Главная страница
Навигация по странице:

  • ___________________________________________________________________ ТЕМА 5 Метафизика и онтология

  • 5.1. Понятие метафизики и ее статус

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16
    _____________________________________________________________________ ТЕМА 4 Философия и национальное
    самосознание. Русская философия основные темы и тенденции развития
    4.2. Философская мысль Беларуси
    4
    .1. Русская философия основные темы
    и тенденции развития Философская мысль в России стала кристаллизацией духовных интенций русской культуры в целом, уникальность исторического пути которой одновременно определяет особую востребованность русского философского наследия в современном дискурсе. Специфика цивилизационного развития в России связана с ее геополитическим положением, выступающим как пространство встречи Востока и Запада. Элементами восточного типа здесь являются а) сельская община и невыраженность частного интереса б) мощное централизованное государство, основанное не на власти закона, нона личном авторитете монарха. Запад конкретизирован в духовном приоритете христианства, акцентировавшего уникальный творческий статус человека в природе, его полномочия на радикальную трансформацию действительности. Именно с христианством в его греко-византийском варианте связаны первые философские поиски православно-русской культуры. На протяжении практически тысячелетнего развития Руси (X–XIX вв.) философское знание было подчинено религиозной практике. Письменность и грамотность пришли сюда вместе с христианством, что обусловило особый, отличный от западного эталон истины и мудрости. В этот период оформляются базовые мировоззренческие установки, получившие впоследствии теоретическое выражение в системах русской философии. К ним относятся

    онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчиненности человеку, но как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда

    эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновленного светом Божественной истины и справедливости мессианизм (Москва – Третий Рим, хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества. Формирование собственно русской философии относится к сер. XIX в, когда, с одной стороны, происходит широкое знакомство с западной культурой и философией ас другой, наблюдается рост национально-патриотического самосознания. Импульсом стали Философические письма П. Я. Чаадаева (опубл. в 1836 г, где с прозападных позиций острой критике была подвергнута российская история (вневременность, отсутствие прогресса) и реальность (внешнее заимствование западных образцов при одновременной внутренней косности и самодовольстве. Заявив о нашем темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем, Чаадаев спровоцировал полемику западников и славянофилов (е гг.) по поводу исторического своеобразия России и ее статуса в общечеловеческой культуре. Западники (радикальное направление – В. Г. Белинский, АИ. Герцен, Н. П. Огарев, умеренное Т. Н. Грановский, П. В. Анненков, либеральное – В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Е.
    Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права, развития науки образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты. Славянофилы (старшие – ИВ. Киреевский, АС. Хомяков, К. С. Аксаков, младшие – И. С. Аксаков, АИ. Кошелев, П. В. Киреевский и др, поздние – Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Россия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.
    Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в философии всеединства В. С. Соловьева (1853–1900), которая одновременно стала попыткой соединения Запада и Востока, православия и католицизма, разума и интуиции. Всеединство выступает в качестве базового онтологического принципа, основанного на одновременной акцентуации как Божественно-единого, таки конкретно-множественного, посредством которого единое себя проявляет. Силой, устремляющей божественное к земному, а земное к божественному, выступает София, символизирующая Божественную Премудрость и Любовь. Возвращая мир к Богу, София собирает Вселенную, приходя на уровне человека к интеграции сущего в мысли, сознании. Вместе стем, подлинное всеединство осуществится не в царстве человека, но Богочеловечества, в рамках которого произойдет тотальное преобразование мира в соответствии с высшими эталонами истины, блага и красоты. Являясь целью истории, Богочеловечество должно быть обеспечено самими людьми, где в качестве его важнейшего условия выступает всемирная теократия (воссоединение церквей) как гарант соборного единения человечества (соборность – одно из базовых понятий русской философии, предполагающее такой тип общности, в котором не происходит умаление индивидуального, а единство достигается за счет общей темы или дела. Рубеж XIX–XX вв. характеризуют как золотой век русской философии (русский философский ренессанс. Наиболее ярким явлением этого периода стало последующее развитие философии всеединства в творчестве ПА. Флоренского, С. Н. Булгакова, НО. Лосско- го, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна и др. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др. Одновременно здесь представлены и практически все стратегии мировой философии феноменология (Г. Г.
    Шпет, С. Л. Франк, экзистенциализм (НА. Бердяев, ЛИ. Шестов, персонализм (А. А. Козлов, Л. М. Лопатин), структурализм (РО. Якобсон, В. Я. Пропп, НС. Трубецкой и др, позитивизм (А. А. Богданов, ПЛ. Лавров, В. В. Лесевич), неокантианство (АИ. Введен- ский, Г. И. Челпанов), марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин. Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли и по решению большевистского правительства подавляющее большинство философов были высланы из страны, продолжая свою деятельность уже в эмиграции. Развитие философии в СССР по преимуществу было подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли, переинтерпретацией ее содержания в условиях интегративных процессов современности.
    4.2. Философская мысль Беларуси Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами
    – отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем – ВКЛ, Речи
    Посполитой, Российской империи

    – ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока
    – трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К.
    Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др
    – невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т. кони долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках
    – отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально- культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.
    – становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений – религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем, способах их обоснования и решения ведущими белорусскими мыслителями. Поэтому понятие белорусская философия в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически-территориальную специфику философствования. Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами Первый этап – предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (X-XII вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Ту- ровский, Ефросиния Полоцкая, т. кони способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и книжному почитанию (К. Туровский), что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обращением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глубинного понимания Священного Писания. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслуга усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей. Второй этап – гуманистическое и реформационное движение (XVI- первая половина
    XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный периодпредставляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, М. Тишкевич, М.
    Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма сего идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует ее в идею общего блага, которое, по его мнению, достижимо в обществе с помощью закона и права Реформационное движение, направленное на пересмотр основных догматов католицизма, было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма неприятие догмата о трех ипостасях Бога. Одним из ее теоретиков был С. Будный, который критиковал не только учение о триединстве Бога, но и утверждения церкви о божественном происхождении Христа, существовании загробного мира и т. д. Вместе стем, он писал, что берет основы или начала познания не из философии, а из Священного Писания, а диалектика как метод познания есть дар Божий, вещь, данная человеку от природы, а не изобретение философского ума («Абарона рада. Третий этап – доминирование схоластической философии (конец первая половина
    XVIII вв.) – связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой, ив первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель. Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Проблемы, традиционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыслителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей (С. Полоцкий. Полной альтернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского. Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-

    политической мысли (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный. Образование и воспитание – основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ физиократов (сторонников разного рода реформ, филоматов (любителей знания,
    «променистых» (патриотов национальной культуры) и филоретов (друзей добродетели, ак- туализировавших социально-философскую проблематику (права и свободы человека, диалектика личности и общества, пути восстановления государственности и т. д. Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, Я.
    Чечота, А. Нарушевича, Б. Добшевича, А. Мицкевича, Т. Зана и др. Пятый этап – национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли вторая половина XIX – начало XX вв.)
    . Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями националь- но-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богуше- вич, М. Богданович, Э. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Философски значимой становится тема национального самосознания и национальной идентичности в работе И. Абдира- ловича «Адвечным шляхам Дасьледзіны беларускага светапогляду» и философском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!». Шестой этап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20 -е гг. ХХ в, в рамках которой проводились исследования в области
    – истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий, А. Бирало, А. Майхрович, С.
    Подокшин и др
    – философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др
    – теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др
    – социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк и др
    – философии культуры (Н. Крюковский и др. В е годы ХХ в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.

    ___________________________________________________________________ ТЕМА 5 Метафизика и онтология
    5.1. Понятие метафизики и ее статус в историко-философской традиции
    5.2. Онтология как философское учение о бытии
    5.3. Философское учение о материи
    5.4. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма
    5.5. Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы, законы, категории. Исторические формы диалектики
    5.6. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени
    5.7. Понятие природы в философии и науке
    5.1. Понятие метафизики и ее статус
    в историко-философской традиции Метафизика – философское учение о всеобщих принципах и началах мира, человека и познания, предметом которого являются умозрительные объекты, выходящие за пределы чувственного опыта. О том же, что находится вне такого опыта, человеку свойственно размышлять с глубокой древности, например о вечности, бессмертии, бесконечности, свободе, Боге и т. д. Подобные вопросы принято именовать философскими или метафизическими. Понятие метафизика имеет искусственное происхождение ив трудах античных философов не встречается, т. к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля, проведенной в I в. до н.э. Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе была расположена после физики (науки о природе, отсюда и название метафизика (мета означает за, позади. Метафизика, таким образом, стала синонимом первой философии, которая, по Аристотелю, не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе ка- кую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части (Метафизика. Сравнивая первую философию с другими теоретическими науками, он отмечает, что физик, рассуждающий о природе, изучает состояния такого-то тела и такой-то материи математик изучает свойства, которые берутся отвлеченно от тела отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается первой философией (О душе. У Аристотеля метафизика состоит из двух частей 1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2) специальной метафизики (теологии изучающей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, те. сверхчувственное бытие. В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на интеллектуальное созерцание, когда ум видит в вещи ее сущность. Сущность понимается как то, что противостоит явлению (наблюдаемым качествам вещи) и вместе стем отличается отбытия. Если бытие – это существование вещи, то сущность – ее внутренняя характеристика. Например, платоновские идеи как умопостига- емые сущности следует понимать как особые метафизические объекты, которые составляют подлинное бытие, те. то истинно-сущее, которому противостоит неподлинное бытие – мир косной и пассивной материи. Метафизика изначально стремилась описывать фундаментальную структуру действительности и отвечать на предельно общие вопросы Что именно существует, Что значит существовать, Что определяет сущность объекта, Что такое
    физический объект и какие его характеристики являются существенными и т.д. По сути – это исследование того, что значит быть или существовать, абстрагируясь от всех конкретных вещей. В результате философская мысль имеет дело с особым типом объектов, обладающих идеальным статусом и принципиально отличающихся от теоретических конструктов науки своей специфической функцией, т.к. они выполняют роль исходного принципа бытия всего сущего. Метафизика, будучи умозрительной по своей природе, является, по Аристотелю, наиболее возвышенной из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, что делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существующей ради самой себя, те. ради знания и понимания. Со временем понятие метафизика стало применяться и для обозначения метода философского исследования, востребованного формирующимся классическим естествознанием и выполняющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Критика метафизического метода была предпринята Гегелем Наука логики) за его ориентацию на выявление устойчивой и неизменной сущности вещей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в, начавшего изучение сложных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Энгельс писал, что метафизический метод исследования и мышления имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, те. их связей, отношений, механизмов развития В современной философской литературе метафизика употребляется обычно в следующих основных смыслах 1) как синоним философии в целом 2) как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия 3) как метод познания, альтернативный диалектике. Формированию метафизики как систематической философии предшествует ряд основных предпосылок приоритет теоретического разума и созерцания как постижения истины противопоставление бытия становлению, где первое представляется областью истинного знания, а второе – мнения различение ноуменального (умозрительного) и феноменального бытия в рамках оппозиции двух исследуемых миров, с которыми имеет дело философия. Свой идеал она видит в создании универсальной теории, претендующей на всеобъемлющее описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истинность собственных положений. В качестве конститутивной черты метафизического типа философствования можно выделить бинарную природу ее категориального аппарата например,
    единое-многое, действительность-возможность, идеальное-материальное, рациональное-
    чувственное и т. д впоследствии такое мышление, работающее с наличным (всегда присутствующим) бытием, Ж. Деррида называет метафизикой присутствия. Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты
    1) спекулятивная (умозрительная) природа знания как результата доминирования теоретического разума
    2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности
    3) формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним. Классическая метафизика. античной, средневековой и частично новоевропейской философии определяется как метафизика субстанции, основными целями и задачами которой стали вопросы о нахождении абсолютного и неизменного основания всего существующего, умозрительном постижении принципов и законов, управляющих мирозданием на сверхчувственном уровне (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза). В Новое время происходит пересмотр задачи способов метафизического исследования, связанный с введением субъект-объектного принципа познания мира сознание познающего человека выступает как то, что лежит в основании (субъекта предмет познания – мир, человек и пр. – как то,
    что надстраивается над субъектом (объект. В результате оформляется метафизика субъекта (Р. Декарт, Дж. Беркли, Д. Юм и др, призванная изучать сверхчувственные принципы организации человеческого разума и познания. Коренной трансформации подвергается и категория субстанции в результате сращения гносеологической и онтологической проблематики (например, субстанция-субъект у Гегеля). В дальнейшем первая начинает преобладать над второй, вплоть до исключения самого понятия субстанции в философии эмпиризма.
    Основными принципами классической М. являются следующие принципы принцип тождества бытия и мышления задающий истинный образ мира в силу совпадения логики мышления с мировым порядком субстанциализма поиск неизменной сущности мира) и объективизма познание независимой природной реальности, детерминации (установление причинно-следственных отношений, телеологизма способность к целеполаганию. Формирование постклассической философии(вторая половина XIX – начало XX в) происходит связано с новыми ориентирами десакрализацией теоретического разума и антропологическим поворотом (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, Ф. Ницше, М. Шелер и др, сци- ентизацией и социологизацией философии (позитивизм, марксизм, лингвистическим поворотом (Л. Витгенштейн, Ф. де Соссюр и др. В это время заявляют о себе новые стратегии философствования, стремящиеся преодолеть следующие недостатки М. как теории
    1) аналитическая – спекулятивный и неверифицируемый характер ее проблем
    2) феноменолого-экзистенциальная – утрату индивидуально-личностного смысла в пользу абсолютизации универсальных характеристик человека
    3) социально-критическая – догматический характер мышления и отсутствие связи с социальной практикой.
    На смену базовым принципам классической метафизики приходят новые фундаментальные установки принцип различия, предпосылочность знания и децентрация фил как невозможность надысторической истины обращение к практикам повседневности (телесным, социокультурным плюральность мышления и признание равноправия автономных и взаи- мовлияющих друг на друга дискурсов (метафизического, религиозного, научного и других типов ценностно-ориентированной деятельности. В постметафизический период происходит смена типов объектов, т. к. проявляется интерес к истории, человеку, телесности, бессознательному, языку, тексту и др. На место понятий традиционной М. – бытие, вещь, субстанция, субстрат, абсолют и др, стали претендовать новые – общественные отношения, структура, функция, язык, текст, знак, дискурс и др.

    Постметафизический мир как мир становления порождает и новый тип метафизического субъекта. Последний уже не властвует над всем сущим, не манифестирует абсолютную истину и т. да ощущает себя ироником, имеющим критическую позицию по отношению к социальной и культурной жизни во всех ее измерениях и развенчивающим исторический предрассудок о единственно легитимной форме существования философии. Поэтому в эпоху постмодерна на первый план выходит множество альтернативныхпроектов философствования, каждый из которых претендует на место теоретической философии. Тем самым монолитное здание классической метафизики, построенное на идеалах Просвещения, рассыпается на частные, а порой и достаточно маргинальные, стратегии в соответствии с идеей приобретения прагматического опыта в плюралистическом универсуме. В целом, в постклассической философии складывается, как правило, негативный образ восприятия метафизики и формируется своеобразная «антиметафизическая установка философствования. Однако как в случае признания важности метафизического исследования в философии, таки в случае отказа метафизике в какого-либо рода ценности, значимым остается вопрос о необходимости выработки комплексного представления человека о мире, способах его познания, сознании и т. д, каковой и пытается традиционно разрешить именно метафизическая философия

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта