Главная страница
Навигация по странице:

  • • Вопросы бессмертия души: Страшный Суд; Апокалипсис; зачем отпевают людей

  • Шевченко Пособие. Экспериментальный учебнометодический комплект Православная культура


    Скачать 390.5 Kb.
    НазваниеЭкспериментальный учебнометодический комплект Православная культура
    Дата18.04.2022
    Размер390.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШевченко Пособие.doc
    ТипУчебник
    #482428
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    • Происхождение Вселенной и появление жизни на Земле; происхождение видов; верна ли теория Дарвина?


    • Вопросы бессмертия души: Страшный Суд; Апокалипсис; зачем отпевают людей?

    • Таинства Церкви (особенно Венчание); вопросы семьи и брака.

    • Вопросы религиозной безопасности.

    Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:

    • Доверчивая обращенность к внешнему миру.

    • Мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия).

    • Свободное развитие чувств и воображения.

    • Наивный субъективизм и эгоцентризм.

    • Бессознательное и позже — регулируемое чувством или замыслом подражание.

    • Внесубъективный характер внимания и чувств.

    • Построение моральных идеалов — образцов.

    • Фабульный, игровой, исследовательский характер познания.

    • Сознательное перенесение "установки на игру" в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость, невинное лукавство).

    • Хрупкость эмоциональных переживаний, внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании ребенка.

    • Конформизм (в эстетических и нравственных оценках и действиях: нравственные понятия добра и зла обусловлены оценкой взрослых).

    Качество восприятия характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера, отбрасывающего всю учебную информацию, которая излагается учителем, не вызывающим у ребенка доверия ("злой учитель").

    Характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются:

    • Усиленное внимание к собственному внутреннему миру.

    • Развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику.

    • Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания.

    • Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт.

    • Моральный критицизм, негативизм.

    • Внешние формы нарочитой неуважительности, запальчивая небрежность, заносчивость, ригоризм.

    • Самоуверенность.

    • Любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома).

    • Лживость "во спасение", лукавство.

    • Бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

    Отроческий период при всех проявляющихся признаках взросления не дает еще опыта социальной активности, к которой ребенок стремится. Этот процесс социализации носит болезненный характер, поднимая на поведенческий уровень формирующиеся как положительные, так и отрицательные качества ребенка.

    Восприятие характеризуется наличием критически-логического барьера, который отбрасывает любую информацию, не имеющую логически убедительной системы доказательств. Закономерности действия психологических механизмов восприятия провоцируют подростка на высказывание критических замечаний в адрес учителя при неумении обоснования значимости учебного материала.

    Характерными особенностями юношеского возраста являются:

    • Этический максимализм.

    • Внутренняя свобода.

    • Эстетический и этический идеализм.

    • Художественный, творческий характер восприятия действительности.

    • Бескорыстие в увлечениях.

    • Стремление познать и переделать реальность.

    • Благородство и доверчивость.

    Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами. Также следует отметить особенности эстетического восприятия школьников, так как эстетический компонент в составе предмета предполагает активное включение в учебный процесс методик эстетического воспитания.

    Эстетическое восприятие младших школьников характеризуется недифференцированной оценкой объектов действительности и искусства, эмоциональностью, сюжетным уровнем развития и образностью (способность воспринимать эстетические объекты на уровне их жанровой принадлежности).

    Эстетическое восприятие в подростковом возрасте характеризуется способностью к концентрации внимания, первыми попытками эстетического суждения ("нравится — не нравится"), снижением эмоциональности восприятия, интересом к объектам искусства, способностью к абстрагированию при восприятии жанровой основы произведения.

    Эстетическое восприятие в юношеском возрасте характеризуется способностью к эстетической оценке явления, наличием художественного вкуса, способностью к эстетическому суждению. Ведущим художественным объектом внимания являются произведения, содержание которых посвящено раскрытию внутреннего мира человека (например, жанр портрета). Указанные характеристики эстетического восприятия, будучи связанными с возрастными закономерностями развития детей, тем не менее самостоятельно не формируются и требуют направленной педагогической работы (99).

    Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

    Младшие школьники (1—4 классы):

    семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги (Гарри Поттер, Астрид Линдгрен "Пеппи — Длинный чулок", Дж. Толкиен, Винни Пух); 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) театр, кино (компьютер).

    Подростки (5—7 классы):

    1) семья; 2) любовь, дружба; 3) книги (Гарри Поттер, А.Н. Островский, Шекспир "Ромео и Джульетта", "Детские годы Екатерины", Толкиен); 4) Бог; 5) материальные блага; 6) музыка, кино, искусство.

    8 класс:

    1) Бог; 2) семья; 3) дружба.

    К числу личных запретов, которые дети сами определяют для себя, относятся наркотики.

    Старшеклассники (9 класс):

    1) любовь; 2) дружба; 3) Бог; 4) материальные блага; 5) семья; 6) музыка (мальчики — рок-музыка, девочки — отечественная или зарубежная поп-музыка); 7) книги (50% — журналы, 50% — программная школьная классика: "Герой нашего времени" и т.п.); 8) кино; 9) искусство; 10) театр.

    10—11 классы:

    1) семья, любовь, дружба; 2) Бог; 3) материальные блага; 4) книги (Толкиен, Гарри Поттер, Толстой, Тургенев (по школьной программе), музыка (поп, рок, альтернативная, рэп, классика); 5) кино, театр, искусство, спорт, компьютерные игры, Интернет.

    Нравственные ценности:

    Младший школьный возраст:
    1) доброта, любовь; 2) честность.

    Дети не принимают:
    1) злость; 2) подлость; 3) ложь.

    Подростковый возраст:
    1) доброта, честность.

    Не принимают:
    1) лживость; 2) злоба.

    Старший школьный возраст:
    1) честность; 2) преданность, отзывчивость, искренность; 3) целеустремленность.

    Личные запреты (11 класс): наркотики, алкоголь, предательство, преступление.

    Таким образом, можно сделать вывод, что к 11 классу современные школьники обладают сформированным мировоззрением. Дети способны к самокритике, могут оценить свои достоинства и недостатки. У каждого сложилась шкала нравственных ценностей. Хотя в какой-то степени на ценностную ориентацию влияют средства массовой информации. К учебе большинство относятся не очень ответственно. Некоторые уже зарабатывают собственные деньги. В общении преобладают дружелюбие и этическая требовательность. Сравнительно невысок уровень культурного развития (в литературе, музыке — увлечение массовой культурой, а театр и искусство интересуют не многих). Но стабильна положительная оценка нравственных характеристик: на первое место дети ставят такие качества, как доброта, честность, преданность.

    Что касается понимания и усвоения содержания предмета "Православная культура", то исследование показало, что большинство современных школьников ввели понятие "Бог" в ряд приоритетных ценностей. Ведущими ценностями для современного школьника являются также любовь и семья. Таким образом, несмотря на социальную нестабильность, детский мир сохранил преемственность прежде всего религиозных и нравственных ценностей, но отстает в области эстетического воспитания, что требует тщательной проработки в содержании предмета эстетического компонента.

    1.7. Требования к подготовке учителя православной культуры

    Предмет "Православная культура", как и любой другой школьный предмет, предполагает овладение методикой его преподавания. Учитель, который будет вести предмет, должен иметь общую психолого-педагогическую подготовку и владеть частной методикой преподавания данного предмета.

    Требования к общей педагогической подготовке определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования, в котором перечислены требуемые знания и умения. Профессиональный единый уровень общей подготовки получает преподаватель любой специализации. В число необходимых требований включаются:

    • Знание психологических возрастных особенностей учащихся.

    • Знание педагогических технологий организации учебно-воспитательного процесса.

    Так как методика преподавания предмета "Православная культура" не разработана, при подготовке учителя данной специализации следует руководствоваться определенными требованиями.

    Учитель православной культуры должен:

    • Положительно оценивать православную культуру.

    • Знать ее традиции на протяжении всей истории России.

    • Видеть в ребенке Образ Божий. Любить детей.

    • Обладать общей культурологической подготовкой, объем и содержание которой определяются содержанием предмета "Православная культура", зафиксированным в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"" (раздел 2.4 — Содержательные линии). Это знания в области религиозной культуры (Священное Писание, православный катехизис, церковнославянский язык) и в области православного изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, литературы, музыки.

    • Знать специфику содержательных компонентов программы (концептуальное обоснование программы по предмету "Православная культура", раздел 1.4). Владеть методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в соответствии со спецификой содержательных компонентов предмета.

    • Владеть умениями какого-либо вида творческой деятельности (пение, рисование, конструирование, музицирование, версификация и т.п.).

    Исходя из указанных требований могут быть определены содержательные направления подготовки учителя православной культуры.

    Первый блок — психолого-педагогические дисциплины общего профиля.

    Второй блок — дисциплины богословско-катехизического содержания.

    Третий блок — дисциплины культурологического содержания (история православного искусства, музыки, литературы).

    Четвертый блок — дисциплины, позволяющие овладеть специальными умениями творческих видов деятельности (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка).

    Пятый блок — частно-методический: овладение методиками нравственного и эстетического воспитания. Данное направление может быть включено в содержание дисциплин первого блока при увеличении времени для их изучения в учебном плане.

    На базе имеющихся знаний первого блока дополнительную специализацию преподавателя православной культуры могут получить учителя гуманитарных предметов смежных образовательных областей — "Филология", "Искусство", "Обществознание" при обязательном условии положительной оценки ими православной культуры.

    Раздел  2

    Методический комплект "Православная культура" для 1 класса 

    2.1 Программа учебного предмета "Православная культура"

    Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с "Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура"" и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования в 1 классе общеобразовательных учебных заведений любого типа.

    В программе 1 класса закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года. В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

    1. Связь православной культуры с жизнью современного ребенка.

    2. Опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

    В соответствии с этим разработаны задачи всех четвертей учебного года:

    • Установление личных связей ребенка с православной культурой.

    • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.

    • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры. Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

    Принципами отбора материала для программы 1 класса, помимо указанных общих для всех классов, приняты:

    - принцип нравственной значимости и художественности материала;
    - принцип привлекательности и доступности для детей;
    - принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
     
    Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения "творить" самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворенном по Божиему замыслу.

    Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство. Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель прежде всего должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление. А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.

    С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

    Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась "поисковая ситуация", при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

    Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

    Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Материал 1 класса закладывает основу для развития этих способностей.

    Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры определяется тематика 1 класса: это годовой круг — календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребенка.

    В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.

    1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

    2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

    3. Православная культура как язык выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации; религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения. Материал программы 1 класса включает компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствует возможностям школьников. В 1 классе - это эпизодическое, пропедевтическое изучение. Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентации и психологических особенностей младших школьников, для которых главными ценностями являются семья и любовь. Исходя из этого в качестве ведущих базовых понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота. Они являются интегрирующими при организации основных образовательных элементов содержательных линий, состав которых определен в "Примерном содержании образования по предмету „Православная культура"".

    В методическом плане занятия оформляются в виде комбинированных уроков-"путешествий" по историческим вехам православной культуры и сопровождаются в качестве ведущего музыкального рефрена каждого урока музыкой пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка" из цикла "Картинки с выставки" (начало, конец урока и переходы внутри урока к разным подтемам и видам деятельности). Кульминационные тематические эпизоды сопровождаются музыкой "Богатырские ворота" из того же цикла.

    Структурными методическими элементами описания урока являются: задачи, ход и содержание работы, методы и средства обучения (они указываются в первом уроке и далее специально не выделяются, но включаются в методические разработки уроков).

    Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (Наглядное пособие "Иллюстрации") и музыкальное сопровождение уроков (Музыкальное пособие "Звуковая палитра"). Оптимальное место их использования в структуре уроков показано в поурочных разработках.

    Содержание программы и поурочные разработки предполагают их вариативную творческую разработку учителем при обязательном сохранении инвариантной части: общей сквозной динамики развития ядра содержания программы и сквозных тем всех четвертей и учебного года. Материал, представленный в поурочных разработках, может быть использован либо в полном объеме, либо в сокращении, что определяется индивидуальными возможностями его усвоения учащимися.

    Виды деятельности учителя и учащихся на уроке: рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

    Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

    В ожидании Рождества — самого красивого события зимы

    Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире.  Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.

    Праздники-радости

    Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

    Пасха: цвета и звуки весны

    Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?


     

    2.2 Планы уроков и методические комментарии к ним

    I четверть

    Общая тема: "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем"

    Урок 1. Тема: "Красота в звуках, красках, формах окружающего мира"

    Беседа: О летних впечатлениях.

    Показ иллюстраций: № 1—10 (по выбору учителя). Рисование: Что красивое я видел летом. С

    Слушание музыки: Русская народная песня "Во поле береза стояла"; П.И. Чайковский. Четвертая симфония, фрагмент финала (разработка темы "Во поле береза стояла"; С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23, ре мажор (фрагмент); М.П. Мусоргский. Пьеса "Прогулка" (фрагмент) из цикла "Картинки с выставки".

    Творческая работа: Сочинение сказки на тему "Что я вижу?".

    Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (урок 1).

    Задачи урока:

    • развитие умений эстетического восприятия: видеть и слышать красивое;

    • привлечение внимания детей к цвету и форме в природе и в рисунке, к разнообразию форм
    окружающего мира.

    Ход и содержание работы:

    Начало урока. Звучит музыка пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка" из цикла "Картинки с выставки". Дети входят в класс. Знакомство учителя с детьми.

    Беседа: О летних впечатлениях. Учитель показывает иллюстрации № 2, 3 — А.А. Дейнека. "Раздолье", "Будущие летчики"; № 4 - К.С. Петров-Водкин. "Купание красного коня". Дети рассказывают, кто где был летом и чем занимался (речка, море, лес).

    Беседа: О цветах: Какой у кого из детей любимый цветок? Какой любимый цвет? Как растут цветы? Какие у них лепестки? Рассказы детей о своем самом любимом цветке.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта