Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
Скачать 1.18 Mb.
|
9.5. Социальная структура общества Социальная структура общества представляет собой 1) совокупность относительно устойчивых общностей людей 2) исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности 3) систему связей и взаимодействий между социальными группами. В современной литературе понятие социальной структуры общества используется как в широком, таки в узком смысле слова в первом случае социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни – экономической, политической, духовной и др во втором случае социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в обществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др. Основные компоненты социальной структуры общества индивид, обладающий социально-значимыми качествами, определяющими его личностную позицию социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих признаков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др социальный институт, как система форм организации и механизмов регулирования общественных отношений, соответствующих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др. Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы. В зависимости от критерия, который применяется для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют следующие традиционные типы социальных структур общества этническую, демографическую, поселенческую, социально- классовую, стратификационную, профессионально-образовательную и т. д. Качественные характеристики основных социальных структур общества – Этническая структура общества основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация. Роди племя (союз родов) обладают практически идентичными признаками, такими как – кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований Отличает их наличие имени у членов рода общее имя, ау членов племени – имена собственные. Развитие общества приводит к замене кровнородственных отношений социально-территориальными и к появлению народности, характеризующейся общими языком, территорией, верованиями, культурой, генезисом экономических отношений Усиление экономических связей в эпоху капитализма приводит к формированию нации, с присущим ей единством территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка и национального самосознания – Демографическая структура общества ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты. Выделяют следующие демографические показатели численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др. Данные показатели подчеркивают преимущественное значение социально-экономических факторов динамики народонаселения над биологическими (хотя они также учитываются – Поселенческая структура общества означает пространственную форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения сельские, городские. Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образом жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступом к образованию и возможностями удовлетворения духовных потребностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского. – Социально-классовая структура обществаразрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность классов, слоев и групп, которые различаются своим соци- ально-экономическим положением. Но базовой единицей структуры общества является класс, определение которого было дано В. И. Лениным в работе Великий почин. Подклассом понимаются большие группы людей, различающиеся 1) местом в исторически определенной системе общественного производства 2) отношением к средствам производства главный признак 3) ролью в общественной организации труда 4) способами получения и размерами доходов. Специфика такого подхода состоит в том, что основное внимание концентрируется вокруг роли классов, которые рассматривается основной движущей силой социального прогресса. Экономический фактор становится главным, а те группы людей, которые незаняты в структурах материального производства (например, творческая интеллигенция, не составляют самостоятельного класса. Стратификационная от лат. stratum - слой, пласт) структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи стем, что общество – это многомерная система. Основоположником такого подхода признан М. Вебер, дальше его развивали Т. Парсонс, П. Сорокин и др. В частности, в структуру общества включаются различные классы, слои, группы, те. социальные образования, которые находятся в прямой зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий Страта – это группа людей, которые обладают одними тем же социальным статусом, положением в общественной системе. Критериями стратификации выступают форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. Система таких критериев позволяет говорить об экономической, политической, профессиональной стратификации. В рамках теории социальной стратификации особое внимание уделяется концепции социальной мобильности, которая подробно описана П. Сорокиным в работе Социальная мобильность. Он выделяет два типа мобильности 1) горизонтальную – переход из одной социальной группы в другую (например, из одного вуза в другой) и при которой не изменяется социальный статус человека вертикальную (восходящая и нисходящая, представляющую собой своеобразный социальный лифт, который функционирует в разных сферах общества – экономической, политической и профессиональной Профессионально-образовательная структура в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность. Следует обратить внимание, что в современной социальной философии существуют и другие концептуальные подходы к анализу структуры общества. В частности, определенные нюансы в интерпретации социальной структуры обнаруживаются в концепциях – символического интеракционизма Дж. Мида, структурных изменений общественности Ю. Хаберма- са, сетевой модели, предстающей в виде конфигурации социальных сетей, ролевой модели с акцентом на социально-психологическом характере поведения людей и их социальной адаптации, и целый ряд др. 9.6. Социально-философские концепции власти Под властью обычно понимают способность и возможность субъекта реально осуществлять свою волю по отношению к тем или иным социальным общностям (индивид, группа, класс и др) посредством многообразных доступных средств (авторитет, сила, закон) и технологий (манипуляция сознанием, общественным мнением и др. Данная трактовка власти фиксирует внимание на взаимодействии двух сторон субъектной и объектной, при этом именно субъект является доминирующей фигурой в таком взаимодействии, поскольку он определяет линию поведения объекта путем руководства, господства, мобилизации и др объект – выступает в роли исполнителя властного распоряжения. Полагается, что готовность к подчинению находится в зависимости от 1) качеств субъекта и объекта 2) характера требований к объекту 3) средств воздействия 4) сложившейся ситуации. Социально-философский анализ показывает, что власть обладает универсальной природой (сущностью, ибо она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и пронизывает всю общественную систему (М. Фуко. Соответственно, пространство властных отношений может как суживаться до предельно малых размеров (семья, коллектив и др, таки предельно расширяться (государство, международные институты и др. Эволюция социально-философских концепций властных отношений отражает специфику классических и неклассических интерпретаций власти, ее источников, природы, характера, функций и др. Точкой отсчета классического подхода являются концепции Платона и Аристотеля, в которых власть анализируется через призму отношений господство – подчинение (господин – раб, поскольку, по мнению Аристотеля, люди от рождения различаются тем, что одни из них предназначены к подчинению, а другие – к властвованию (Политика. Впоследствии Н. Макиавелли напишет, что при сохранении политического господства правитель должен не быть, но казаться и для реализации своих целей вправе применить любые средства и методы. В теории общественного договора Т. Гоббс (Левиафан) душой государства объявляет власть и полагает, что те, кто ее олицетворяют, благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что способны направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов, те. право отождествляется с силой. Дж. Локк (Трактаты о государственном правлении) уже с позиции либерализма обосновывает принципы разделения властей, народного суверенитета и др, тем самым право ассоциирует с законом. Принципиальное значение имеет позиция М. Вебера, разработавшего концепцию легитимации господства господство – это способ переноса воли властвующего при помощи приказа и средство для достижения целей. М. Вебер выделяет три типы легитимации господства см. таблицу 12): Таблица 12 Типы господства Мотивы подчинения Тип социального действия Характер отношений между господином и подчиненным Носители властных полномочий Легальное Частный интерес Целерациональный разумно понятый интерес) Безличный (подчиняются законам) Бюрократия как инструмент рационального господства Традиционное Привычка, традиция Преданность результат сакрализации исторически существующих порядков, нравов и власти, пиетета перед последней) Личный (обеспечивает продвижение по иерархической лестнице, назначение на должности) Слуги как. лично зависимые от господина люди (из-за отсутствия формального права) Харизматическое (от греч. харизма - божественный дар) Новизна, необычность Преданность (обусловлена эмоциональностью и признанием экстраординарных способностей харизматика) Личный (строится на основе веры в силу уникального дара господина) Чиновники, лично преданные руководителю харизматику Неклассический подход отличается тем, что он отходит от критерия «господство– подчинение» при анализе властных отношений и рассматривает их в более широком смысле, показывая их вездесущность. Источник такого подхода связывают с творчеством Ф. Ницше (Воля к власти, поскольку он исследует генеалогию власти (жизнь есть воля к власти, что стимулировало появление ряда новых концепций – М. Фуко (Порядок дискурса, Э. Канетти (Масса и власть, А. Тоффлера (Метаморфозы власти, П. Бурдье (Социология политики) и др. М. Фуко вводит новое понятие власть-знание, обозначающее знание, которое предопределено целями и задачами власти, формирующей свои объекты. Власть уже выходит за рамки дисциплинарных институтов (тюрьмы, казармы, колледжи и т. пи охватывает собой все общество, любые отношения между людьми вплоть до интимных. Она симметрично располагается на всех уровнях функционирования социального тела и видит свою легитимность в эффективном управлении его жизнью. В теории социальной системы Н. Луман власть определяет как символически обобщенное средство коммуникации, т. к. все социальные системы состоят из коммуникаций. Коммуникация это выбор информации, решение о сообщении и понимание как избирательный акт. Здесь власть деперсо- нифицирована, те. она не приписывается одному из партнеров в качестве его определенной способности. В роли функциональных эквивалентов усиления и распределения власти Н. Луман рассматривает справедливость в применении власти, предвосхищение ее решений, доверие в социальной системе и др. В обществе функционируют разные виды власти экономическая (контроль и распределение материальных ресурсов и благ социальная (распределение позиций в социальной иерархии информационная (манипулирование сознанием и поведением людей, политическая (влияние на характер деятельности личности, социальной группы или общества) и др. Особое место занимает понимание специфики власти в политической сфере, в частности, П. Бурдье подчеркивает, что главное в политической игре на сегодняшний день – это монополия на производство и распространение политических представлений и мнений(поскольку именно они обладают той мобилизующей силой, которая дает жизнь политическим партиями правящим группировкам, а не монополия на использование таких ресурсов как финансы, право, армия и т. п. Политическая власть призвана сохранять социальную стабильность, разрешать конфликты и достигать общественного консенсуса и т.п. В качестве основных характеристик политической власти называют суверенитет, публичность, воля, авторитет, принуждение. Она осуществляется через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых норм и отношений, которые составляют политическую систему общества, основными элементами которой являются государство, политические партии, общественные организации и движения. 9.7. Государство как политический институт Государство – важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения с целью совместить разные интересы людей и обеспечить консенсус по значимым вопросам общественно-политической жизни. Основу государства составляют политические институты и организации. К символике государства относится герб, флаги гимн Основные признаки государства – публичная власть, состоящая из системы органов управления и принуждения – территория с ее административно-территориальным делением – народ, населяющий территорию государства – суверенитет, юридически закрепленная независимость на международной арене – взимание налогов и др. платежей. Любое государство выполняет определенные функции (см. таблицу 13). Таблица 13 Функции государства Внутренние Внешние осуществление экономической политики оборона страны, поддержание мирового и составление бюджета страны, проведение антимонопольной политики, разработка антикризисных программ, реализации социальной политики, защита окружающей среды и др. порядка, развитие международного сотрудничества (экономического, политического, культурного и т.д.), участие в решении глобальных проблем человечества и др. Способ организации и реализации государственной власти обозначают понятием формы государства (см. табл Форма государства Определение Разновидность Форма государственного правления Организация государственной власти и взаимодействия гос- органов, должностных лиц и граждан Монархия – абсолютная и конституционная республика – парламентская, президентская, смешанная Форма территориального устройства Административно- территориальное деление государства Унитарное – простое, единое федерация и конфедерация Политический режим Способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии Тоталитарный, авторитарный (автономия личности за пределами политической сферы, демократический, либеральный В современном социально-гуманитарном знании активно используются понятия гражданского общества и правового государства. Гражданское общество рассматривается в качестве ведущего признака демократических систем и представляет собой негосударственную сферу общественной жизни людей. Данное понятие впервые вводится в употребление античными мыслителями и юристами (в системе римского права им обозначали совокупность субъектов гражданского права. Сточки зрения происхождения, гражданское общество является производным от понятий общество и гражданский, аналогами которых в античной и средневековой социальной мысли были понятия государство и община (только с кв. понятие общества постепенно приобретает современный смысл, отличный от смыслов государства и политической жизни. Гражданское общество понимается как сфера реализации частных интересов, индивидуальных и коллективных потребностей (которые не всегда совпадают. Оно представляется собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которая не противостоит государству, а дополняет его. Основой гражданского общества являются гражданские негосударственные) объединения и ассоциации Социальным субъектом здесь выступают отдельные граждане, семья, нация, организации др. Деятельность гражданского общества проявляется в социальной активности граждан, удовлетворяющих потребности и интересы. Индивид в таком обществе – частное лицо и участник общественных отношений, которые формируются в соответствии с этическими нормами и традицией, призванными регулировать взаимоотношения людей в гражданской сфере жизни. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются – верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, таки на отдельных граждан – разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках – гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов – взаимная ответственность государства и личности. 9.8. Философия культуры основные стратегии Философия культуры – это философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена, изучением ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Дисциплинарное оформление ее происходит в к. XVIII – нач. XIX в, что было связано с параллельным возникновением таких направлений, как философия права, философия религии, философия языка, философия мифа, философия искусства и т. пи необходимостью создания теоретической модели культуры в целом. Первоначальная концептуализация культуры осуществляется в философии Просвещения (Вольтер, Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер и др) и немецкого романтизма (Фр. Шлегель, В. Г. Ваккенродер, Новалис, ИВ. Гѐте и др. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) начинает пониматься как сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком в результате преобразования бытия естественного (натуры. При этом оформляются два базовых подхода к пониманию оснований культуры. Для просветителей они определяются универсальным единством разума (культура здесь синонимична цивилизации как царству разума, закона и справедливости. Романтики апеллировали к эстетико- мифологическим началам культуры, говоря об иррационально-мистической и индивидуаль- но-множественной природе культурного творчества. Впоследствии Фр. Ницше характеризовал культуру как синтетическое единство двух противоборствующих начал аполлоническо- го (ориентированного на единство, завершенность и гармонию) и дионисийского (творчески- конкретного, спонтанно-множественного). Современные стратегии философии культуры достаточно условно можно развести в соответствии с выделенными акцентами либо на универсальных интегральных основаниях культуры (аксиологическая, семиотическая, психоаналитическая, либо на творческой индивидуальности и множественности деятельностная, игровая, экзистенциально- диалогическая). Аксиологическая стратегия (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Р. Г. Лотце, М. Шелер и др) рассматривает культуру как систему общезначимых ценностей. Они составляют свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеческой деятельности (ценность – это ток чему стремятся ради нее самой, определяя тем самым регулятивные правила (нормы) поведения личности. Одновременно они выступают в качестве тех эталонов, в соответствии с которыми осуществляется оценка тех или иных действий или явлений. Объективируясь в материальных носителях, ценности, однако, имеют идеально-трансцендентальную природу значим не предмет как таковой, но проявление в нем ценностного начала, например, истины, красоты. Образуя систему глубинных оснований человеческой духовности, ценности одновременно являются интегральными определяющим началом культуры в целом. Семиотическая стратегия (Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко, М. Фуко, Ю. М. Лотман и др) понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система – это язык (для характеристики культуры используются также концепты текста, дискурса, письма. Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами. При этом понятия текст и язык понимаются не как лингвистические феномены, а интерпретируются предельно широко текст культуры, язык культуры Акцент здесь делается на самодостаточном статусе языка (знак получает свое значение посредством других знаков, те. в рамках самого языка, что определяет идеологически- репрессивную функцию языка по отношению к индивидами культуре в целом. Фактически язык организует социальное пространство, определяя устойчивую матрицу мировоззрения, коммуникации и деятельности в той или иной культуре. Психоаналитическая стратегия (З. Фрейд, КГ. Юнг, Ж. Лакан, К. Хорни и др) рассматривает культуру как результат сублимации (перегонки, трансформации) бессознательных импульсов. В качестве «Сверх-Я» культура аккумулирует в себе комплекс социально- значимых эталонов и запретов поведения, образующихся в процессе антропогенеза и воспроизводящихся в каждом индивидуальном опыте социализации личности. Выступая как ре- прессивно-сдерживающая надстройка по отношению к бессознательному, культура одновременно генетически производна от него. Фактически, всякий творческий акт интерпретируется как механизм переключения глубинной энергии бессознательного на легитимные формы деятельности, а феномены культуры понимаются как символическое проявление бессознательных интенций и желаний. Деятельностная стратегия (марксизм) определяет культуру как продукт человеческой деятельности, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором является именно предметно-практическая деятельность, в результате которой создается вторая природа, определяющая особенности собственно человеческой среды обитания. Духовная культура возникает вследствие объективации программ деятельности, их закрепления и трансляции посредством традиций как надбиологических механизмов наследования. Общественное разделение труда обуславливает, с одной стороны, интегральную целостность культуры на отдельных промежутках времени, с другой, ее внутреннюю противоречивость, связанную с формами отчуждения и борьбой классовых интересов. При этом культура всегда имеет конкретно-исторический характер, осуществляя трансформацию мировоззренческих и ценностных приоритетов в своем развитии. Игровая стратегия (Й. Хѐйзинга, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Г. Дебор и др) связывает истоки и законы функционирования культуры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная стратегия указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересами практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере (цель игры – в самой игре. Реализуя себя как сфера свободы от внешней необходимости, игра одновременно организуется в соответствии с собственными правилами, безусловность и вневременность которых дарует зрителю или игроку ощущение сопричастности к более подлинной и совершенной реальности по сравнению с суетностью будней. Притягательность игры – в даруемой ею возможности человеку осуществить и пережить новый опыт, значительно расширяющий его собственный. Условием игры является ее локализация в рамках своего пространства, обеспечивающая исключительность и праздничность игровой ситуации. Культура при этом рассматривается как множество локальных игровых континуумов, свободная игра творчества, ориентированная на индивидуальную интерпретацию вечных теми сюжетов. Экзистенциально-диалогическая стратегия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Х. Ортега-и-Гассет, ММ. Бахтин и др) центрирует культуру на феномене человека. Если человек – это мера всех вещей, то культура – мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности. Критикуя феномены массовой культуры, экзистенциализм апеллирует к необходимости творческого конституирования собственных смысловых горизонтов и ценностей. Индивидуализируя творчество (оно всегда авторски- конкретно и событийно), данная стратегия одновременно подчеркивает статус Другого в осуществлении собственного проекта. Именно в пространстве диалога Я и Другого происходит осознание своей уникальности, но одновременно и универсальности, что предопределяет подобную уникальную универсальность всякого культурного творчества или феномена в целом. |