Главная страница

Этика ч 3. Этика. ч. 3. Титова_прав.. Этические категории


Скачать 0.71 Mb.
НазваниеЭтические категории
АнкорЭтика ч 3
Дата02.11.2022
Размер0.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтика. ч. 3. Титова_прав..doc
ТипЗакон
#768039
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ЧАСТЬ 3

Этические категории

1. Добро и зло
В каждом случае добро, которое можно познать, представлено в виде абсолютной ценности. Эту ценность можно рассматривать как богооткровенный или имманентный закон, как интуитивно познанную истину или поведение разума, но она неизменно остается кодифицируемой, передаваемой, «универсальной», истиной, способной определять поведение человека.

Э. Нойманн
В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности в нашей жизни. В предельно общей форме они показывают разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотиве и собственно деятельности, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях. Теоретическими формами добра и зла являются различные теории. Например, натуралистическая, исходящая из естественной природы человека, его удовольствий и наслаждений – гедонизм; счастья и несчастья – эвдемонизм; стремление к пользе и выгоде – утилитаризм; ориентация на деловой успех – прагматизм; экзистенциальная версия свободы морального выбора добра и зла; метафизическая – поиски внешнего безусловного источника добра и зла, в роли которого может выступать космос, идея блага, природа, вечные идеи, Бог, априорный моральный закон, абсолютный дух.

В этической науке понятия добро и зло выступают как этические категории. Напомним, что категория есть предельно общее понятие, содержанием которого являются фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Система категорий любой науки, выражая ее основные идеи, является каркасом научного знания, ступенями его развития. Содержание категорий имеет подвижный внутри себя исторически развивающийся характер. Добро и зло – традиционные парные этические категории, они выступают центральными понятиями морального сознания, входят в систему этических категорий классической этики и достаточно широкого представлены в этических концепциях ХХ века. Наряду с добром и злом категориями этики выступают понятия любви, ответственности, долга, справедливости, совести, чести, достоинства.

В онтологическом смысле добро есть мера антропной необходимости. Иными словами: для целостной гармоничной жизни необходимо сохранение, сбережение и умножение самой жизни, жизни человека и человечества, а так же, в идеале, вообще жизни (животных, растений, и т.д.) Об этом писали: философ ХХ века Э. Левинас – автор онтологической этики, «признающей единственной мерой ценности человека хранение, а не расточение им мирового бытия», русские религиозные философы (Вл. Соловьев, М.О. Гершензон, и др.), А. Швейцер, Г. Йонас и др. Мерой социальной необходимости является моральное долженствование. Добродеяние выражает необходимость развития общества как особой антропной формы жизни и является важнейшим условием его развития, осуществляясь в форме индивидуальных нравственных предпочтений, ориентаций, целеполаганий.

Доброобщественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях и превращенная в личную задачу субъекта нравственной деятельности. Гегель в «Философии духа» определяет добро как абсолютную цель мира, которая может не совпадать с индивидуальными представлениями о добре, и служит основанием коллизий, разрешение которых возможно лишь на основе объективного критерия добра и зла, к соблюдению требований которого человек подводится через долженствование. «… Добро в себе и для себя есть абсолютная цель мира и долг каждого субъекта, который должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением (мотивом) и осуществлять в своей деятельности». Наряду с существованием абсолютной идеи добра, по Гегелю, существует еще добро, связанное с индивидуальным его восприятием в сознании и жизни отдельных людей. «В то же время они должны быть согласованы друг с другом вследствие единства добра»1.

Обратимся к понятию гармонии, которое поможет в опыте определения добра и зла. Мы понимаем гармонию как такое сосуществование противоположностей, при котором они не упраздняются, но именно сосуществуют, во взаимной связи, в единстве, в составе целостного бытия. Дисгармония – нарушение единства, невозможность сосуществования… Добро способствует формированию, сохранению гармонии, зло ее разрушает.

Добро и зло, будучи парными категориями, являются и глубоко взаимосвязанными, взаимопереходящими в силу диалектики бытия. Под диалектикой мы понимаем существование любой системы (природа, общество, социальные группы, человеческая личность) в развитии, во взаимосвязи своих сторон, во взаимопереходах этих сторон, их состояний. При этом всякая односторонность, абсолютизация добра или зла – довольно реальный путь к злу, ибо происходит нарушение гармонии. Нечто, например, социальный идеал, доведенный до абсолюта и требующий отречения от всех и вся возможных иных идеалов, вполне превращается во зло страшное и реальное, лишь в теории оставаясь идеалом, т.е. добром. Извечный и важнейший спор о справедливости, свободе в истории общества – это всемирная, всечеловеческая драма превращения абсолютно добрых устремлений в смертельное противостояние личностей, классов, народов. Злом оборачивается безраздельная диктатура любого из принципов, добро возможно лишь на зыбкой грани равновесия между ними. Гегель считал, что источником зла часто выступает возведение субъектом своей единичности в степень решающего, когда субъективный интерес преобладает над общим интересом, противопоставляется ему, осуществляется в ущерб общему. В этом смысле источниками зла оказывается эгоцентрическое и группоцентристское сознание. В категории добра и зла входят: история понятия, история развития этого понятия в разных системах и в разные эпохи.

Дадим краткую характеристику содержания категории добра.

  1. Это положительное нравственное содержание человеческой деятельности, т. е., это поступок результатом которого является благо как альтруистическая ценность. Человек делает добро, поступает нравственно, если результат его поступка и достижения результата соответствуют исторической необходимости, т.е. способствуют гармоничному развитию общества. (Читатель сразу попытается уточнить «объем» необходимости. Если мы скажем, что речь идет о конкретной необходимости, не соотнесенной со всемирной историей человечества и ее смыслами, то это будет как раз тот случай про который говорят, что «благими намерениями дорога в ад вымощена». Однако человек чаще всего мыслит свои поступки именно в исторической конкретике, т.е. в рамках реальной, но узкой необходимости. И здесь, увы, заложена возможность нарушения принципа добра).

  2. Добро – ценность культуры. Это «культурный» способ общения людей в условиях общественной жизни.

  1. Это положительное содержание реально существующих нравственных отношений, соответствующих моральным принципам и моральному идеалу, выраженных как долженствование.

  1. Добро -- содержание, объединяющее все положительное конкретно-исторической формы в моральный идеал. Это нравственный положительный опыт всемирной истории.

  1. Добро понимается и как добродетель, как моральное качество личности.

  1. Это -- цель поступка, переходящая в мотив и определяющая выбор средств достижения цели

  1. Проявления добра в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, экологии, с ценностью альтруизма, свободой нравственного выбора, добровольностью нравственного поведения, долженствования и др.

История этических учений содержит огромный опыт исследования природы добра и зла. Так, например, в работе «Религия в пределах только разума» И. Кант размышляет о нравственной природе человека и говорит, что одни мудрецы убеждены, что человек безнадежно погряз во зле. Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств (таков и подход известных общественных деятелей и мыслителей ХХ века М. Ганди, М. Лютера Кинга). И тем и другим противостоят индифферентисты, которые полагают, что человек по природе своей нейтрален – ни добр, ни зол. Есть еще и синкретисты, считающие его и добрым и злым.

Сам Кант полагал, что человек обладает первоначальными задатками добра. Вместе с тем в нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая может и выглядит как благоприобретенная, но, однако, присуща человеку изначально. Следовательно, человек по природе потенциально зол. Но благодаря правильному моральному воспитанию добрые задатки восстанавливаются в своих правах, чтобы одержать победу в борьбе со склонностью ко злому. Такая победа представляет своего рода революцию в образе мыслей человека. Переживший ее в свое время философ считал, что коренное нравственное обновление (конституциирование, упрочивание добра в человеке) можно считать своего рода вторым рождением, которое само является непременным условием формирования характера и человека и человечества.

И еще одно важное условие добра по И. Канту. Поскольку благо (добро) есть общественная потребность и продукт развития общества, то «высшее нравственное благо не может быть осуществлено исключительно посредством стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединения людей в одно целое ради той же цели, т.е. коллективов благомыслящих людей, в которых и благодаря единству которых это благо только и может осуществиться»1. Напомним, что собственно нравственный уровень общественного и индивидуального сознания и его высшая религиозно-духовная форма и есть (в отличие от эгоцентрического и группоцентристского форм нравственного сознания) условия подлинного добра.
Остановимся в связи с пониманием добра как общественного идеала на размышлениях Н.В. Гоголя, поскольку русская литература всегда была формой выражения самых важных общественных проблем, приближаясь по глубине к философской рефлексии. Великий русский писатель, бесконечно озабоченный судьбою своего Отечества, писал в знаменитой книге, принятой, как известно, очень неоднозначно, «Выбранные места из переписки с друзьями» о том, что всякое дело в России должно делаться так, как если бы она уже была «небесным» государством: «Служить же теперь должен из нас всяк не так, как бы служил он в прежней России, но в другом небесном государстве, главой которого уже сам Христос… Нужно помнить только то, что ради Христа взята должность, а потому должна быть выполнена так, как повелел Христос, а не кто другой». Вполне кантовская постановка вопроса об императивной природе добродеяния как нравственного (суть и общественного) долга каждого человека. Н.В. Гоголь ставит проблему несовпадения идеала добра и его конкретного воплощения. Он пишет: «Грусть от того, что не видишь добра в добре». Историк русской философии В.В. Зеньковский в связи с этим замечает: «Гоголь глубоко ощущал всю трагическую проблематику современного морального сознания. Моральный идеал, которым он был одержим, воспринимался им самим как нереальный и даже неестественный, как некая риторика, не имеющая опоры в естественном строе души»1. Гоголь глубоко переживал несовпадение идеала добра и его реального воплощения, всегда далекого от идеала. Эта проблема давно зафиксирована этикой в понятиях должного и сущего, разрыв между идеальным и реальным всегда существует, однако он не отменяет значимость должного, нравственного идеала, но, напротив, активизирует человека на постоянное совершенствование и приближение к идеалу, к абсолютному добру.

Необходимо подчеркнуть, что любое добро есть деяние бескорыстное, т.е. в определенном смысле, жертвенное, альтруистическое, оно – благо для другого и для других, без надежды, тайной или явно выраженной, на «ответное» добро. Как нравственная норма житейской практики идея добра не осмысливается, т.е. не нужен «мозговой скрежет» (М.К. Мамардашвили). Эта норма или есть, или ее нет, и тогда мы ищем причины, по которым эта норма отсутствует. Л.Н. Толстой говорил о том, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы ни понимали добро, жизнь наша не что иное, как стремление к добру».

Добродеяние можно рассматривать как способ саморазвития, самосовершенствования человека, но в идеале оно реализуется как «действие любви». Русский философ и социолог П. Сорокин заметил, что «настоящие изменения в обществе происходят не в результате революций, но в результате терпения, любви, сотрудничества». Практика подлинного добра неотделима от любви. Еще древние греки считали любовь, «силой, соединяющей вещи и людей». Любовь - это сердцевина нравственных взаимодействий, их энергетический источник и высшая цель. Не пронизанные, не освещенные любовью отношения людей лишены нравственной подлинности, а, следовательно, и ценности, ибо нравственная природа любви – бескорыстие. Вл. Соловьев определял любовь «как жертву эгоизмом». Любовь согревает человека с детства и сопровождает его всю жизнь как самое теплое и прекрасное состояние. Ф.М. Достоевский писал о том, что «без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя выпускать поколение в путь».

Согласно размышлениям русского философа М.О. Гершензона все существующее на планете можно представить единой субстанцией, где каждое существо не может осуществлять свою жизнь вне связи со всем остальным богатством этого мира. В заключение своей книги «Тройственный образ совершенства» он пишет: «Жизнь – согласие противоречий. Жизнь – ни предел, ни беспредельность; ни единство, ни множество; ни покой, ни движение; ни тьма, ни свет, но то и другое вместе: и одно в другом, потому что жизнь есть всеобщее в единичном. Оттого любовью человек исполняет естественный закон, ибо любовью «я» растворяется в «не-я» и в то же время наиболее ограждает свою отдельность. Любовь есть полнота жизни, реальное согласование противоречий: в пределе беспредельность, в двойственности единство, покой в движении и свет во тьме»1. Еще раз повторим, что любовь как нравственное отношение выступает универсальным, именно нравственным способом добродеяния. Добро – цель поступка, благо – результат, любовь – способ, каким осуществляется подлинное нравственное добро.

Торопитесь делать добро

Л.Н. Толстой

Скажем немного о практике добра. Мы понимаем практику добра как систему, совокупность поступков, куда входят и очень серьезные, значимые для качества жизни и те, которые не имеют масштабности и их положительный результат незначителен. Необходимо подчеркнуть, что сила и ценность нравственности в стабильности ее принципов во внутреннем мире личности. Это очень важное качество – моральная устойчивость. Иной человек иногда способен на искренний порыв вплоть до самопожертвования, желает сделать добрый поступок, но его не хватает на систему поступков, которая собственно, и превращается в «линию жизни», становится судьбой, поскольку ее выбирают и подтверждают поступками. Поэт и философ Вл. Соловьев выразил так эту особенность:

От пламени страстей, нечистых и жестоких,

От злобных помыслов и ложной суеты

Не исцелит нас жар порывов одиноких,

Не унесет побег тоскующей мечты…
Юношескую жажду «скорого подвига», жертву жизнью еще раньше внимательно изучал Ф.М. Достоевский и нашел в ней как силы убийственные, самоубийственны, так и спасительные, животворные. Он писал об Алеше Карамазове и его окружении: «Хотя, к несчастью, не понимают эти юноши, что жертва жизнию есть, может быть, самая легчайшая изо всех жертв во множестве таких случаев и что пожертвовать, например, из своей кипучей юностью жизни пять-шесть лет на трудное, тяжелое учение, на науку хотя бы для того только, чтобы удесятерить в себе силы для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить – такая жертва сплошь да рядом для многих из них почти совсем не по силам. Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу (к Богу), но с тою же жаждой скорого подвига». Конечно же, идея подвига, как жертвенного нравственного поступка, предполагает высокую общественную ценность его, а так же и высокую общественную оценку. В настоящее время, когда значительная часть молодых людей откровенно ориентирована на ценности материального порядка, на профессиональные успехи с той же целью (материальное благополучие), мало кто охвачен «жаждой подвига», а между тем, замечал П.Я. Чаадаев, «плодотворен лишь фанатизм совершенства, страстное стремление к истинному и прекрасному»1. Всегда в культуре любого народа была высока ценность добродеяния по отношению к Родине, и нам надо думать, почему сегодня «жить по отношению к России» не звучит как настоятельная необходимость, как общественная нравственная ценность, как подвижничество, как цель и смысл добродеяния?

Вся жизнь человеческая может быть «практикой добра», независимо от его малости или великости, важна постоянная практика добра. Герой романа Ф.М. Достоевского «Подросток» страстно обещает себе: «Поправлюсь! Я это чем-нибудь наверстаю…. Каким-нибудь добрым поступком…. Мне еще пятьдесят лет впереди!» Очевидно, что герой заблуждается, ибо речь нужно вести именно о практике добре, о привычке делать добро. Торопитесь делать добро! Этот призыв Л. Толстого звучит актуально во все времена.

Напомним читателю диалог из пьесы А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Чулимск – это село, в чайную которого люди проторили дорогу через палисадник, выламывая из его забора доски. И только Валентина, девушка восемнадцати лет, молча и терпеливо по несколько раз на дню снова и снова восстанавливает ограждение палисадника.

Зачем ты это делаешь? – спрашивает однажды Валентину Шаманов.

Валентина (не сразу). Вы про палисадник? Зачем я его чиню?

Шаманов. Да, зачем?

Валентина. Но…. Разве не понятно?

Шаманов качает головой: непонятно.

И вы, значит, не понимаете…. Меня все уже спрашивали кроме Вас. Я думала

Вы понимаете.

Шаманов. Нет, не понимаю.

Валентина (весело). Ну тогда я Вам объясню… Я чиню палисадник для того,

чтобы он был целый.

Шаманов (усмехнувшись). Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для

того, чтобы его ломали.

Валентина (делаясь серьезной). Я чиню его, чтобы он был целый.

Шаманов. Зачем, Валентина?.. Стоит кому-нибудь пройти, и…

Валентина. И пускай, я починю его снова.

Шаманов. А потом?

Валентина. И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.
Практика человеческих взаимоотношений показывает, что научиться «ходить по тротуару» совсем не так легко, но учиться необходимо в семье, в школе, практически всю жизнь. Особое значение имеет образ добродетели, воплощенный в каком-либо конкретном человеке, на которого хочется ровняться. Заметим, что вся мировая и отечественная история, литература, история науки, технического творчества представляют собой ряд выразительнейших примеров добродеяния, стремления к добру, общественному благу, примеров бескорыстия, жертвенности. Добро очевидно, понятно, естественно для нормального человека, но что такое зло и почему его так много?
Добро уныло и занудливо

И постный вид, и ходит боком,

А зло обильно и причудливо

Со вкусом, запахом и соком
И. Губерман
Нравственное понятие «зло» неотделимо от понятия «добро». Тема зла представляется нам более объемной по множественной причинной обусловленности зла, многообразия форм его проявления. (Как мы потом увидим, эта множественная причинность суть одна: несовершенство человеческой природы, неосуществимость стремления человека к абсолютному добру, нежелание к нему стремиться, объективная трудность достижения равновесия противоположных сторон бытия человека, того, что мы определили как гармония.).

История зла не менее важна, чем история добродеяния, возвышения человека, ибо только из глубин «ада-зла» можно понять необходимость, нравственную неизбежность морального требования добра. Шекспир писал о том, что «зло бывает погребено вместе с костями, добро остается людям», но заметим, что история зла представляет собой целую невероятно многообразную галерею, и вполне реальную, злодеев и злодеяний.

Само по себе наличие противоположностей, противоречий, амбивалентности не является ни злом, ни добром. Августин Блаженный подчеркивал, что «на глубине бытия добра и зла нет». Создатель сотворил мир и остался им доволен: «Был вечер и было утро дня шестого, увидел Бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,3). Через тысячелетие выяснилось, что далеко не все в этом мире с точки зрения его обитателей достойно похвалы. Апостолы в связи с этим вынуждены были с горестью отметить: «Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле».

Напомним, что, говоря о добре и зле, мы имеем в виду антропную практику человечества, как совокупную нравственную практику отдельных людей. Как из этой совокупности вычленить зло? Когда же появляется зло? Когда результаты взаимодействия людей имеют разрушительные значения для человека (его души, тела, его материального окружения и т.п.) и человечества. Определим вначале зло как моральное понятие. Это такая реализация специфических способностей личности (сознание и воля), которая направлена на разрушение человека и человеческого мира (материальной и духовной культуры) и мира природного. Обратите внимание на то, что речь идет о сознательном и волевом акте, т.е. о злонамерении, злой воле! Добавим, что немало злого творится по неведению, недомыслию, непродуманности и т.п. Это то, что А.С. Пушкин определил как «незнаья жалкая вина» («Бахчисарайский фонтан»), это то, что воспринимается нами как удивительно точное наблюдение, как известное выражение о том, что «благими намерениями дорога в ад вымощена». Можно и современное напомнить: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Обычно выделяют такие виды зла: физическое, социальное, собственно моральное. Физическое зло есть «стихийное бедствие», естественно-природное явление (вулканы, землетрясения, наводнения и т.п.). В этих явлениях не присутствует «злая воля», злой умысел. Такие природные катаклизмы вне нравственной оценки. Но там, где природные явления оказались следствием неразумной техногенной деятельности людей, мы имеем право говорить о зле.

Социальное зло (кризисы, зксплуатация, социальная несправедливость, произвол чиновника, революция, урбанизация и т.д.) является нравственным лишь в той мере, в какой социальные субъекты осознают негативные последствия своих действий, но действуют под влиянием других мотивов и целей, не имеющих нравственно положительной ориентации. Господствующее у нас пренебрежение этическими проблемами, игнорирование их, основано на убеждении, что все вопросы человеческого бытия решаются исключительно в экономическом и политическом планах, – эта общая, в корне неверная установка, ибо «невнятная этическая артикуляция» (осознание, реализация нравственных требований) во взаимоотношениях людей приводит к накоплению зла. Об этом пишет Э. Фромм: “Человек чувствует себя плохо по разным причинам, но одной из важных является то, что человек живет в отношениях, этика которых не соответствует его чувству жизни. Мы учим друг друга ценить предметы, делая предметами все, включая чувства. Воспитательное действие, реализующее самые благие побуждения, на самом деле часто создает опыт непонимания, невнимательности к главному – к реальной жизни, отдаляет людей друг от друга. Оно достигает объективных целей, но ожесточает субъектов. Если собрать в одно место обиду и ненависть детей на родителей, учеников на педагогов, воспитанников на воспитателей, это превысит все пределы выносимого. Но каждый человек носит эти эффекты образования в своей душе, продолжая этику производства и уничтожая этику гуманизма. В производственной гонке, в том числе гонке за эффективность не остается времени для субъективного опыта».

В работе «Религия в пределах только разума» в ее первой части «О существовании злого принципа наряду с добрым, или об изначальном зле в человеческой природе» И. Кант замечает по поводу тенденции считать мир изначально добрым: «То, что мир лежит во зле – это жалоба, которая так же стара, как история…. Тем не менее, у всех мир начинается с добра – с золотого века, с жизни в раю или с еще более счастливой жизни в общении с небесными существами. Но это счастье скоро у них исчезает как сон, и впадение во зло (моральное, с которым всегда в ногу идет и физическое) ускоренным шагом торопится к худшему, так что мы теперь (но это теперь так же старо, как и история) живем в последние времена, на пороге у нас день страшного суда и светопреставление».1 Звучит весьма современно. Французский философ Ален выразился по поводу всегда актуальной проблемы страшного суда: «Апокалипсис – бог каждого момента». Но в чем сам Кант видит причину зла?

«Зло могло возникнуть только из морального зла (а не из одной лишь ограниченности нашей природы); и все же первоначальные задатки (которые никто другой не мог испортить кроме самого человека, если ему должна быть вменена в вину эта испорченность) суть задатки добра. Для нас, следовательно, нет никакой понятной причины того, откуда впервые могло бы появиться в нас моральное зло. Эту непостижимость вместе с более подробным определением рода человеческого Писание выражает в историческом повествовании тем, что зло оно предпосылает, правда, в начале мира, но не в человеке, а некоем духе (дьяволе), чье предназначение первоначально более возвышенно. Тем самым, следовательно, первое начало всего зла вообще представлено как непостижимое для нас (ибо откуда у этого духа зло?), человек же впадает в зло только через искушение, стало быть, он испорчен не в основании, а как способный еще к совершенствованию в противоположность к совращающемуся духу, т.е. такому существу, которому для смягчения его вины нельзя приписать искушение плоти; таким образом, человеку, который, несмотря на испорченное сердце, все еще имеет добрую волю, остается надежда на возвращение к добру, от которого он отказался»2.
Очевидно, что моральное зло присутствует всегда там, где в человеческой деятельности либо не выражена на правах целезадающей, ценностно положительной моральная мотивация и в качестве цели могут быть любые иные ценности (личное благополучие, карьера, экономический успех, власть и т.д.), либо в качестве сознательного мотива присутствует злая воля, злонамеренность как цель поступка. Зло совершается и в случае использования «злых средств» для достижения доброй цели, при этом они, будучи реализованными, уничтожают самую прекраснодушную цель.

В первом случае отсутствие четкой осознанной нравственно положительной мотивации (т.е. цели поступка, ориентированного на добро, благо для других) не позволяет прогнозировать возможные негативные последствия деятельности, хотя человек или группа деятелей глубоко убеждены в своей порядочности, они не замышляли зло, им это не приходило в голову. Но зло совершается.

В качестве примера остановимся на материалах судебного расследования одного типичного преступления после появления первого советского блокбастера «Экипаж», в котором один из героев демонстрирует домашнюю светомузыкальную установку. Пример героя оказался заразительным, во многих городах происходили типичные преступления – молодые люди для организации ставших модными дискотек делали сами светомузыку, а цветные стекла для нее не задумываясь изымали из светофоров и даже семафоров. По вине одного подростка, который снял цветные фильтры с семафора, произошло крушение столкнувшихся поездов. На суде обвиняемый твердил, что вовсе не хотел делать катастрофу, он хотел только качественную музыкальную установку, а цветные стекла самые лучшие именно на семафоре и т.д. и т.п. Общая стилистика вопросов судьи и ответчика напоминала рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».
Нет сомнения, что многие социальные проекты делаются часто без должной экспертизы на соответствие их результатов подлинному благу, общественной пользе, которая сама подчиняется критерию не сиюминутной полезности, выгоды, но действительно должна соответствовать требованию добра, в противном случае мы получаем зло. В следующей теме дадим более глубокую характеристику зла как этической категории.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта