Главная страница

Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


Скачать 1.18 Mb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
Дата25.11.2022
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
ТипЭкзаменационные вопросы
#811818
страница2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
______________________________________________________________________ Тема 2 Философия в исторической динамике культуры
2.1. Проблема начала философии основные концепции
2.2. Древнеиндийская философия специфика проблемного поля и основные школы
2.3. Философские учения Древнего Китая
2.4. Древнегреческая философия общая характеристика
2.5. Статус и основные проблемы философии средневековья
2.6. Основные философские идеи в культуре Возрождения
2.7. Становление классической науки и исследовательские программы Нового Времени
2.8. Социально-политические концепции философии Просвещения
2.9. Немецкая классическая философии и ее место в историко-философской традиции Классика и неклассика как типы рациональности
2.1. Проблема начала философии основные концепции Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае, своего наивысшего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для обозначения этого события вводит понятие осевое время, разворачивающееся с VIII по II вв. до н.э., когда почти одновременно в рамках многих культур происходит резкий поворот истории и начинает формироваться философия как особый тип мышления. В эту эпоху стали разрабатываться принципы, основные категории и понятия философии, модели организации философского знания, способы философствования и др. Философия возникает в определенных социокультурных условиях
1) формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономическjй сфере жизни обществ
2) выделение ремесла из сельского хозяйства
3) становление государства и безличного писаного права
4) социальная дифференциация общества и формирование светских интеллектуальных элит»;
5) отделение умственного труда от физического. Проблема возникновения философии интересовала еще античных философов – Платона, Аристотеля и других, которые усматривали начало философии в удивлении (Платон. Те- этет»; Аристотель. Метафизика. В частности, Аристотель полагал, что люди начали философствовать, избегая незнания, которое вначале надо было осознать, ибо незнание, если оно не осознано, невозможно преодолеть. Поэтому человек вначале должен оказаться в состоянии удивления, недоумения. Способность удивляться – есть психологический источник как начала философии, таки того, что люди становятся философами благодаря удивлению люди и теперь философствуют и начали философствовать впервые (Метафизика. Но удивление становится источником философии лишь тогда, когда люди открывают истинные причины изумившего их явления. Духовным источником возникновения философии может рассматриваться переход от мифа к логосу, те. рациональному и достоверному знанию. Теоретическая (философия, физика и математика) мысль, согласно Аристотелю, возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, обеспечившие удовлетворение потребностей человека, там, где некоторые люди стали иметь досуг – свободное время. Философствование, утверждает Аристотель, это лучшая форма времяпрепровождения, тем более, что стремление к мудрости добродетельно (Этика. В древности понятие мудрости имело возвышенный смысли означало стремление косо- бому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем мудрость означала не объединение разных знаний об отдельных вещах и явлениях мира, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Философ, как пишет Платон, пребывает посредине между мудростью и невежеством богине философствуют, т. к. уже мудры, а невежды кажутся себе достаточными и не нуждаются в философствовании (Пир. Поэтому философ – это тот, кто любит мудрствовать (те. выяснять сущность вещей) и занимается тремя вещами созерцает и знает сущее (предмет теории 2) творит добро (предмет практики 3) теоретически рассматривает смысл речей (предмет диалектики. Основные концепции генезиса философии
1) мифогенная – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чув- ственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму
2) гносеогенная – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения
3) гносеогенно-мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии – совокупность развитой мифологии, начатки науки обыденное мышление. Специфика социального и культурного развития Индии, Китая и Греции отразилась на проблемном поле философии, ее языке, способах организации знания и т. д, что привело к разграничению восточной и западной традиции философствования.
2.2. Древнеиндийская философия специфика проблемного поля и основные школы Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и культурную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и регламентацию хозяйственной деятельности жесткую кастовую систему, высшая власть в которой принадлежала жрецам-брахманам; направленность познавательных и художественных традиций. Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона (веды – священное знание, представленного богатейшим комплексом источников. Самые древние из них – 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа» Книга гимнов, восходящая кв. дон. э. Завершают канонические тексты упанишады, наиболее классические из которых относятся к IX–VII вв. дон. э. Упанишады букв. – сидеть у ног учителя) представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религиозных сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философские обоснования таких базовых для индийского мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Пракрити, сансара, карма, дхарма и мокша. Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман – высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности. Мате- риально-чувственная природа (Пракрити) подчинена сансаре – колесе жизни, связанном с
цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сан- сары осуществляется кармой (букв. – деяние) как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшествующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы (от глагола держать, поддерживать, символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и перерождение в более высоком состоянии. Высшей целью человеческого существования является мокша (букв. – освобождение) как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и соединиться с абсолютными Брахманом-Атманом. Формирование индийской философии относится к периоду VI–V вв. дон. э. Исторически это время связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества ивы- движению кшатриев (воины, светские правители) на привилегированные политические позиции. Свое идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета веди апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. В полемике сними формируются шесть ортодоксальных школ, группирующиеся в дополняющие друг друга пары (вайшешика – ньяя, санкхья – йога, веданта – миманса). Содержательная специфика философских школ Древней Индии (даршан) представлена в таблице. Школы Основатели и время их жизни Онтология Психология Гносеология
Сотериология учение о спасении) Неортодоксальные школы (настика)

Джайнизм
Вархамана
(VI в. дон. э, названный Маха- вирой (Великий герой) и
Джиной Победитель) Две основные субстанции джива (душа, все живое) и аджива не- душа, неживое) Две формы бытия души
(дживы): совершенное и несовершенное, связанное с материей
(адживой) и кармой Два вида познания несовершенное непосредственное и опосредованное) и совершенное (интуиция, доступная только освобожденному от уз материи)
Мокша как результат крайнего аскетизма, обязательным элементом которого является принцип ахимсы
(непричине- ние вреда живому) Буддизм
Сиддхартха
Гаутама
(VI–V вв. дон. э, названный Буддой Просветленный) Основа мира
– пустота
(шунья). Видимый мири сансара образуются вследствие волнения (зависимого возник-
Отрицание субстанциальности души (анатман) как вечного и неизменного начала Рассмотрение внешнего мира как иллюзии (майя) и акцент на практике созерцательного размышления медитации) Учение о четырех благородных истинах) о страдании жизнь в мире полна страданий) о причине стра-
*
Субстанция – первосущность, первопричина.
новения») дхарм (в буддизме мельчайшие психофизические элементы, энергии. даний желании) о прекращении страданий нирване 4) о пути, ведущем к прекращению страданий восьмеричный путь)
Локаята позднее название – чарвака)
Брихаспати легендарный мудрец, наставник богов) Мир образуется соединением четырех элементов земли, воды, огня и воздуха Отрицание бессмертия души и кармы. Человек и сознание производны от четырех элементов Ощущения как основной источник познания Смысл жизни
– в достижении счастья, понимаемом как наслаждение, удовольствие Ортодоксальные школы (астика)

Санкхья Йога
Капила
(ок. VII в. дон. э)
Патанджа-
ли
(ок. II в. дон. э Дуализм духовного начала (Пуруши) и природно- материального
(Пракри- ти), образованного соединением трех гун (психофизических энергий) Сложная иерархическая структура психики, образованная путем последовательного проявления
Пуруши в гунной материи Три источника познания восприятие, логическое умозаключение и свидетельство авторитетов. Цель познания

– очищение и просветление сознания
Мокша как освобождение от гунной зависимости. Три пути к освобождению джняна-

йога (йога познания
бхакти-йога йога сердца) и карма-йога йога действия
Вайшешика
Ньяя Канада
(III в. дон. э)
Гаутама
(ок. III в. дон. э) Субстанция
(дравья) как субстрат качества идей- ствия. Особый интерес – учение об атомах, определяющих характеристики физических элементов и объектов Иерархия психики выстраивается снизу от чувственных способностей к интеллектуальным. Ат- ман сознание, Я) зависит от тела Четыре источника познания восприятие, вывод, сравнение и доказательство. Развитие логики как условия истинного познания

Мокша как освобождение
Атмана (Я) от страдания
(привязанно- стей, желаний, волнений)
Веданта
Миманса
Шанкара
(VIII в)
Джаймини
Брахман-
Атман как субстанциальные осно-
Высшее психическое начало – индивидуальный Основной источник познания священные тексты
Мокша как результата следования
дхарме и со

(ок. V в. дон. э вания космоса атман как элемент абсолютного веды, «Бха- гавадгита»,
«Брахмасут- ра»)
блюдения ритуалов. Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил следующие ее существенные особенности 1) метафизическая (сверхприродная) направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация»; 2) традиционализм (апелляция к сакральным источникам, комментаторский характер текстов) и интра- вертность (обращенность к внутреннему опыту) как основные познавательные установки 3) синтез философского знания и сотериологической практики спасения.
2.3. Философские учения Древнего Китая Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка. Свое идеологическое выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфуцианстве, возникновение которого (VI в. дон. э) знаменовало начало золотого века китайской философии, известного как период ста школ (VI–III вв. дон. э. Вместе стем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа «инь-ян» и школа имен. Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. дон. э. официальной государственной идеологией. Основатель конфуцианства – легендарный мудрец Конфуций (551–479 гг. дон. э, суждения и афоризмы которого собраны в книге Лунь Юй». В центре его внимания – вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие – жень человек, человеколюбие, определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с принципом взаимности чего не желаешь себе, того не делай другим. Конкретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуалу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одновременно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мотивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом и как честным выполнением тех обязанностей, которые ему предписаны Небом (тянь, судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобающее ему место. Началом, образующим всечеловеческие качества, выступает семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель – это отец своих подданных, и структура космоса в целом (небо, земля, человек. Гармония в Поднебесной осуществляется при условии Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном. Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (основатель Гуань Чжун) и моизма (Мо Ди). Легисты (законники) отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть, широко использующая поощрения ив особенности, наказания для воздействия на население. Моисты, напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов. Школа имен (основатель Гунсунь Лун, называемая также школой логиков (спорщиков, центрировалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени (слова, понятия, настаивая на необходимости корректного употребления последних и приведения их в соответствие с реальными объектами. Натурфилософская проблематика связана со школами «инь-ян» (основатель Цзоу Янь) и даосизма. Учение об инь-ян восходит к древнейшему китайскому источнику – И цзин» Книге перемен, который формируется в конце I – начале II тыс. дон. э. Ян – это светлое, мужское начало, инь – темное, женское. Существуя в постоянном противоборстве, они, подобно свету и тьме, способны переходить друг в друга, задавая универсальную бинарную структуру бытия и определяя универсальный пульсирующий ритм Вселенной. Комбинации инь-ян образуют 64 гексаграммы, посредством которых в И цзин» описываются основные состояния космоса и Поднебесной. Соединение инь-ян происходит в ци – универсальной жизненной энергии, сгущение и разрежение которой способствует возникновению и исчезновению конкретных явлений. Данные базовые натурфилософские понятия дополняются школой инь-ян учением о пяти элементах у син)
: воде, огне, металле, дереве, почве, которые, обуславливая материально-качественные характеристики вещей, становятся базовой классификационной матрицей в китайской культуре. Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был даосизм Основателем его считается Лао-цзы, книга которого (Дао дэ цзин») стала каноническим даосским текстом. Центральное понятие даосизма – дао букв. – путь, дорога, обозначающее, с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом с другой стороны, дао – это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Предназначение человека – это следование дао, согласование своего поведения с абсолютным дао Вселенной. Основанием данного пути является соблюдение принципа у вэй
(букв. – недеяние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего Я в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуцианству, духовного полюса китайской культуры. В целом, китайскую философию характеризует а) отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта б) традиционализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип организации философских школ и текстов, с другой в) литературно-афористичный стиль изложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта