Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
Скачать 1.18 Mb.
|
9.9. Единство и многообразие культурно-исторического процесса Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры вообще, она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифицировать по а) типам (устойчивые интегральные культурные образования, сохраняющие свою сущностную специфику на протяжении длительного промежутка времени б) сферам большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направленностью в) культурно-стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культурного творчества г) формам (автономные формы организации культурного творчества, отличающиеся целевыми ориентациями, характером используемых средств и языка, природой создаваемых ценностей. А) По типам деление культуры может быть представлено в историческом аспекте (например, культура античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна в этноцивилизационном аспекте (Запад и Восток национальные культуры. Б) По сферам выделяют материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость стечением времени. В) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измерении следующие уровни элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер, поскольку осуществляет профессиональное производство новых культурных ценностей и текстов, становящихся впоследствии каноническими отличается закрытостью и эзотеричностью (те. предназначенностью только для посвященных, что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений выполняет эвристико-прогностические и регулятивно-властные функции в социокультурной динамике народная культура (характеризуется традиционностью опорой на широкие слои населения, что связано с простотой и доступностью транслируемых здесь текстов выполняет функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности массовая культура (ориентирована не на творчество, нона потребление характеризуется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартами вкусам среднего потребителя возникая с развитием СМИ в ХХ в, наивностью и незамысловатостью сюжетов она напоминает народную культуру, однако в отличие от вневременности последней отличается динамичностью и подверженностью моде выполняет релаксаци- онно-терапевтические и информационные функции. В горизонтальном измерении культурно-стратификационные подсистемы представлены комплексом субкультур, особое место среди которых занимают маргинальные культуры и контркультура. Субкультура – локальное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностными ориентациями, языком, обычаями, нравами. Субкультуры определяют мозаичный характер современных обществ, обусловленный дифференциацией и специализацией населения. Они возникают либо как позитивная реакция на социальные запросы (например, профессиональные субкультуры, либо как оппозиция официальным структурам (нонконформистские молодежные субкультуры. Маргинальная культура – совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, сточки зрения господствующего культурного канона, как чуждые и враждебные (М. Р. Жбанков). Феномены маргинальности (погра- ничья) связаны с девиантными формами поведения и мышления, причины которых лежат в неприятии настоящего, либо в силу укорененности в прошлом, либо благодаря устремленности в будущее. Контркультура – наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, находящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на ее замену в качестве нового культурного канона. Термин возникает в е гг. ХХ в. применительно к альтернативным тенденциям молодежной культуры этого времени. На сегодняшний день понятие контркультуры проецируется на различные ситуации культурных инноваций, фиксирующих ситуацию культурного кризиса и претендующих на построение нового культурного пространства. Г) К основным формам культуры принято относить мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку. Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п. Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом. ___________________________________________________________________ ТЕМА 10 Приоритеты философии в XXI в. 10.1. Техника как объект социально-философского исследования 10.2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности 10.3. Процессы глобализации в современном мире 10.1. Техника как объект социально-философского исследования Первые философские рассуждения о технике относятся к эпохе античности. Техника (от греч. техне – искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей, и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фактически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природных форм из скрытого состояния к их явленности и доступности человеку. Осознание принципиальной специфичности техники по отношению к природе происходит в Новое время. Фр. Бэкон говорит о ней как о новой природе, созданной на основе строгого научного расчета, в то время как первая природа редуцируется им к образу человеческой мастерской и кладовой. Возникновение философии техники происходит во второй половине XIX в. В качестве пионеров этой дисциплины выступили философствующие инженеры своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др. Обусловлено это было, с одной стороны, формированием технических науки необходимостью осмысления их специфики и статуса в системе научных знаний с другой стороны, бурным развитием НТП. В связи с переходом НТП в качественно новую стадию – НТР, начиная с х гг., техника становится объектом системной философской рефлексии. Проблемное поле философии техники определяется комплексом вопросов В чем сущность техники Каков ее статус в системе человеческой деятельности и культуры Что такое технический прогресс, каковы его этапы и перспективы Таит ли техника в себе угрозу для существования природы и человека Можно ли управлять развитием техники В чем специфика технических науки рациональности Техника – исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков, созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфера рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой, продолжением работающих органов человека. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от природы (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация, либо от человека (органопроективная концепция, те. техника как проекция человеческих органов. В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и автоматизированные системы, коммуникации) и субъектную (знания, навыки, технологии) стороны. Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, технику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня выполняет компьютерная техника, используемая во всех сферах общественной жизни. Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Критерием различения его этапов является перемещение функций деятельности от человека к техническим средствам. Выделяют три основных этапа в развитии техники 1) орудия ручного труда, служащие для усиления мускульной силы человека и удлинения его органов 2) машины, которые уже выполняют основные операции, но при этом человек – необходимое технологическое звено 3) автоматы, обеспечивающие все технологические операции, в то время как за человеком остаются только функции контроля и управления. Технический прогресс включает в себя также ряд качественных (революционных) переходов) неолитическая революция (возникновение простейших орудий труда, земледелия и скотоводства, что способствовало переходу от присваивающей экономики к производящей 2) промышленная революция кв. (овладение энергией пара, что дало возможность технической замены мускульной энергии человека и переходу к крупному машинному производству) современная научно-техническая революция (начиная с х гг. ХХ в. происходит интеграция науки и техники (например, освоение космоса, атомной энергии, развитие кибернетики, превращение науки в непосредственную производительную силу общества, создание автоматизированных систем и информационных технологий. Следует различать технический и научно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех исторических этапах его развития. НТП – это взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Начало НТП приходится на XVI–XVII вв., когда формируется классическое естествознание, достижения механики начинают использоваться для создания новых технических устройств и механизмов, востребованных новым машинным производством. Начиная с XVI–XVII вв. западная цивилизация переходит в новое состояние, которое получило название техногенное. Техногенная цивилизация – это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал (объект, для утверждения человеческой власти и свободы. В ХХ встало очевидно, что техногенная цивилизация помимо несомненных позитивных проекций (повышение производительности труда, улучшение образа жизни, рост образовательного уровня) несет в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологический, и культурный кризисы, создание средств массового уничтожения и т. д. В зависимости от аксиологических акцентов в современной философии техники выделяют два основных подхода техницизм и антитехницизм. Техницизм Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.)рассматривает науку и технику в качестве основных двигателей социального прогресса (фактически понятия социального и научно-технического прогресса здесь отождествляются, полагая, что со временем сих помощью будут решены все общественные коллизии и проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информационного общества) и технократизма (теории, согласно которым власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса. Антитехницизм (НА. Бердяев, Л. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др) видит в технике и технической рациональности основную угрозу для социального и культурного прогресса. Техника подчинена утилитарно-прагматическому отношению к природе и к человеку, значимость которых определяется лишь их функциональным статусом в обеспечении непрерывной работы конвейера. Возникая как средство усиления человеческих возможностей, в современных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мега- машины. Перспективы прогресса техногенной цивилизации, согласно этой стратегии, сопряжены с последовательным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей. 10.2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности Понятие техногенной цивилизации, как правило, отождествляется с понятием западной цивилизации, исходя из региона ее возникновения. Техногенная цивилизация оформляется с XVI-XVII вв. и определяется в качестве особого типа социального развития и особого типа цивилизации, согласно В. С. Степину, существенными признаками которой являются – приоритет науки, техники и технологий – ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества – культивируется идеал деятельностно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир – установка на отношение господства / подчинения к миру природы или миру людей – прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему – увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей и др. Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты, что оценивается не всегда положительно, поскольку техносфера стала мощным фактором подавления биосферы. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы. Под глобальными проблемами понимают такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и отрешения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно – наличие планетарного характера – угроза деградации и гибели всего человечества – коллективная солидарность государств и общественных движений людей для их разрешения быстрое реагирование и эффективное решение глобальных проблем и др. Глобальные проблемы классифицируют по сферам их проявления (см. табл Таблица 15. Взаимодействие общества и природа Взаимодействие между социальными общностями Взаимодействие человека и общества Экологические проблемы охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение Социально-политические проблема войны и мира и механизмы ограничения военных ресурсов Социально- экономические проблемы экономического отставания, преодоление нищеты, ликви- Демографические проблема роста народонаселения Медицинские (проблема здравоохранения, продолжительность жизни, инфекционные заболеваний Социально-культурные проблема образования, со космоса и мирового океана и др) дация бездомности, улучшение качества жизни и др) хранение национального культурного наследия Исследование причин такого масштаба связано с возникновением уже в х гг. ХХ в. ряда международных, государственных и неправительственных организаций (например таких, как Институт проблем будущего, Институт наблюдений за состоянием мира и др. Однако скрупулезный анализа также усиление внимания общественности к глобальным проблемам связан с деятельностью Римского клуба (1968), его манифестом о коллективной глобальной ответственности А. Печчеи. Человеческие качества. Под эгидой данного клуба были представлены такие, например, доклады, как Пределы роста , Человечество на перепутье, Пересмотр международного порядка, За пределами века расточительства (Дж. У. Форрестер, Д. Л. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Я. Тинберген, Э. Ласло и др, основной смысл которых выражен предельно лаконично истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера Поэтому идеи, изложенные в этих докладах, сегодня рассматриваются в роли теоретической базы глобалистики. Именно уже в рамках деятельности этого клуба преследовались цели глобального, а не только регионального в первую очередь, обеспечение безопасности стран ив целом качественного развития мира, решение продовольственной проблемы, контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов и др. В этой связи, в частности, Э. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни Специалисты естественнонаучного и социально-гуманитарного профиля, которые осмысливают причины глобальных проблем и предлагают способы их разрешения, полагают, что они – следствие приоритета научной и технической системы ценностей, веры в их прогрессирующую роль в обеспечении социального порядка, повышении уровня благосостояния людей, их интеллектуального развития и т. п. Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе – от природы как естественной среды обитания человека от культуры как мира его духовных ценностей, людей друг от друга, и др. В конечном итоге, это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходу к новому типу цивилизационного развития. Глобальный характер проблем породил разное отношение к науке и технике и перспективам их дальнейшего развития, так называемый технократизм и технопессимизм. Представители первого направления отдают приоритет научно-техническому прогрессу и его влиянию на жизнь социума (Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др. Вторые – природу и масштабы глобальных проблем связывают с научно-техническим прогрессом и предлагают альтернативные проекты (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен и др, к ним присоединяются движение зеленых, «антиглобалисты» и др. 10.3. Процессы глобализации в современном мире Глобализацию от лат. «globe» – Земной шар) определяют как процесс увеличения экономической взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их национальных рынков, услуги капиталов, активной миграции людей и движения информационных потоков за пределы национальных границ. Понятие глобализации введено в научный лексикон в середине х гг. и достаточно быстро получило широкое распространение, несмотря на то, что у него нет четкой, однозначной дефиниции и оно носит дискуссионный характер. Глобализация понятие достаточно широкое, оно включает в себя не только экономическую, но и неэкономические сферы – культурное и научно-техническое сотрудничество между странами, международный туризм, мировую информационную сеть Internet и др. Анализ этого современного феномена привел к формированию междисциплинарной области научных исследований под названием «глобалистика», которая связана с выявлением сущности, характера, причини перспектив развития процессов глобализации. В широком смысле данным понятием обозначают систему научных, философских, культурологических и прикладных исследований глобализации и глобальных проблем, как на региональном, таки международном уровнях. В качестве наиболее авторитетных концепций, анализирующих процессы глобализации на современном этапе, можно указать следующие – Ф. Факуяма Конец истории, З. Бжезинский (Великая шахматная доска, И. Валлерстайн (Конец знакомого мира. Социология XXI в, С. Хантингтон ( Столкновение цивилизаций, У. Бек (Общество риска. На пути к другому модерну, Р. Робертсон (Социальная теория и глобальная культура, В. Иноземцев (Расколотая цивилизация наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции, А. Панарин (Информационная война и геополитика, А. Уткин (Американская империя) и др. В литературе выделяют три этапа глобализации, подчеркивая тем самым, что она не является чем-то принципиально новым I этап с 1870 по 1914 гг. – в это время увеличились доля экспорта, сумма иностранных инвестиций, миграция населения, т.к. значительная часть людей из Европы переместилась в страны Нового света, а из Индии и Китая в малонаселенные соседние страны. Мировые войны ХХ в. приостановили данный процесс и вернули его к начальной точке. II этап сдох гг. (правда, глобализация коснулась только развитых стран) обозначился быстрый рост торговых и инвестиционных потоков между государствами Европы, Северной Америки и Японии. При этом экономический разрыв между развитыми и развивающими странами увеличивался. III этап с х г. и продолжается по настоящее время, и обусловлен новыми техническими возможностями, обеспечивших 1) снижение стоимости международных перевозок, связи и финансовых расчетов, следствием чего стало размещение разных этапов производственного процесса в других странах 2) отмену государственных ограничений на импортные квоты, ввоз товаров из-за рубежа и др. Все это способствовало расширению круга участников глобализации, т. кв нее включились Китай, Индия, страны с населением в 3 млр. В тоже время развивающиеся страны, которые не смогли вписаться в данный процесс, снизили темпы экономического роста. Наряду с экономическими предпосылками, существуют и другие 1) политические крах социальных режимов, переход от биполярного к монополярному миру, ориентация на демократические ценности и нормы и др 2) социальные (миграция населения 3) культурные интернационализация ценностей и жизненных стратегий поведения, массовизация и американизация культуры и др. В сложной ситуации оказались и страны с переходной экономикой (постсоветские государства, т. кони былине готовы к международной конкуренции. Их население также оказывается в зависимости от глобализации, которая диктует свои правила смену квалификации из-за переноса производств в другие страны, повышение производительности труда и изменение степени его интенсивности и др. Все это порождает «антиглобализм», который пытается остановить закономерный процесс мировой интеграции, прежде всего, в сфере экономики Фундаментальной проблемой в условиях тотальной глобализации является проблема национальной и культурной самоидентификации, сохранения своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев, механизмов трансляции исторического опыта народа и т. д. Под самоидентификацией понимают процесс отождествления человеком самого себя с определенной группой или общностью на основе установления общих ценностей. Культурная самоидентификация представляет собой осознание человеком факта своей принадлежности к определенной культуре. В этом смысле в современной литературе отмечается и тенденция к локализации, ориентированной в значительной степени на противостояние глобализацион- ным процессам, на сохранение относительной автономии различных социальных общностей и стран. ЛИТЕРАТУРА |