Емельянова Кризис созависимости. Е. В. Емельянова Кризис в созависимых отношениях
Скачать 1.96 Mb.
|
Глава 5. Психологические портреты людей, создающих созависимые отношения Среди таких людей широко распространен комплекс «вины выжившего». Человек, страдающий от чувства «вины выжившего», часто упускает благополучные возможности, предоставляемые ему жизнью, а если пользуется ими, то находит какой-нибудь способ наказать себя за это. Этот комплекс свойственен людям, которые выросли в созависи-мых семьях и которые не могут себе позволить быть счастливее и успешнее своих родителей. Сам человек может и не осознавать «вины выжившего», но она может влиять на всю его жизнь. «Вина выжившего» может проявляться в различных симптомах8. D Страдающий от нее человек может сгорать от зависти к тем, кто имеет больше, чем он. Испытывая столь сильное чувство, он отождествляет себя с родителями, братьями и сестрами, которые (как он считает) завидуют ему. □ Его может мучить чувство стыда за то, что он неприятный, нелепый или извращенный человек. □ Он может портить свои отношения с брачным партнером, чтобы они не были лучше, чем отношения его родителей друг с другом. □ Если его родители были неспособны получать удовольствие от своих детей, он может не позволять этого и себе. □ Если один из его родителей рано умер, он может бояться смерти в том же возрасте; и именно в этом возрасте он может спровоцировать болезнь или кризисную ситуацию. □ Если у брата или сестры не сложилась карьера, он может испытывать депрессию или тревогу, когда сам добивается успехов в своей работе. Ребенок, выросший в несчастливой семье, может считать неблагополучие в жизни само собой разумеющимся. Он может и не догадываться, что, даже став самостоятельным и покинув родительский дом, поддерживает уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве. Однако со временем он постепенно может начать замечать, что его состояние ухудшается после собственных успехов или неудач близких друзей или родственников. Еще позднее он может осознать, что чувствует вину перед членами своей семьи и считает свои победы и успехи чем-то нечестным перед своей семьей. Чувство «вины выжившего» может быть одновременно и крайне сильным, и почти неуловимым. * Вайсе Д. Как работает психотерапия. М., 1998. 69 Глава 6. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ СОЗАВИСИМОСТЬ Люди, склонные создавать созависимые отношения, к сожалению, часто — и даже очень часто — связывают свою жизнь с партнерами, которые, в свою очередь, зависимы от алкоголя, наркотиков, азартных игр и т. п. И это вовсе не удивительно: партнеры соответствуют всем «изломам» их характеров, и, точно рисунок, составленный из паз-лов, взаимодополняют невротические потребности, составляя единую картину взаимозависимости. Их объединяют отсутствие самоуважения и ответственности, смутные представления об истинной любви и далеко не зрелые отношения. А это как раз та самая пустующая нива, на которой расцветают все пороки, известные человечеству. НАРКОТИЧЕСКАЯ СОЗАВИСИМОСТЬ Зависимость от человека, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками, наиболее тяжела. Она начинает проявляться как зависимость эмоционального состояния от того, пришел ли «проблемный» партнер (член семьи или любимый друг) вовремя на встречу (домой, на работу, на свидание) и в каком состоянии. Ее следствия многообразны — это и вынужденное изменение привычек (например, необходимо прятать деньги и ценности), и нарушение планов, страхи относительно своих близких, с которыми контактирует наркоман, и, наконец, погружение в чужую, навязанную и пугающую проблему. Разумеется, чем теснее осуществляется взаимодействие, тем острее чувствуется проблема, а самый тяжелый удар принимают родители подростка, который пристрастился к смертельному зелью. Близкие наркозависимых вынуждены жить в обстановке, способствующей постоянно нарастающему стрессу. Невозможность контролировать ситуацию, пребывание в постоянном страхе, чувство вины, стыда, ощущение бессилия, возникающее при каждой мысли о том, Глава 6. Злокачественная созависимость что близкий человек гибнет на их глазах, а также хронически присутствующий финансовый кризис, в которую повергает семью нарко-ман — все это способствует сильнейшей деформации психики любого человека. В случае, если этот человек склонен создавать созависимые отношения, подобная обстановка ведет к усилению и обострению всех его невротических черт и притязаний. Вместе с тем, какими бы особенностями характера ни обладал человек, связанный с алкоголиком или наркозависимым, он будет постоянно ощущать себя жертвой и спасателем одновременно. Треугольник «спасательства» Нет ничего деструктивнее «спасательства». Именно «спасатели» в семейной жизни воспитывают беспомощных, безответственных потребителей (в худшем смысле этого слова). В обществе они же создают комфортные условия для безответственных и ленивых людей. «Спасатели» выполняют чужую работу, защищают обиженных, сажают себе на шею тунеядцев, наставляют на путь истинный заблудших и т. п. При этом они могут считать, что совершают благое дело, борются за справедливость, охраняют эмоциональное благополучие людей. Но спросите их: для чего они это делают? Зачем это им нужно? Наверняка вы получите в ответ взрыв негодования, презрение или набор высокопарных фраз. На самом деле, совершая все эти «благодеяния», «спасатели» преследуют единственную, часто не осознаваемую, цель — стоять «над», управлять, контролировать и чувствовать свою значимость. Решение чужих проблем дает возможность реализации невротических потребностей в любви, власти, контроле и доминировании одновременно. Удовлетворяя эти потребности, «спасатели» не замечают, что при этом лишают других людей веры в свои силы, грубо попирают их психологические границы, навязывают им свою систему ценностей и таким образом делают их зависимыми. «Спасателям» нужны несчастные и беспомощные, им нужны жертвы, потому что без них будет невозможно осуществить свою потребность во власти, контроле и в «заслуженном» ожидании благодарности, то есть подтверждении своей значимости. А для этого наилучшим образом подходит партнер, зависимый от алкоголя или наркотиков. Человек, не имеющий пристрастия к «спасательству», услышав призыв о помощи, придет и «научит ловить рыбу». «Спасатель», напротив, часто бросается на помощь даже тогда, когда его не просят, лишая чело- 71 Часть 1 Созависимость и семья века гордости за победу. При этом он будет давать готовую «рыбку» каждый раз, слишком беспокоясь за другого, чтобы затруднить его ловлей. «Спасатель» — это человек, наполняющий свою жизнь, свою значимость за счет эгоистического использования беспомощности других, но при этом верящий, что живет только для них, что он альтруист. И это его возвышает. «Спасатель» — всегда над спасаемым: он сильнее, мудрее, проворнее. Однажды женщину-«спасателя» спросили: «Если те, кто окружает тебя, станут самостоятельными, ответственными, успешными, счастливыми, что ты тогда будешь делать? Кого ты будешь мирить? Кого вытягивать из несчастий?» Она долго не находила ответа. Тогда ее спросили: «Как ты будешь себя чувствовать среди успешных людей?» Подумав еще, она ответила: «Что я там буду делать? Мне будет скучно». Вторая роль в треугольнике «спасательства» — это жертва. Та самая, которую надо «спасать». Жертва беспомощна, несчастна, а также безответственна и лишена желания стать успешной, а потому, сколько ее не спасай, она все равно находит возможность оставаться несчастной. Еще бы! Ведь стать успешной — это значит активно действовать для разрешения своих проблем, взять на себя ответственность за ошибки и неудачи. А главное, тогда никому не придет в голову пожалеть. Это свойство жертвы лежит в основе того, что «спасатель» после бесплодных попыток «образумить безответственного опекаемого» сам начинает чувствовать себя жертвой, а «подопечного» воспринимает как источник наказания и неприятностей, то есть как преследователя. Его раздражение нарастает, и когда гнев, наконец, находит свой выход, «спасатель», обернувшийся жертвой, начинает тайно или явно мстить спасаемому: он говорит ему обидные слова, унижает, подвергает другим карательным воздействиям. На этом витке отношений теперь уже «спасатель» превращается в преследователя. Это — третья роль в треугольнике спасательства. Наказанный спасаемый становится еще более несчастным, чем прежде, и всячески «сигнализирует» об этом «спасателю». «Спасатель» же, насытившись праведным гневом, вновь готов вернуться к исходной роли. Перебегая из одного ролевого угла в другой, «спасатель» всегда находится над спасаемым, даже в тот период, когда чувствует себя жертвой. Ведь он так благороден, так альтруистичен! На самом деле «спасатель» всегда наполнен гневом и бессознательным стремлением к разрушению. Он не хочет позволить спасаемому стать по-настоящему успешным и лишить себя тем самым власти над ним, потеряв вместе с ней и смысл своего существования. Итак, суммируем сказанное. 72 Глава 6 Злокачественная созависимость «Спасатель» помогает, когда его не просят; чувствует вину, когда не может помочь; дает жертве шанс на неудачу (если жертва станет самостоятельной и удачливой, то некого будет спасать); берет на себя всю ответственность за жертву или большую ее часть; смягчает последствия ее безответственности; часто делает работу за жертву. «Преследователь» критикует; обвиняет («ты в этом виноват»); поступает неоправданно жестоко; наполнен гневом; использует психологические защиты вместо искренности, так как всегда ожидает нападения. «Жертва» излучает состояние «бедный я бедный»; все время чего-то стыдится; чувствует себя беспомощной и бессильной в решении своих проблем; всегда кем-то или чем-то подавлена; нуждается в спасателе, который будет защищать и служить. Такова сущность «спасательства». Именно по такому принципу на протяжении многих лет строятся отношения между женой и мужем-алкоголиком, матерью и взрослым «непутевым» сыном, пьющими родителями и служащими социальной помощи и т. п. СОЗАВИСИМОСТЬ С СЕКТОЙ Секта по определению — организация вне государства, вне церкви, вне закона. Каковы же причины того, что молодые люди оказываются среди ее членов? Что в личности этих людей позволяет втягивать их в сети столь разрушительной зависимости? Чтобы ответить на эти вопросы, которые, кстати, часто задают отчаявшиеся родственники, я попыталась систематизировать те описания, которые получила от своих клиентов. Эти наблюдения нельзя назвать полноценными социологическими исследованиями, но тем не менее они могут прояснить причины возникающей зависимости. Давайте рассмотрим, какие люди и за счет каких особенностей легче других могут быть вовлечены в секты. 1. Молодые люди, которые не очень хорошо представляют, кто они, какие они, у которых не сформировалась вполне определенная Я-концепция. Их Я «размыто», не имеет определенных границ, очертаний, то есть, по сути, опустошено. Такие люди имеют о себе противоречивые представления. Очень часто они могут легко идентифицироваться и с праведником, и с преступником, и с перфекционистом, и с человеком импульсивным, ведущим порой саморазрушительный образ жизни. 73 Часть 1. Созависимостъ и семья Как правило, это является следствием того, что с раннего детства ребенок получает противоречивые оценки себя и своих поступков. Подрастая, он ищет свое место в этом мире и складывает, в том числе и из этих оценок, представление о себе: он хочет знать, кто он и какой он. Вырабатывая Я-концепцию, он опирается на мнение окружающих, прежде всего, близких людей. Если он получает противоречивую обратную связь относительно своей личности и поступков, его Я-кон-цепция будет включать в себя все эти противоречия, которые впоследствии легко дополняются такими же противоречивыми мнениями сверстников, учителей, просто знакомых. И это понятно: если человек не имеет о себе определенного представления, ему не на что ориентироваться, чтобы согласиться или отбросить неверное мнение. Он легко может поверить в любую оценку, или, наоборот, станет отбрасывать любые оценки, но — главное — он так и не знает, кто же он есть на самом деле. Если такой человек попадает под влияние «миссионеров» секты, этот вакуум легко используется: стройная система взглядов — кто, как, для чего должен жить, действовать, думать; что хорошо и что плохо, как «правильно» и как «неправильно» поступать, каково место человека в этом мире, и каково его личное, индивидуальное (именно его!) место среди единоверцев — все это дает, наконец, «спасительную» определенность, четкость, ясное представление о себе, о своей миссии (!) в этой жизни. 2. Молодые люди, не имеющие определенной системы ценностей, не обладающие представлениями о том, чего они хотят, к чему могли бы стремиться, лишенные целей в жизни, живущие «по воле волн». Это тоже следствие несформированной Я-концепции, или опустошенного Я. Прежде всего, таким людям жить чрезвычайно скучно. Отсутствие смыслообразующей основы жизни, как писал В. Франка, ведет к ноогенному неврозу, к компульсивной потребности заполнить пустоту. Именно эта причина часто приводит к алкоголизму, наркомании, игровой и другим зависимостям, беспорядочным, доходящим до уровня саморазрушения, половым связям. Она же значительно облегчает работу и сектантским «миссионерам». Они предлагают человеку готовую философию, в которой для каждого определен свой смысл, свои границы, свое дело. Было бы ошибкой думать, будто людей привлекает жесткость структуры. Наоборот, все выглядит очень мягко, в виде предложения. Вам просто предлагают посмотреть на мир с другой точки зрения, вам говорят, что вы свободны выбирать. Но в то же время, выбирать-то, вроде бы, и не надо, потому что совершенно очевидно, что лучшей фило- 74 Глава 6. Злокачественная созависимость софии просто не найти. Все, что есть в мире наиболее гуманного, наиболее честного и справедливого — все это подается в удобоваримой форме. И далеко не каждый способен увидеть тонко завуалированные противоречия, сильно замаскированные «неконгруэнтности» между тем, что внушается, и тем, что делает сам духовный наставник. Готовая философия и готовые ценности, подкрепленные готовым смыслом именно их жизни, оказывается очень привлекательной ловушкой для многих людей. 3. Люди, по разным причинам испытывающие страх перед ответственностью за свою жизнь. Эта особенность тесно связана с предыдущим описанием. Правда, отсутствие системы ценностей и смысла — лишь одна из причин, по которым человек не желает брать на себя ответственность за свою собственную жизнь. В. Франкл писал, что людям лишь дается жизнь, а наполнять ее смыслом приходится каждому человеку самостоятельно. И. Ялом добавлял к этому, что не человек должен вопрошать о том, каков смысл его жизни, — наоборот, жизнь сама задает ему вопрос о том, какой смысл он придает своему существованию. Однако именно это обстоятельство способно порождать сильнейшую тревогу, поскольку такая свобода слишком часто бывает страшна человеку. Ведь она подразумевает ответственность за удачный выбор, за успех или неуспех, в конечном счете, за собственную судьбу. В этом смысле секта (вернее, ее духовный руководитель и вся его философия) берет на себя ответственность за судьбу человека и определяет дальнейший смысл его жизни. Безусловно, на первых порах это снижает тревожность, человек может чувствовать нечто вроде эйфории, благодарности «учителям» и удовольствие от ощущения наполненности жизни. 4. Люди, чувствующие себя ничтожными, незначительными, обесцененными. В секте в первую очередь человеку внушается его особая роль, его миссия в этой жизни. «Он сказал мне: «Люди, окружающие тебя, грязны, порочны и слепы. Они не видят самого ценного в тебе. Здесь все по-другому. Идем с нами, и ты увидишь, насколько ты выше тех, кто топтал тебя и пачкал твою душу», — рассказывал одни из членов секты, в то время как голос его дрожал от волнения и благодарности. 5. Люди, бунтующие, противостоящие желанию родителей влиять на чих, не принимающие навязываемую систему ценностей своих близких. Вообще-то это вполне нормальный кризис развития человека: как мы уже показали, на определенном возрастном этапе (около 16—18 лет) 75 Часть 1. Созависимость и семья молодой человек начинает отделяться от своих родителей. Это всегда трудный период, поскольку для того, чтобы внутренне оторваться от родительского влияния, молодые люди, прежде всего, низвергают ценности и всю систему жизненного уклада отцов и матерей. Это противостояние тем острее, чем меньше в семье уважается личность ребенка (подростка, молодого человека), чем больше он подвергается давлению, насилию. К сожалению, сам по себе бунт не делает человека самостоятельным, если он привык к созависимым отношениям. Созависимость может причинить страдание, но она же освобождает человека от ответственности за собственную жизнь. Стремясь освободиться от родительской опеки, молодые люди совершенно не представляют, что же делать со своей свободой. Поэтому в результате бунта слишком часто зависимость от одних людей просто меняется на зависимость от других, лишь бы их система ценностей и требований отличалась от родительской. И секта предоставляет им то, что они ищут: опору в борьбе с родителями, другую философию, ощущение собственной значимости (на первых порах!). Описанные причины, по которым люди попадают под влияние секты, совершенно очевидно совпадают с причинами развития склонности к созависимости: смутными представлениями о себе, низкой самооценкой (или компенсаторным высокомерием), отсутствием смысла жизни и т. д. Опустошенное Я, не имеющее постоянной и стабильной подпитки, ищет своего наполнения. А секта предоставляет все сразу и в комплексе. Понятно, что такая возможность снять тревожность и обрести гарантированное целостное ощущение Я вряд ли будет проигнорирована. Трагическая ошибка состоит в том, что в дальнейшем принцип воздействия на вновь «приобщившихся» полностью соответствует схеме «Любовь через абсолютное владение и разрушение психологической территории объекта любви», то есть человек в секте начинает подвергаться разрушительному влиянию психологического садизма, опирающегося на философскую систему. Для того чтобы описание зависимости от секты было полным, необходимо добавить еще несколько причин, по которым люди становятся ее заложниками. Эти причины не следует связывать со склонностью к созависимости, однако они также являются источником некоего вакуума в самоощущении. 7. Люди, которые стремятся быть максимально «правильными», максимально «совершенными», максимально «духовными», чтобы соответствовать собственному Идеальному Я. 76 |