Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.4. Аналитическая стратегия в современной философии

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    3.3. Исторические формы позитивистской философии Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы
    I. Классический позитивизм, возникший впервой половине ХIХ в. в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии, и др, представляют О. Конт (I798–
    I857), Дж. Милль (1806 – 1873) и Г. Спенсер (1820 –1903). Его основные идеи
    1) подлинно научное (позитивное) знание может быть получено лишь специальными прежде всего — естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь универсально истинных научных утверждений, т. кона основывается на общепризнанных фактах
    2) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук – систематизацией конкретно-научного знания такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире. В этой связи О. Конт рассматривает три стадии интеллектуального развития человечества теологическую (фиктивную, метафизическую (абстрактную) и позитивную научную, которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос как, а не почему. Идеалом признается описательная модель научного знания, цель которой выражена
    Контом в тезисе знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать (Курс позитивной философии.
    II. Эмпириокритицизм от греч. – критика опыта возникает в конце XIX - начале XX вв. Его представители – Р Авенариус (1843-1896) и Э. Мах (1838-1916) – полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки – это средства ее достижения. Критическое отношение к научному опыту связано стем, что познание объекта зависит от субъективных установок самого ученого. Согласно принципу экономии мышления, понятия, законы и теории лишены объективного содержания, они – продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят непосредственного подтверждения в опыте (материя, причинность, закон и др, должны быть исключены из языка науки.
    III. Развивающееся естествознание показало недостаточность методологических ресурсов эмпириокритицизма, т. к. физика микромира обнаружила отсутствие чувственно- наглядных образов объекта познания, появление в структуре теории понятий, выступающих результатом свободного творчества ученого, а не обобщением эмпирических данных, и др. В результате возникли такие проблемы, как роль философии в построении и развитии теории осмысленность научных утверждений возможность опытной проверки абстрактных терминов соотношение содержательных и формальных компонентов теории и др. На решение этих проблем и начал претендовать неопозитивим (формируется в х гг. XX в. в форме логического позитивизма – М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др. Идеальным средством для решения этих проблем был объявлен логический анализ научного знания. Теоретической и методологической программой такого анализа выступила концепция значения и эмпирической осмысленности научных утверждений. Одним из пунктов реализации этой программы стала еще более жесткая демаркация между метафизикой и позитивной философией с целью изгнать из науки все псевдопроблемы, которые противоречат опытному познанию и не могут служить общим основанием для специальных наук (А. Дж. Айер). Основные принципы логического позитивизма
    верификации – только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку
    физикализма – теоретические предложения в эмпирических науках должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку она есть основа всех экспериментальных наук
    конвенционализма – в основе утверждений научной теории лежат некоторые соглашения конвенции, выбор которых осуществляется в соответствии с критериями полезности, удобства, простоты и др. Во второй половине ХХ в. интерес неопозитивизма смещается с логического языка науки на обыденный язык, что нашло развитие в концепции языковых игр Л. Витгенштейна. Если на первом этапе задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка – очищением его от псевдопроблем, которые ставят философия, религия, этика и др, тона втором, согласно концепции языковых игр, значение слов определяется их употреблением. Проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т. д, так как высказывание – часть деятельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений.
    IV. Постпозитивизм то, что после позитивизма) формируется в 60 -70 гг. ХХ в. и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники К. Поппер
    (1902-1994), Т. Кун (1922-1996), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924 -1994) и др. Общим для всех концепций постпозитивизма является
    – изучение динамики научного знания
    – реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска
    – исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания. На основе этих подходов постпозитивистами был получен ряд инновационных результатов. Основные из них
    1. Природа и статус научного знания. Для того, чтобы отличать научное знание от ненаучного, К. Поппер предложил принцип фальсификации лишь такое знание можно считать научным, которое хотя бы мысленно допускает свое опровержение. Любая теория принимается учеными не потому, что она получила, якобы, окончательное подтверждение, а лишь потому, что ее пока еще не удалось опровергнуть. Поэтому научное знание всегда носит предположительный характер, и оно не столько истинно, сколько лишь правдоподобно. К тому же, полагает П. Фейерабенд, любое научное знание несет на себе отпечаток исторической эпохи, ив этом смысле оно уже неоднозначно. Иные знания человека (обыденные, религиозные и т. д) можно считать равноправными с научными, т. к. для объективного познания необходимо разнообразие мнений (Против методологического принуждения.
    2. Субъект научного знания. Науку следует характеризировать, как показал Т. Кун, не только как систему знаний, но и как деятельность научных сообществ. Они представляют собой группы ученых, получивших сходную профессиональную подготовку и придерживающихся общих теоретических принципов. В основе деятельности научного сообщества лежат определенные базисные формы научных знаний, регулирующие и направляющие исследовательский поиск. Т. Кун такой основой считает парадигму (греч. – пример, образец) – систему наиболее общих дисциплинарных, методологических и философских знаний, которых придерживается любой ученый, входящий в данное научное сообщество (Структура научных революций. И. Лакатос этой основой называет научно-исследовательскую программу – совокупность общих идей и принципов, остающихся стабильными на всех этапах научного исследования (Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М. Вартофский включает в подобное базисное знание и метафизику (философию, поскольку она есть эвристика для науки благодаря тому, что она создает основные модели научного понимания (Эвристическая роль метафизики в науке.
    3. Динамика научного знания. Его развитие сводится в основном к следующему
    а) происходит движение от некоторой исходной проблемы через ее предположительное теоретическое решение и экспериментальную проверку к новым проблемам б) в этом процессе возникает, как правило, не одна, а несколько теорий, конкурирующих между собой – П. Фейерабенд называет такой рост знания пролиферацией (размножением) теорий, которая благотворна для развития науки в) в эволюции науки чередуются два основных этапа нормальной науки и научной революции. На первом в науке господствует определенная парадигма (или научно- исследовательская программа, а накапливающиеся новые знания лишь подтверждают ее. Но появляющиеся новые факты, противоречащие прежней парадигме (аномалии, рано или поздно разрушают ее, что приводит, в конечном счете, к появлению новой парадигмы такая смена и есть научная революция.
    4. Методы научного исследования Признание плюрализма научных теорий означает, как следствие, идею использования в научном поиске вариативной методологии. Научное творчество, утверждает П. Фейерабенд, несовместимо с привязанностью ученого к какому-то одному, привычному методу исследования. В научном поиске допустимо все (anything goes) – обращение к любым идеям, даже таким, которые могут казаться устаревшими или абсурдными, те. необходим переход от фиксированной методологии к методологическому анархизму (или, по крайней мере, к толерантному отношению к нестандартным подходам в научном поиске.
    Постпозитивизм продолжает сегодня развиваться в направлении все более полного анализа многообразных социокультурных факторов научной деятельности.
    3.4. Аналитическая стратегия в современной философии
    В е гг. понятие неопозитивизма заменяется понятием аналитическая философия, частью которой становится лингвистическая философия. Она отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается исследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в т. ч. когда он применяется при формулировке философских понятий. Таким образом, неопозитивизм стал основанием для аналитической стратегии философствования.
    Аналитическую философию определяют как доминирующее направление в англоязычных странах XX века, исследующее феномен языка и моделирующее особый стиль философского мышления, основанный на примате естественнонаучной строгости и ясности. В тоже время – это определенный стиль философского мышления, предполагающий строгость и точность языка Для достижения этих целей аналитическая философия использует средства формальной логики, данные сопряженных наук.
    При всей дискуссионности вопроса об исторической предтече аналитического движения можно сказать, что с кн вв. сдвиг в лингвистическую сферу связан с работами Г. Фреге, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, актуализировавших новую постановку вопросов Что есть язык, Что значит существовать в языке и каковы границы его употребления, Есть ли точка соприкосновения языка с миром, Возможно ли создание универсального логического языка. Сточки зрения раннего Л. Витгенштейна, мир – это совокупность фактов, а не вещей, мысль – логическая картина факта, в предложении мысль выражается чувственно воспринимаемым способом, целокупность предложений – язык, предложение – картина действительности, но только если оно логически структурировано. Однако язык переодевает мысли до такой степени, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли, поэтому в компетенцию философии и входит логическое прояснение мыслей для достижения ясности предложений. С этим связана и проблема установления пределов выражения мысли, между тем, что может быть сказано ясно, те. предстать в логически отчетливой форме знания о мире, и тем, что в принципе логически невыразимо («Логико-философский трактат г.
    Содержательными чертами аналитической философии выступают Лингвистический поворот – перевод философских проблем в сферу языка и решение их на основе анализа языковых средств и выражений Л. Витгенштейн).
    2. Семантическое восхождение - акцентированное внимание на проблеме языкового значения, чем и призвана заниматься философия как аналитическая деятельность.
    3. Методологический уклон – противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии, его использование с целью превращения философии в строгое, аргументированное знание. Задача философской деятельности – ясность, аналитическая артикулированность, рациональная прозрачность содержания мышления. Тенденция к нейтрализму – освобождение от историко-философских предпосылок размывание границ между философскими и частнонаучными проблемами (лингвистическими, логическими, методологическими, научными.
    Аналитическая философия начинает формироваться с критики основополагаю- щихпринциповклассической философии, как утратившей статус теории а) субстанциализ-
    ма, б) тождества бытия и мышления, в) парадигмальной уверенности в беспредпосылочно-
    сти философского знания.
    Особенностями аналитической философии можно считать не только важность феномена языка, но и определенные методологические принципы,
    основанные на применении четкой логической техники анализа 1) скрупулезная описательность 2) критико- аналитическая деятельность 3) претензия на статус метатеории; 4) детерминация способа познания способом выражения (языком, действием. Также аналитическую философию отличает наличие общей идеи построение языка, адекватного реальности определяющей вектор развития всего аналитического знания в целом.
    Если на раннем этапе становления аналитической философии задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языкато в позднеаналитический период в ней происходит своеобразный прагматический поворот, связанный с идеей о том, что подлинное значение терминов и высказываний обнаруживается в контексте реальной языковой практики. В этом ракурсе важна концепция языковых игр (Л. Витгенштейн), показавшая, что значение слов определяется их употреблением (проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т. д, и теория речевых актов Дж. Остина и Д. Серля, трактующая их как интен- циональные действия говорящего и др.
    Проблемное поле аналитической философии постепенно расширяется, т. к. анализ языка не сводится к его репрезентативной функции (что характерно для логического позитивизма, поскольку язык – не некая реальность, параллельная действительности, не зеркальное отражение мышления человека, а сложная многофункциональная система, обеспечивающая общение между людьми и смысловое понимание в интерсубъективном процессе. Тем самым, ведущее значение придается коммуникативной функции языка (Л. Витгенштейн, У. Селларс, У. Куайн).
    3.5. Марксизм и его статус в историко-философской традиции Философия марксизма возникла в х г. XIX в, ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов.
    Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки сущность которой выражена в тезисе философы лишь различным образом объясняли мирно дело заключается в том, чтобы изменить его (К. Маркс. Поэтому он стремился 1) уйти от созерцательности, те. любых умозрительных построений, в которых отсутствует конкретно-исторический анализ событий 2) превратить философию в вид социальной практики Специфика марксистской теории связана
    1) с анализом конкретных ситуаций и случаев, что придает ей ситуативный характер
    2) с ее критической направленностью, что квалифицирует марксизм как раннюю форму современной критической теории. Марксизм как одна из наиболее развитых и уникальных стратегий, претендующих на оппозиционность, вместе стем заявляет и о приверженности прогрессивным моментам идеалистической (Г.В.Ф. Гегель) и материалистической (Л. Фейербах) традиций философствования, классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) с ее значительным эмпирическим материалом и концептуальным инструментарием, традиции социалистической мысли (от Т. Мора и Т. Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна).
    Критическая оценка этих подходов и их теоретическое осмысление в духе практических задач придает марксизму новаторский характер, что находит отражение в ряде положений, которые вписаны в историко-философский контекст постклассической традиции
    1. Универсализация диалектического метода, его применение для объяснения истории и общества (К. Маркс, представление их в качестве естественно-исторического процесса, и познания природы, которая теперь простирается перед нами как некоторая система связей и процессов (Ф. Энгельс). В пику идеалистической диалектике Гегеля, которая, по оценке Маркса, стоит на голове, а ее надо поставить на ноги, разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении. Диалектика, по словам классиков, это непросто теория, но внутренне присущий самой материи процесс самодвижения, саморазвития, единства и борьбы противоречий. Таким образом, диалектика используется как теория и метод исследования реальности (подробнее см. раздел 5.5.).
    2. Тотальная критика капитализма сего способом производства, основанным на эксплуатации человека человеком, и обоснование материалистического понимания истории, суть которого К. Маркс выразил в предисловии К критике политической экономии В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Объяснение закономерностей исторического развития общества на основе формационного подхода, суть которого заключается в изучении стадий развития общества, закономерно сменяющих друг друга в направлении движения к прогрессу. Так, К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности, – античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи
    – отсутствие эксплуатации человека человеком противопоставления умственного труда физическому
    – превращение труда в первую потребность жизни

    – всестороннее развитие индивидов, в результате чего общество сможет написать на своем знамени Каждый по способностям, каждому по потребностям (К. Маркс. Критика Готской программы.
    4. Особое внимание уделили теории классов и классовой борьбе, ив Письме к Иосифу Вейдемейеру» К. Маркс констатировал То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего 1) существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства 2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата) эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. Механизмом разрешения антагонистических (непримиримых) классовых конфликтов является социальная революция, ломающая все социальные институты.
    5. По-новому интерпретировали сущность человека, связав ее с трудом как специфически человеческой деятельностью. Трудовая деятельность людей носит осмысленный и целенаправленный характер, и поэтому сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Акцент на чувственной деятельности человека как практической отличает марксистскую позицию от прежнего созерцательного материализма, включая и фейрбаховский, сводящий сущность человека к родовой, природной сущности. Но человек не столько природное, сколько социальное существо, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, к которым относятся 1) отношения людей к средствам производства формы собственности 2) отношения обмена продуктами производства 3) отношения распределения произведенных продуктов.
    6. Концепция отчужденного труда как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе стем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от 1) результатов его труда 2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) иродовой сущности, те труда 3) другого человека. Человек (рабочий) предстает в качестве 1) товара 2) рабочей силы 3) общественно- исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года.
    7. Теория общественной практики, которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны субъектная
    – человек, его способности, цели и действия объектная – предмет, средства и продукты деятельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта