Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.5. Диалектика как философская концепция

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16
    5.2. Онтология как философское учение о бытии Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р.
    Гоклениусомв 1613 г. в работе "Философский лексикон" в значении метафизика. Нов качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел Х. Вольф
    в труде "Первая философия, или Онтология" (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. "Отцами" онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному: в античности онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных, из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, те. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него в Новое время приоритет приобретает гносеология теория познания) и предметное поле онтологиисмещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др
    c XIX–XX вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др. Историческими логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории как бытие,небытие, сущее сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функциясостоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Категория небытия фиксирует все то что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия
    и
    небытия. Что является изначальным – бытие или небытие "есть или не есть – спрашивает Парменид (VI–V вв. дон. э. Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовала потому небытие относительно, производно отбытия, поскольку "из ничего не может возникнуть ничего";
    философиюнебытия – признает первичным небытие (все из ничего) и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются – проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т. д. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное идеальное. Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни, те. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств. Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность. Данный вид бытия представлен в виде понятий, формул, текста, ценностей и т. д Эти два основных вида бытия
    могут быть представлены в четырех основных формах бытие вещей (природы, бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи а идеального – понятие сознания.
    5.3. Философское учение о материи Материя лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности. Ее эволюция связана стремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как 1) вещи, свойства атрибута) отношения. Первый этап – это поиск материального (вещественного) начала, образующего первооснову всего природного многообразия.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как "первичный субстраткаждой вещи" (Аристотель. Второй этап (Новое время) – материей обозначали вещь, обладающей всеобщими атрибутами массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и т. п. Третий этап связан с научной революцией в естествознании (вызванной, прежде всего, развитием теории электромагнитного поля, радиоактивности, открытием делимости атома и др, изменившей представления о строении физической реальности и доказавшей отсутствие в ней некой первичной субстанции (те. материи в прежнем смысле слова. Микромир в отличие от макромира – утратил свою чувственную наглядность и предстал как совокупность формул, уравнений, абстракций (как бы «дематериализовался»). Все это привело к дискуссии о сущности объективной реальности и способах ее данности человеку между эмпириокритицизмом и диалектическим материализмом. В итоге приоритетным пониманием материи стала ее интерпретация на основе субъект-объектного отношения рассматривается в качестве философской категории, обозначающей объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им (В.И. Ленин. Иными словами, данное понятие определяется в рамках вопроса об отношении мышления к бытию (К. Маркс, Ф. Энгельс
    , Г. В. Плеханов, В. И. Ленин. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности. Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т. кв нем любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Поэтому все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей, определить их структурные уровни в системной организации Универсума. Система (составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта. Элемент стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.
    Системно-структурная организация универсума может быть построена, исходя из следующих критериев
    1) установить общность материального носителя (атом, электрон, клетка и т. д, указывающего на сферу материального сущего – физическую, биологическую и т. д

    2) выявить одинаковый принцип организации структур, которые входят в данный уровень (например, во всех атомах есть ядро и электроны, располагающиеся по орбитам
    3) определить общий принцип построения или генетическую каузальность, позволяющий расположить материальные системы в вертикальном направлении – от низшего к высшему, в порядке их исторической эволюции, т. к. высшие системы надстраиваются над низшими и не сводятся к ним. Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность универсума. В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом физический вакуум как особое состояние материи, элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика (Мир естествоиспытателя. В живой природе:протоплазма(живые молекулы – клетка – организм (особь) – вид популяция биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятия экосистемы. В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы семья – классы – нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.
    5.4. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. По Аристотелю, всякое движение есть некоторое изменение. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа круговорот, восхождение от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения. В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов эволюционными революционным путем. С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но ив покое, образуя единство движения, развития, покоя. Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами – космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью. Глобальный эволюционизм – результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной, биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, синергетики (теория самоорганизации. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Мои-
    сееву, следующие исходные принципы
    Вселенная – это единая саморазвивающаяся система эволюция систем носит направленный характер развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие во Вселенной господствует наследственность настоящее и будущее зависят от прошлого, ноне определяются им однозначно динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные
    5.5. Диалектика как философская концепция
    развития. Исторические формы диалектики В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы
    1) развития(фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности
    2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами. Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на
    1) основные (раскрывают сущность развития
    2) неосновные (дополняющие картину развития. Основные законы диалектики
    1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития
    2) закон перехода количественныхи качественных изменений (раскрывает механизм развития) закон отрицания отрицания (указывает направление развития. Неосновные законы диалектики выражают отношения между – причиной и следствием необходимостью и случайностью возможностью и действительностью содержанием и формой, частью и целым сущностью и явлением.
    Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г. Хакен, И. Приго- жин, С. Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации так, источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Исторические и современные формы диалектики Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает "искусство вести беседу, и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в диалоге. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как теорию развития и универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития. В марксистской философии различают
    1) объективную диалектику – диалектику природы и общества
    2) субъективную диалектику – диалектику мышления. Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют диалектику античных философов (Востока и Греции, диалектику немецкой классической философии
    и материалистическую диалектику хотя диалектические идеи высказывались ив философии Средневековья и Возрождения. В отличие от классических эталонов целый ряд неклассических диалектик не ставил своей задачей создание универсальной системы диалектических понятий и теорий, описывающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т. п) – для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества. Среди них можно выделить следующие основные проекты экзистенциальная диалектика – ее истоки лежат в философии С. Кьеркегора
    (1813-1855), фиксирующего, по крайней мере, два ведущих противоречия человеческого бытия (его экзистенции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единичным индивидуальным существованием, которое не охватывается полностью никаким законом) между подлинными неподлинным существованием. Второе состоит в том, что человек в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отношения с другими людьми и т. д в такое время он просто не задумывается о своем существовании и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенностью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены совершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие. В ХХ в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние противоречия личности находят, по Ясперсу, выражение в пограничных ситуациях (ситуацях выбора, каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Противоречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и ненависти и т. д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, параличом всякого действия 2) растерянностью, постоянным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями 3) обретением силы, живыми актами, попытками разрешения противоречий. критическая диалектика (З. Марк, А. Либерти др) возникает в 20- годы ХХ в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия представляет, по Либерту, конструктивный принцип критицизма мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, ноне находя каждый раз окончательного решения трагическая диалектика (А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Либерт, находили разрешение в примирении противоречий, тоновая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства общественной жизни порождают трагический тип диалектики, основанной на пессимистической идее
    неразрешимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагичной негативная диалектика – концепция группы мыслителей Франкфуртской школы е гг. ХХ в, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др. Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей существующую реальность. Такая теория – и соответствующий ей критический метод мышления – базируется на диалектических категориях противоречия и отрицания. Благом для общества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отношений господства, царящих в современном обществе. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует одномерного человека – потребителя, у которого отсутствует критическое отношение к реальности и неспособного разрешить общественные противоречия. Совершить Великое отрицание господствующих ценностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегрироваться в социум – безработные, студенты, национальные меньшинства и др. (аутсайдеры и
    «маргиналы», сточки зрения здравомыслящего большинства. Результат такого отрицания
    – будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека культурой и цивилизацией. Список представленных проектов диалектики не является завершенным, значимы и иные ее версии – парадоксальная диалектика, или диалектика абсурда (Л. Шестов, диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени Понятие «пространство»обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего. Вместе стем в философии и науке часто используют понятия
    перцептуального психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств)и концептуального (теоретические представления о них) пространства и времени. К основным свойствам пространства обычно относят размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат. В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности изотропность – свойство "равенства, физической тождественности всех пространственных измерений, те. характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д. Основным свойством времени чаще всего считают необратимость одномерность) – способность процессов развертываться лишь водном направлении от настоящего к будущему (так называемая "стрела времени.
    Современное естествознание в принципе допускает существование в микромире даже 10 и 11 – мерных структур и обратимых во времени процессов. В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени
    1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютона время – как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников – как среди физиков, таки философов – и сегодня например, французский философ Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время – как смену событий, разворачивающихся в этой среде.
    2. Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн. В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности. В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени, в частности пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время пространство и время взаимосвязаны, образуют 4 – мерный континуум пространство-
    время; свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества вблизи тел с большой массой пространство "искривляется, а время течет медленнее. В трактовке времени выделяют две концепции
    динамическую указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий
    статическую (отрицается "течение" времени, тенет разницы между временными событиями.
    Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления о пространстве и времени т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем. Сформировались следующие основные понятия пространство химической реакции, химические часы свидетельствующие о взаимодействии химических веществ и регулярном изменении их свойств
    биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной "симметрии" (аминокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо. Биосфера является таким биопространством. биотоп греч. topos – место) – участок среды обитания биоценоза, характерен для пространства надорганизменных структур. экологическая ниша, которую занимает каждый вид. биологическое время
    – внутреннее время живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить социальное пространство – социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность
    – с другой социальное время понимается как исторический процесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта