Этика ч 3. Этика. ч. 3. Титова_прав.. Этические категории
Скачать 0.71 Mb.
|
Этический практикум Как понимать выражение А. Швейцера: «Чистая совесть – выдумка дьявола»? Какая характерная черта совести отражена в стихе К. Рылеева: «Глас совести в чертогах и в глуши везде равно меня тревожит»? Квинтилиану (оратор римской античности 1в. н.э.) принадлежит высказывание: «conscientia mille test – совесть это тысяча свидетелей». Дайте анализ этого высказывания с точки зрения объективного и субъективного содержания совести. Почему Януш Корчак говорил родителям и воспитателям: «Позволяй дитяти грешить»? Дайте анализ высказыванию Д.С. Лихачева» «Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в пустыне человеческой души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда и к погибели подлинных ценностей». И. Эренбург пишет: «Однажды я видел В.Г. Короленко. Он шел, сутулясь, лицо его поражало добротой и печалью. Казалось, это идет последний представитель интеллигенции прошлого века. Словарь Ушакова дает и такое толкование «интеллигента»: «Человек, социальное положение которого характеризуется безволием, колебанием, сомнениями». А русская интеллигенция 19-го века не была безвольной; она умела расплачиваться за свои идеи и житейскими невзгодами и тюрьмой, и каторгой. Сомнения ее часто бывали не боязливостью, а совестливостью». Как Вы понимаете это высказывание? Входит ли в понятие интеллигентности нравственная характеристика? Какую роль может играть в ней совесть? Обращаясь к проблеме совести Э. Фромм различает авторитарную совесть как действие интериоризированного внешнего авторитета и гуманистическую совесть как реакцию всей человеческой личности на ее правильное или неправильное функционирование. Гуманистическая совесть является выражением целостности человека и его подлинных интересов, а авторитарная — подчиненности и "социальной обособленности". Целью гуманистической совести Фромм считает плодотворность и, как результат плодотворной жизни, счастье. Дайте анализ вышеприведенным положениям о совести Э. Фромма 8. Конечно, связь между языком и совестью существует, но в основном обратная. Совесть -- точнее, не только совесть, а нравственные представления оказывают воздействие на язык, и то скорее не на язык, а на словарь, и даже не просто на словарь, а на частотность словаря. Так - остается еще пока и такое слово как «совесть», но слышится оно все реже, зато все чаще - «отвали». Выскажите свое мнение по поводу верности приведенного высказывания. 9. Моральный авторитет в человеке в значительной мере определяется его окружением, обществом и эпохой, в которую он живет. Если человек согласен с совокупностью ценностей, доминирующих в обществе и составляющих «культурное супер-эго», тогда о таком человеке говорят, что у него «чистая совесть». С другой стороны, при несогласии с совокупностью ценностей о таком человеке говорят, что у него «нечистая совесть». Совесть представляет коллективную норму и поэтому изменяется при изменении содержаний и требований нормы. Так пишет автор книги «Глубинная психология и новая этика» Э. Нойманн. Согласны ли в с таким суждением? 10. Дайте анализ следующего высказывания Ф. Ницше: «Философ, как мы понимаем его, мы, свободные умы: как человек, несущий огромную ответственность, обладающий совестью, в которой умещается общее развитие человека». 1 Гегель Г. Философия духа. Соч.в 6 т.. т.3– М.: Политиздат. 1955.. -- С. 303-305. 1 Кант И. Религия в пределах только разума. В кн., Трактаты и письма. - М.: Изд. Наука. 1980. -- С. 166. 1 Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. -- Л-д.., 1991. Т.1 -- С. 189. 1 Гершензон М.О. Тройственный образ совершенства. – Томск.: Водолей. 1994. -- С. 64. 1 1 Кант И. Религия в пределах только разума. В кн., Трактаты и письма. -- М.: Изд. Наука. 1980. -- С. 89. 2 Там же. -- С. 14-115. 1 Кант И. Религия в пределах только разума. В кн., Трактаты и письма . – М.: Издат. «Наука». 1980. -- С. 106. 2 Кант И. Религия в пределах только разума. В кн.: Трактаты и письма – М.: Издат. «Наука». 1980. -- С. 107. 1 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М.: «Республика. 1994. -- С.346. 1 Там же. С. 347. 1 Суинберн Ричард. Проблема зла. //Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия. -- М.: Гранд. 2000. -- С. 313-317. 2Там же. 1 Цит. по: Братусь Б. Утаенный план сознания. //Знание-сила. № 8, 1993. -- С. 68. 1 Назаров В.Н. История русской этики. -- М.: Гардарики. 2006. 2 Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма.// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. – М.: 1990. -- С.395. 3 Гегель Г.В.Ф. Философия природы. // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.: 1975. Т. 2. -- С.31. 1 Зеньковский В.В. история русской философии. В 2-х томах. -- Л-д,: 1991. т.2. -- С. 231. 2 Цит по: Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма.// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. – М.: 1990. -- С. 184 3 Толстой Л.Н. Путь жизни -- М.:1993. -- С. 76-77. 1 Назаров В.Н. История русской этики. -- М.: Гардарики. 2006. – С. 87-90 2 Поссенти Витторио. Бог и зло. //Вопросы. филос. 1996. № 7. -- С. 94 1 Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. – М.: Молодая гвардия. 1982. -- С. 5. 1 Уард Кейт. Каково ваше мнение об эволюционной этике? // Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия. Под ред. Роя Абраахама Варгезе. – М.: Гранд. 2000. -- С. 179-180 1 Фрейд З. Будущее одной иллюзии. //Сумерки богов. -- М.: Политиздат. Гл. 3. -- С. 104 1 Лоренц К. Агрессия так называемое Зло. Се человек. //Вопросы филос. 1992. № 3. – С. 5 1 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. -- СПб.: Талисман.1995. -- С. 8. 2 Ницше Ф. Воля к власти. Соч. в 2 томах. -- СПб. : Кристалл. Т. 2. – С.. 1049. 1Ионин Л. Предисловие к книге: Канетти Элиас. Масса и власть. Международная коллекция современной мысли. Издательская фирма Аd Marqinem. -- М.: 1997. -- С. 12 1 Добрович А. Паранойя как среда обитания. // Искусство кино. 1994. № 5. – С. 73. 1 Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. //Новый мир». 1971. № 10 1 Шопенгауэр А. Избранные произведения. Метафизика половой любви. -- М.: Просвещение 1983. -- С. 373. 1 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей/ Пер. с нем. А.Н. Малинкина. -- СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. -- С. 191-192. 1 См: Русский Эрос, или Философия любви в России. – М.: Прогресс. 1991. 2 Марков Б.В. Метафизика любви.- СПб.: Лань, 1997. Гл. 2.5 - С. 195-208. 3 Платон разработал концепцию любви, богатую идеями, имеющую язык вполне доступный нашему современнику, в этой концепции прослеживается живая связь с культом и мифом, Абсолютом (мир идеальных сущностей). 4 Молодой философ издает свою первую работу в 1915 году в разгар кровопролитной первой мировой войны, тема любви звучит как призыв к миру и согласию. 1 Лосев А.Ф. Эрос у Платона. //Философия. Мифология. Культура. -- М.: Издат полит. Литер.1991. - С.188. 1Андрогинны – двуполые существа, мифические предки, перволюди, букв., мужеженщины. В диалоге «Пир» в речи Аристофана замечательно переплетаются общепринятые мифологические и философские воззрения и собственная поэтическая фантазия Платона. В этой речи описывается история андрогин, которые посягали на могущество Зевса. Уничтожать этих перволюдей было невыгодно, ибо боги лишались почитания и жертв, однако дерзких следует наказать – рассечь пополам, сделать людей слабее, но увеличив их количество. Рассеченные половинки ищут друг друга и сливаются, достигая первородной целостности. 1 Известно, что тема Эроса для Платона имела глубоко личностный характер. Эрос – мост , ведущий к бессмертию, к высшему благу, к душам ушедших любимых людей. Платон потерял учителя и друга Сократа, приговоренного к смертной казни афинянами, и строит свою философскую версию встречи с ним в лучшем из миров. 2 Платон. Пир. ///Собрание соч. в четырех томах. – М.: Издат «Мысль». 1993. Т.2. 1 Марков Б.В Метафизика любви. -- СПб.: Издательство «Лань», 1997 . Глава 2.5. -- С. 4. 1 Кампанелла Томмазо – (вторая пол. 16 – первая пол. 17 вв.) итальянский философ, поэт, полит., деятель, создатель коммунистической утопии («Город солнца»), с 1582 г. монах-доминиканец. 2 Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. ТОО ТК Петрополис. 1996. -- С. 36. 1 КузьминаТ. А. Любовь как моральный принцип. Философия любви. Ч.1 – М.: Политиздат. 1990. -- С. 254-268. 1 Кузьмина Т. А. Любовь как моральный принцип. Философия любви. Ч.1.-- М.: Политиздат. 1990. – С.. 254-268. 2 Шелер М. Orto amoris // Избр., труды. - М.: Школа культурной политики. 1995. - С. 350. 1 Там же. С. 355. 1 Соловьев В.С. Смысл любви. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: 1989. - С. 511. 2 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории // -- СПб.: Издательство «Лань», 1997 . Глава 2.5 - Метафизика любви. -- С. 5. 1 Соловьев В.С. Смысл любви. Сочинения в 2 т. Т. 2. — М.: 1989. - С. 511 2 Там же. С. 7. 1 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории // -- СПб.: Издательство «Лань», 1997 . Глава 2.5 - Метафизика любви . -- С. 9 1 Гершензон О.М. Тройственный образ совершенствования. -- Томск: Изд. «Водолей».1994 1 Иванченко Г.В. Три грани совершенной любви. //Человек. 2006. № 2 2 Там же. С. 73 1 Иванченко Г.В. Три грани совершенной любви. //Человек. 2006. № 2. -- С. 72 1 Эпштейн М.Н. Четыре слагаемых любви. //Человек 2006. № 2.-- С. 82 1 Мэй Ролло Любовь и Воля. Перевод с англ. -- М.: Изд-во. «Рефл-бук» 1997 . -- С. 12 1 Ильин И.А. Без любви. //Русский эрос или философия любви в России. – М.: Изд-во «Прогресс». 1991. -- С. 397. 2 Там же. 1 Кант И. Религия в пределах только разума. //Трактаты и письма. -- М.: Наука. 1980. -- С. 260 1 См.: Свинцов В. Три лика совести. // Звезда. 1991. № 4. 2 А. Галич писал: Не бойся войны, не бойся тюрьмы, Не бойся мора и глада, А бойся единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо». 1 Автор настоящего издания вспоминает обсуждение очерка К. Симонова, посвященного подвигу А. Мерзлова, молодого тракториста, погибшего, при спасении огромного поля горящей пшеницы. Группа студентов разделилась. Одни говорили о том, что никакая пшеница или трактор не ценнее жизни человека, другие говорили, что юноша спасал не просто урожай и машину, но то, во что вложен труд многих людей, это не просто материальные ценности, но ценности очеловеченные. Подумайте сами над этой и другими ситуациями нравственного выбора. 1 Вспомним известное: сон разума порождает чудовищ! Сон совести порождает перерождение самых святых, чистейших понятий в их отвратительную противоположность: веру в суеверия; убежденность в предрассудки; гордость всей историей в национальный эгоизм и великодержавное чванство, а духовное единство – в биологическое родство по группе крови (С. Чупринин). 1 Свинцов В. Три лика совести. //Звезда. 1991. № 4.. -- С. 87 2 Нацизм весьма широко практиковал наивную, но действующую систему усыпления совести. Гитлер в своих знаменитых выступлениях на митингах перед немецкими солдатами, которые отправлялись на фронт, говорил, чтобы свою совесть они «оставили дома», а после победы солдаты вернутся и снова станут добрыми и любящими людьми. 3 О глубинной диалектической связи добра со злом через свободу выбора говорил Н. Бердяев: «Раскрывается трагическая диалектика. Добро не может быть принудительным, нельзя принудить к добру... Свободное же добро, которое есть единственное добро, предполагает свободу зла». Это означает, что человек одинаково открыт и добру, и злу». 1 Философские концепции человека и общества, построенные на детерминизме (принципе причинности) обходятся без понятия совести либо же оттесняют его на периферию своих построений, это особенно заметно в современной психологии (психотехники), экономическом мышлении и, конечно же, в области политической прагматики. Для детерминизма совесть случайна, необязательна. Необходимым элементом она становится лишь в тех концепциях человека, которые исходят из его изначальной свободы. Свобода так или иначе сопряжена с признанием «равноправия» добра и зла, что, в свою очередь, ведет к непредопределенности выбора между тем и другим. Глубокий анализ проблемы выбора находим в экзистенциализме Ж-П. Сартра, А. Камю 1 Бауман. Н.Э. Письмо к отцу. //Сборник статей, воспоминаний и документов. М.: 1937. -- С.122-123. 2 Мильнер-Иринин Я. Этика, или принцип истинной человечности. – В сб.: Актуальные проблемы марксистской этики. -- Тбилиси.: Изд. Тбилисского ун-та. 1967. -- С.253, 257-258 1 См. Приложение. Поэтическая антология. Пушкин А.С. «Борис Годунов». Монолог Годунова «Достиг я высшей власти…». Во время написания этой темы автор разбирал за много лет накопленные материалы и понял, что идейный стержень рассуждений о совести составляет своеобразная поэтическая антология. Именно в поэтических произведениях «схвачены» самые глубокие характеристики этой этической категории. Автору это понятно, поскольку в его представлении поэзия есть уникальный, неповторимый способ выражения смыслов бытия, пережитых, уловленных в глубинах своего «Я». 2 См. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х тт. Том 1.Часть 1. Гл.2.. Издание второе. -- М.: «Мысль». 1990. 1 Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Гл.2. -- С.127. 1 Франкл. В. Человек в поисках смысла. -- М.: Прогресс. 1990. -- С. 97. 1 Цит., по: Эрих Фромм. Психоанализ и этика. – М.: ООО «Издательство АСТ- ЛТД», 1998. -- С. 152. 1 См. Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Т. 2. -- М.: Советская энциклопедия. 1992. 1 Одним из самых выразительных образов, связанных с мифологией архаического критского Зевса, является лабиринт – мрачная пещера, чем-то очень притягательная для людей и одновременно смертельно пугающая, жуткая. Туда очень трудно попасть, но еще труднее, практически невозможно, из нее выбраться целым; все, кто туда проникают, оказываются растерзанными страшным чудовищем – полубыком Минотавром (ипостась Зевса). Вполне однозначный эротический смысл этого символа («пещера») хорошо вскрыт психоанализом, он часто встречается в бредовых построениях душевнобольных вне всякой связи с мифологией. Об этой мифологеме см: Лосев А.Ф. Античная мифология. М.: 1957. С. 206-235. 2 Бородай Ю. Эротика – Смерть -- Табу. -- М.: «Гнозис» 1996. -- С. 158. 1 Бородай Ю. Эротика – Смерть -- Табу. -- М.: «Гнозис». 1996. - С. 158. 1 Относительно обряда жертвоприношения богу исследователь религиозных представлений семитов Робертсон Смит пришел к выводу, что первоначально в образе жертвенного животного почитали самого бога, т. е. древнейшей формой обряда повсеместно было не жертвоприношение богу, но жертва самого бога. В Греции в честь Зевса закалывали священного быка. Но ведь бык — это тоже первоначально сам Зевс! Характерно: на афинском празднике буфоний устраивался настоящий суд, где допрашивались все, причастные к жертве быка. Наконец, соглашались, что вину следует свалить на нож, который и наказывали — выбрасывали в море. 1 Он полемизирует со сторонниками материалистического толкования природы совести. См. Протоиерей Владислав Свешников, Протоиерей Александр Шергунов. О церкви, России, нравственном мире.//Сб. статей. -- М.: Рарогъ. 1993. 1Протоиерей Владислав Свешников, Протоиерей Александр Шергунов. О церкви, России, нравственном мире.//Сб. статей. -- М.: Рарогъ. 1993. -- С. 33. 1 См., в Приложении: С. Аверинцев. Мы призваны в общение. |