Главная страница
Навигация по странице:

  • __________________________________________________________________ ТЕМА 8 Философия науки

  • 8.3. Научное познание и его специфика

  • разграничения Обыденное познание

  • Теоретический Метатеоретический

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    7.5. Проблема истины Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности. Вместе стем, как определить достоверность наших знаний Этот вопрос по-своему конкретизируется в различных познавательных формах, однако наибольшее значение проблема определения истины и ее критериев имеет для форм теоретического познания (философии и науки. Классическое определение истины восходит еще к Аристотелю, для которого истина – это соответствие (корреспонденция) знаний действительности. Возможность такого соответствия обеспечивалась следующими аргументами а) существует объективный мир, независящий от психологических установок субъекта б) есть однозначное соответствие между предметом и его образом (сознание – это отражение объективных явлений в) заблуждения и предрассудки преодолеваются посредством согласования мышления с опытом (эмпиризм, либо с помощью логической проверки самого мышления (рационализм. Соответственно для классической (корреспондентской) концепции истины мир познаваем, а истина существует как объективно-всеобщее, логически непротиворечивое и абсолютное знание. Начиная с И. Канта, философия приходит к выводу, что объект познания всегда скорре- лирован с познавательными возможностями и интересами субъекта, а истина описывает не столько объективное положение дел, сколько сферу человеческой субъективности, учитывая
    динамизм которой проблематично говорить о вневременном и абсолютном характере истинных знаний. Особую роль в девальвации корреспондентской теории сыграл также кризис в физике к. XIX – нач. XX в, разрушивший веру в объективно нейтральный по отношению к субъекту статус физической реальности (теория относительности, квантовая физика. В неклассической философии, с одной стороны, были предприняты попытки трансформации теории корреспонденции к новой интеллектуальной ситуации (марксистская концепция и семантическое определение истины А. Тарского), с другой стороны, оформляются новые неклассические концепции (когерентная, конвенционалистская, прагматическая, феноменологическая. Марксистская концепция говорит об объективном содержании наших знаний, которые одновременно субъективны по форме, поскольку познающий субъект всегда ограничен своим собственным кругозором и уровнем развития знаний на данный момент времени. Следовательно, истина исторически конкретна, нов каждой относительной истине есть элемент абсолютной. Критерием соответствия наших знаний действительности является практика, те. возможность на основе полученных знаний преобразовывать природу, достигая при этом ожидаемых результатов. Семантическое определение истины А. Тарского настаивает на необходимости сохранения таких критериев истины, как ее предметная адекватность и логическая непротиворечивость. Предметная адекватность достигается констатацией ситуации в форме объектного языка, истинность которого, в свою очередь, проверяется его переводом на формализованный метаязык. Достижение логической непротиворечивости истины возможно лишь на уровне метаязыка, анализ которого, однако, предполагает наличие дополнительного «метаметаязыка», итак до бесконечности. Когерентная (от лат. cohaerentia – связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап и др) делает акцент исключительно на логической непротиворечивости знания как критерии истины. Если ту или иную теорию можно редуцировать к системе взаимосогласованных логических высказываний, следовательно, она является истинной.

    Конвенционалистская (от лат. convention – соглашение) концепция (А. Пуанкаре, Т.
    Кун, П. Фейерабенд и др) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой. Прагматическая концепция (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи др) переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыденно-практического мышления. Истина здесь – все то знание (даже заведомо ложное, которое, придавая уверенность, обеспечивает успехи практическую эффективность человеческих действий. Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др) также индивидуализирует истину, говоря о ней как о факте сознания, всегда конкретно- личностно конституирующего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько сознанием, сколько с пониманием, в контексте которого интегрируются когнитивные, аксиологические и проективно-творческие характеристики человеческого опыта. В отличие от классики, неклассическая философия релятивизирует истину, рассматривая последнюю как зависимую от субъекта, его практических и ценностно-мировоззренческих интенций, от языка как универсального познавательного средства. Говоря о невозможности абсолютной истины, неклассика одновременно преодолевает и классическую оппозицию истина – заблуждение, предпочитая использовать такие понятия, как степень истины, правдоподобие, вероятность и т. п. Учитывая динамичность и сложность современной реальности (в особенности социальной, истина на сегодняшний день конкретизируется в дополнительности разных подходов и точек зрения. В контексте постнеклассической философии проблема истины фактически переносится из гносеологии в социально-политический дискурс. Истина (в том числе научная) понимается как элемент идеологии, где к претензиям на исключительное право обладания истиной
    следует относиться весьма иронично. Максимально релятивизируя истину (всякая позиция имеет право на существование, постмодерн, однако, предлагает считать истинным то знание, которое способствует сглаживанию социального напряжения и конфликтов и достижению согласия (консенсус-теория истины – Ю. Хабермас, КО. Апель, Р. Рорти и др.

    __________________________________________________________________ ТЕМА 8 Философия науки
    8.1. Понятие науки и ее основные функции
    8.2. Генезис науки и основные этапы ее развития
    8.3. Научное познание и его специфика
    8.4. Структура научного познания
    8.5. Этика науки и социальная ответственность ученого
    8.1. Понятие науки и ее основные функции Наука
    – это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как 1) система достоверных знаний о различных сферах мира 2) деятельность по производству таких знаний 3) социальный институт. В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания. Как особый вид познания наука предстает в виде активной целенаправленной деятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Она создает тем самым совершенно особую реальность – мир теоретических образов. Будучи социальным институтом наука предполагает наличие системы специальных учреждений (академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т. д, профессиональных коллективов и специалистов, различные формы коммуникации между ними (научные издания, конференции, стажировки и т. д. Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование.
    Наука как важнейший компонент современного обществаиграет огромную роль в его функционировании и развитии, которая проявляется в следующих ее основных функциях

    культурно-мировоззренческой – наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки непосредственной производительной силы – все достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания социальной силы – наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности.
    8.2. Генезис науки и основные этапы ее развития В истории науки выделяют два этапа ее развития преднауку и науку в современном значении этого слова. В преднаучной фазе познание направлено, главным образом, на освоение
    явлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практическом опыте. В наиболее яркой форме она проявилась в странах Древнего Востока – Египте, Вавилоне, Китае. Для этой формы освоения мира характерно наличие ряда достоверных знаний о реальности например, в Древнем Китае задолго до нашей эры умели рассчитывать периоды солнечных и лунных затмений. Вместе стем, в преднауке знание выступает результатом лишь индуктивного обобщения практического опыта. Оно существует преимущественно на эмпирическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематичность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения. Для научного знания характерно – в отличие от преднауки – следующее оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления. Оно выражается как на эмпирическом, таки на теоретическом уровнях, направлено на поиск сущности не совпадающей с явлением. Научное знание рационально, носит обобщенный и обоснованный характер, используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового.
    В соответствии с этими критериями можно определить возраст науки
    1) как форма знания наука возникла в Древней Греции (VI-V вв. дон. э) – в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели теоретическую форму (прежде всего в математике
    2) Как специализированная профессиональная деятельность и социальный институт наука в ее современном понимании) она оформляется в XVI-XVII вв., когда происходит становление математического и экспериментального естествознания. В этот период наука завоевывает автономное социальное пространство, обусловленное развитием капиталистической экономики, децентрализацией власти, религиозной реформацией, обеспечившей санкцию на развитие научной деятельности. В это время в Европе возникают академия Линчеи Италия, 1603 ), Лондонское Королевское общество (1660 ), Парижская академия наук (1664 г, Берлинское научное общество (1700 ) и др, ученые объединяются в научные сообщества, создаются научные школы. Возникают и формы научного общения в виде письменной или устной коммуникации – на смену письмам к друзьям, в которых излагалась научная информация, пришли книги, статьи, позднее научные журналы, хрестоматии, справочники, энциклопедии, учебники. Сегодня – это мировая информационная сеть, отличающаяся оперативностью, адресностью, обратной связью и т. д.
    В развивающейся науке (прежде всего – естествознании) можно также выделить три этапа, различающихся типом рациональности знания (под научной рациональностью понимают соответствие нормативной методологии, принятой научным сообществом, и наиболее значимым культурным ценностям.
    Классическая наука (XVII – конец XIX) считала, что содержание научного знания определяется исключительно природой изучаемого объекта, его законами и свойствами. Подобная рациональность сформировалась на основе законов классической механики и до сих пор вполне приемлема для изучения сравнительно простых систем. Неклассическая наука (конец XIX – первая половина XX вв.) сложилась на основе вероятностных представлений новой физики (в первую очередь – квантовой. В рамках ее рациональности осознается, что содержание научного знания определяется не только самим объектом, но и спецификой методов его исследования. Данный тип рациональности является сегодня ведущим при изучении так называемых больших систем, включающих значительное количество элементов и сложную совокупность отношений между ними.
    Постнеклассическая наука возникает в последнюю треть XX в) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гуманитарных факторов в развитии и функционировании современной науки. Особенно значимо это обстоятельство для исследования наиболее сложных, саморазвивающихся систем (например экологических) итак называемых «челове- коразмерных», те. включающих человека, коллективы людей, общество в целом. В этом
    случае научная рациональность вынуждена учитывать не только методы научного познания, но и специфику ценностных факторов, так или иначе влияющих на профессиональную деятельность ученого
    8.3. Научное познание и его специфика
    Научное познание сравнивается обычно с повседневным (обыденным, что позволяет выявить особенность исследовательской деятельности человека и зафиксировать ее существенные параметры. Основные различия между этими видами познания могут быть представлены в следующей таблице.
    Критерии

    разграничения
    Обыденное познание

    Научное познание Субъект познания Любой человек, обладающий житейским опытом и здравым смыслом Специалист, профессионально подготовленный человек, обладающий особыми знаниями и умениями Объект познания Предметы повседневной практики и материального производства Законы действительности. Объекты, которые могут быть освоены не сегодняшней, а будущей практикой Способ познания Практическая деятельность с реальными объектами, не использующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке Особый вид практики (научный эксперимент) и мыслительная деятельность с идеальными объектами, использующая специальные методы познания и выражающая свои результаты с помощью искусственного языка Результат познания Обыденное знание, не обладающее принципиальной новизной и ограниченное внешними сторонами вещей Научное знание – принципиально новое знание о внутренних существенных свойствах вещей и явлений и законах их бытия.
    8.4. Структура научного познания Структура научного исследования (и, соответственно – научного знания) может быть представлена, прежде всего, следующими уровнями эмпирическим, теоретическими ме-

    татеоретическим. Каждый из указанных уровней отличается спецификой используемых им методов и соответствующей целостной методологией. Под методом обычно понимают совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методологию науки в предельно узком смысле слова можно определить как систему всех методов, применяемых научным сообществом для решения исследовательских задач в широком
    – как учение о методах.
    Специфика этих уровней видна из предлагаемой таблицы Критерии Эмпирический уро-

    Теоретический
    Метатеоретический

    разграничения
    вень уровень уровень Предмет исследования Внешние свойства и связи объектов Внутренние существенные связи и законы Общие характеристики объектов науки и способов их познания Средства и методы исследования Практические операции с объектом с помощью методов наблюдения, эксперимента, измерения, сравнения Опосредованное изучение объекта путем мысленного эксперимента, идеализации, формализации, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Дисциплинарная и философская рефлексия Результат исследования (формы знания) Эмпирические понятия, эмпирические факты, эмпирические зависимости, эмпирическое описание, Идеальные объекты, проблемы, гипотезы, теории Научные картины мира, Идеалы и нормы науки, Философские основания науки
    Названным структурным компонентам научного исследования могут быть даны следующие рабочие определения Эмпирический уровень Определения Методы
    1. Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое изучение объекта, в процессе которого формируется знание о его внешних свойствах и связях. Виды – прямое непосредственно имеет дело с изучаемым объектом) и косвенное (с помощью технических средств) наблюдение
    2. Сравнение
    – процедура, направленная на установление сходства и различия между изучаемыми объектами по существенным признакам. Виды - непосредственное и опосредованное (через третий объект как эталон
    3. Измерение
    – познавательная операция, входе которой определяется численное значение некоторой величины посредством единицы измерения. Виды – прямое и косвенное (величина определяется математическим способом на основе величин, полученных прямым способом) измерение.
    4. Эксперимент – активное исследование объекта, входе которого он воспроизводится искусственно или ставится в контролируемые условия. Виды – натурный операции с реальным объектом) и модельный изучение материальной модели объекта поисковый (направленна сбор новой информации об изучаемой области) и проверочный ориентированна подтверждение или опровержение теоретического предположения. Формы знания
    1. Эмпирический факт – фиксация того или иного отдельного свойства, события
    2. Эмпирическая зависимость – знание, отражающее определенные связи между фактами в той или иной группе явлений
    Теоретический уровень Определения Методы Мысленный эксперимент – логические операции с идеальными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента
    2. Идеализация – операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели
    3. Формализация – способ построения абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем (формул, графиков и т.д.);
    4 Восхождение от абстрактного к конкретному – процедура синтеза отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта
    5. Аксиоматический – способ логического вывода теоретических положений из некоторых базисных утверждений, принимаемых без доказательства (постулатов, аксиом
    6. Гипотетико-дедуктивный – метод логического вывода из некоторой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых затем опытной проверке
    7. Историко-логический – способ изучения эволюции объекта, направленный на выявление как специфики процесса (исторический аспект, таки его закономерностей, логики процесса (логический аспект. Формы знания
    1. Проблема – вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании
    2. Гипотеза – вероятностное знание об изучаемом объекте, истинное значение которого не установлено
    3. Теория
    – достоверное знание о сущности и законах исследуемого объекта, выполняющая объяснительную и предсказательную функции.
    Метатеоретический уровень исследования вырабатывает обобщенное знание об объектах и способах их исследования и включает предметный (знание об исследуемом предмете) и рефлексивный знание о способах исследования) аспекты. В широком смысле термин мета- теоретический означает предпосылочное знание, те. ту интеллектуальную среду, в которой функционирует профессиональное научное знание и разворачивается теоретическая деятельность ученого. В узкой трактовке метатеоретические знания сводятся к так называемым основаниям научного поиска
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта