Шпаргалки по лекциям Мурадовой. Этапы развития языкознания
Скачать 137.73 Kb.
|
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ:
Появление античных языковедческих традиций
Конец 18 в – 19 в Сравнительно-историческое языкознание (установление родства зыков); языкознание вырабатывает свои методы; романтичные идеи в языкознании; Сравнительно-типологическое языкознание (установление строения языка);
Неограмматизм, социология языка
Структурализм
Современное языкознание НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ:
6 в д нэ – 476 гнэ (Падение Рима)
476 г нэ – 1492 (Открытие Америки)
Вт пол 15 – 16 в
17 – 18 вв. Существовало 4 античные лингвистические традиции: индийская, античная(европейская), китайская, арабская. Первые три сформировались независимо друг от друга в первом тысячелетии до нэ.
(Причины возникновения индийской лингвистической науки. «Восьмикнижие» Панини) Практические потребности – установление языка для простого народа для обращения к Богу. Религиозные гимны были воплощены в ведах, которые передавались устно, на ведийском языке. Лит. язык Индии – Санскрит, Раз. языки – пракриты, Веды, санскрит противопоставлялись пракритам. Индийские ученые: Яска (сер. пер. тыс. до нэ) – первый индийский лингвист. Создал первую в мире классификацию частей речи (различали 4 вида речи: имя, глагол, предлог, частица). Панини (5 или 4 в до нэ) – самый известный индийский лингвист. Создал труд «Восьмикнижие», состоящее из 8000 кратких стихотворных правил («сутры»). Его грамматика содержала весьма полное описание санскрита. Создавалась в устной форме, т.к. он не знал грамоты. Точный анализ Санскрита. Синтаксисом не занимались отдельно. Только в рамках морфологии. Занимались словообразованием, словоизменением. Выделили 7 падежей у имен. Панини выделил составные части слова (суффикс, корень, приставка), выделил нулевую морфему, внутреннюю флексию. Развития достигла фонетика. Дали описание артикуляции всех звуков. Выдвинули принципы классификации звуков: гласные – согласные, смычные – фрикативные (по месту артикуляции), долгие – краткие, взаимовлияние звуков в потоке речи, различали понятие звука (звук в реализации) и фонемы (звук в системе). Лингвистич традиция индийцев оказала огромное влияние на соседей. С распространением буддизма инд.традиция проникает в Китай, через Персию в Грецию. Панини создал исчерпывающее описание грамматики Санскрита. Сам способ описания явлений был уникальным. Через построения явления (порождающая грамматика). С сер. пер. тыс. нэинд традиция приобрела эпигонский характер (постоянно воспроизводились одни и те же идеи. Сочинялись комментарии к грамм Панини, затем комм к комм. Сейчас в Индии сосуществует традинд и европейские науки. в 18 в с инд традицией впервые познакомились европейцы, освоившие ряд ее идей и методов.
(Дискуссия о правильности имен. Диалог Платона «Каратил». Учение Аристотеля. Учение стоиков. Языкознание не было отделено от Философии. Греки пытались осмыслить в рамках философии, что такое язык и в чем его специфика. Греков до сих пор цитируют в науч работах. Философы высказывали немало интересных догадок о природе и функционировании языка. Однако попыток описания языка не было. Дискуссия о правильности имен. В любой вещи есть нечто такое, что заставляет называть эту вещь именно так. Или это так происходит случайно? Греки считали, что изначально все вещи имели какие-то истинные имена. Потом язык развивается. Среди греческих ученых 2 группы: теория Фюзей (по природе, между предметом и его именем может быть связь) и теория Тесей (по установлению, договоренности, имя дают люди, договорившись между собой). Гераклит Эфесский (540 – 475 до нэ)считал, что имена создала природа, люди должны открыть эти имена. «Имена – это тень, отражение самого объекта». Аргументы: 1) люди не могут менять название предметов; 2) почему на людей действуют проклятия и молитвы? Значит слово имеет силу воздействия; 3) все слова, кот. мы произносим, - звуки. А звуки – явления природы. Соответственно, имена и глаголы – от природы. Против Гераклита выступалДемокрит(460 г до нэ- ?). 1) если бы все названия давались бы по природе. То из всех предметов не может быть одинаковых названий. Отсутствовала бы полисемия - многозначность слова, синонимия – многоименность, сходство значений. 3) если бы имена давались бы по природе.то нельзя было бы переименовывать людей. 3) многие вещи безымянны. (вантус – все это знают, а название не знают). Этот спор отражен в диалоге Платона (428 – 348 гг до нэ) «Кратил», спор о правильности имен. Там излагается спор Кратила (последователя Гераклита, считающего что имена от природы) и Гермогена (утверждающего что имя не имеет природной связи с вещью, назначается по соглашению людей), а Сократ пытается найти истину. Вопрос все равно остается открытым. Учение Аристотеля. На него до сих пор ссылаются в научных работах. Заложил основы учения о языке. Был энциклопедистом. Считал, что ни одно имя не существует от природы. «Вещи и вызываемые ими впечатления одинаковые, а обозначения разные». Выделил язык как самостоятельный объект исследования. Заложил основы системного изучения языка. Разработал грамм терминологию. Выделил 8 частей речи: элемент (это звуки речи- гласные и согласные), слог (сочетание гласного и согласного), союз и артикль – служебные ч р, имя, глагол, падеж, предложение. Изменение имен и глаголов называет падежами (у нас это склонение и спряжение). Задался вопросом, что такое слово. Понимал. Что слово – это символ, единство физического и звукового, материального образа. Это напоминает теорию Соссюра (к 19 – нач 20в). Означающее (форма слова, план выражения) и означаемое (значение слова, план содержания). Например, слово – «дерево»: означаемое – значение слова, т.е. растение со стволом, ветками, листочками, означающее – как пишется (графемы), как произносится (звуки). Становление греч лингв традиции – в период эллинизма. Описание языка появляется когда стало нужно обучать греч языку людей с завоеванных территорий. Основные понятия античности появляются в 3 -2 в до нэ. Первоначально в рамках философской школы стоиков. Стоики (3 в до нэ). Обратились к учению Гераклита. В лингвистике шли за Аристотелем. Рассматривали мир, как живой организм, пронизанный огнем. Глава стоиков – Хрисипп (280 – 206 гг до нэ). Считали, что слова – воспроизведение всех звуков, кот. издают предметы. Слова выражают те впечатления, кот объекты произвели на душу человека. Ввели слово – ЭТИМОН (с греч «истина»). Слова изначально истинны, соответствуют сущности вещей. Стоики продолжили развивать грамм терминологию. Уточнили и расширили классификацию частей речи: союз, глагол, артикль и местоимение, имя собственное и имя нарицательное. Ввели понятие падежа и систему падежей (Род, Дат, Винит). Русские скалькировали падежи. Александрийские грамматисты. Затем центром изучения греч языка становится Александрия (греч колония). Было вызвано практич потребностями. В городе сущ много языков, но господствовал греческий. Его надо было знать. Античная традиция сложилась к 3-2 вв до нэ. Но труды до нас не дошли. Наиболее полное представление об Ал. Грамматике дают 2 труда, которые считались образцовыми. «О синтаксисе» АполлонийДископ (2 в нэ), «Грамматика» Дионис Фракийский (2 в до нэ). Позднее грамматики сочинялись на их основе. Ал. Грамматики видели в языке гармонию системы. Обращали внимание на звуковую сторону языка. Если индийцы уже тогда различали звук и букву, европейцы дошли до этого только в 19 в. Хотя буквы и звуки не различали, подразделяли их на гласные и согласные. Дали описание метафоры. Слово – наименьшая часть речи. Предложение – сочетание слов, выражающих законченную мысль. Главный представитель – Аристарх (215 – 143 до нэ). Сформулировал основные понятия грамматики. Выделил 8 ч речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз. Языкознание в Др Риме. Идеи александрийцев быстро проникли в Рим. Уже в 1 в до нэ там появляется первый крупный грамматист – Марк ТеренцийВаррон (116 – 27 гг до нэ, 1в до нэ) (дошли его труды о грамматике и сельском хоз-ве). Лишь с минимальными изменениями греч схемы построили под лат яз. Итогом развития лат. грамматики стала многотомная грамматика Присциана в 18 книгах (6 в нэ) «грамматика наставления» и грамматика Доната (3-4 в нэ), на протяжении средневековья служили образцами. На долгое время латынь стала образцом внутреннего устройств а языка. В латыни 7 падежей, Юлий Цезарь добавил 8-ой, Obliativus (сам придумал название). Греки заложили основы морфологии, синтаксиса. Прямое наследие греков идет на Восток вместе с православной религией. От Рима все идет на Запад, хотя Запад тоже подпитывается греч культурой, но только чрез латынь и Рим. После распада Римской империи европейская традиция распалась на восточно- греческую и западно – латинскую. В западно-латинском варианте начался новый этап с появления философских грамматик в 12-13 в. Они не описывали язык явления а объясняли их. Первая философская грамматика Петра Гелийского (сер 12 в) писали комментарии к Присциану. Школа модистов (13 - нач 14 в). Томас Эрфутский (14 в). Модисты интересовались свойствами языка и глубинными свойствами вещей. Внесли вклад в изучении синтаксиса. Следовали Присциану касательно фактов о лат языке.
(Словарная традиция в китайской науке о языке) Середина пер тыс до нэ – первые кит источники С 5 в до нэ – толкование непонятных слов в др текстах, создание концепций о связи между словами и свойствами обозначаемого ими предмета. В 3 в до нэ – теории «исправления имен». Те. Правильного подбора имени, соотвествующее обозначаемому. Только с 2 в до нэ становление кит лингвистической традиции, был составлен первый иероглифический словарь. Кит традиция – это традиция письм текста. Словарная традиция становится ведущей в кит грамматике. Первый классик кит языкознания – Сю Шень (1 в нэ). Сю Шень предложил классификацию иероглифов, выделил их составные части. Это сохранилось в кит науке до сих пор. Первоначально кит традиция занималась лишь графикой и толкованием памятников. С 1 в н э появляется и фонетика. Создают большое количество словарей. В 3-6 в появляются словари омофонов, начинают описывать тоны. к 6 в появляются словари рифм. Последнее крупное достижение кит традиции – появление в 11 в фонетических таблиц, где по горизонтали группировались иероглифы с одинаковой инициалью (начальнослоговые гласные), по вертикали – с од. финалью (гл + посл часть слога) В отличие от инд традиции, кит традиция продолжала развиваться, но в рамках уже выработанного. Составляются все новые словари. В 10-е гг 18 в был создан самый большой словарь в Китае (47035 иероглифов и 1195 их вариантов). На позднем этапе с 14 в появляются словари «пустых» слов, т.е. словари частиц и грамм эл языка. В конце 19 в кит наука довольно быстро подвергается европеизации и в чистом виде уже не существует. 4.Древнейший этап развития языкознания. Арабское языкознание. Арабская лингвистическая традиция появилась намного позже рассмотренных, а именно - в конце первого тысячелетия нашей эры. Причины появления сходны с Индией. Возникло расхождение между языком Корана и живым разговорным языком. Письменный язык отстает. Поэтому развивается наука о языке. Первые грамматические работы появляются в 2-х городах - Басра и Куфа. Грамматист из Басры - Сибавейхи (умер в 793 г.) создал большой труд "Аль Китаб" - книга. Первыми центрами по изучению языка и методов его преподавания были города Басра, находящийся на берегу Персидского залива, и Куфа, находящийся в Месопотамии (современный Ирак). Филологи Басры оберегали чистоту и нормы классического языка Корана, а филологи Куфы, допуская отклонения от норм классического арабского языка, ориентировались на разговорный язык. Ученые Басры основной единицей для словообразования выбрали имя действия, т.е. отглагольное существительное. А ученые Куфы предлагали базой для последующего образования слов форму прошедшего времени глагола. До VII века арабская письменность не знала графических знаков для обозначения гласных звуков. В VII веке басриец Абу-аль-Асуад ад-Дуали ввел графические знаки для гласных, служащих выражению изменения формы слова. Первой была арабская грамматика, появившаяся в 735-736 годах, но наиболее известной является грамматика перса Сибавейхи (Сибаваихи, - представитель Басры), которая долгие годы считалась классическим, образцовым учебником и в которой детально описаны фонетика, морфология и синтаксис классического арабского языка. Свой труд Сибавейхи назвал «аль-Китаб» («Книга»). Все последующие многочисленные грамматики арабского языка, создаваемые в Басре и Куфе, строились по образцу грамматики Сибавейхи. Здесь же создавались и словари. Другим арабским лингвистическим центром была арабская Испания, в которой в конце X - в начале XI века трудился арабский языковед сын грека-раба Ибн Джинни, изучавший язык и языковую норму, этимологию и семантику. В результате монгольских и турецких завоеваний Халифат распался, научные центры были уничтожены, но арабская лингвистическая традиция, восходящая к Сибавейхи, и в настоящее время существует. Трех-согласный корень "ктб" означает общую идею того, что человек пишет. Потом внутрь вставляется огласовка и получаются разные слова (писать, пишет, кабинет). Сибавейли в этой книге обобщает грамм. и показывает, что арабы: - различают звуки и буквы - несоответствие между произношением и написанием - была описана артикуляция (с учетом физиологические принципа) Национальные традиции были обособлены, но арабы отличали: глагол, имя, служебные слова. Был точно определен трех-согласный корень, который был характерен для семитских языков. Много внимания уделялось составлению лексикографии - составлению словарей. Перс по национальности Фирузабади (1328-1414 гг) составил словарь "Камус" - океан. Хотел подчеркнуть безграничность языка. Построенный по корневой системе, он обильно документирован примерами из поэзии, Корана и др. «Аль-Камус» приобрел большую популярность. Этим словом стали обозначать любой словарь. Махмуд Кашгарский. Его книги открыли в нач. XX в. - имя русифиц. Он жил в 11 в. и составил труд "Диван лугат ат-турк - Собрание турецких языков". Эта книга была настоящей энциклопедией тюркских языков. Махмуд Кашгарский проводит их сравнение. Это сравнительная грамматика тюркских языков. В начале XX в её только нашли, хотя когда она была написана, она сильно опережала свое время. 5.Языкознание эпохи Возрождения. Логическая, или универсальная, грамматика. Возрождение 15-18 вв. Время характеризуется умственными и культурными течениями: интерес к лит-ре, латыни (идеал), искусству. - Ренессанс - возрождается античность На языковом уровне - переводятся книги античные. В новых языках нет таких слов, поэтому идет заимствование из латыни. - Реформация (разделение церквей) отделение друг от друга. Библия на арамейском/древнееврейском- К. Маркс: базис, надстройка. Кто владеет мат.ценностями, то владеет миром и диктует идеологию, надо работать. Появляется надстройка. На смену феодализму приходит капитализм. Престольные праздники праздновать некогда. Зачем нам спец.человек, чтобы обращаться к Богу, зачем храмы. Идут базисные отклонения. Кто-то отстаивает как раньше-католики. В результате появл. священные тексты на новых языках. Возрождение начинается с Италии. Идеал - латынь. А современные языки - непонятные наречия (итал., испанск., франц. - испорченная латынь). Данте был первым, кто обратил внимание на значимость новых языков. Написал трактат в 1305 "De vulgari eloquencia" (о народном красноречии). Автор 1ой классификации романских языков. Он автор первой классификации романских языков (правда у него их было 3, сейчас 10-15 языков). Эпоха великих геогрефических открытий 1492 - раздвигаются лингвистические горизонты. 1492 г. - Колумб открыл Америку. Языки начинают распространяться. Были сравнительные словари языков. 1787-89 опубликованы Российский географ (естествоиспытатель Паллас, Петр Симон, 1741-1811 — один из наиболее выдающихся естествоиспытателей всех стран и времён) написал труды "Сравнительные словари всех языков и наречий" (4 тома) (первый сравнительный словарь). Перевод русских слов на 200 языков, затем на 207 (216?) (во 2м издании). Спустя некоторое время (в нач. XIX в) испанский монах Лоренцо Гервас издает подобный словарь: "Каталог языков известных народов" (ок. 307 языков). Сюда же входили языки индейцев Америки. Аделунг Иоганн Кристоф с И. С. Фатером издал труд «Митридат, или Всеобщее языкознание, имеющее в качестве языкового примера «Отче наш» почти на 500 языках и диалектах. В нач. XIX в (1806-1817) в Берлине. Там есть молитва Отче наш на всех языках. Проблемами языка занимались: Фрэнсис Бэкон 1561-1626, анг. философ, материалист |