Ф. М. Достоевского в оценке православной
Скачать 192.69 Kb.
|
него герой и неправдоподобный, но духовно реальный. Трагичны идея и музыка Достоевского в романе «Идиот», но есть над ними еще и сверхреальность бытия Богочеловека, в которого сам автор верует, как в Спасителя, и в этой вере - свет, воссиявший над тьмою великой, заполняющей пространство гениального романа. Сверхидея произведения - сама вера Достоевского в Воскресшего Христа Богочеловека, поэтому, несмотря на удушающий духовный мир книги, и на то, что не остается в конце ее никакой надежды на счастье человека в этом мире, - все же она ни в коей мере не мрачна и не безысходна: есть вера в то, что из этой бездны выход один - ко Христу - Сыну Божию! Достоевский не даёт однозначный совет, как нам жить. Но рисует замечательный портрет Сони, он говорит читателю о многом: говорит о том, на чьей стороне он сам, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую даёт человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога. Душа Раскольникова не чёрства, как у «право имеющих», она способна на человеческие порывы. Именно за это Бог награждает Раскольникова путём наказания, помогая ему вырваться из паутины искушений власти, куда героя уже почти затянуло. Автор любит своего героя, он переживает вместе с ним, пытается поставить его на правильный путь, сочувствует ему, но отправляет на наказание, иначе без наказания он просто не выживет от этих терзаний. Раскольников переживает сильную душевную драму. К тому же он понимает, что его теория очень соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречивость: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных людей от таких, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается всё сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Никогда для него не закрывался образ Божий в человеке. Не закрывался потому, что всюду его открывала любовь. Эта любовь сохраняла Достоевского от пессимизма. Она сохраняла его от испуга и страха. Он веровал от любви, не от страха. Пред духовным взором Достоевского всегда стоял образ Христа. И он свидетельствовал о бесконечности Божественной любви к человеку. Невозможно человеку вступать в спор с Богом и умалять Божественное свидетельство о человеке своим отчаянием или сомнением. Вера Достоевского была трезвой и мужественной. Он ни от себя, ни от других никогда не скрывал всего ужаса и всего трагизма греховной и падшей жизни. Но истинная вера не может извериться. Она выше отчаяния. Вера рождает надежду. И надежда светится и светит. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Баталова Т. П. Поэтика «эпилога» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 3. С. 94-108. Баталова Т. П. Поэтика эпилога романа Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. № 1. С. 140-154. Баталова Т. П. Поэтика завершения в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 260-275. Башкиров Д. Л. Евангельский текст в произведениях Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. Вып. 8. С. 398-414. Евлампиев И.И. Личность как Абсолют: Метафизика Ф. Достоевского. – СПб., 2000. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 1998. Елисеев Г.З. Достоевский //Современник. 1867. - № 4. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. - Париж: ИМКА-Пресс, 1948. - Т. 1. Заметки и разные известия // Гласный суд. - 1867. - 16/28 марта. - № 159.. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия. - М. 2017. 315с. Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. - Санкт-Петербург, 1998. 345с. Исаков А.Н. «Преступление и наказание»: три аналитики иного // Метафизические исследования. Вып.14. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СпбГУ. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2017. С. 250-253. Ильин И. О духовном излучении // Sinsam, 2017. С. 25-41. Ильин И. Непосредственность религиозного опыта // Аксиомы религиозного опыта. - М. 2018. С. 56-6. Кантор Р. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России //Наука и религия. 1971. № 9. С. 26-34. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова // Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. - М., 1989. С. 54-68. Латынина А. В поисках жизни духовной // Наука и религия. – 1971. - № 11. С. 58-62. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. М., 1976. 278с. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. 325с. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994. 245с. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М. -Л., 1967. 305с. Лихачев Д.С Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. - 1968. - № 8. С. 102-110. Лихачев Д. В поисках выражения реального // Вопросы литературы. – 1971. - № 11. С. 45-48. Мень А. Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении Иоанна Богослова. – М., 2018. 302с. Михнюкевич В.А. Духовные стихи в системе поэтики Достоевского - Л., 2018. 302с. Недзевицкий В. Романтизированная мистерия Ф.М. Достоевского (Братья Карамазовы). – М., 2017. 305с. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. Предисловие Ив. Толстого. - М., 2017. 302с. Одиноков В.Г. Религиозно-этические проблемы в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого // Русская литература и религия. - Новосибирск, 1997. С. 20-30. Одиноков В. Типология образов в художественной системе Достоевского. - Новосибирск, 1979. 30с. Осипов А.И. «Достоевский и христианство» // Православная беседа. - 1995. - № 4. С. 15-30. Отверженный Н., Штирнер и Достоевский. - М., 1925. 326с. Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Достоевский в русской критике. - М., 1956. С. 102-110. Розанов В.В. О Достоевском. М.: Нива. 1996. С. 125. |