Главная страница
Навигация по странице:

  • _________________________________________________________________ ТЕМА 7 Теория познания

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    6.9. Социокультурная размерность сознания Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Идея о социокультурной размерности сознания рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности своеобразной гносеологической робинзонады, те. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление чистого разума, выступающего в качестве универсальной характеристики бытия как такового, либо как первоначальная (чистая доска, заполняемая природой в процессе индивидуального опыта. Преодоление классического принципа созерцательности мышления осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, по Марксу, является идеология. Идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу, определяется Марксом как ложное сознание, поскольку она закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и интерпретации действительности. Зеркало сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени, а индивидуальное сознание оказывается возможным лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Начатая Марксом критика идеи чистого сознания была продолжена в рамках герменевтической концепции Х. Г. Гадамера. Протестуя против классической установки на очищение сознания от устойчивых социальных стереотипов, Гадамер предпринимает попытку реабилитации культурных предрассудков, формируемых традицией и образованием. Предрассудки, сего точки зрения, составляют ту необходимую структуру сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и границы человеческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь непросто консервативным фактором ложного сознания, но единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. При этом о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рацио- нально-дискурсивному. Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это язык. Язык – это система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям (Ф. Соссюр). Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Неслучайно, что неклассический дискурс характеризуется переходом от философии сознания к философии языка. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации. Язык является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможны лишь через призму языка. Посредством языка осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие и корреляция Я с социальной действительностью. При этом правила подобной корреляции диктуются языком, а конкретнее, языковой игрой (Л. Витгенштейн) как отдельной целостной системой коммуникации, подчиняющейся своим внутренним правилами соглашениям. Язык при этом выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая многообразные языковые игры и ситуации. Вместе стем, акцент на языке как исключительном средстве изучения сознания, сделанный в философии ХХ в, едва ли является правомерным. Помимо вербализованного, аб- страктно-логического, человеческое сознание базируется на образно-ассоциативном типе мышления, феномены которого лишь постфактум переводятся в вербальную форму. Невозможность адекватной реконструкции опыта сознания средствами языка способствовала переориентации философии к. ХХ в. на идею текста. В отличие от языка, текст не связан единой структурой, но существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. Возникновение личностных смыслов при этом происходит в ситуации столкновения
    разных интерпретаций, каждая из которых отсылает к уже известному культурному дискурсу, но, соединяясь в новом пространстве, порождает уникальность индивидуальной интерпретации и опыта.

    _________________________________________________________________ ТЕМА 7
    Теория познания
    7.1. Гносеология как учение опознании. Проблема познаваемости мира основные гносеологические стратегии
    7.3. Субъект и объект познания
    7.4. Структура познавательного процесса
    7.5. Проблема истины
    7.1. Гносеология как учение опознании Гносеология (греч. gnosis – познание, logos – учение) – теория познания – философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. Сам термин появляется только в 1832 г, вместе стем гносеологическая проблематика представлена на всех этапах развития философии. В античности она кристаллизуется в оппозиции знания (эпистемы) и мнения (доксы), где знание мудреца как теоретически-универсальное и логически непротиворечивое противопоставляется пристрастному и изменчивому мнению толпы. Вместе стем. природа знания здесь подчинена объективному порядку космоса, а гносеология растворена в онтологии. Центральной гносеологической оппозицией средневековой философии становится проблема соотношения разума и веры как гарантов истины. Схоластика уже исследует вопросы об источниках и методах познания, однако в целом гносеология подчинена теологии, где разум и вера определяют разные способы отношения к Богу и сотворенному им миру. Дисциплинарное оформление гносеологии происходит в Новое время, когда возникает ее базовая субъект-объектная оппозиция и акцентируется задача определения источников и условий достоверности человеческих знаний. Классическая гносеология ориентирована на наукообразный идеал истины, которая универсальна, неизменна и абсолютна. Ее гарантом выступают сущностные закономерные связи природной действительности (объекта. При этом познающий эти связи субъект должен сохранять научную объективность, те. быть свободным от предрассудков, диктуемых традициями или авторитетом, от психологических пристрастий, от произвольного вмешательства в естественный порядок вещей. Он постулирует себя как незаинтересованный нейтральный наблюдатель, открывающий истину посредством чистого разума. Неклассическая гносеология исходит из коррелятивной взаимосвязи субъекта и объекта познания. Результат (истина) может меняться в зависимости от точки наблюдения или используемых при этом средств. При этом субъект никогда не является чистым разумом, он всегда интегрирован в определенный социокультурный контекст, мировоззренческие горизонты которого определяют его познавательные интересы и возможности (наиболее очевидно подобная социальная ангажированность субъекта отличает социогуманитарное познание. Соответственно, истина имеет не абсолютный, а исторически изменчивый и релятивный характер, при этом в равной степени на нее может претендовать не только наука, но и другие формы познавательной деятельности. Для развития гносеологии центральными стали следующие проблемы познаваемости мира субъекта и объекта познания структуры познавательного процесса истины и ее критериев.
    Решение этих проблем предполагает ответ на вопрос о том, что такое познание ив каких формах оно реализуется. Познание – это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Исходными предпосылками познавательной деятельности выступают а) наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности б) существование познающего эти связи человека, наделенного мышлением, благодаря которому он способен воспроизводить сущностные характеристики мира. Являясь духовной деятельностью, познание одновременно обусловливает особый статус человека в Универсуме, поскольку позволяет ему на основе полученных знаний преобразовывать природу и проектировать свои действия. В качестве универсальной цели и продукта познания выступает совокупность достоверных знаний об объекте. Будучи переходом от незнания к знанию, познание начинается с постановки проблемы (осознания незнания, последующего ее анализа с помощью познавательных процедур и методов, завершаясь получением нового знания, которое одновременно очерчивает новый круг проблем (незнания. По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано на решение конкретных жизненных ситуаций (свою максимальную кристаллизацию оно находит в обыденном познании на понимание устойчивых сущностных связей и характеристик мира, лежащих заграницами наличной житейской практики (теоретическое познание, религиозное, мифологическое на собственный духовный опыт (самопознание. Соответственно, познание реализует себя в самых различных формах, отличающихся своим функциональным предназначением в культуре, спецификой языка и используемых средств, характером получаемого знания. В качестве основных форм познания выделяют обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
    7.2. Проблема познаваемости мира основные гносеологические стратегии Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей. В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм. Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Он характерен для преимущественного большинства философских концепций от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть. Под последней при этом понимается соответствие знаний действительности, где познание в целом корректно отражает существующий реальный порядок природы. Возможность временных ошибок или заблуждений не умаляет безграничных способностей разума в познании, ориентированного на постоянный прирост знаний и их прогресс. Агностицизм греча отрицание, gnosis – знание) говорит о принципиальной непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а, следовательно, не может судить об объективном положении дел. Д. Юм, абсолютизируя чувственный опыт как источник познания, рассматривает истину лишь как привычный ряд ассоциаций, легко опровергаемый первым же исключением из общего правила. Согласно И. Канту, объективный мир существует как мир «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями разума, трансцендентальные основания которого обеспечивают возможность науки. В обоих случаях истина никоим образом не выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, ноне в мире, существующем вне и независимо от нас.

    Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Кредо античного скептицизма (Пиррон, Секст Эмпирик) состояло в воздержании от суждения, поскольку любому аргументу можно противопоставить контраргумента человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов и т. п. Впоследствии скептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины (например, религиозной для французских просветителей. Современный скептицизм (Р. Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную. Субъект и объект познания

    Субъект-объектное отношение выступает в качестве базовой структуры познавательной деятельности. В гносеологии субъект – это человек как носитель познавательных способностей, разума объект – фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Принято различать объект и предмет познания, где предмет – понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
    Конституирование субъект-объектной оппозиции происходит в новоевропейской философии, что было обусловлено потребностями формирующегося естествознания и необходимостью решения вопроса обоснованиях познания и критериях его достоверности. Каким образом отдельный, ограниченный в своих возможностях человек может претендовать на объективность и всеобщность открываемых им истин В рамках классической гносеологии оформляются два основных подхода к решению этой проблемы объектно- натуралистический и субъектно-рефлексивный.

    Объектно-натуралистический подход (Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др) отталкивается от объекта как источника и основания познавательной деятельности. Объективная реальность воздействует на наши органы чувств, при этом познание, если оно не искажено заблуждениями и предрассудками, выступает как зеркальное отражение действительности. Достоверность знаний подтверждается их опытной проверкой, те. также через их соотнесение с объектом. В качестве гаранта всеобщности истины здесь выступает природа, единые законы организации которой обеспечивают и единообразие чувственного опыта как источника познания, и универсальность научных знаний.

    Субъектно-рефлексивный подход (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Гегель и др) акцентирует творческий статус субъекта, разум которого выступает в качестве наиболее достоверного и безусловного начала познания. Универсальные научные законы (например, математические) не могут быть выведены из ситуативности опыта. Знание общего предшествует ин- дивидуально-конкретному чувственному опыту и организует его. Всеобщность рациональных истин обеспечивается единой природой идеальных оснований сознания, понятых либо как врожденные идеи (Декарт, либо как трансцендентальные формы и категории (Кант,
    Гегель). Проверка истины осуществляется посредством рациональной рефлексии над полученными знаниями.
    В целом для классической гносеологии характерно а) жесткая демаркация субъекта как носителя разума и объекта, никоим образом от этого разума независящего б) установка на зеркальность отражения, обеспечиваемая последовательным очищением сознания от предрассудков в) созерцательность (субъект только наблюдает объектно не вправе воздействовать на него.
    Неклассическая гносеология отличается следующими позициями а) объект скоррелиро- ван с познавательными установками субъекта, зависим от точки наблюдения, используемых познавательных средств б) невозможность субъекта как чистого разума, он всегда интегрирован в определенный социокультурный контекст, обуславливающий специфику его познавательного интереса и возможностей в) творческий статус субъекта по отношению к объекту, где достоверность познания обеспечивается практической эффективностью знаний. В контексте неклассических интерпретаций субъект-объектного отношения можно выделить социально-практическую, лингво-семантическую и гуманитарно-диалогическую стратегии.

    Социально-практическая модель (марксизм) рассматривает объект познания как элемент общественно-исторической практики, которая выступает основой, целью и критерием познавательной деятельности. Соответственно, объект детерминирован практическими интересами общества, субъект возможен только как социально-историческая единица, а эффективность деятельности определяет действительную интеграцию субъективного и объективного начал.

    Лингво-семантическая стратегия (аналитическая философия) делает акцент на языке как универсальном познавательном средстве, опосредующем отношения между субъектом и объектом. Преодолевая классические представления о нейтральности языка в познании, аналитическая философия рассматривает его как основной фактор определения значения объекта, где логическая корректность языковых высказываний одновременно выступает критерием истинности научных знаний.

    Гуманитарно-диалогическая стратегия (феноменология, герменевтика) ориентирована на исследование специфики субъект-объектной связи в социально-гуманитарном познании. В отличие от естествознания, в качестве объекта здесь выступает социальный или личностный опыт, имеющий субъектную природу. Невозможность познавательного нейтралитета в постижении субъектной реальности усиливается принципиальной зависимостью самого исследователя от ценностно-мировоззренческих установок своего времени. Познание при этом выстраивается как диалогическое соединение двух или более исторически конкретных позиций (текстов, обуславливая полифоничность интерпретаций и истин.
    Постнеклассическая философия во многом развивает герменевтический проект множественности интерпретаций. Говоря о смерти субъекта как носителя унифицированной логики разума, она предпринимает попытку встречной реабилитации объекта. Просвещенче- ский проект тотального подведения действительности под диктат научной рациональности в к. ХХ в. привел к тому, что объект начинает мстить, заявляя о себе в форме тех или иных кризисов или оппозиций. Одновременно сам субъект оказывается растворен во внешних, от его воли и разума независящих процессах. Субъект-объектная оппозиция характеризуется при этом своеобразным челночным переходом субъекта в объект и обратно, изменяя расстановку акцентов в зависимости от конкретной ситуации.
    7.4. Структура познавательного процесса Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осуществляется познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологическом, религиозном, художественном, философском, научном. В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня чувственный и рациональный. Чувственное познание характеризуется а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, таки от состояния организма в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов. В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. Ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п. Ощущения являются исходным строительным материалом для познания действительности, представляя собой одновременно сложнейший психический процесс, в котором интегрируются как объектные (предметные, таки субъектные (ин- формационно-аналитическая работа нервной системы и мозга) характеристики. Восприятие – целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интегральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда непросто как цвет или запах, но как конкретное целостное образование. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды. Представление – воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта сними. Представление может строиться на основе памяти или воображения. Оно обусловлено предшествующим перцептивным опытом, нов свою очередь, является предпосылкой всякого конкретного восприятия, основанного на механизме узнавания воспринимаемого объекта. Вместе стем в отличие от восприятия, существующего только в настоящем, представление связывает все три временные проекции, причем творческая проективность представления (как воображения) позволяет сознанию отвлекаться от непосредственности чувств и переходить на уровень рационально-понятийного мышления. Рациональное познание отличается а) постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концеп- тов б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания в) опосредованностью языком и культурной традицией. Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосочетания. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. В качестве логических процедур образования понятий выступают сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Будучи связаны в систему, понятия определяют категориальный строй нашего мышления, сквозь призму которого мы познаем действительность. Суждение – форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания. Устанавливая отношение между понятиями, они констатируют определенное положение дел, выражая одновременно и определенную оценку (да или нет, истинно или ложно и т. п. Со способностью к суждению классическая философия связывала рассудок (суд над опытом) как способность к логическому анализу чувственных данных. Умозаключение – форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения копыту. В классической философии способность к умозаключению являлась уже привилегией разума как рассуждения о сверхопытных (метафизических) связях и основаниях действительности. Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе познания играет интуиция. Интуиция – это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Видимая алогичность интуиции достаточно условна, поскольку ситуации инсайта всегда предшествует необходимый инкубационный период, когда мышление работает над какой-то проблемой. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью рациональных истин. В историко-философской традиции проблема исходных оснований познавательного процесса, как правило, решалась через абсолютизацию одной из его сторон. Рационализм, апеллируя к всеобщности рационального познания, усматривал именно в разуме его источники критерий достоверности, укореняя сам разум либо в идеальных структурах космоса, либо в трансцендентально-всеобщих формах сознания. Эмпиризм и сенсуализм отталкивались от производности разума от чувственного опыта. Человек рождается как «tabula rasa» (чистая доска, на которой природа оставляет свои письмена. Общее знание здесь – это результата индуктивного обобщения данных чувств. Интуитивизм и мистицизм акцентировали интуицию, преодолевающую ограниченность чувств и разума, непосредственно соединяющую человека с истиной и дарующую непросто знание последней, но ее понимание и переживание. Современная философия и психология отталкиваются от идеи системной взаимосвязан- ности всех уровней и элементов познания. Рационально-понятийные схемы всегда конкретизированы в материально-чувственных образах и образованиях чувственное познание никогда не является нейтральным по отношению к действительности, но всегда избирательно и нагружено понятийными языковым контекстом, интуиция в равной мере реализует себя ив чувствах, ив интеллекте, одновременно оказываясь производной от них. Вместе стем очевидно, что для различных форм познания характерен приоритет определенных познавательных механизмов, например, разума для философии, чувств для искусства, интуиции для религии и т. п.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта