Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
Скачать 1.18 Mb.
|
6.4. Социокультурные проекции личности Несмотря на очевидность индивидуального опыта, свою подлинную реализацию Я получает лишь в обществе, которое не только задает шкалу единых культурных ценностей, но и определяет степень уникальности каждой отдельной личности. При этом мера индивидуальности напрямую зависит от ее универсальности чем больше социальных связей и характеристик аккумулирует в своем опыте личность, тем она богаче, ярче и своеобразнее. Механизмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах генетическом, функциональном и телеологическом те. целевом. Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные – описывают основные формы жизнедеятельности человека (деятельность и коммуникацию, а телеологические – его исходные ценностные ориентации, определяющие смысли цели существования. Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Она предполагает две встречные тенденции от общества, транслирующего определенный социально-значимый опыт посредством специальных механизмов и институтов и от самого индивида, готового воспринять и ассимилировать этот опыт. Соответственно, функции социализации а) обеспечение преемственности поколений, целостности исторического развития и интеграции социума или конкретной социальной группы в единую систему б) формирование личности в совокупности ее социально-значимых и индивидуально-психических характеристик. Выделяют первичную и вторичную социализацию, где первичная завершается получением профессионального образования и началом трудовой деятельности, вторичная определяет последующие коллизии человеческой судьбы (профессиональные, семейные, возрастные и т. д. Осуществление социализации может протекать как стихийно (например, в группах сверстников, таки целенаправленно, посредством тех или иных социальных институтов. К основным институтам социализации относятся семья, традиция, образование и СМИ. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность и коммуникация Деятельность – это способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельности, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Типология деятельности обычно выстраивается в соответствии с выделенными структурными элементами. Виды деятельности по объекту материально-предметная (труд, социально-историческая (поведение, духовная (творчество по субъекту индивидуальная, коллективная по целям труд (цели диктуются внешними обстоятельствами, игра (цель в самой игре по средствам физический труд (ручной или механизированный, умственная деятельность. Для описания исторических особенностей человеческого существования особое значение имеют средства деятельности (Маркс К Одна эпоха отличается от другой не столько тем, что производят, сколько тем, как производят. Именно в них преимущественно фокусируется технический уровень эпохи, который, в свою очередь, определяет конкретный стиль жизни и тип личности. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Если деятельность описывает способ отношения человека к объективированной действительности, то коммуникация характеризует сферу межличностных, субъект-субъектных отношений. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуацию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции. Виды коммуникации по природе субъект-субъектной связи а) автокоммуникация (коммуникативные механизмы работы сознания, культурной традиции б) межличностная коммуникация или общение (стихийный, диалогический характер в) публичная коммуникация (непосредственные связи, монологизм, целенаправленно-организованный характер г) массовая коммуникация (опосредована СМИ, ориентирована на массового потребителя, институционально-организованный характер, монологизм); по целям (Ю. Хабермас): инструментальная (Другой как средство) и коммуникативная Другой как цель) стратегии по средствам (Г. Маклюэн): аудиокоммуникация (доиндустриальные общества и общинный тип связей видеокоммуникация (индустриальные общества, галактика Гут- тенберга», обеспечившая возможности как автономизации личности, таки ее тиражирования, омассовления); синтетическая коммуникация (постиндустриальная культура, СМИ и Интернет как прообраз глобальной деревни, соединение аудио- и ви- деоэффектов, индивидуализации личности и ее новых форм причастности Другому. Вместе стем очевидно, что идеализация Интернета как нового средства коммуникации едва ли правомерна. Как и книгопечатание, он будет способствовать не только новым человеческим возможностям, но и новым проблемам, среди которых не последнее место займет дефицит реального, а не виртуального общения. 6.5. Проблема сознания в философии Сознание – сущностная характеристика человека, связанная сего способностью к осмыслению (те. постижению, переживанию и проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта. Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского и научного анализа. Являясь наиболее очевидным фактом нашего бытия, оно одновременно неуловимо для внешнего наблюдения, где принципиальная ненаблюдаемость сознания, его ненаходимость в предметной действительности задает естественные трудности для теоретической реконструкции. При этом попытки объективировать опыт сознания и исследовать его через внешние факторы (язык, поведение и деятельность, мозг, как правило, приводили к нивелированию его сущностного уникально-личностного контекста. Реконструкция феномена сознания в философии возможна лишь при его соответствующей соотнесенности с фундаментальными метафизическими, онтологическими, гносеологическими и социально-философскими вопросами, затрагивающими оппозиции бытия и небытия, материального и идеального, субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. Философия сознания при этом воспроизводит общий путь европейской метафизики, переходя от идеи субстанции копыту субъекта, а от него к феноменам существования и социальности. Соответственно, на сегодняшний момент можно говорить о выделении следующих основных парадигм философии сознания субстанциальной, функциональной, экзи- стенциально-феноменологической и социокультурной. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель и др, рассматривавшая идеальные начала в качестве первосущности (субстанции) мира. Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разумна структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых конституируются сущностные свойства объектов, определяют его содержание. Функциональная модель (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Гартли, КА. Гельвеций, Д. Дидро, Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт, В. И. Ленин, Д. Армстронг, Х. Патнем, Р. Рорти и др) интерпретирует сознание как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих ничего идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а субъективным отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. Возникновение общих идеальных понятий образуется за счет индуктивного обобщения чувственных данных. Экзистенциально-феноменологическая концепция Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.)делает акцент на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда сознанием о …», его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Преодолевая созерцательность классических моделей, феноменология наделяет индивидуальное человеческое Я активным конституирующим статусом. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смысла) действительности, где смысл как со- мысль»связан не столько сознанием, имеющим внешний по отношению к человеку источник, нос индивидуально-личностным пониманием, исходящим из самого человека и его экзистенциальной ситуации. При этом сознание не редуцируемо к разуму, но осуществляется как динамическая целостность рефлексивных и дорефлексивных слоев, как поток мыслей, чувств, ассоциаций, как единство внутреннего и внешнего. Определенной альтернативой экзистенциально-феноменологической стратегии в современной философии стала социокультурная парадигма интерпретации сознания, рассматривающая последнее как производное от общественного бытия и общественного сознания марксизм, социальных коммуникаций и взаимодействий (символический интеракционизм), языка и дискурса (структурализм. Генетически и функционально сознание здесь оказывается обусловленным коллективным опытом, который в своей совокупности образует особую интегративную целостность, превосходящую индивидуальность и подчиняющую ее новым формам объективности, коренящимся уже не в субстанциальности разума или природы, нов истории и культуре. 6.6. Генезис сознания Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Соответственно проблема генезиса (происхождения) сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества ив аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека). Природным основанием появления сознания стало свойство отражения как способность объекта воспроизводить характеристики взаимодействующего с ним объекта. Выступая как информационное отражение, сознание укоренено в этом общеприродном свойстве, представленном на уровнях неживой, живой и социальной материи. Развитие форм отражения в живой природе раздражимость (непосредственная целостная реакция организма на биологически важные (биотические) воздействия чувствительность (непосредственная дифференцированная реакция организма на биотические факторы, возникает в связи сформированием нервной системы и способности к ощущению психика – высшая форма отражения в природе, характеризуемая как адаптационный механизм, обеспечивающий поисковое поведение высокоорганизованных животных в соответствии с ориентацией на биотические и абиотические факторы. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов. Вместе стем сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются 1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии 2) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее) самосознание определяющее возможность выделения себя из внешней среды 4) язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым кор- релятам. Формирование этих особенностей стало возможным благодаря социо- и культурогенезу. У истоков сознания стояла практика, где первичный акт мышления фактически выступает как внутреннее действие»,осуществляемое нес реальными объектами, ас их идеальными проекциями. Специфика доязыковой стадии в эволюции сознания, хронологически совпадающей с периодом антропогенеза (5 млн. – е тыс. лет назад, связана с ее наглядно- действенным характером. Известные архаические культуры иллюстрируют следующую качественную стадию, связанную с образно-символическим восприятием мира и репрезентиро- ванную в моделях мифологического мировоззрения. Переход от мифа к логосу осуществляется в VIII – V века дон. э. и на уровне культурогенеза связан с появлением философии как рационально-теоретического знания, конкретизирующего логико-понятийное мышление. Показательно, что онтогенез сознания в своих основных характеристиках воспроизводит его филогенез. Ж. Пиаже выделяет такие стадии развития интеллекта, как сенсомоторная, связанная с осуществлением непосредственных действий с объектами, дооперационная, где выполняются уже символические действия, и операционная, предполагающая уже возможность сложных комбинаций внутренних действий первоначально с конкретными символами, затем с понятиями. Переход от действия к слову-символу, а затем к комбинаторике понятий, судя по всему, в единой генетической последовательности воспроизводится как на уровне индивидуального развития, таки в истории человечества. 6.7. Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной философии сознания. Основное его открытие – это описание сферы бессознательного как наиболее глубинной и определяющей сферы психики. Разработка психоанализа как теории психики и метода лечения психических заболеваний связана с именем З. Фрейда (1856 –1939). Его первая («топическая») модель психики основана на выделении трех основных уровней сознание, понимаемое как поверхностная структура, объем которой определяется конкретностью восприятия (внимания) и мысли предсознательное, в которое входит то, что на данный момент не осознается, но может быть осознано бессознательное как все то, что качественно альтернативно сознанию и находится за его границами. Говоря о соотношении этих уровней, Фрейд пишет о пространственном и качественном приоритете бессознательного, отличающегося большим разнообразием сюжетов и играющего ключевую роль в психическом опыте, являясь его энергетическим, смысловыми ценностным центром. Предсознательное выступает в качестве промежуточного фильтра, механизмы функционирования которого – это вытеснение (из сознания в бессознательное) и сопротивление (бессознательным импульсам. Поиск причин подобной цензуры психических данных привел Фрейда к необходимости построения еще одной модели психики, базовыми элементами которой являются Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (superego). Оно – бессознательное, базовой интенцией которого является принцип удовольствия. Либидо (лат, влечение, желание) как особая жизненная энергия, основанная на стремлении к удовольствиям (самые сильные из которых – сексуальные, определяет основные интенции бессознательного. Впоследствии Фрейд заменяет понятие либидо как сексуальной энергии более емким понятием Эрос, одновременно противопоставляя его, как влечение к жизни, Танатосу (стремлению к смерти. Я – синтетическое начало личности, подчиненное принципу реальности, те. необходимости адаптации к той или иной социальной среде. Сверх-Я – сфера должного, вбирающая в себя совокупность легитимных норм и правил поведения, а также запретов и табу. Сверх-Я определяется инстанцией Я- идеального, несовпадение с которым заявляет о себе чувствами страха, стыда, совести. По своим интенциям Я и Сверх-Я противонаправлены Оно сего принципом удовольствия. При этом Я оказывается ареной борьбы желания и долга. Формирование Я осуществляется как процесс его идентификации, те. уподобление себя тому или иному значимому Другому. Фрейд характеризует ее как форму эмоциональной связи с родителями, благодаря которой осуществляется интроекция (перенесение внутрь себя) сущностных характеристик отца как объекта интереса и соперничества и отождествление себя с ним. Внешний конфликт между сыном и отцом, обуславливающий ситуацию Эдипова комплекса, тем самым переносится во внутренний опыт личности, в рамках которого определяющим становится напряжение между Я-реальным и Я-идеальным (идеализированным образом отца, на которого хочется быть похожим. Первичное Я-идеальное впоследствии трансформируется в опыт Сверх-Я как систему общезначимых моральных норм и запретов. Энергетика же Оно сублимируется (переключается, перегоняется) на социально приемлемые формы творчества. Изначально конфликтная природа Я, а также родительские недочеты в психосексуальном развитии ребенка, согласно Фрейду, являются причинами последующих психических расстройств. Лечение психики предполагает выявление глубинных детских комплексов и страхов посредством метода свободных ассоциаций и анализа сновидений (сфера, где бессознательное проявляет себя наиболее значимо. Понимание подлинных причин заболеваний, их дешифровка способствуют освобождению от застарелых страхов и выздоровлению. Последующее развитие психоанализа было связано с продолжением фрейдовской редукции психического к бессознательному и одновременным преодолением пансексуализма его позиции, рассмотрением бессознательного не только как природного, но и социального образования. Среди основных психоаналитических тенденций можно выделить следующие а) структурно-символический психоанализ (КГ. Юнг, Ж. Лакан); б) неофрейдизм (А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон и др в) фрейдомарксизм (В. Райх, Г. Маркузе); г) экзистенциальный психоанализ (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Э. Фромм). 6.8. Структурно-функциональные характеристики сознания Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой и не самый интересный для Фрейда фрагмент. Вместе стем, представляется возможным структурировать также внутренний опыт сознания, отличающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений. В качестве первичной конструкции здесь можно говорить о выделении следующих уровней сознания чув- ственно-эмоционального, абстрактно-дискурсивного, интуитивно-волевого. Чувственно-эмоциональный уровень отличается непосредственным характером отражения, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, в силу чего он всегда индивидуализирован и многогранен. Выступая как первичный материал нашего сознания, чувственность осуществляет себя как глубинная дорефлексивная основа нашего мышления, где лишь ее незначительная часть подвергается специальному осознанию и репрезентации в языке. Абстрактно-дискурсивный уровень предполагает всеобщность и социокультурную обусловленность своих элементов, фиксацию сущностных характеристик действительности, являющихся результатом логической обработки чувственных данных. Он опосредован языком, отличается максимальной осознанностью и рефлексивностью. Вместе стем, целый ряд общих знаний в нашем мышлении заданы некритично, где, воспринимая что-то на веру, мы не тратим усилий на изобретение велосипеда, органично интегрируясь в существующий культурный контекст. Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в опыте сознания. Соединяя конкретность первого и всеобщность второго, он фактически очерчивает уникальный опыт самосознания, Я, специфика которого соотносится либо с общей интуицией Я как синтетической целостностью либо с волей как гарантом нашего свободного выбора либо со смыслом (со-мыслью) как личностной интерпретаций общих значений. Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания. Когнитивная проекция описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиологическая конкретизирует иерархию ценностных ориентаций, регулятивная выявляет связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания (см. табл. Проекции Уровни Когнитивная Аксиологическая Регулятивная Чувственно- эмоциональный Ощущение, восприятие, представление Эмоции Чувства Интуитивно- волевой Интуиция Смыслы Воля Абстрактно- дискурсивный Понятия, суждения, умозаключения Значения, ценности Вера Вместе стем, надо иметь ввиду, что в реальном опыте сознания достаточно трудно отграничить чувственное от рационального или волевого. Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность. При этом динамика сознания описывается через состояния памяти, внимания и воображения, где в реальном фокусе настоящего внимания) оказываются собранными как прошлые знания, таки целевое предвосхищение будущего, как чувства, таки разум. Функциональным ядром сознания выступает мышление, в котором конкретизируются его когнитивные возможности. Мышление – это интеллектуальная деятельность по решению проблем. В отличие от спонтанной активности сознания (поток мыслей, чувств, ассоциаций, мышление целенаправленно (начинается с осознания задачи, а его результаты имеют иде- ально-всеобщий характер и репрезентированы в языке. В классической философии мышление связывалось с идеей разума, под которым понималась способность к логическому рассуждению. На сегодняшний день в психологии и философии говорят о двух типах мышления об- разно-ассоциативном и абстрактно-логическом, где генетически первичными функционально более значимым оказывается образно-ассоциативное мышление. Согласно Юнгу, различия между ними состоят в следующем если разум экстравертивен, подчинен внешним языковым, логическими причинно-следственным связям, то интравертивный опыт образного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду. Поток свободных ассоциаций перебивает линейную логику разума, а подлинное понимание идеальных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечивающей синхронную целостность рационального и чувственного. Вместе стем обращение к дорефлексивному опыту сознания одновременно свидетельствует о его имманентной рациональности. Образно-ассоциативный опыт оказывается всегда концептуально нагружен, представляя собой тем самым не столько отказ от разума, сколько его естественное продолжение. Будучи генетически первичным, он, в свою очередь, трансформируется интеллектом и языком, что позволяет сглаживать предзаданную асимметрию мышления и воспринимать опыт сознания в его органичной целостности и естественности. |