Главная страница
Навигация по странице:

  • 72. Общая характеристика корней современного западноевропейского права.

  • 73. Природа и происхождение права.

  • 74. Социально-экономические отношения как условия формирования права и его предмет.

  • 75. Понятие государственности и права и их роль в развитии общества.

  • 76.Интеллектуально-духовные основания российского права и российской государственности

  • 77. Философское осмысление правового государства.

  • Философия, ее предмет и функции


    Скачать 148.11 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции
    Дата01.04.2018
    Размер148.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #40072
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    70. Роль права в решении проблем современности.

    71. Общая характеристика корней современного российского права.

    Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства", в 1990 г. признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно российской правовой системы. В 1990-1991 гг. российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.

    По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К 2003 г. приняты новые Арбитражный процессуальный (2002), Бюджетный (1998), Водный (1995), Воздушный (1997), Градостроительный (1998), Гражданский (три части соответственно в 1994, 1995 и 2001 гг.), Гражданский процессуальный (2002), Земельный (2001) кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001), Лесной (1997), Налоговый (первая часть в 1998 г., вторая часть в 2000 г.), Семейный (1995), Таможенный (1993), Торгового мореплавания (1999), Трудовой (2001), Уголовно-исполнительный (1997), Уголовно-процессуальный (2001) и Уголовный (1996) кодексы.

    Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства. В частности, ряд наиболее важных кодексов, принятых в вышеуказанных республиках (Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный) основываются на модельном законодательстве, одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.

    Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст.71-73).


    72. Общая характеристика корней современного западноевропейского права.

    Историко-культурные корни современного права складывались на почве рецепированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве.

    Важную роль в реформировании старого феодального права на новой основе сыграли английская революция XVII в. и французская революция XVIII в. Эти революции, особенно французская, были серьезным испытанием на прочность оставшейся от средневековья правовой надстройки. Как всякие общественно-политические катаклизмы, эти революции не способствовали непосредственному укреплению правовых начал в обществе. Наоборот, они привели во многом к неоправданному разрушению правового здания, создаваемого веками, к ломке традиционной правовой культуры, к правовому нигилизму и волюнтаризму. Институты гражданского права - семья, собственность, наследование и т. д. - составляют глубокую юридическую подпочву всякого общества. Вследствие этого гражданское право является гораздо менее подвижным, чем право публичное. В то время как нормы публичного права легко поддаются веяниям момента, исторические процессы в области гражданского права измеряются веками и для современников часто вовсе незаметны (3ом) [1]. На поверхности, в области государственного устройства, могут произойти серьезные изменения - монархия может смениться республикой, аристократия - демократией, - а основы гражданского строя могут долго еще оставаться одними и теми же. Конечно, известной зависимости между правом публичным и частным отрицать нельзя, но, с одной стороны, эта зависимость не столь непосредственна, а, с другой стороны, преобладание в этой зависимости принадлежит скорее праву гражданскому, чем публичному.
    73. Природа и происхождение права.

    Под проблемой происхождения права понимают выявление источников права. В современной науке считается доказанным, что существует три источника права: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Некоторые авторы в качестве самостоятельного источника рассматривают и религию. В данном случае такая тонкость не имеет принципиального значения, потому что религиозные представления без какого-либо искажения сути дела могут быть зачислены в обычай.

    Под обычаем понимают устойчивую социальную норму, принимаемую социальной группой в рамках определенной традиции. Он определяет свойства коллективной психологии, культовые и обрядовые действия, систему воспитания, регулирует деятельность и поведение людей в обществе и личной жизни. Следование обычаю опирается на систему воспитания, привычку, на наличие устойчивых стереотипов поведения, ограниченных рамками данного обычая. Обычаи выполняли роль социальных норм, способствовали формированию устойчивого мировоззрения людей, регулировали трудовую деятельность, бытовые и семейные отношения. В их основе часто лежали моральные и религиозные представления, объективировались хозяйственные и военные навыки и знания. Обычаи способствовали нормированию укорененных в обществе правил привычного поведения. На ранних стадиях возникновения социальных норм обычай с помощью культовых и обрядовых действий закреплял и проводил в жизнь мифологические воззрения, принимаемые в данном обществе.

    На поздних стадиях первобытнообщинного строя и особенно при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, из привычных неосознаваемых регуляторов поведения превращались в публично осознаваемые нормы права. Государственные органы на этом этапе выполняют роль посредника между людьми и всеобщими для них нормами права. Возникает возможность и обозначается тенденция к обособлению и относительной самостоятельности определенных ветвей государственной власти, к возникновению аппарата, который был призван профессионально заниматься правотворческой и правоохранительной деятельностью.

    Таким образом, первым источником права является обычай, закрепленный структурами власти, с возникновением государства обычай может фиксироваться в законодательных актах. Элементы права возникают тогда, когда начинают появляться первые, еще зачаточные институты государства. Обычай, возведенный в ранг нормы права, составляет содержание так называемого обычного права. Забегая несколько вперед, отметим, что данный источник права не является только лишь далеким историческим прошлым. Право всегда, вплоть до настоящего времени, через обычай связано с жизнью народа [3].
    74. Социально-экономические отношения как условия формирования права и его предмет.

    Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

    Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

    англо-саксонская; европейская (рейнская).

    Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

    Законодательное регулирование социально-трудовых отношений. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

    К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

    Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

    Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

    В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

    Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

    Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

    Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.
    75. Понятие государственности и права и их роль в развитии общества.

    Первоначально в эпоху первобытнообщинного строя никакого государства не существовало. Существовало общество, т.е. совокупность граждан, объединенных общими интересами и совместными усилиями по реализации таких интересов, связанных, главным образом, с поиском пищи и защитой от диких зверей и иной внешней опасности. С развитием средств производства и появлением излишков продукции, общественные связи усложнились, что стало основой зарождения государства. С его формированием прекратилась "война всех против всех" и были установлены новые правила жизни, основанные на ограничениях прав и свобод каждого отдельного индивида в пользу группового интереса, "общественного блага".

    В различные исторические эпохи в разных государствах существовали свои взгляды на причины и этапы появления государства. Какой-либо универсальной теории, объяснявшей бы причины и закономерности возникновения государства, не существует хотя бы потому, что появление государства у разных народов имело свою специфику, не подходящую под универсальные стандарты. Попытки теоретиков марксизма-ленинизма свести все многообразие причин появления государства к экономике и классовой борьбе являются несостоятельными. Реальная жизнь сложней предлагавшихся ими догм.

    Государство это форма политической организации общества, осуществляющаяся на определенной территории в отношении проживающего на ней населения, характеризующаяся наличием государственного аппарата, реализующего функции управления на основе закрепленных в законах норм права в целях обеспечения частных и публичных интересов и наделенного возможностью применения государственного принуждения.

    Сущность государства, т.е. совокупность его основных, глубинных свойств, можно понимать по-разному. В марксистско-ленинской теории государства и права ее видели в обеспечении господства одного класса над другим. Если смотреть на государство с современных, не идеологизированных научных позиций, то его сущность заключается в обеспечении социального мира, поиске компромисса между разными социальными группами, являющимися структурными элементами гражданского общества.

    Основные признаки государства:

    o территориальная организация общества. Данный признак означает появление границ, внутри которых по отношению к населению осуществляется политическая власть; o наличие политической власти и ее носителей - органов публичной власти. Данные лица как носители политической власти существуют не сами по себе, а включены в определенную систему государственных органов - государственный аппарат; o наличие государственного суверенитета, т.е. верховенства и независимости органов публичной власти внутри определенной территории и во внешних отношениях;

    (Доп. Пр-ки Г.) О единая транспортно-энергетическая система; o единый государственный язык; o единая денежная единица; o единая государственная символика.
    76.Интеллектуально-духовные основания российского права и российской государственности

    Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

    Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

    Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей XVIII века в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

    Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и кончая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

    Светское государство

    В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

    Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).
    77. Философское осмысление правового государства.

    Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.

    Основные принципы:

    а) демократическая власть;

    б) реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействие между ними;

    в) правовая защищенность личности;

    г) главенство закона;

    д) высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан

    В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15–П говорится о том, что правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации).

    Правовым государство является в том случае, если его деятельность основана на праве, а целью его деятельности служит обеспечение, защита прав и свобод человека. Если исходить из этого положения, то в основе деятельности России как любого другого правового государства лежат следующие принципы:

    1) верховенство закона, господство права над государством;

    2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    3) ответственность государства перед своими гражданами;

    4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

    Необходимо сказать, что на настоящий момент Россия только начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны – цель, но пока еще не реальность.

    В условиях построения правового государства имеет большое значение правовая активность граждан (правовое воспитание, правосознание и правовая культура), как фактор его возникновения и развития.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта