Главная страница

Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


Скачать 1.18 Mb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
Дата25.11.2022
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
ТипЭкзаменационные вопросы
#811818
страница3 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
2.4. Древнегреческая философия общая характеристика К основным социокультурным факторам, обусловившим возникновение древнегреческой философии, относятся а) торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй, что способствовало высокому уровню отделения умственного труда от физического и развитию абстрактно-теоретического мышления б) полисная демократия, определившая установки на рационально-логическую аргументированность знаний в) богатейшая мифологическая
и литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли. В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизирует здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и согласованности многообразных природных явлений. Определяя онтологический строй Универсума, космос одновременно коррелирует с понятиями красоты как эталон гармонии, справедливости (должное распределение благ в масштабах целого, истины (непротиворечивое соединение знаний и их соответствие действительности. Тем самым космоцен- тризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли. В развитии древнегреческой философии выделяют три основных этапа, каждый из которых отличался своими акцентами в интерпретации космоса (см. табл. Этапы Школы, представители Идея космоса Ранняя греческая философия (досо- кратики)
(VI–V вв. дон. э)

милетская (Фалес, Анаксимен,
Анаксимандр), к ней примыкают Ге- раклит, Эмпедокл; пифагореизм

элейская (Парменид, Зенон атомизм (Левкипп, Демокрит) Натурфилософский космоло- гизм (космос как источник единства и многообразия мира растворяется в природе) Античная классика
(V– сер. IV в. дон. э) греческое Просвещение софисты (Горгий, Протагор, Гип- пий и др Сократ Зрелая классика Платон Аристотель Метафизическая интерпретация космоса (космос как сфера умопостигаемого, вечного, единого и совершенного бытия противопоставляется миру видимому, становящемуся, множественному) Эллинистическая философия
(вт. пол. IV – I в. дон. э) стоицизм (Зенон, Хрисипп) римские стоики Эпиктет, Сенека, Марк
Аврелий; эпикуреизм скептицизм (Пиррон)
Антропокосмизм (перенос акцента из метафизики в этику человек как микрокосм отражает в себе гармонию макрокосма, постижение которой обеспечивает знание добродетели и следование ей) Исходной темой ранней греческой философии становится проблема первоначала как причины происхождения космоса и источника его единства. В ее решении выделяются две основные интерпретации а) физическая (милетская школа, согласно которой в качестве первоначала выступает таили иная природная стихия (вода у Фалеса, воздуху Анаксимена и т. п б) математическая (пифагорейцы, выводившая единство и многообразие мира из чисел и цифровых пропорций. Определенный синтез данные концепции нашли в учении ато- мистов об атомах (букв. – неделимый) – мельчайших структурных элементах действительности, различающихся между собой как субстратными, таки геометрическими характеристиками. Будучи невидимыми, атомы тем не менее составляют первоэлементы бытия, существуя в пустоте (небытии) как условии их движения и соединения видимые тела. В отличие от атомистов элеаты считали, что бытие есть, небытия нет (Парменид). Понимая бытие как единое, неизменное, идеальное, элеаты максимально обострили начатую в атомизме оппозицию умозрительного и видимого миров, став одновременно завершением натурфилософской традиции и началом античной метафизики. Переход к классическим метафизическим системам был опосредован периодом греческого Просвещения, для которого характерен акцент на проблемах человека, его воспитания.
Софисты (платные учителя красноречия и различных знаний, провозглашая, что человек есть мера всех вещей (Протагор), обратили внимание на условность социальных законов и истин и их производность от мнения людей. Сократ, выявляя несовершенство расхожих истин (Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого, тем не менее отстаивал объективно-всеобщую природу понятий блага, красоты, справедливости, считая их познание условием добродетельного поведения и мудрости. Развивая идеи Сократа, Платон стал основателем первой и наиболее влиятельной а античности рационально-идеалистической системы. В качестве высшей реальности у него выступает мир вечных идей как совершенных образов (образцов, эталонов, в соответствии с которыми космос-демиург творит мир конкретных вещей. Все материально-чувственное, видимое, становящееся является лишь слабым отражением (тенью) вечных идей. Познание истины возможно через обращение разума к этому идеальному основанию космоса и осуществляется как анамнесис (припоминание, поскольку бессмертная душа, будучи низвергнута с небес на землю и облачена в бренное тело, забыла ту совершенную гармонию, к которой раньше была причастна. При этом постижение идеального порядка космоса, обладание знаниями об истине, благе и справедливости, согласно Платону, доступно лишь философам. Соответственно выстраивается и модель идеального государства Платона высшей властью здесь обладают философы, наделенные мудростью второе сословие – стражи, добродетелью которых является мужество третье – ремесленники и земледельцы, привязанные к матери- ально-чувственному, земному. Воплощая в себе справедливость на уровне целого, идеальное государство приносит в жертву этому целому счастье отдельных граждан. В отличие от Платона, Аристотель отталкивается не от общих идей, а от конкретной
«чтойности» (сущности) существующих вещей. В качестве причин их возникновения он выделяет материальную (субстрат формальную (сущность, строение целевую и движущую творящую. На уровне общей космологии остаются две причины или субстанции материя и форма как мировой разум (форма форм и «перводвигатель», определяющий сущности, цели и движения природных явлений. Познание, по Аристотелю, начинается с чувственного опыта, данные которого обобщаются посредством логических операций, где именно логика позволяет перейти от единичности и ситуативности мнения (доксы) к универсальности теории (эпистемы). От единичного выстраивается и аристотелевская концепция человека и государства. Критикуя Платона, он утверждал, что не может быть счастливым государство, состоящее из несчастных граждан. Стремление к счастью (благу) является определяющим мотивом человеческого поведения. Вместе стем, под счастьем он понимает следование добродетели (арете), поскольку человек по природе является политическим животными может реализовать себя только в обществе. Проблемы счастья и добродетели становятся центральными для эллинистической философии. Основная полемика здесь происходит между стоиками и эпикурейцами. Для стоиков счастье и добродетель состоят в следовании судьбе (Сенека: Покорных судьба ведет, непокорных тащит, выступающей как основной закон существования космоса. Их достижение возможно при бесстрастии и самодостаточности мудреца по отношению ко всему внешнему и от него независящему и его внутренней готовности поступать в соответствии с предписанным судьбой долгом. Согласно эпикурейцам, счастье и добродетель определяются через наслаждение, стремление к которому характеризует все живое. При этом должная безмятежность духа достигается через преодоление страхов, основной из которых – страх перед смертью (Эпикур: Смерть не имеет к нам никакого отношения когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
Космоцентризм античной философии определил следующие ее особенности а) онтоло- гизм, те. совокупность гносеологических, антропологических, социально-философских воззрений подчинена той или иной интерпретации космоса б) установки на рациональную ар- гументированность и логическую системность знания в) разнообразие философских школ и
подходов, определивших проблемное поле и основные тенденции последующего развития западной философии.
2.5. Статус и основные проблемы философии средневековья Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок) разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений
2) изменение социальной структуры общества – появляются прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крестьянство, профессиональные солдаты
3) утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии по образному выражению П. Дамиани, она – служанка теологии
4) признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку религиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отношение к античному наследию было далеко неоднозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использование христианством. Терпимость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, которая выше всякого знания и является его венцом. Принципы средневекового философского мышления монотеизм – Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен
теоцентризм – Бог является высшей сущностью всего бытия креационизм – идея об акте свободного творения мира Богом из ничего символизм – существование любой вещи определено свыше вещи видимые воспроизводят вещи невидимые ( те. высшие сущности) и являются их символами провиденциализм (провидение) – история человечества понимается как осуществление Божественного замысла
эсхатологизм – учение оконечности бытия мира и человека, оконце света и страшном суде.
В развитии средневековой философии можно выделить следующие этапы
1) апологетика от греча защищаю II-III вв. н. э) – защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан,
Климент Александрийский, Ориген и др. О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана Верую, ибо абсурдно
2) патристика (от лат. patres – отцы) – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV – VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлинные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить еретические интерпретации (Аврелий Авгу- стин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др. Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущности Бога как высшего
Бытия, его трансцендентной (потусторонней) природы и тройственности Божественных ипо- стасей (Отца, Сына и Святого Духа. Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т. кв прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать
3) схоластика лат. scholasticus – школьный, ученый) – сохраняется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остаются философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX – XIV вв., золотым веком считается в. Основные теоретики – Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др. Своеобразие этого этапа связано сформированием двух систем образования – монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к логике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой философии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т. к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а философское – опирается на разум и опыт. Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий, которую представляют следующие философские подходы
– реализм – общие понятия представляют собой подлинную реальность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др
– номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др.
2.6. Основные философские идеи в культуре Возрождения Возрождение, или иначе Ренессанс охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они переживают новый век, модерный век.
Социально-исторические и культурные основания Ренессанса
– становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства активизация технического изобретательства – в сфере горного дела, металлургии, огнестрельного оружия, судостроения, мореходства и др
– великие географические открытия (Америки – 1492 г, морского пути в Индию – 1498 г, кругосветное путешествие Магеллана -1519-1521 гг.) и развитие международной торговли обеспечивают экономическую мощь странна внешнем и внутреннем рынках
– наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиозно- реформаторские движения (М. Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции и создали условия для возникновения протестантизма – новой христианской конфессии Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые – А. Данте (1265-1321), Ф.
Петрарка (1304-1374), Николай Кузанский (1401-1464), Л. Валла (1407-1457), М. Фичино
(1433-1499), Л. да Винчи (1452-1519) и др. Этой традиции присущи антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. В этой связи Петрарка решил привить своей культуре творения античности – произведения
Гомера, Платона, Вергилия, Цицерона, Горация и Тита Ливия с целью возродить нравственные принципы и силу воображения. Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся писания человеческие. Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций, отсюда внимание к поэзии, риторике, красноречию и силе убеждения, ибо ясность и изящество литературных форм оформляет и душу. В духовной жизни стали проявляться две тенденции
1) возвращение к классикам (Ф. Петрарка);
2) возвращение к природе (Дж. Боккаччо, Виллани, Савонарола). Живопись ориентировалась на подражание природе, а скульптура соединяла в себе обе тенденции (возникает понятие пропорции, происходит сближение изобразительных искусств с архитектурой. В рамках ренессансной культуры
– изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент. В большей степени это проявилось в сферах математического, медицинского и астрономического знания. Новый облик науки сформировали Н. Коперник (1473-
1543) концепцией гелиоцентризма, Дж. Бруно (1548-1600) идеей о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров и др.
– формируется философия политики, у истоков которой стоял Н. Макиавелли (Государь, заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения и утраты
– разрабатываются социально-политические утопии сих идеалом общей собственности, равенства и аскетизма в жизни, представленные Т. Мором (Утопия) и Т. Кампанеллой Город Солнца. В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой
1) гуманистический (XIV – первая половина XV вв):.гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценностью жизни объявляется человек свободный и благородный, с ощущением собственного я, своей незаурядности и гениальности. Это приводит к антропоцентризму
– человек становится вторым Богом, который должен преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека (А. Данте, Ф. Петрарка и др
2) философский неоплатонизм (вт. половина XV в, в рамках которого происходило возвращение идеи о человеке как микрокосме. Эта идея получила ту или иную интерпретацию у многих мыслителей ренессансной философии (Николай Кузанский, М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и др
3) натурфилософский к. XV - XVI вв.), сущностью которого становится глубокий интерес к природе (Л. да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Б. Телезио, Парацельс, Н. Коперник. Становление натурфилософии (философии природы) обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней (правда, из-за отсутствия развитого естествознания, размышления о свойствах, элементах и атрибутах природы носили зачастую умозрительный характер. Основу натурфилософии составил пантеизм который сохранял Бога в качестве творческого начала, растворенного в природе и наполняющего жизнь природы и человека духовной энергией.
2.7. Становление классической науки и исследовательские программы Нового времени Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм – задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать книгу природы рациональными средствами науки. Этому способствовало
– развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний
– завершение создания экспериментально-математического естествознания

– ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности
– синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта
– дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно
– оформление теории познания (гносеологии, которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности изменение задач философии ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.
Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих задачи стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут считаться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642). В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы 2 фило- софско-методологические и 2 научные.
1. Философско-методологическая программа эмпиризма (Ф. Бэкон) Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить в человеческом понимании истинный образ мира А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира (Новый Органон. В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико- индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра. Эмпиризм развивался в гносеологических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Берклии Д. Юма (1711-
1776).
2. Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596 -1650). Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности яте. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего – других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано стем, что к нашей природе причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы тони было телесная вещь. Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую. Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки – важные составляющие дедуктивно- рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками – врожденными идеями, новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт. Рассуждение о методе. Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626 -1662), Б. Спиноза (1632-1677), Г. В. Лейбниц (1646 -1716).
3. Атомистическая программа (П. Гассенди (1592-1655); Р. Бойль (1627-1691)). Она развивает атомистические представления обустройстве мира, опираясь на его научное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атоми- стов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на факты науки.
Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др.
4. Механистическая программа И. Ньютона (1642-1727). В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог – великого часовщика, который ее создал, завела затем все предоставил естественному ходу событий. Ньютон создал первую научную физическую теорию, задача которой изучить природу (Математические начала натуральной философии. Он разработал методологические принципы физического познания, называемые им правилами философствования, ориентирующие ученых на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы
1) опыт – основной источник наших знаний
2) общие законы природы познаются путем индукции от частных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам
3) из этих принципов дедуктивным путем выводятся теоретические положения, проверяемые экспериментом На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для которого характерны ориентация на эксперимент использование преимущественно индуктивного способа получения нового знания механицизм, те. сведение любого изучаемого процесса к законам механики. Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функции философского знания в естественнонаучном познании мира. В этот же период Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновение государства. Т. Гоббс (Левиафан) полагал, что 1) естественное состояние общества – это война всех против всех, т. к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе 3) монархия – наилучшая форма правления, но допустимы и другие По версии Дж. Локка (Трактаты о государственном правлении, 1) для естественного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, нов нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав 2) государство – результат необходимости защищать свободу и собственность 3) разделение властей – основной принцип конституционного правления 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора. Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпохи Просвещения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта