Главная страница
Навигация по странице:

  • _____________________________________________________ ТЕМА 3 Основные исследовательские программы современной философии

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    2.8. Социально-политические концепции философии Просвещения Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке XVIII в, связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры ей характерен антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия. Выделяют английское Просвещение (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит), французское (Д. Дидро, П. Гольбах, КА. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и др, немецкое (И. Г. Гердер, ИВ. Гѐте, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт), американское (Т. Пейн, Т.
    Джефферсон), русское (АН. Радищев, ПС. Новиков, Я. П. Козельский) и т. д. Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. Идейным центром Просвещения стала издаваемая Д’Аламбером и Дидро
    томная Энциклопедия наук, искусств и ремесел (1751–1780), статус которой определялся тем, что трансформация обстоятельств должна осуществляться на основе их досконального знания, а совершенствование человека возможно через его воспитание и просвещение. В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния (общества Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утверждения была рационально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как царство порядка, закона и естественной справедливости, при этом человек как элемент природы изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесообразному действию (труду) и праву на его результаты. Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса ив особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми, государство – это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека. Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства. Для французского Просвещения государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовлетворение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие гражданское общество, которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого, по сравнению с государством, социального состояния. Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества, а применительно к Франции и Америке – в непосредственной подготовке Великой французской революции и Войны за независимость. Ряд положений работы Руссо Об общественном договоре вошел в американскую Декларацию независимости и французскую Декларацию прав человека и гражданина.
    2.9. Немецкая классическая философия и ее место в историко-философской традиции Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770 –1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов И. Кант (1724–1804), И. Г. Фихте (1762 –1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775 –1854), Г. В. Ф. Гегель (1770 –1831) и Л. Фейербах (1804 –1872). Вместе стем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала
    1) высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки, представлены основные онтологические и гносеологические программы классики

    2) преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положений (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейерба- ха) стали основанием для развития новых философских стратегий. Н. К. Ф. отличает как разнообразие философских позиций (дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха), таки несомненная преемственная связь между ними. Для отражения специфики и значимости этой традиции особую роль играет творчество Канта и Гегеля, с именами которых связано начало и завершение немецкого трансцендентализма. Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объективной действительности, и обосновывает необходимость критического исследования самого разума как источника познания. Отвечая на вопрос о возможности познания, Кант приходит к следующим выводам человеческое познание, начинающееся с определенного вопроса или предположения, всегда активно по отношению к природной действительности, т. к. выявляет в ней то, что оно хочет или готово увидеть, в силу чего знание производно не столько от объекта, сколько от субъекта объективный мир, данный нам в чувственном восприятии, – это мир «вещей-в-себе», те, существуя сам по себе, независимо от человека, он открывает нам лишь те или иные свои проявления (феномены, в то время как его подлинная сущность (ноумен) остается для нас неизвестна возможность научной истины (в математике и физике) обеспечивается наличием априорных (доопытных) форм чувственности и рассудка, выступающих как всеобщие схемы или формы сознания, которые, существуя независимо от опыта восприятия или рассуждения (до всякого опыта, организуют его в соответствии сединой матрицей, обеспечивая тем самым универсальность научных истин. Априорные формы и категории образуют трансцендентальные (от лат. переступать, те. выходящие заграницы эмпирического, опытного) основания разума и познания метафизические истины о душе, Вселенной и Боге находятся в компетенции не теоретического разума (для науки эти концепты избыточны в силу их недоказуемости, а практического, поскольку их решение значимо для определения смысла и целей человеческого существования и поведения. При этом высшим нравственным законом, согласно Канту, выступает априори заданный категорический императив, предписывающий поступать человеку в соответствии с моральным долгом, ноне личными эгоистическими стремлениями. Свою философию Кант назвал новым коперниканским поворотом, поскольку он сместил центры познавательного интереса с объекта на субъект, провозгласил активность человеческого разума по отношению к внешней действительности и обстоятельствам, но одновременно указали на его ограниченность. Утверждая трансцендентально-всеобщий характер оснований разума и познания, Кант, однако, оставил без внимания вопрос об их источнике. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля выстраивается как попытка ответа на вопрос обосновании и механизмах генезиса трансцендентальных истин. Идеалистическая диалектика Гегеля
    стала наиболее грандиозным проектом Н. К. Фи философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории. Говоря о том, что философия должна сделать предметом мышления само мышление, он в качестве начальной точки отсчета берет Абсолютную идею, которая выступает как чистое бытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. Идея выступает не только как первоэлемент мышления, но и как его цель, поскольку познание (мышление) устремлено к истине, также имеющей идеальную природу. Познание всегда требует своего предмета, поэтому идея опредмечивает, объективирует себя в действительности, являющейся инобытием идеи. Соответственно, все действительное разумно, все разумное действительно.
    Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному конкретному) знанию. Система Гегеля выстраивается следующим образом 1. Логика конкретизирует развитие идеи в стихии чистого мышления. Абсолютная идея раскрывает свое содержание через систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга категорий (предельно общих понятий. Логика развития подчинена здесь принципу триады тезис

    антитезис синтез (Т

    А

    С) Исходной точкой является понятие бытия как самое общее и, одновременно, самое бедное (Т бытие переходит в ничто (А, посредством которого оно себя конкретизирует и проявляет их синтезом является определенное наличное бытие, нечто. Будучи определенностью, оно обладает качеством (Т, которое переходит в количество (А) как снятое качество. Единством качества и количества является мера Сит. д. Фактически в Науке логики Гегель представил генетически взаимосвязанную систему философских категорий, показав механизмы их развертывания и взаимопереходов.
    2. Философия природы антитезис по отношению к Логике, поскольку здесь идея переходит в свое инобытие. С именем Гегеля иногда связывают одну из первых версий диалектики природы (основные стадии развития природы у него – это механика, физика, органика, что не совсем корректно. Для Гегеля развитие в природе происходит не само по себе, но благодаря внесению (отчуждению) туда идеи как определенной идеальной цели и проекта развития. Вместе стем Гегель одним из первых попытался соединить имеющийся научный материал в генетической последовательности.
    3) Философия духа идея возвращается к себе из инобытия (С) посредством человека и истории. Развитие духа Гегель рассматривает как процесс его самоосвобождения от всего наличного и эмпирически зависимого. Первой стадией развития духа, описывающей развитие форм сознания от чувственности до интеллекта и свободной воли, является субъективный дух (антропология, феноменология, психология. Вторая стадия – объективный дух Философия права, в рамках которой свободная воля индивида восходит до всеобщности. Основные ее стадии а) абстрактное право как право собственности б) мораль (право субъективной воли на определение добра и зла в) нравственность как организация социального поведения индивидов (три формы развития нравственного духа семья, гражданское общество и государство как высшая действительность нравственной идеи в силу ее всеобщности для того или иного народа. Подлинное осуществление объективного духа происходит в истории. Философия истории рассматривается им как прогресс в осознании свободы. Схема мировой истории при этом выглядит следующим образом восточные государства – свободен один (правящий деспот греко-римский мир – свободны некоторые германский мир Западная Европа после крушения Рима и принятия христианства) – все свободны. История, также, как и природа, осуществляется через проекцию в нее духовного начала (историей движут идеи, но они появляются тогда, когда они необходимы. Значимое место в философии истории Гегеля занимает концепт хитрости Мирового разума человеку кажется, что он свободен и действует сам, однако это не более, чем иллюзия, внушенная ему Мировым разумом. В действительности, развитие идей (духа) происходит безотносительно к человеку, а великая личность появляется лишь в меру исторической необходимости, востребованной духом. Третья стадия диалектики духа – абсолютный дух, в рамках которого мировой дух истории восходит до осознания абсолютной истины. Основными ступенями его осуществления выступают искусство (красота как чувственное отражение идеального религия (откровение идеального философия (познание идеального. В Лекциях по истории философии
    Гегель рассматривает историю человеческой мысли как историю самопознания духа. Полагая, что в рамках его системы Абсолютная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает развитие в этой финальной точке истории и философии. Философия Гегеля имела огромный резонанс в культуре своего времени. С одной стороны, стройность системы, энциклопедически вобравшей в себя основные достижения всей предшествующей философии, науки, культуры. С другой стороны, новый метод познания, названный Гегелем диалектическим в противовес предшествующей метафизике, ориентированной на рассмотрение мира в его неизменных и абсолютных характеристиках. На последующее развитие философии основное влияние оказала не столько система, сколько диалектический метод Гегеля. К характеристикам гегелевской диалектики необходимо отнести следующие представление о существовании объективных законов развития в природе, обществе, культуре учение о противоречии как источнике развития и описание механизмов возникновения и разрешения противоречий (триада тезис – антитезис – синтез разработка диалектической системы категорий (количество и качество, сущность и явление и т. д идеалистический характер диалектики (природные и исторические процессы производны от логики саморазвития Абсолютной идеи абсолютизация триады и финалистский характер развития. Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Первой реакцией на нее была антропологическая философия Л. Фейербаха, усмотревшего в гегелевском Абсолюте аналог Бога и вернувшего разум природе человека. Затем на основе критики Гегеля начинают формироваться новые неклассические стратегии философствования (А.
    Шопенгауэр, С. Кьеркегор, позитивизм, марксизм.

    _____________________________________________________ ТЕМА 3 Основные исследовательские программы современной
    философии
    3.1. Классика и неклассика: типы рациональности
    3.2. Становление иррационалистической традиции
    3.3. Исторические формы позитивистской философии
    3.4. Аналитическая стратегия в современной философии
    3.5. Марксизм и его статус в историко-философской традиции
    3.6.Социально-критическая стратегия в современной философии
    3.7. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии
    3.8. Структурализм и постструктурализм. Философия постмодернизма
    3.1. Классика и неклассика: типы рациональности Переход к современному (неклассическому) типу рациональности был обусловлен 1) развитием индустриального общества и радикальной трансформацией всех социальных систем) ускорением темпов исторического прогресса при одновременном осознании его катастрофичности для человека (Первая мировая война, революционные движения, восстание масс 3) возникновением альтернативных классике тенденций в духовной культуре (модернизм и авангард в искусстве, кризис в физике и др. В развитии современной философии можно выделить три этапа
    1) неоклассический (сер. XIX – нач. XX в, характеризуется попытками трансформации классических систем или их отдельных положений в соответствии с новыми потребностями времени (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм
    2) неклассический (от к. XIX – нач. ХХ вдох гг.), формируются 3 основные исследовательские программы аналитическая, социально-критическая, экзистенциально- феноменологическая
    3) постнеклассический (е гг. ХХ – нач. XXI в, связан с синкретичным соединением неклассических программ и критическим переосмыслением сложившейся философской и общекультурной ситуации. В отличие от классики (в узком смысле под ней понимают новоевропейский рационализм от Декарта до Гегеля, в широком – восходящую к Пармениду и Платону философскую традицию, ориентированную на разум как основание миропорядка и инструмент его познания, неклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, придающего философии типологически-целостный образ. Пожалуй, единственное, что объединяет различные современные течения мысли – это их критическое отношение к идеалам классики. Специфика классического и неклассического типов рациональности представлена в таблице (см. табл. Таблица 4 Классика
    Неклассика Онтология объективизм (акцент на познании объективной природной действительности принцип тождества бытия и мышления (все действительное ра-

    субъективизм познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности общество, человека, науку, культуру) действительность иррациональна и абсурдна, разум и смысл вносятся в
    зумно, все разумное действительно детерминизм (утверждение о необходимых причинно-следственных связях в мире нее самим человеком индетерминизм (приоритет вероятностных, случайных связей Гносеология идеал объективности знания знание производно от объекта, где субъект – лишь нейтральный наблюдатель того, что есть в действительности интенция на поиск Абсолютной истины созерцательность философского знания наукообразность и системность как эталоны построения философии обоснование творческой активности субъекта по отношению к объекту познания релятивизм (истина относительна практическая ориентация философии

    многожанровость философского творчества Антропология растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии человек как разумное животное, где именно разум определяет его сущность антропологический поворот, центрировавший мири философию на человеке рассмотрение человека в целостности его опыта существования (чув- ственно-телесного, индивидуально- творческого, социокультурного, критика разума Социальная философия редукция социальных законов к природным прогресс как смысл истории универсализация исторических законов и европоцентризм обоснование качественного своеобразия социальной реальности критика идеи прогресса акцент на множественности типов исторического развития
    3.2. Становление иррациональной традиции в неклассической философии (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше) Первая теоретическая оппозиция классике оформляется как реакция на гегелевскую философию и возникает уже к сер. XIX в. Наиболее ярко она представлена в творчестве таких мыслителей, как Сѐрен Кьеркегор (1813–1855), Артур Шопенгауэр (1788–1860) и Фридрих
    Ницше (1844–1900). Основным объектом критики здесь стал панлогизм Гегеля, подчинивший природу, историю и человека логике саморазвития Абсолютного разума. С. Кьеркегор
    противопоставил гегелевской идее бытия понятие экзистенции как конкретного человеческого существования, всегда ускользающего от абстрактного вердикта рассудка. В феномене экзистенции кристаллизуется уникальный внутренний опыт личности, ее искания, страдания, страхи, свобода. Характеризуясь временностью, процессуальностью, экзи- стенция непостижима для унифицирующего научного метода, однако только в ней следует искать основания и возможности человеческой истины. Путь к ней – это путь к Богу, обретение которого дарует человеку ощущение подлинности своего бытия. В становлении экзи- стенции Кьеркегор выделяет три основные стадии 1) эстетическую, когда человек ориентированна наслаждение и детерминирован внешним объектом желания 2) этическую, подчиняющую человека долгу, выбор в пользу которого осуществляется уже самой личностью, но пока еще начисто рассудочных основаниях 3) религиозную, где человек выбирает уже не
    что-либо, но самого себя, и законы существования которой определяются верой. Даруя человеку сопричастность вечности, вера, будучи абсурдна сточки зрения здравого смысла и разума, единственная дает знание истины и силу для ее осуществления. В противоположность спекулятивной логике Гегеля, Кьеркегор назвал свою концепцию экзистенциальной диалектикой, акцентировав алогичность исходных интенций развития личности. А. Шопенгауэр стал основателем такого течения, как философия жизни (ее представители также Фр. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др. Жизнь здесь понимается как исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. В качестве субстанциального принципа жизни, согласно Шопенгауэру, выступает воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон – собственное желание. Воля первична по отношению к разуму (познание возможно лишь как акт воли, устремляющей человека к истине, истории и культуре. Универсальная мировая воля основное произведение Шопенгауэра таки называется Мир как воля и представление) объективирует себя в многообразии отдельных воль, обреченных на бесконечную борьбу друг с другом заместо под солнцем. Их соперничество определяет возможность перехода материи к более высоким формам существования, наиболее совершенной из которых является человек, сумевший подчинить природу своим потребностям. Одновременно человек – это самое страдающее и нуждающееся существо, где страдание является следствием желания, а бесконечная гонка за жизнь обесценивается осознанием собственной смертности. Выход из тех тупиков, на которые обрекает нас воля, согласно Шопенгауэру, возможен лишь на пути ее оборачивания, те. преодоления животного инстинкта жизни. Наиболее ярким примером такого оборачивания является буддийский опыт нирваны. На уровне житейской морали своеобразной нравственной пружиной человечности выступает сострадание, благодаря которому человек забывает о собственных нуждах и делает страдание другого своей заботой. В целом, однако, философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм в своей массе люди злобны и эгоистичны, а этот мир – наихудший из возможных. Фр. Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию иррационализма как по содержанию (критическая переоценка всех культурных ценностей и идеалов, таки по форме (отказ от системности и наукообразности, эссеистичный стиль письма. Шопенгауэ- ровскую идею воли к жизни он конкретизирует как волю к власти, понимая под последней стремление к самоосуществлению в рамках определенного жизненного пространства. Закон жизни – это вечное возвращение (становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться. Основной иерархический принцип деления жизни – те, кто подчиняются, и те, кто повелевает. Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тотальную критику существующих форм нравственности и культуры наука и искусство уводят человека от жизни в мир искусственной гармонии мораль вырастает из усилия слабых оправдать свою слабость религия призывает не столько к жизни, сколько к смерти. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что бог умер, а человек это то, что должно преодолеть. История нуждается в новой иерархии ценностей, основанных не на сострадании к слабости (падающего подтолкни, нона приоритете жизни и силы, носителями которых выступает грядущий сверхчеловек. Будучи созданными в XIX в, учения С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Фр. Ницше действительное признание получили лишь в нач. ХХ столетия. При этом именно их взгляды оказали подавляющее влияние на формирование антропологически ориентированных течений современной философии.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта