Главная страница
Навигация по странице:

  • В 19 в. все исследования носили исторический характер

  • 7. Возникновение общего языкознания (языковая концепция Гумбольдта)

  • Основные положения концепции Гумбольдта

  • 3 тома «О языке Кави на острове Ява».

  • Внешняя и внутренняя формы взаимно проникают друг в друга.»

  • Значение деятельности Гумбольдта

  • 8. Натуралистическое направление в языкознании (А. Шлейхер)

  • 9. Психологическое направление в языкознании 19 в.

  • 10. Младограмматическое направление (импрессионисты в языкознании).

  • Младограмматическое направление: «Реальна только речь отдельного лица – в центре говорящий индивид»

  • Деятельность представителей направления

  • Преимущества направления

  • 11. Московская лингвистическая школа.

  • Занимались поисками «праязыка» ученые

  • Шпаргалки по лекциям Мурадовой. Этапы развития языкознания


    Скачать 137.73 Kb.
    НазваниеЭтапы развития языкознания
    АнкорШпаргалки по лекциям Мурадовой.docx
    Дата05.04.2018
    Размер137.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпаргалки по лекциям Мурадовой.docx
    ТипДокументы
    #17649
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Родились недалеко от Франкфурта на Майне. Рано лишились отца, д.б. думать самостоятельно. Поступили в Марбурский университет на юридический. Начали издавать народные песни, сказки, легенды. Якоб собирал материал по грамматике немецкого языка (1819-1837) в 4 томах - основы сравнительно-историч. изучения грамматики языка. В 1830 их пригласили в Гёттингенский университет.

    Существует 2 типа ученых: один сидит в кабинете, что вокруг-мало интересует. Другие-открыты к внешней среде. Яков и Вильям были открыты и выступили в 1837 г против отмены конституции Ганновера.

    После этого их уволили из института. Они ушли и стали работать над словарем немецкого языка.

    1 том в 1854 г. После смерти Вильяма Якоб эту работу продолжал. Труд был завершен спустя 100 лет, не им.

    Якоб Гримм провозгласил девиз: "Наш язык - это наша история". - реализовал на практике. Обосновал закон германских языков - германского передвижения согласных. (Тщательное исследование языковых фактов позволило открыть и обосновать закон-германского передвижения согласных.) Система согласных передвинулась на одну ступень, это м.б. сравнивать с санскритом.

    Александ Христофорович Востоков родился в Эстонии, учился в Питере. (1781-1864). Он хорошо знал памятники древнерусской письменности. С 1815 г. служил в Императ. библиотеке, сначала был помощником, затем был главным хранителем отд. рукописей. Принимал участие в Румянцевском кружке (финансировал науку из собств. средств). Туда входили И.Ф. Крузенштерн, мореплаватели и историки.

    Александ Христофорович Востоков готовит один из памятн. славно-русск. письменности "Изборник Святослава" (сам текст 1073 г).

    В 1820 публикует "Рассуждения о славянском языке." Основоположник сравнительно-историч. подхода. на славянском материале.

    Востоков взял "юс" малый и большой, буквы, но никто не знал, как их озвучивать. Востоков сравнил язык с польскими понял, что это носовй звук "пяньть" - пример применения сравнительно-исторического метода.

    Он сравнил старый русский с современным польским - впервые в разных исторических средах. Востоков доказал, что старославянский язык не является праязыком древнерусских языков. Хотя признавал влияние старослав. яз. на русский.

    В 1831 г. выходит "Сокращенная русская граматика для употрбелния в низших учебных заведениях", 15 переизданий.

    Вводный раздел - общие вопросы языкознания.

    В других разделах - описание частей речи. Уделялось внимание словосочинению (в современной терминологии это согласование и управление), правила синтаксиса (правила составления периодов), правила правописания, стопосложение (версификация - составление стихов).

    В 1831 г. вышла книга "Русская грамматика по начртанию (т.е. по модели) сокращенной грамматики, полнее изложенная". -(В ней Востоков осуществил "перебор всего русского языка).


    Сравнительно-исторический метод - начало - первая половина 19 в. Ученые работали до 50-х годов. Они не ставили больших философских задач, но выстроили систему.

    Наука о языке не исчерпывалась компаративистикой. Параллельно зарождается типология.

    Начало ее положили Август (1767-1845) и Фридрих Шлегель (1772-1829). В типологической классификации один язык, который выделяется, называется изолированным (изолирующий) - китайский, англ. # look - гл.и сущ.

    Шлегели назвали такие языки аморфными (само слово не изменяется, но связь слова с др. словами создается за счет других служебных слов). Они выделяли агглютинативные языки.

    Агглютинативные языки - тюрские. У ни морфемы склеиваются и являются однозначными.

    киз - девушка

    кизлар - девушки

    кизларга - девушкам

    кизга - девушке

    Шлегели выдвигают идею, что это ход человеческого мышления. Сначала аморфные языки, потом флективные.

    Сложные времена (со вспомогательным глаголом) рассматривались как аморфные.

    Русский язык, латынь - флективный (синтетический: устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений, википедия). В русском яз. тоже был вспом.глаг., но потом исчез.

    Языки можно сравнивать по устройству, а не только исторически.

    В 19 в. все исследования носили исторический характер, их интересует предшествующее состояние языка.---В это же время в 19 в возникает общее языкознание.

    Его связывают с именем Вильгельма фон Гумбольдта (1746-1835).

    Реконстру́кция — в сравнительно-историческом языкознании комплекс приёмов и процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путем исторического сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков.
    Основной смысл реконструкции состоит в наиболее адекватном и непротиворечивом раскрытии поэтапного развития и исторического изменения частных подсистем и системы в целом языков, восходящих к единому источнику. Поэтому реконструкция праязыка не является самоцелью, т. к. она включает решение и таких общелингвистических задач, как построение теории эволюционного развития языка, историческое описание уровней и межуровней языка.

    Реконструкция обладает способностью предсказывать факты реального прошлого развития языков.
    7. Возникновение общего языкознания (языковая концепция Гумбольдта)

    Возникновение общего языкознания связывают с Вильгельмом Фон Гумбольдтом (1767-1835). Он был политическим деятелем и филологом.

    1809 г. – основал Берлинский университет.

    У В. Г. был брат - путешественник

    В.Г. знал европейские языки, баскский, индейские языки Америки, санскрит, китайский. Он изучал не только языки, но и антропологию, географию, историю племен, языки которых знал.

    У Амировой:

    «Гумбольдт дает научное обоснование необходимости генетико-типологического подхода к языку. Именно на базе идей Гумбольдта были развиты многие известные в наше время способы описания языка. Его генетико-типологические идеи. Он теоретически обосновал проблему историзма и национального своеобразия языков».

    Основные положения концепции Гумбольдта:

    Создает философию языка, которая связана с философскими идеями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

    Следуя Канту, рассматривал сознание как особое начало, не зависящее от исторической ситуации и развивающееся по другим законам.

    3 тома «О языке Кави на острове Ява». Введение к 1-му тому «О различиях строения языка и его влияние на духовное развитие человеческого рода»

    1)«О языке и духе»

    Язык – внешнее проявление духа народа. Носители различных языков воспринимают действительность по-разному

    (Сметана во Франции – приправа, ее не едят ложками, как в России)

    Дух и язык народа неразрывны. Языки влияют на дух народа и наоборот.

    Гумбольдт выдвигает идею национального мировоззрения.

    Диалектика статики и динамики языка.

    Гумбольдт обратил внимание на развитие языка, его эволюцию. Язык - сама деятельность, энергия, а не продукт деятельности. Каждое поколение получает язык от предыдущего в готовом виде, но в языке есть все необходимое для дальнейшего развития. Язык постоянно обновляется.

    Такая трактовка языка Гумбольдта предвосхищает деление языка на: синхронию и диахронию (создал Соссюр, опираясь на идеи Гумбольдта)

    Сравнение языков – сопоставление картин мира

    (Аллюзия, подтекст, интертекст, ссылка на текст.Языковая личность: первичная – родная, вторичная (мироощущение на иностр. языке) видеть язык так, как видят англичане, немцы.)

    Соотношение индивида, народа и языка – центральная проблема в общем языкознании.

    Речь каждого индивидуальна.

    Гумбольд: Язык - средство самовыражения индивида (не врожденные способности, но дар природы)

    Объективная действительность  Язык  Мышление

    Гумбольд:Дух постоянно стремится вырваться из оков языка. Слово не передает все оттенки, но мышление не может выражаться иначе как с помощью языка. Вот такое противоречие.

    Гумбольд:Язык - промежуточный мир, особое мировоззрение, система (любой элемент проявляет себя на фоне всех элементов.Если элемент выпадает, то система начинает перестраиваться)

    Гумбольд:Важно место элемента в системе нежели, чем внутренние особенности элемента. Оформившиеся элементы образуют неподвижную массу, но в ней заключен зародыш дальнейших изменений (речь подвижнее, чем язык)  толчок к различию языка и речи.

    (Л. Мурадова:В речи появляются неологизмы. Например, «ваучер», который ввел Чубайс. Кто-то об этом помнит, кто-то – нет. Не все закрепляется в языке, что есть в речи)

    У Алпатова: «Гумбольдт сформулировал положение о языковой форме:

    1. В понятие внешней формы Г. вкладывает: а) звуковое оформление, б) морфологическая структура, в) значение

    2. Внутренняя форма – это а) способ соединения понятия со звучанием, б) выражение народного духа, в) абстрактная структура языка в целом

    Внешняя и внутренняя формы взаимно проникают друг в друга.»

    Гумбольд считает, что звуковая сторона языков отличает один язык от другого. Это внешняя форма. Есть внутренняя форма языка – сложное явление, то как дух выражается в данном конкретном языке у данной конкретной нации.

    2) Учение о строении и совершенствовании языков. Гумбольд: необходимо создать сравнительный язык. Гумбольдт ставит вопросы: почему языки такие разные? Каковы причины? Каковы причины изменения языка? Каковы перспективы развития языка?

    Гумбольдт: единство языков – совершенство их мыслительной основы. Различие языков кроется в успехе порыва, с которым прокладывает себе путь способность человека к созданию речи.

    Для языка нужна подходящая форма.

    Гумбольдт: вводит понятия инкорпорирующий язык. Отказывается от теории стадиального развития.
    Гумбольд останавливается на флективных языках (индоевропейских)

    Значение деятельности Гумбольдта:

    1. Антиномии Гумбольдта (диалектические противоречия) – противоречия между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо;

      1. Противоречие между социальным и индивидуальным моментами в языке. Язык – принадлежность индивида, с другой стороны, отражает общественные и национальные факторы;

      2. Противоречие между завершением развития языка в данный момент и его непрерывным развитием (например, часы – стрелки не движутся, а через некоторое время переместились);

      3. Противоречие между языком как совокупностью определенных фактов и как вместилищем приемов, с помощью которых развивается речь.

      4. Противоречие, как средство объективизации мысли, доступной благодаря этому для других.

    Амирова:

    Г. выводит следующие антиномии:

    1) Антиномия неразрывного единства и внутренней противоречивости языка и мышления: Мышление невозможно без языка. Язык, в свою очередь, предполагает мышление. Одно питается другим.

    2) Антиномия речи и языка: язык как масса всего произведенного живой речью не одно и то же, что сама речь эта в устах народа. Установление антиномии речи и языка сыграло огромную роль в развитии языкознания.

    3) Антиномия речи и понимания. Речь и понимание, по Гумбольдту, суть «различные формы деятельности языка». В живой речи никто не понимает слов абсолютно в одном и том же смысле. Поэтому взаимное понимание между разговаривающими всегда неполно и по смыслу не тождественно.
    8. Натуралистическое направление в языкознании (А. Шлейхер)

    «Возникновение натуралистической концепции в языкознании связано с бурным развитием в Европе естественных наук.

    Август Шлейхер (1821-1868) – немецкий языковед

    Изучал языки, ботанику, философию, что наложило отпечаток на теорию.

    Основное положение натуралистического направления: языкознание по своим методам примыкает к естественным наукам.

    Написал много работ. Основной труд – «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков» – основное изложение положений какой-либо науки. Сравнение грамматики и индоевропейских языков.

    Шлейхер – создатель натуралистической концепции языкознания, называл языки «языковыми организмами». Подчеркивал материалистическую сторону языка, не обратил внимание на общественную роль языка, но нельзя его в том обвинять.

    Языи, по Шлейхеру, возникли естественным путем, независимо от человеческой воли, они не дело рук человеческих. Именно это роднит языки с другими порождениями природы.

    Шлейхер разграничивает филологию и языкознание. По Шлейхеру языкознание – наука естествоведческая, а филология – историческая, ее объект – созданные людьми культурные памятники.

    Шлейхер выделил два периода жизни в развитии языка:

    1. История развития;

    2. История распада языковых форм.

    Ш.: аналогично тому, как весь органический мир развился из одноклеточных организмов, так и языки мира ведут свое происхождение простейших языков.

    Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. Как и живые организмы, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в ходе которого языки терпят ущерб.

    Классификация языков:

    1. Односложые (остаются на 1-ой ступени развития)

    2. Аглютинативные

    3. Флективные

    Наиболее выпукло натуралистический подход к языку выступает в учении Ш. о праязыке и родословном древе индоевропейскихязыкв. По мнению Ш., невозможно установить общий праязык для всех языков мира. Существует множество праязыков. Родословное дерево языков  критиковали за схематичность, ведь есть промежуточные стадии развития языка.

    Заслуга Ш. – четкое формирование понятия европейского праязыка, а реконструкция – цель компаративных исследований.

    Ш. написал на праязыке басню «Овца и кони».

    Ш. говорил: развитие языка происходит по законам. Главные законы развития: Дарвиновский естественный отбор и борьба за существование. Перенос положения о «борьбе за существование» в растительном и животном мире на язык. Согласно Дарвину, «выживает сильнейший». Так, Шлейхерубежден, что «в настоящем периоде жизни победителями в борьбе за существование оказываются языки индогерманского племени, т.к. распространение их беспрерывно продолжается, а другие языки ими вытеснены».

    Ш. придумал «Звездочку». Ш. – последователь Гумбольдта.

    Ценное в натуралистической концепции: стремление представителей этого направления применить к изучению языка методы естественных наук.
    9. Психологическое направление в языкознании 19 в.

    Штейнталь (1823-1899) языковед, профессор Берлинского университета

    Штейнталь использует ассоциативную психологию Гербарта (1776-1841)

    Автор концепции «Психологии народов». Задачи концепции: а) выяснение сущности и деятельности народного духа; б) открытие законов, по которым совершается внутренняя духовная жизнь народа; в) обнаружение причин возникновения, развития и исчезновения духовных особенностей народа.

    Дух народа проявляется прежде всего в языке. Язык является выражением самосознания целого народа, подобно тому, как язык индивида является выражением и мерилом индивидуального духа.

    Штейнталь устанавливает двоякую зависимость языка и духовной деятельности:

    1. Язык есть продукт духа народа и, следовательно, изучать язык можно и нужно, лишь проникая во все богатство духовной продукции человека.

    2. Язык есть выражение народного духа и, следовательно, лишь изучение всех языковых форм может дать нам возможность постичь дух народа.

     содержание внутреннего мира предшествует языку взаимодействие индивидуальной речи и индивидуального мышления

    Языкознание по Штейнталю относится к числу психологических наук, поскольку речь – это духовная деятельность.

    Предметом языкознания Штейнталь объявляет «язык вообще», для него это: речь (говорение), речевая способность, языковой материал и, наконец, всякий конкретный язык.

    Гербарт опирался на учение Фихте по каким законам мы мыслим? Сознание.

    1. Ассимиляция – определение и закрепление тождественных или близких представлений

    2. Апперцепция – определенность нового восприятия массой уже имеющихся в сознании представлений

    3. Ассоциация – установление связей различного рода между представлениями

    Из лекции: «Штейнталь не обращает внимания на взаимодействие языка и общества Происхождение языка. Звукоподражательная теория. Типологическая классификация языка по структуре»

    Штейнталь ориентирует грамматику на психологию. Это психологическое направление в общей теории языка нашло отражение в грамматической терминологии. Вводятся такие понятия, как «психологический субъект», «психологический предикат» и др.

    Можно сказать, что в работах Штейнталя представлен лингвистический психологизм в его классической форме.
    10. Младограмматическое направление (импрессионисты в языкознании).

    Представители:

    Август Лескин (1840-1910)

    Карл Бругман (1849-1919)

    Герман Остгоф (1847-1909)

    Герман Пауль (1846-1921)

    Научные труды:

    Август Лескин «Склонение в славяно-литовских языках»

    Герман Пауль «Принципы истории языка» - манифест представителей данного лингвистического направления

    Младограмматическое направление: «Реальна только речь отдельного лица – в центре говорящий индивид»

    Г. Пауль: «Любое языковое новшество, или инновация исходит от отдельного говорящего. Однако некоторые инновации становятся достоянием национального языка в целом. Этот переход осуществляется благодаря действию аналогии, состоящей в уподоблении языков индивидуумов друг другу».

    - аналогия цементирует язык, определяет его устойчивость

    - языковой индивидуум – источник постоянных изменений в языке, так как не может постоянно абсолютно одинаково воспроизводить одни и те же элементы в собственной речи.

    - язык находится в постоянном движении, изменении; он представляет собой единство и борьбу противоположных тенденций: тенденции к устойчивости и тенденции к изменчивости.

    Положения:


    1. фонетические законы не имеют исключения

    2. важную роль в создании языковых форм играет аналогия

    3. необходимо исследовать живые языки и диалекты, так как это база для установления психолого-лингвистических закономерностей

    закон радиации синонимов также выведен немецкими лингвистами

    Деятельность представителей направления:

    - сделали много важных открытий

    - занимались фонетикой и грамматикой

    - «поставили на рельсы» этимологию

    - отказались от романтических идей, таких как поиск древнего языка

    - уделяли минимальное внимание «мертвым» языкам

    - уделяли большее внимание изучению живых языков и диалектов

    - признавали психологию основой языкознания, поэтому учение о принципах развития строится на основе психологии.

    Г. Пауль представляет пятитомную «Немецкую грамматику», где представлена четырехчленная дисциплинарная структура грамматики: фонетика, морфология, синтаксис и словообразование.

    Преимущества направления:

    1. декларации о живых языках

    2. учет психического элемента (младограмматики признавали психологию основой языкознания, поэтому учение о принципах развития строится на основе психологии)

    3. фактор закономерности в объяснении языкового фактора

    4. постоянное внимание к материальной стороне речи, к звуковым проявлениям, к «живому языку»

    Недостатки направления:

    1. сужение сферы исследования языка

    2. уделение меньшего внимания исследованию общих вопросов (сущность языка, функции языка)


    11. Московская лингвистическая школа.

    Представители:

    В.К. Поржезинский

    Дуново

    Ушаков

    Яковлев

    Кузнецов

    Сидоров

    Реформаторский

    Трубецкой

    Якобской

    Занимались поисками «праязыка» ученые:

    В. Гомсен (1845-1929)

    К. Вернер (1846-1896)

    Г. Аскова (1829-1907) - итальянский ученый-лингвист, теория субстрата
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта