терапии «лечением» в прямом смысле этого слова и предпочитают пользоваться терминами «развитие творческого на­чала», «эмоциональное воспитание» и т. д.

    Тем не менее признается, что при всех различиях в подходах между медицинским и педагогическим направлениями существует тесная связь (А.И.Копытин, 2001). Художественное самовыражение детей направлено на укрепление психического здоровья детей и тем самым является существенным вкладом в психогигиену, пси­хопрофилактику, психокоррекцию и психотерапию, способствует устранению эмоциональных расстройств и нарушений поведения.

    В то же время врачи-арттерапевты, работающие с детьми ран­него и дошкольного возраста, должны быть педагогами, чтобы справиться со своей задачей.

    Занятия, приобщающие к искусству, лучше начинать, когда ребенок находится в утробе матери. Такие программы уже разра­ботаны и очень полезны как для матери, так и для ребенка. С по­мощью пения мама учится правильно дышать, что пригодится ей при родах, готовится к радостной встрече с ребенком. Ребенок привыкает к голосу матери и приобщается к искусству. Эти заня­тия продолжаются в младенчестве, в раннем и дошкольном воз­расте. Программа рассчитана на творческий подход со стороны мам, которые сами сочиняют мелодии и слова детских песенок, придумывают специальные наряды для своих детей в зависимости от темы занятия. Во время занятий по сенсорному воспитанию де­ти учатся различать цвета и узнают их названия, распевают про них песенки, танцуют в костюмчиках, к которым прикреплены яр­кие бумажные цветы либо нотки, о которых поется в песенках. Для всех желающих такие занятия проводятся по Радио России автором программы М.Л. Лазаревым, врачом и музыкантом-педа­гогом одновременно. Дети, которые занимаются у него в группах, достигают необычно высоких результатов для своего возраста в музыке, танцах, восприятии цвета, легко обучаются чтению и

    294

    письму, устной речи. Такие занятия полезны здоровым детям, но еще больше — детям группы риска и детям с проблемами в разви­тии. Понятно, что программы и темпы развития у разных катего­рий детей будут различными.

    Для проблемных детей младенческого возраста занятия по ху­дожественному развитию рекомендуется проводить по 5-7 минут 3 раза в неделю (Е.А. Медведева, 2001). Мать побуждает ребен­ка находить источник звучания: поющего взрослого, звучащую игрушку; стимулирует появление двигательной реакции, улыбки, комплекса оживления на звучащую музыку, пение.

    Во второй половине года такие занятия с подгруппой детей может проводить специалист. Это может быть прослушивание ко­ротеньких музыкальных произведений в манеже в течение 1,5-2 минут с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музы­кально-ритмические движения под пение взрослого по 5-7 минут. Такие занятия могут быть и индивидуальными с мамой.

    В раннем возрасте проводятся занятия по музыкальному разви­тию, изобразительной деятельности, детей знакомят с художест­венной литературой. Большое значение придается полисенсорным воздействиям, т. е. одновременным воздействиям цвета, формы, фактуры, звучания, движения. Для этого используются яркие зву­чащие игрушки с различной фактурой. Занятия должны прово­диться в игровой форме с очевидным для ребенка эмоциональным отношением взрослого к происходящему. Занятия не должны быть продолжительными: не более 7-10 минут на втором году и 10-15 на третьем году жизни. Обязательным условием успешности, эф­фективности таких занятий является их высокая привлекатель­ность для малыша, подкрепляемая ситуацией успеха.

    Если ребенок дошкольного возраста посещает специальное дошкольное учреждение, то специалисты данного учреждения за­нимаются с ним по разным видам искусства в соответствии с про­граммой. При этом предусмотрена художественная деятельность дошкольников вне занятий: музыкально-дидактические игры, му­зыкально-театрализованная деятельность, чтение сказок, разучи­вание стихов, рисование, лепка, игры со словом и движением, му­зыкой, изготовление поделок.

    Если малыш не посещает специальное учреждение, то специа­листы помогут маме организовать такие занятия дома индиви­дуально либо в надомной группе. Дети могут посещать негосудар­ственные учреждения: восстановительные и реабилитационные центры.

    Арттерапия рассматривается как эффективный метод повыше­ния адаптации за счет включения имеющихся резервных возмож-

    295

    ностей организма, изменения самооценки и своих взаимоотноше­ний с миром.

    В специальной педагогике арттерапия и артпедагогика имеют единую цель: гармоничное развитие ребенка с особыми потреб­ностями и сбалансированное функционирование его семьи; бо­лее полное включение ребенка и его семьи в социальный кон­текст.

    В специальном образовании арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежащих к разным видам искусства и имеющих разную направленность и технологию лечебно-коррекционного воздействия (Е.А. Медведе­ва, 2001).

    Существуют различные классификации арттерапии, в основе которых лежат разные принципы: принадлежность методов и тех­ник к определенным видам искусства; принадлежность к опреде­ленной отрасли искусства; различные формы организации артте-рапевтического процесса (групповая, индивидуальная, семейная); структурированность арттерапевтических групп и др. Однако в основе всех видов арттерапии лежит фактор художественной экс­прессии, связанный с выражением чувств и потребностей, обу­словливающий процесс изменений в поведении, фактор психоте­рапевтических отношений, заключающийся в создании атмосферы безопасности, необходимой для выражения своего внутреннего мира, и фактор обратной связи, способствующий осознанию со­держания своего внутреннего мира.

    Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с особыми потребностями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредст­вом приобщения к искусству.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1 . Какие мероприятия входят в комплекс восстановительного лечения?

    2. Какие общеоздоровительные мероприятия являются наиболее важ­ными для ребенка с отклонениями в развитии?

    3. Какие лекарственные препараты используются для медикаментозной терапии для стимуляции развития и улучшения компенсаторных воз­можностей мозга?

    4. В каких программах взаимодействия детей и родителей реализуется бихевиористский подход?

    5. Какие формы психотерапевтической работы с семьей ребенка с от­клонениями в развитии являются наиболее эффективными?

    6. Какое значение имеет арттерапевтическая работа с проблемными детьми?

    7. Какие виды арттерапевтической работы используются в специальных дошкольных учреждениях?

    Рекомендуемая литература

    Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллекту­альном развитии // Дефектология. 1984. № 5.

    Кариес Меря Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей. (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред.

    8.Я. Пилиповского. М., 1992.

    Майрамяп Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатоло­гический и психологический аспекты проблемы). Автореф. дис. М., 1976.

    Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида // Дефектология. 1995. № 5.

    Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.

    Ма^^айчVк И.И. Психологический анализ системы отношений в семь­ях дошкольников и пути их коррекции. Вместе с семьей. СПб., 1996.

    Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психо­логическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями. СПб., 1994.

    Маркова И.В., Михайлов И.Б., Нежеицев М.В. Фармакология. СПб., 2001.

    Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экс­пертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.

    Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.

    Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с на­рушением внимания и гиперактивным поведением // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 5.

    Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном об­разовании. М., 2001.

    Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

    Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

    Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям.

    М., 1992.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.

    М., 2000.


    296





    Дети с отклонениями в развитии — это очень неоднородная группа малышей и дошкольников, которых объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогиче­ской работе для подготовки их к обучению.

    Решая общие педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста и индивидуально-характерологических особенностей.

    Общие принципы лечебной педагогики совпадают с принци­пами общей педагогики. Вместе с тем лечебная педагогика отли­чается от общей своей лечебно-коррекционной направленностью, а также тесной связью с медициной. Педагог, работающий с ре­бенком, должен хорошо ориентироваться в специфике нарушенно­го психомоторного развития, хорошо представлять себе сильные и слабые стороны ребенка, понимать структуру его основного нару­шения, препятствующего психомоторному развитию. Очень важ­но, чтобы педагог во всех, даже самых тяжелых случаях мог вы­явить у ребенка сохранные функции или предпосылки к их фор­мированию.

    Основными принципами лечебной педагогики являются инди­видуальный подход и единство педагогического и лечебного про­цессов.

    При проведении лечебно-педагогических мероприятий необ­ходимо соблюдать принцип «соответствия», т. е. все интеллекту­альные и физические нагрузки должны соответствовать психомо­торным возможностям и общему состоянию здоровья ребенка. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех случаях для ребенка сохранялась «ситуация успе­ха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло в нем уве­ренность в своих силах.

    При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклоне­ниями в развитии, наряду с укреплением его здоровья, важное зна-

    298

    чение имеют специальные психолого-педагогические приемы ран­ней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных нервно-психических функций и стимуляцию возрастного психо­моторного развития. Соблюдая общие принципы методологиче­ского подхода к воспитанию и обучению, следует особое внима­ние уделить следующим аспектам лечебно-педагогической ра­боты:

    — создание условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с максимальным использованием разнооб­разных игровых приемов;

    — развитие эмоционально-положительного общения с ребен­ком, формирование наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;

    — создание психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;

    — развитие различных форм познавательной деятельности;

    — в коррекционной работе максимальное использование осо­бых приемов и методик с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;

    — широкое использование в коррекционной работе различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных (музыкально-ритмических и игр-инсценировок);

    — дифференцирование структуры и продолжительности заня­тий в зависимости от состояния ребенка.

    Важнейшим условием успешности лечебно-педагогической работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранных функ­ций, компенсаторных возможностей ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.

    При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонения­ми в развитии необходимо опираться на общие теоретические ос­новы специальной дидактики, т. е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми проблемами развития. Специальная ди­дактика определяет общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, детей с церебральными параличами, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефек­тами развития, нарушениями общения (при раннем детском аутизме), детей с нарушениями поведения и различными сомати­ческими и нервно-психическими заболеваниями.

    299

    Специальная дидактика тесно связана с другими отраслями наук и прежде всего с медициной, общей педагогикой и психоло­гией. Ее основу составляют общие и специфические закономерно­сти нормального и аномального развития, теоретические концеп­ции о роли обучения в развитии, теоретические положения о ком­пенсаторных возможностях развивающегося мозга ребенка в процессе систематической лечебно-коррекционной работы.

    Важным является принцип систематичности и последователь­ности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемого материала, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом ведущего нарушения развития, времени его воз­никновения, причины и механизма, а также сохранных функций, общего состояния здоровья ребенка и компенсаторных возможно­стей его центральной нервной системы.

    На основе принципа системности и последовательности обуче­ния, с учетом уровня развития, соматического и нервно-психи­ческого состояния ребенка, разрабатываются специальные ин­дивидуальные программы обучения и коррекции нарушенных функций. Таким путем обеспечивается равномерная и последова­тельная стимуляция психомоторного развития с постепенным на­коплением знаний и умений, развитием познавательных возмож­ностей и положительных черт личности.

    Важным дидактическим принципом является связь обучения с игровой и практической деятельностью ребенка. У ребенка, в пер­вую очередь, формируют практические знания и умения, развива­ют функцию общения, что является крайне важным для социаль­ной адаптации детей с особыми проблемами в развитии.

    Учитывая общие закономерности развития детей с различными отклонениями в развитии, важное место в системе специальной коррекционной педагогической работы отводится развитию регу­ляции произвольной деятельности и психической активности.

    Успех всей лечебно-коррекционной работы в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку с отклонения­ми в развитии в семье. При этом важно учитывать не только спе­цифику аномального развития, но и медицинский диагноз. По­мощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методи­ста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, ог­ромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. По­этому мы прежде всего обращаемся к родителям: «Будьте мужест­венны и счастливы со своим ребенком, а мы поможем вам!»

    Приложение 1

    Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста

    I. Закономерности довербального и раннего вербального развития



    Возраст


    Стадии развития


    I


    От рождения до 8 нед.


    Рефлекторный крик и рефлекторные зву­ки, сопровождающие, в основном, сома­тические реакции ребенка. В крике пре­обладают гласноподобные звуки, имею­щие носовой оттенок


    II


    От 8 до 20 нед. (2-5 мес.)


    Качественное изменение крика, появле­ние гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. — улыбка при обще­нии. С 15-16 нед. — смех при общении


    III


    От 1 6-20 нед. до 30 нед. (4-7,5 мес.)


    Интенсивное развитие гуления и появле­ние лепета. С 5-6 мес. произнесение пер­вых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными)


    IV


    От 20-30 нед. до 48 нед. (5-12 мес.)


    «Расцвет» лепета, каноническая вокали­зация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления»


    V


    9-1 8 мес.


    Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения


    II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

    Возраст


    Основные показатели


    1 мес.


    Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком


    2 мес.


    Улыбка при общении


    3 мес.


    Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление


    4 мес.


    Дифференцированность комплекса оживления, смех


    5 мес.


    Дифференциация направления звука, певучее гуление



    301





    Окончание табл.

    Возраст


    Основные показатели


    6 мес.


    Лепет


    7 мес.


    Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик


    8 мес.


    Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых сло­гов ба-ба, ма-ма


    9 мес.


    Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»


    10 мес.


    Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуа­цией


    1 1 мес.


    Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением


    12 мес.


    Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; пони­мание простой инструкции, дополняемой жестом


    15 мес.


    Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понима­ет простую инструкцию без жеста


    18 мес.


    Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов


    21 мес.


    Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Сло­варный запас — около 20 слов


    24 мес.


    Показывает 5 частей тела, словарный запас — минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, начинает исполь­зовать предложение из 2 слов


    30 мес.


    Адекватно использует местоимения я, ты, мне', использует предложение из 2 слов


    36 мес.


    Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложе­нием из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и воз­раст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа Положи кубик под чашку, Положи кубик в коробку


    III. Оценка понимания речи

    Возраст


    Основные показатели


    3-6 мес.


    Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интона­цию, узнает знакомые голоса


    6-10 мес.


    Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.)


    10-1 2 мес.


    Понимает названия отдельных предметов





    Возраст


    Основные показатели


    12-14 мес.


    Узнает отдельные предметы на картинках


    15-1 8 мес.


    Показывает отдельные предметы на сюжетных картинках


    20-24 мес.


    Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполня­ет двухступенчатую инструкцию (Пойди в кухню и принеси чашку}, понимает значение предлогов в привычной кон­кретной ситуации (На чем ты сидишь?)


    от 2 лет 6 мес. до 3 лет


    Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опо­рой на картинку, а затем и без нее)


    3-4 года


    Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает на­звания основных цветов. Слушает длинные сказки и расска­зы. Выполняет двухступенчатую инструкцию


    4-5 лет


    Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, /с и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей


    IV. Возрастные особенности развития общей моторики

    Навыки поведения

    3-6 мес.

    Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Припод­нимает голову, поворачивается на бок (4—5 мес.), садится (6 мес.)

    6—12 мес.

    Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.)

    1-2 года

    Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с по­ла. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педа­ли трехколесного велосипеда


    303


    302



    Окончание табл.

    Возраст


    Основные показатели


    2-3 года


    Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки


    3-4 года


    Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спуска­ется вниз по лестнице, используя попеременно ту или дру­гую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях


    4-5 лет


    Прыгает на одной ноге. Ходит по бревну. Прыгает попере­менно на одной и другой ноге. Поднимается вверх по лест­нице


    5-6 лет


    Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей


    V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

    Возраст


    Навыки поведения


    1-2 года


    Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков


    2-3 года


    Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы


    3—4 года


    Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков


    4-5 лет


    Рисует карандашами или цветными мелками. Строит по­стройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки


    Окончание табл.

    Возраст


    Навыки поведения


    6-12 мес.


    Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направ­ляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в ко­робку


    1-2 года


    Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизон­тальных, вертикальных и округлых линий


    2-3 года


    Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест


    3-4 года


    Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит фор­мы. Хватает катящийся к нему мяч


    4-5 лет


    Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали в картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по об­разцу


    5-6 лет


    Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печат­ные буквы. Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копи­рует квадрат, звезду. Дополняет три части в незавершенной картине


    VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

    Возраст


    Навыки поведения


    3-6 мес.


    Направляет руки контролем зрения етего


    ко рту. Следит за движением рук. Под направляет руку к предмету и захватыва-


    304


    Возраст

    Приложение 2

    Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук

    Приложение 3

    Стимуляция доречевого и речевого развития

    Развитие в норме

    Стимуляция развития



    Мероприятия по стимуляции функции


    Тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления


    Возраст


    Развитие функции в норме


    лух: больше обращает вни­мание на тихий голос, чем на громкий. Реагирует на звук и голос прекращением двига­тельной активности. Издает отдельные горловые звуки при открытом рте, гулит


    1-3 мес.


    1-3 мес.


    Помещают яркие звучащие игрушки напротив и сбоку от ребенка. Тонкие звучащие иг­рушки вкладывают в руку ре­бенка с целью развития так­тильных ощущений при до­полнительной зрительной сти­муляции


    Фиксирует взгляд на пред­мете. Поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погре­мушку


    Гимнастика губ. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стимуляция дви­жений языка, жевания. Стиму­ляция лепета и развитие слу­хового внимания


    Слух: поворачивает голову или глаза на звук. Больше реагирует на голос, чем на простой звук. Голос: певучее гуление, лепет. Появление интонационной выразитель­ности гуления и лепета


    4-8 мес.


    Следит глазами за движением своей руки. Рассматривает игрушки и людей. Произ­вольно переключает взор с одного предмета на другой. Активно тянется к предметам и захватывает их. Играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку


    Развивают функцию захвата игрушки. Помещают яркие звучащие игрушки на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их схватить при простом соприкосновении. Варьируют толщину, вес и фактуру игру­шек


    Развитие слухового внимания, определение звука в простран­стве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепле­ние связи между словом, пред­метом и простейшим дейст­вием. Обучение интонации просьбы


    Слух: начало восприятия рит­ма. Начало понимания обра­щенной речи. Знает название некоторых окружающих его предметов. К концу периода некоторые из них начинает узнавать на картинке. Разви­вается интонация просьбы


    9-18 мес.


    Узнает предметы на расстоя­нии. В захватывании предме­та участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре исследует предме­ты путем повторных проб с опорожнением и наполне­нием. Пьет из чашки, начина­ет пользоваться ложкой


    9-18 мес.


    Варьируют размеры и формы игрушек. Игры с наливанием и выливанием воды. Игрушки, в захватывании которых не­обходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных


    Привлечение внимания к пра­вильному звучанию слов. По­стоянно разговаривать с ре­бенком о том, что он видит в данный момент. Не переби­вать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картиноч­ное лото, стимулировать к рас­сказу по картинкам


    Слух: продолжает лучше реа­гировать на спокойную, чем на громкую речь. Локализует звук в пространстве. Повто­ряет слоги. К концу периода словарный запас возрастает до 200-250 слов, начинает пользоваться фразовой ре­чью. Развивается интонация утверждения, повествования К 2-3 годам начинает ис­пользовать местоимения я, ты. Использует множествен­ное число. Фраза из 3—4 слов. Задает вопросы


    19-36 мес


    19-36 мес.


    Продолжает развиваться зри­тельное восприятие глубины, зрительное внимание к фор­ме. Продолжает играть двумя руками, но с выделением пре­обладающей руки. Преобла­дающая рука часто меняется


    Развитие зрительно-тактиль­ных связей: активная игра — складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшие сборные игрушки и голово­ломки





    306


    307



    Приложение 4

    Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков

    Известны специфические трудности формирования графиче­ских навыков у всех категорий детей с отклонениями в развитии: многие дети не умеют ориентироваться в пространстве листа бу­маги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, непра­вильно удерживают карандаш или ручку.

    Для формирования графических навыков ребенка прежде всего необходимо научить правильному захвату карандаша, для чего часто требуются специальные коррекционные упражнения, осо­бенно для детей с церебральным параличом. У ребенка необходи­мо развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой, указательный и средний палец «в щепотку» и захватывать таким образом различные предметы, например пе­рекладывать палочки в коробку, избегая при этом движений левой руки, общего мышечного напряжения. Ребенок должен научиться следить глазами за движениями своей руки, проводить линии сле­ва направо. При тяжелом двигательном нарушении, например у детей с церебральным параличом, такие упражнения вначале про­водятся пальцем, окунаемом в краску. Затем ребенка учат пользо­ваться мелком и карандашом.

    На первом этапе работы ребенок чертит горизонтальные и вер­тикальные линии, следя глазами за движением своей руки. Затем его учат копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движения­ми своей руки, причем движения должны идти слева направо. На следующем этапе работы его учат рисовать лицо и копировать буквы.

    Методы обучения зависят от возраста ребенка, степени испы­тываемых им трудностей и клинического диагноза. Например, в особых приемах обучения нуждаются дети с церебральным пара­личом, с ранним детским аутизмом, с выраженными дефектами зрения. Всем этим детям необходимы предварительные обучаю­щие и коррекционные мероприятия, которые направлены на раз­витие интереса к данному виду деятельности и «готовности» руки к выполнению необходимых движений. Ребенка учат правильно держать толстый мелок или карандаш и водить им по листу бума­ги. При этом важно учитывать возрастные этапы развития движе-

    308

    ний руки с карандашом. Известно, что вертикальные и горизон­тальные линии ребенок начинает имитировать с 2-2,5 лет. Перед тем как формировать у ребенка возможность пользования каран­дашом, важно, чтобы он овладел некоторыми предварительными навыками: рисованием пальцем, лепкой, конструктивной деятель­ностью, нанизыванием крупных бусин, работой с ножницами и составлением целого из частей (разрезные картинки, кубики), кро­ме того, что не менее важно, ребенок должен овладеть навыком подражания.

    Многими авторами разработаны специальные серии заданий, которые необходимо выполнить перед тем, как начинать обучать детей навыкам письма.

    Задание. Срисовывание круга по словесной инструкции: «Нарисуй круг». В качестве обучающего действия используется следующий прием: взрослый на глазах у ребенка рисует круг, го­воря: «Я иду по кругу и останавливаюсь, теперь ты пройди по кру­гу и остановись». Ребенок рисует, взрослый повторяет: «Идешь по кругу и останавливаешься». При необходимости взрослый помога­ет ребенку, положив свою руку на его, рисует вместе с ним круг. Таким же образом ребенка учат рисовать крест, при необходимо­сти комментируя его действия инструкцией: «Ты идешь вниз и поперек». При необходимости взрослый поддерживает и направ­ляет руку ребенка. Таким же путем ребенка учат рисовать лицо, квадрат, человека, срисовывать треугольник по словесной инст­рукции.

    Программа Маккуэри для детей с задержками развития. Руководство, 1981

    Важное значение для развития навыка письма имеет подража­ние, поэтому при подготовке к обучению письму важно поощрять ребенка копировать действия взрослого. Его учат срисовывать круг, квадрат, крест и т. п. Используя различные обучающие дей­ствия, учат рисовать лицо, например, используют комментирую­щую подсказку. Ребенок начал рисовать круг, взрослый коммен­тирует: «Ты рисуешь лицо, а теперь нарисуй глаза».

    Такими же приемами ребенка учат рисовать человечка: внача­ле человечка рисует взрослый, называя каждую деталь, которую он вырисовывает в данный момент.

    Для обучения рисованию используются такие методы, как ис­пользование опыта копирования геометрических форм: круга, тре­угольника, квадрата, овала. Таким путем ребенка учат рисовать домик, состоящий из треугольника, квадрата и овалов.

    309

    Одним из методов обучения рисованию является соединение точек. Таким способом рисуют контуры изображаемых предметов.

    Проводятся специальные занятия по обучению раскрашиванию картинок внутри контура с использованием шаблонов, которые вначале удерживает взрослый. В ряде случаев, особенно если за­нятие проводится с ребенком с церебральным параличом, необхо­димо поддерживать его руку, ведя ее своей рукой.

    Перед проведением специальных занятий составляется инди­видуальная программа для каждого ребенка, к выполнению этой программы активно подключаются родители. В первую очередь подбираются те программы, которые непосредственно направлены на адаптацию ребенка к своему окружению.

    При проведении подобной коррекционной работы важное зна­чение придается наиболее адекватному взаимодействию «взрос­лый — ребенок». Чем более тяжелое нарушение имеется у ребен­ка, тем детальнее разрабатывается для него программа с подроб­ной разбивкой каждого задания на отдельные фрагменты, т.е. учитель «шаг за шагом» ведет ребенка к намеченной цели.

    Приложение 5

    Некоторые рекомендации по руководству

    самостоятельной двигательной активностью детей

    с отклонениями в развитии

    Все дети с отклонениями в развитии в разной степени нужда­ются в руководстве и организации их самостоятельной двигатель­ной активности. Педагог, организуя подвижные игры с этими детьми, должен уметь дифференцированно помочь каждому ре­бенку, особенно детям с детским церебральным параличом, даже при остаточных его проявлениях.

    Для гармоничного физического развития детей с отклонениями в развитии следует максимально поощрять, а также специально организовывать игры с мячами, обручами и другими игрушками. Если в игре участвует ребенок с церебральным параличом, педагог или воспитатель подключается к его игре, помогая ему добиться положительных результатов от совместных действий с другими детьми.

    Для коррекции двигательных нарушений у всех детей с откло­нениями в развитии важное значение имеют спортивные игры, проводимые на свежем воздухе. Во время этих игр не только за­крепляются двигательные навыки, но и появляется возможность их использования в практической деятельности.

    Тренировка движений на природе обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию силы, вынос­ливости, тренирует пространственные представления, развивает волевые качества личности. На природе создаются оптимальные условия для выполнения одних и тех же движений в различных вариантах, что способствует автоматизации движений.

    Примерами физических упражнений, проводимых на природе, могут быть следующие:

    — залезать на горку и слезать с нее (быстро или медленно);

    — ходить по рыхлому песку и по мелкой воде босиком;

    — пройти по мягкому грунту след в след за взрослым;

    — пройти по тропинке 10-15 м босиком с закрытыми глазами;

    — пройти по тропинке 20-30 м, сделав как можно меньше шагов;

    — пройти пригнувшись, скрываясь за кустарником или низким забором.

    При выполнении всех этих упражнений взрослый наблюдает за правильным положением головы, осанкой и опорой на всю стопу.

    311

    Постепенно детей с более развитой моторикой учат ходить, не смотря себе под ноги.

    Полезны также различные упражнения в лазанье:

    — вползти на горку на четвереньках, опираясь на колени и по­могая себе руками. Сползти с горки на четвереньках;

    — подлезть под низко наклоненные ветки дерева прямо и бо­ком, не касаясь земли руками;

    — переползти через поваленное дерево, бревно, лежащее на земле;

    — перелезть через бревно, заборчик;

    — плотно обхватив дерево руками, обойти вокруг него.

    Кроме того, важно научить детей подпрыгивать на двух ногах выше травы; подпрыгивать на двух ногах, стараясь достать обеими руками до ветки дерева. Перепрыгивать с места через ямку, неши­рокую канавку, лужу; спрыгивать с невысоких пеньков, кочек, ле­жащих на земле бревен.

    На природе удобно и полезно упражнять детей в навыках ме­тания. Дети бросают шишки, камешки, палочки, стараясь попасть в указанное место.

    Важное значение для детей с отклонениями в развитии имеют специальные упражнения спортивного характера, купание и пла­вание. При обучении детей плаванию широко используются раз­личные вспомогательные средства, различные надувные круги, надувные плавательные воротники и т. п. Для каждого ребенка вспомогательные средства подбираются индивидуально, с учетом возраста и состояния моторики. В особых приемах по обучению плаванию нуждаются дети с церебральным параличом.

    Оглавление

    Введение

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта