Войтов А.Г. - История экономических учений. Краткий курс. М. Экономических учений
Скачать 1.02 Mb.
|
Состояние экономикиНа рубеже ХVIII-ХIХ веков произошло укрепление капитализма как господствующего уклада общества, подчиняющего себе все остальные уклады, угнетающего и эксплуатирующего их. В результате началась борьба с капитализмом различных слоев общества. Одна из первых жертв капитализма - мелкий бизнес: крестьяне, ремесленники, мелкие коммерсанты. Крупная промышленность их уничтожает безжалостно, превращая их в пролетариев. И они ведут борьбу против крупного капитала – мечтают о прошлом «золотом их веке», они стремятся “повернуть колесо истории назад”. Состояние экономической наукиСтановление классической экономической школы вело к росту теоретичности, монизма экономической науки. Иначе уменьшалось многообразие экономических воззрений. Усиление капиталистической эксплуатации и гнета вообще вновь породило многообразие экономических школ, как основания различных идеологий. Плюрализм монизм Развитие капитализма в ХVIIIХIХ веках, рост пролетариата и его пауперизма (обнищания) привели к появлению различных его критиков. Противники капитализма сисмондисты социалисты «историки» коммунисты Для начала рассмотрим противодействие идеологии крупного капитала представителями мелкого бизнеса – ремесленниками, крестьянами, коммерсантами и т.п. Вместе с развитием крупного капитала формировалась идеология мелкой буржуазии. Крупный капитал разорял мелкий бизнес, а поэтому представители последнего начали борьбу с крупной буржуазией за свое выживание. Эта борьба романтиков, утопистов. Она не может быть успешной и в определенной мере оказывается реакционной. В результате, возникла мелкобуржуазная политэкономия. Основателем этого направления экономической мысли был Сисмонди. «Я полагаю, что построил политическую экономию на новом основании» с 139 Жан Шарль Леонар Симон де Сисмонди уроженец французской части Швейцарии, принадлежал к французским экономистам. Родился в семье пастора, получил образование, начал трудиться. Спасаясь от революции, переезжал из страны в страну. Затем вернулся в Швейцарию и стал секретарем Торговой палаты в Женеве. Бывал в Англии. Его пребывание там во втором десятилетии Х1Х века оказало существенное влияние на формирование его позиции по экономике. Он написал много работ. Его считают и литератором и историком и экономистом. Его труды быстро получили широкую известность. Первоначально он стоял на позициях английской классической школы экономики, был смитианцем. Затем постепенно он отошел от многих ее положений. Отказавшись от экономического либерализма, он развил собственную теорию государственного регулирования экономики в интересах счастья народов, основывающуюся на интересах народа, воспроизводства экономики и т.п. Мы рассматриваем его экономические идеи. Его основная работа «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению» (1819 г. – ему было 45 лет). Я не требую восстановления того, что было: я хочу, чтобы улучшили то, что есть (с 241) Идеи Сисмонди. Данная его книга не является учебным курсом, а скорее доктриной (монографией) В ней Сисмонди затрагивает все идеи современной ему экономической теории. О каждом из них можно специально рассуждать. Из них обратим внимание не те его идеи, которые отличают его от других экономистов. Он начал как последователь Смита и Рикардо, а затем все более выступал против некоторых их идей. В результате он создал собственное направление экономической науки, известное как экономический романтизм. Выступая против господствующей догмы, Сисмонди понимал сложность своего положения. Тем не менее, считая себя правым, он отстаивал свою идею: «У меня нет оснований жаловаться. Истина сильнее надуманных систем» (с 133). Духовный прогресс науки обусловлен их социальным устройством. Сисмонди У него имеется много оригинальных идей, остановимся на основных из них.Среди множества оригинальных идей Сисмонди – постановка в качестве цели общественного развития 1) человеческого счастья, 2) анализ аграрных отношений и 3) воспроизводства или кризиса. А. Гуманизм Сисмонди – ориентация на счастье народа. Патриархальная жизнь его детства заложила в нем уверенность в том, что люди достойны счастья. И что счастье чаще всего приходит в дома честных тружеников и бежит прочь от больших городов. Но он однозначно видел, что условия для такого счастья уходят в прошлое. Растут города, наем работников, происходит их обнищание. Капитализм Патриархальные устои Для счастья люди должны иметь достаток. Капиталистический же рынок ведет к пауперизации (обнищанию) народа, прежде всего тружеников, превращая их в работников наемного труда. Ранее все эти люди были самозаняты, мелкими предпринимателями, имели достаток и были счастливы. Законы же рынка ведут к их экспроприации и превращению в наемных тружеников и чаще всего пауперов. Экспроприация пролетаризация пауперизация (обнищание) Накопление капитала ведет к экспроприации – отнятию собственности, прежде всего у мелкого бизнеса. Тем самым эти люди становятся пролетариями и нищают. Для названия этих тружеников Сисмонди ввел понятие «пролетариев», воспользовавшись историей Древнего Рима. Как писал Тойнби, в Древнем Риме проводили часто переписи населения и те люди, у которых не было собственности в этой графе писали – «дети» (пролес). Отсюда и возникло их название - «пролетарии». Это была беднейшая часть народа (пауперы). Она жила подачками богатых и поденным трудом. Их имя и перенес Сисмонди на название наемного труда при капитализме: Пролетарии предприниматели На этой основе Маркс выдвинул лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Пролетарии живут за счет заработка, продавая свою рабочую силу. Сегодня в США пролетарии составляют 90% населения. Я, например, пролетарий умственного труда, как и все педагоги нашей страны. Думаю, что и вы все – пролетарии. Но Сисмонди защищает право на счастье не только пролетариев, а всех тружеников, в том числе и мелкий бизнес. Он прав – капитализм губит эти слои населения. И защита их интересов, права на счастье – гуманное дело. Другой вопрос – в какой мере это возможно в условиях капитализма. И оказывается, что все это утопия, романтизм и даже реакционно. Эти слои общества осуждены рынком на смерть и их спасти нельзя. Сисмонди был против стихийного развития капиталистического рынка, который, по его мнению, несет гибель мелкому бизнесу и обнищание народу. И в этом он был прав. Он мечтал замедлить стихийное развитие капитализма, отстаивал идею возврата к прошлому, к мелкому производству. А это была утопией. Но надо было найти силу, которая обеспечит преобразования общественного строя и таковым у Сисмонди оказывалось государство. В связи с этим он пересмотрел основополагающий принцип классической политэкономии. Сисмонди предлагал создать науку управления, конечной целью которой было бы «счастье людей, собранных в общество». Она должна состоять из двух отраслей: Политической экономии, ориентированной на увеличение «физического благосостояния человека до тех пор, пока он может быть плодом и управления» и высокой политики, которая занимается «нравственным счастьем» людей. Вещи имеют стоимость лишь по отношению к человеку. Богатство – это благо, когда оно распространяется на все классы. Следовательно, не равенство условий, а благополучие всех должен иметь в виду законодатель. Поэтому политическая экономия должна иметь дело с «бережливым хозяйственным управлением национальным достоянием» Оценивая развитие политэкономии, Сисмонди делал иные выводы. Она не должна ориентироваться только на выгоду, но должна учитывать и мораль (нравственность). Она должна «заботиться о судьбе бедных» «… Общественная бедность беспрестанно возрастает вместе с материальным богатством, и где класс, который все производит, с каждым днем все ближе к тому, чтобы ничем не пользоваться». Это можно считать законом Сисмонди (т 2 с 222) Общественная бедностьМатериальное богатство страны Доля собственников в народе Капитализм «Я поставил себе задачей доказать, что для всеобщего счастья нужно, чтобы доход рос одновременно с капиталом … (с 137). Я был убежден, что правительство и народы идут по ложному пути и усиливают те самые бедствия, которые пытаются лечить» (с 142-143). «Вознаграждение предпринимателя часто является не чем иным, как ограблением рабочего» (с 187). Без труда нет богатства (с 191). Б. Либерализм и его оппоненты. ЭРГ. Классическая политэкономия проповедовала либерализм и отказ государства от вмешательство в экономику и надежда на стихийное действие законов рынка.. «Невидимая рука» Смита решает все проблемы. Однако практика показывала обратное. Сначала он был последователем Смита, а затем начал резко осуждать свободную конкуренцию, в которой видел корень всех зол. Не экономическая свобода, а государственное вмешательство в экономику его требование. Конкуренция Обнищание (пауперизация) Он критиковал противоречия буржуазного производства, рынка свободной конкуренции, но он их не понимал, а поэтому не понимал и закономерностей процесса их разрешения [.26.3.52]. Сисмонди предлагал утопию возврата к прошлому. Средством противодействия губительным тенденциям развития капиталистического рынка он считал государство. Его интересовало не просто богатство страны, а такое богатство, которое увеличивало «сумму счастья на земле». С этих позиций он определял и предмет политэкономии и роль государства: «Материальное благосостояние людей, поскольку оно зависит от государства, составляет предмет политической экономии». Возможность государства помогать увеличению суммы человеческого счастья Сисмонди поставил в зависимость от целого ряда пропорций - между увеличением производства и ростом населения, между различными социальными группами, между производством и потреблением. Предметом политэкономии он называл материальное благосостояние людей. Государство должно обеспечивать материальное благосостояние народа, а поэтому оно должно вмешиваться в экономику. Он считал необходимым вмешательство государства в экономику и смешивал, в какой-то мере, политэкономию с экономической политикой, считая, что надо изучать то, как руководит государство распределением богатства в стране. «Мы называем политической экономией управление народным богатством» (Сисмонди). В. Анализ аграрных отношений. Развитие капитализма выдвинуло на первый план промышленность, которая сменила сельское хозяйство в качестве базы общественной жизни. Все это вело к отрицанию прежнего аграрного строя. Поэтому важно было осмыслить эволюцию аграрных отношений. Сисмонди раскрыл эволюцию аграрного строя - рассматривал смену последовательных укладов в сельском хозяйстве: патриархального, рабовладельческого и феодального на разных стадиях его развития - испольщины, барщины, аренды, наследственной аренды. Это было прогрессивной тенденция аграрной эволюции. Она вытекала из собственности тружеников на землю. Но интересы земледельцев не всегда соблюдаются собственниками земли, которые обладают на нее монополией. В связи с этим он анализировал плату за землю – ренту. Это традиционный тогда объект экономической науки. Все его предшественники анализировали ренту. И он считал ренту даром земли (как физиократы). В арендной плате он выделял четыре элемента: Компенсацию «работы земли» цену монополии сверхстоимость лучшей земли доход на вложенный в землю капитал. Главным в учении Сисмонди о доходах было то, что он подчеркивал эксплуататорскую природу доходов капиталистов собственников средств производства, противопоставляя трудовые доходы нетрудовым. Г. Воспроизводство капитала. Закон рынка Сэя утверждал о том, что производство само создает себе потребление. Практика же показывала, что производство растет быстрее, чем спрос на товары – производство обгоняет потребление. производство потребление Сисмонди иначе анализировал воспроизводство капитала, чем Смит и Рикардо. Сисмонди подчеркнул противоречие между производством и потреблением. Исходя из противоречия, он считал невозможным развитие капитализма и непрогрессивность последнего по сравнению с прежними формациями. По его мнению, для нормального воспроизводства капитала нужен внешний рынок, так как капитализм сужает внутренний рынок. По его мнению, возможен автоматический крах капитализма по мере превращения внешних рынков во внутренние. Он недооценивал прогрессивную роль крупного машинного производства, отрицал классовый характер буржуазного государства и наивно полагал возможным сдерживание государством развития крупного производства. Он критиковал Смита и Рикардо за то, что они не видели перспектив развития общества вне капитализма. Он полагал возможным открыть новые принципы общественной жизни, которые сохранят преимущества капитализма и преодолеют недостатки наемного труда. Будущее общество должно быть более прогрессивным, более гуманным, улучшающим положение трудящихся классов. Современный ему рынок имел обратные тенденции – вел к обнищанию народа. И особое значение в этом имели экономические кризисы перепроизводства. Торговые кризисы возникли в 18 веке, и они уже были известны. В начале 19 веке уже были известны факты перепроизводства товаров в Англии. Но тогда нашли возможность их реализации в США за счет кредитов. На основе таких фактов Сисмонди предсказал промышленные кризисы перепроизводства, которые стали затем регулярными с 1825 года. За несколько лет до первого кризиса перепроизводства Сисмонди подверг критике утверждения Рикардо и Сэя о невозможности общего перепроизводства. Это заблуждение есть следствие «ложного взгляда, будто годовое производство – это то же, что доход» Главной причиной кризисов он считал противоречие между производством и потреблением. Потребности и потребление растут вслед за производством, но медленнее: Объем рынка ставит пределы росту производства. Но объем рынка определяется не потребностями, а спросом. Нарушение взаимного соотнесения производства, доходов и потребления ведет к беде. Причем снижение цен не решает проблемы. Опасности, по Сисмонди, могут быть результатом как чрезмерного, так и недостаточного потребления. Он отмечал влияние на объем рынка противодействующих факторов. Рынок расширяется за счет роста доходов, за счет других стран – колоний, за счет привлечения новых потребителей внутри страны. Рынок сужается из-за концентрации богатства в немногих руках … Решение проблем реализации Сисмонди связывал (1) с поиском новых рынков сбыта в менее развитых странах. Но по мере развития капитализма таких стран становится все менее и они становятся беднее. (2) Государство должно ограничивать конкуренцию, сдерживать экономический рост, поддерживать мелких производителей, мелких собственников. Он ратовал за расширение потребления трудящихся введением системы социального обеспечения за счет предпринимателей, установления минимальной зарплаты, ограничение рабочего дня, ставил вопрос об участии рабочих в собственности, выступал за сокращение рождаемости. Он выступил против метода Смита и Рикардо. Тем самым он выступил против теоретического объяснения экономических явлений. Он отстаивал справедливость интересов мелкой буржуазии, отстаивал трудовую теорию стоимости и считал труд единственным источником богатства. Сисмонди разграничивал капитал и доход. Капиталом он считал богатство, которое приносит прибыль. «Потребление предметов первой необходимости ограничено, тогда как потребление предметов роскоши не имеет границ» Сисмонди считает, что предприниматель зарабатывает не «потому что его предприятие производит намного больше, чем оно стоит, а потому, что он не платит все то, что оно стоит, ибо не дает рабочему достаточной компенсации за его труд» Судьбы сисмондизма. Идеи Сисмонди не умерли с ним. 1. Они стали актуальными в нашей стране на рубеже 19 и 20 веков. Его духовное наследство анализировали многие последующие экономисты. В частности, В. И. Ленин: «… В истории политической экономии Сисмонди занимает особое место, стоя в стороне от главных течений … он горячий сторонник мелкого производства, выступающий с протестом против защитников и идеологов крупного предпринимательства…» Ленин т 2 с 123 2. Они важны и сейчас при определении экономической политики и места мелкого бизнеса в экономике. Речь не идет о том, чтобы бороться с мелким бизнесом. Но практика подтверждает тот факт, что не мелкий бизнес спасет экономику, на что сейчас порой уповают многие. Сейчас в Москве проводится его политика мелкого бизнеса… Социалисты Критика общеэкономических парадигм сточки зрения народа. Экономика. Укрепившийся капитализм угнетает всех, не оставляя им никакой надежды. Экономическая наука. Разворачивается ожесточенная борьба представителей разных слоев и классов общества – начало идеологической войны в обществе. Главная борьба – всех угнетенных слоев общества с предпринимателями (капитализмом). При этом на стороне пролетариата выступают многие представители предпринимателей. Прошлый раз назвал следующих критиков капитализма: сисмондисты, социалисты, историки, коммунисты. И мы рассмотрели первых. Теперь – вторые. Социалистическую идеологию отстаивали разные направления учений. социалисты ┌────┴────┐ утописты реалисты ┌────┴────┐ теоретики практики Социалисты-утописты. Утопический социализм был симптомом, выразителем мечтаний народа, пролетариата, ставшего массовым классом при капитализме. Содержание идей утопического социализма отражало стремление зарождающегося пролетариата к переустройству общества в интересах народа. Основой этому была критика капитализма. Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации существовали всегда. Первоначально они приняли форма религиозных движений. Скажем, с этой точки зрения Христос был социалистом и даже коммунистом. Это первая ступенька к социализму. Вторая ступень - социалистические идеи ХV века. К числу его первых представителей относится английский гуманист и писатель Томас Мор, написавший книгу «Утопия». Это была фантастика об идеальном строе, где нет частной собственности, производство и сбыт обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а распределение осуществляется по потребностям. Другим представителем утопизма был Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший книгу «Город Солнца». Это был монах-доминиканец, проведший 27 лет в тюрьмах, в которых он и написал эту книгу. В этой фантастике также были идеальная община людей, которые жили без семей и частной собственности, детей воспитывало государство, труд был обязательным и длился 4 часа в день, процветали наука и просвещение. Были и другие представители этого социализма, в том числе француз Мабли (1709-1785), Жан-Жак Руссо (1712-1778) и другие. Расцвета, наибольшего значения социалистические взгляды приобрели к концу ХVIII и началу ХIX века. Причиной была пауперизация основного класса общества – наемных работников или пролетариев. В этот период в полной мере проявились неблаговидные черты капитализма - накопление капитала в руках немногих субъектов, поляризация общества, пауперизация трудящихся. Все это и породило критику капитализма представителями разных слоев общества. Антикапиталистические идеи широко пропагандировались в художественной литературе, в том числе и в фантастике, в публицистике, в научных трудах. Многие выдающиеся умы человечества выступили поборниками новых экономических порядков, основанных на принципах свободы, равенства, братства, коллективизма, справедливости и т.п. Все это и получило название утопического социализма. В «Манифесте Коммунистической партии» говорится, что западноевропейский социализм - «это фантастическое описание будущего общества возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества». Взгляды социалистов-утопистов не опирались на сколько-нибудь строгие теории, не имели под собой экономической основы. Они были мечтаниями разного рода. Тем не менее, его представители «смотрели в ту же сторону, куда шло и действительное развитие; они действительно опережали это развитие» (Ленин). Классики буржуазной политэкономии считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты рассматривали общество как исторический (эволюционный) процесс смены стадий, ступеней и т.п. С этой точки зрения, они доказывали, что капитализм не является вечным обществом, имеет преходящий характер. Социалисты-утописты обличали пороки капитализма нищету, анархию и т.п. Они доказывали, что капитализм не обеспечит счастья народу, не приведет к всеобщему благоденствию. Критикуя капитализм они заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их критика капитализма была острой и гневной, способствовали просвещению народа. Социалисты-утописты не были связаны с пролетариатом, а поэтому и не могли разработать пролетарской идеологии, учения об исторической миссии пролетариата, необходимости классовой идеологической, политической и экономической борьбы последнего со своими эксплуататорами. Они видели в пролетариате только страдающий народ, которому нужна помощь и который сам не способен на самостоятельную борьбу. На вершине утопического социализма стояли Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Все они предрекали гибель капитализма, настаивали на необходимости изменения общественной системы во имя создания новой общественной формации. Они называли ее по-разному: Сен-Симон – индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Рассмотрим конкретнее взгляды каждого из них. Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760 1825 гг.). Сен-Симон аристократ, граф по происхождению. Он написал много произведений: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1825). Он интересовался главным образом социологией. Он содержательно трактовал предшествующую историю развития общества и признавал необходимость буржуазной революции. По его мнению, буржуазная революция не завершилась потому, что во главе государства стал промежуточный класс чиновники, юристы, военные. Он считал, что промышленники должны руководить обществом. В связи с этим он определял задачи современной ему переходной эпохи, протестовал против эксплуатации, свободного предпринимательства. По его мнению, движущей силой общественного развития была наука и соответственно - просвещение. И именно наука требовала идти далее в общественном развитии. Он требовал создания индустриального общества на основе крупной промышленности. Эта промышленность будет управляться из единого центра и работать по плану. Придавал он значение и банкам как инструменту организации рынка. По его мнению, нужен принцип обязательности труда. Он исходил из принципа мирного разрешения социальных противоречий и большие надежды возлагал на просвещенных монархов. Нужен выкуп земель ... Его последователи сенсимонисты развили его учение, но быстро сошли с исторической арены. По Сен-Симону идеал состоит в том, что (с 432?) «Общество должно быть организовано согласно заранее выработанному общему плану и что сообразно этому плану им следует неустанно руководить в целом и в деталях» Исходя из исторической концепции, Сен-Симон призывал при изучении настоящего постоянно заглядывать в прошлое, так как «всякий анализ настоящего, взятый изолированно может дать только весьма поверхностные или даже совершенно ложные выводы», смешивает «пережитки угасающего прошлого и зародыши восходящего будущего». У него были последователи, которые пользовались популярностью определенное время. Затем его школа распалась. Шарль Фурье (17721837 гг.), Франция. Он был торговым служащим, получил образование. Всю жизнь был торговым агентом. Исходным пунктом его учения являлась теория страстей (потребностей). Иначе: потребности удовольствия страсти. Он давал систематику страстей как положительных факторов развития общества. В то же время он допускал превращение страстей в негативные явления: честолюбие превращается в корыстолюбие, становится отрицательным явлением. Задача состоит в том, чтобы изменить условия и сделать возможным гармоничное развитие всех способностей и наклонностей человека на благо ему и обществу: свойства склонности способности Он исторически трактовал общественный прогресс, выделяя четыре ступени: дикость патриархат варварство цивилизация соби- мелкая ин‑ средняя ин‑ крупная рательство дустрия дустрия промышленность При этом каждую ступень делил на четыре стадии: детство, рост, упадок, дряхлость. Связь истории общества с определенными этапами развития производства представляет достижение Фурье. Как и Сен-Симон, он преклонялся перед гениями, деятельность которых лежит в основе общественного прогресса. Эмансипация женщин есть естественное мерило общей эмансипации. Его критика капитализма шла по многим направлениям: противоречия между интересами классов, деление общества на богатых и бедных, анархия рынка свободной конкуренции, расточительность буржуазии ... Он разработал учение о будущем обществе, которое должно состоять из фаланг по 2000 человек, в которых сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство. Они занимаются преимущественно сельским трудом. Он указывал на экономические кризисы и видел их причину – анархия общественного производства, бедность трудящихся. Фурье называл кризисы бедствием от изобилия. Он предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Он даже дал свою классификацию монополий: колониальной, морской, кооперативной, казенной. Фурьеризм проявляется сегодня в коммунарском (общинном) движении существовании коммун в настоящее время во многих странах. Роберт Оуэн (17711858 гг.), Англия. Происходил из мелких ремесленников, стал капиталистом, совладельцем четырех фабрик. Все свои средства тратил на изменение общественного строя, на организацию кооперативных общин как ячеек нового общества. Он выступал против частной собственности как причины всех бедствий, преступлений, пороков капитализма. Являясь менеджером предприятий он видел главные причины пьянства народа: Нищета – невежество – пьянство В связи с этим он экспериментально доказал справедливость своих идей. Оуэн был противником классовой борьбы, обращался с планами переустройства общества к сильным мира сего политикам, одновременно был близок рабочему классу. Он проводил экономические эксперименты на своих предприятиях, с помощью которых доказывал выгодность его идей обществу; детально разрабатывал проекты будущего общества: рационы питания, устройство зданий и т.п.; тратил деньги на претворение таких проектов в жизнь. Он опирался на учения экономистов, в частности Рикардо, предлагал организовать специальные обменные пункты на основе трудовых издержек. И такие опыты проводились (базар справедливого обмена), но оказались ошибочными. Вместо настоящих на них должны были быть рабочие деньги (квитанции). Он опроверг закон народонаселения Мальтуса. Теоретики, публицисты Т. Годскин (17871869 гг.) проанализировал эксплуатацию наемного труда с помощью теории Рикардо. У. Томпсон (17851833 гг.) лендлорд, последователь Оуэна. Д. Грей (17981850 гг.), Д. Брей (18091895 гг.) публицисты, которые писали не научные трактаты, а публицистические сочинения для рабочих Практики социализма. Чартизм (30-40 годы Англия) рабочее движение, защищающее интересы трудящихся. Вейтлинг (1808 1871 гг.) организатор рабочего движения в Германии. Бланкизм заговорщическое революционное движение Франции. Историческая школа Германии Общеэкономическая наука – идеология национальных Интересов. Она должна учитывать уровни развития Страны и помогать решать проблемы ее Экономического развития. Противники классиков Сисмондисты «историки» социалисты коммунисты Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии — Франции, стала также историческая школа Германии. Экономика и экономическая наука. В 19 веке наиболее развитой страной была Англия. В ней произошла промышленная революция, и ее промышленность стала наиболее развитой. Для успеха этой промышленности нужен был свободный доступ на мировой рынок. В связи с этим Англия ратовала за либерализм, зная о том, что в этих условиях ее промышленность уничтожить промышленность конкурентов из других стран. Все это нашло отражение в парадигме английской политэкономии. Германия не была передовой страной средневековья. Она оказалась феодально раздробленной. На ее территории существовало несколько сот самостоятельных княжеств с собственным денежными системами, таможнями и т.п. В ней слабо была развита промышленность и капитализм вообще. У неё были другие социально-экономические проблемы по сравнению с Англией. А поэтому надо было добиться объединения страны как основу для экономического, промышленного прогресса. Экономическая отсталость Германии была причиной отсутствия у нее корифеев политэкономии. Политическая экономия есть теоретический анализ развитого экономического строя, чего в Германии тогда не было (см. 1. 13. 489). Поэтому запоздало развитие экономической мысли в Германии. Одновременно это объясняет специфику германской экономической школы — ориентацию на экономические проблемы страны, их защиту он конкурентов других стран. Эту функцию и взяла на себя историческая школа Германии. От 18 века немецкая политэкономия унаследовала определенный метод познания – описательное изложение всей суммы общественных наук с упором на теорию и практику управления государством. Официальной экономической доктриной был меркантилизм даже тогда, когда от него отказались развитые страны. А в начале 19 века постепенно происходило внедрение идей А. Смита. И многие экономисты Германии увидели в этом опасность для своей страны, выступили против некоторых идей классической школы политэкономии. В результате и возникла историческая школа Германии. В ней выделяют идеи Листа и его последователей - «историческую школу» старых и новых историков. Фридрих Лист (1789-1846). Начало экономической науке в Германии положил Ф Лист— выдающийся ученый и большой патриот. Отец его был состоятельным кожевником. Отец сначала пошел по его стопам. Затем его отдали в ученики к писцу. В этом он достиг большого успеха. Он стал способным чиновником. Увлекающийся, экспансивный, энергичный, признанный в стране… Он был одним из основателей Торгово-промышленного союза, главная задача которого – борьба за экономической единство Германии. Затем стал политиком. Был осужден, но бежал в другие страны. Вернулся, сидел в тюрьме, его выслали с семьей в США. Затем жил во Франции… В конце жизни жил в Германии. Его идея - путь к процветанию и объединению Германии через рост промышленности, которая нуждается в защите от сильной иностранной конкуренции Он неоднократно жертвовал карьерой и благополучием за право отстаивать идею объединения страны, которое произошло через 25 лет после его смерти (в 1871 году). Лист успешно продвигался по административной лестнице, участвовал в организации строительства железных дорог и т.п. Он занимался публицистикой и преподаванием. Он много сделал для Германии, но нажил себе много врагов. В результате тяжелая жизнь, необеспеченность семьи, слабое здоровье... В 57 –летнем возрасте у него произошел психологический срыв, ставший причиной его самоубийства осенью 1846 года. У него были ученики. Он стал основоположником исторической школы — первого серьезного оппонента классической политэкономии. Основное экономическое произведение Листа – «Национальная система политической экономии» (1841 год). В ней отсутствовали проблемы стоимости, прибыли, распределения, отношения классов и т.п. Главной его идеей является взаимоотношение различных наций. Свою задачу он видел в обосновании такой экономической политики Германии, которая помогла бы ей встать вровень с передовыми нациями. С этих позиций он подверг критике идеи своих предшественников. Учение своих предшественников он назвал школой космополитической экономии. По его мнению, политэкономия должна быть идеологией страны для достижения экономического прогресса. Он выступил против полной свободы частного интереса бизнеса. Он считал приоритетными интересы страны, а не отдельных граждан. По Листу человечество идет к единому процветающему обществу. Но это – дело далекого будущего. Пока же оно разделено на разные нации. Классики, по его мнению, исследуя общие законы развития всего человечества, упускали из виду «интересы и особенности национальностей». Поскольку нации находятся на разных стадиях (этапах) развития, то рекомендации классиков не могут быть отнесены ко всем странам. В связи с этим он делал акцент на эволюционном анализе развития экономики и показе ступеней ее. Он выделял пять этапов: дикость, пастушество, земледелие, мануфактурное и коммерческое состояния экономики страны. На высшем уровне из них находилась по Листу только Англия. Уровень Германии был значительно ниже. Проникновение более развитых стран через свободу предпринимательства и торговли в экономику менеее развитых стран целесообразно на более низких этапах развития. Тогда менее развитая страна получает преимущества цивилизации. На пятом же уровне нации свойственно стремление к мировому господству. Ее внедрение в экономику менее развитых стран сначала ведет к росту потребления в последней стране, а затем к разорению и нищете вследствие упадка собственной промышленности. Поэтому, заключает Лист, к государству с неокрепшей экономикой не могут быть применены рекомендации английской школы экономики о свободе торговли. Вплоть до укрепления собственной промышленности такая страны должна проводить политику протекционизма, главным инструментом которой являются таможни. В этом состоит основное содержание «воспитательного протекционизма», выдвинутой еще в 18 веке. Воспитательный протекционизм и национальное единство Лист и рекомендует для скорейшего развития производительных сил страны, ее экономики. Именно производительные силы, к которым он относили и «умственный капитал» (а не товары и деньги) Лист считал богатством нации. Идеи Листа послужили основой усиления экономической роли государства Германии. На этой основе возникла традиция Германии, которая поддерживается и сегодня. |