Орлов В. В. Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь, 2005. Философия и политическая экономия
Скачать 1.33 Mb.
|
Глава 2. Философия и политическая экономия2.1. Взаимозависимость философии и частных наук Одна из важнейших закономерностей развития науки – взаимозависимость философии и частных наук. В основе этой взаимозависимости лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук. Поскольку всеобщее существует только через особенное, во всей массе особенных, а особенное – только в связи со всеобщим, философское и частнонаучное знание вне их органической взаимосвязи обнаруживает принципиальную неполноту. Зависимость философии от частных наук заключается в том, что она не имеет никакого другого первичного материала, из которого можно было бы выводить свою теорию, кроме фактического и теоретического материала частных наук, прежде всего – фундаментальных. Философское исследование, используя специфические философские формы абстракции, связанные с категориями философии, производит дальнейшую глубокую проработку эмпирического и теоретического материала науки, обнаруживая в нем имплицитное содержание, которое заключает в себе масса особенных предметов и явлений, изучаемых частными науками. При этом философия исходит не из всего детализированного массива фактов и теории частных наук, а из основного и обобщенного совокупного фактического и теоретического материала науки. Став научной, философия окончательно определяет свой предмет, отношение к частным наукам. Ее взаимосвязь с ними становится глубокой и продуктивной, поскольку философия приобретает адекватный науке характер и обладает неисчерпаемым теоретическим потенциалом. Обусловливая содержание и само существование философии, частные науки в свою очередь находятся в глубокой зависимости от нее, даже если ученый этого не осознает. Смысл этой зависимости заключается в том, что особенное, как предмет частных наук, не может быть понято вне связи со всеобщим и потому должно дополняться, в явном или неявном виде, философским объяснением. Научная философия дает глубоко разработанную картину мира и его познания, трактовку сущности мира и человека, обусловливая поэтому глубокое и органическое вторжение философской мысли в структуру частнонаучного знания. Связь диалектико-материалистической философии с частными науками осуществляется преимущественно через решение крупнейших, узловых проблем естественных, общественных и технических наук. К ним следует отнести прежде всего проблемы природы основных областей действительности, изучаемых фундаментальными науками, развития этих областей, обладающего в каждой из них не только особенными, но и всеобщими чертами, а также проблемы человека, к которой каждая наука так или иначе приходит. В физике эта связь проявилась в так называемом антропном принципе. Поскольку возникновение человека коренится в самой природе мира, каждая из фундаментальных наук содержит в себе тот или иной вариант антропного принципа. Маркс в свое время предсказал великое объединение наук о природе и наук о человеке. «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука».22 По мере фундаментализации частных наук роль философии будет резко возрастать. Особенно велика роль философии для системы наук об обществе. В наше время создание научных теорий ни в одной общественной науке невозможно без прямого и непосредственного участия идей и категорий научной философии, которая изучает всеобщую и особенную сущность человека. Так, политическую экономию, рассматривающую экономическую деятельность человека и общества человек интересует прежде всего как производительная сила. Однако без понимания того, почему человек способен к творчеству, безгранична ли эта способность, т.е. без представления о человеке как творце новой реальности, экономическая наука не может создать глубокую экономическую теорию. Точно так же политическая экономия не может не учитывать роли духовного (науки, теории) в создании новой реальности. Но в духовную сферу она вторгается не так, как это делает философия, не исследует природу духовного, его соотношение с материальным, диалектику их взаимопереходов. Огромную роль духовной сферы, прежде всего знания, в принципиальной форме раскрыли Маркс, Энгельс, Ленин. В ХХ в. роль научного знания основательно исследована теорией постиндустриального общества. Дж. Сорос в книге «Кризис мирового капитализма» отмечает, что современная экономическая деятельность, в особенности финансовая, невозможна без глубокого знания механизмов двухсторонней связи материального и духовного, активного влияния сознания на экономические процессы. В свою очередь создание принципиально нового взгляда на мир, человека, историю опиралось не столько на обобщение философского материала, сколько на обобщение естественнонаучного и обществоведческого материала. Правильное осознание роли труда в жизни общества и формулировка принципиально новых воззрений были бы невозможными без анализа эволюционной теории Дарвина и в особенности трудовой теории стоимости, которая впервые выявила главный материальный фактор общественной жизни – материальный труд. Признав труд в качестве единственного источника материального богатства, Смит сделал существенный шаг к материализму в понимании общественных явлений. И хотя он не дал еще адекватного истолкования основному материальному фактору развития общества, в понимании роли труда в жизни общества он стоял выше Гегеля, рассматривающего труд как проявление объективного духа, как сравнительно простую духовную деятельность, которая не поднимается у него выше уровня рассудка. Признав орудия труда в качестве показателя господства человека над природой, Гегель ставит их выше непосредственного живого труда. Орудие «стоит выше как процесса труда, так и обрабатываемого объекта, а также наслаждения, или цели… В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей».23 Ибо человек «доказывает свою всеобщность» не трудом как таковым, а созданием многообразных потребностей и средств их удовлетворения, умножение которых «уходит в бесконечность». С разделением труда увеличивается его производительность, но «абстракция в производстве делает труд все более механичным», и, в конце концов, человек может «уступить свое место машине».24 Однако, как диалектик, Гегель формулирует идею общественного характера человека. Каждый индивид должен «ориентироваться на другого», поскольку потребности и средства суть «бытие для других». В силу этого «все частное становится, таким образом, общественным».25 Гегель первым обосновал необходимость связи политической экономии с философией, без которой она, по его мнению, не может иметь собственное лицо. В понимании предмета политической экономии он стоял выше крупнейших экономистов своего времени – Смита и Рикардо. Смит видел главную задачу политической экономии в том, чтобы описывать и систематизировать хозяйственные явления, искусственно подгоняя теорию под практику. Рикардо ограничивал ее задачу исследованием законов распределения общественного продукта. Он считал, что политическую экономию следует скорее назвать исследованием о законах, на основе которых продукт труда распределяется между классами, участвующими в его создании. По Гегелю, политическая экономия должна встать над эмпирическим здравым смыслом, проникнуть в глубь экономических процессов и установить их взаимную связь. «Прежде всего достойно внимания это взаимодействие, в которое сначала не верится, ибо кажется, что представлено произволу единичного; оно имеет сходство с планетной системой, которая всегда являет взору лишь неправильные движения, но законы которой все-таки могут быть познаны». Задачей политической экономии, с точки зрения Гегеля, является обнаружение необходимости, скрытой под маской случайностей, и только такая наука «делает честь мысли, так как она отыскивает законы, действующие в массе случайностей».26 Хотя гегелевское понимание истории было прямой теоретической предпосылкой нового материалистического мировоззрения, решающая роль в его создании, утверждении и обосновании принадлежит политической экономии, над которой Маркс работал в течение двадцати пяти лет, с добросовестностью, не имеющей себе равной. Первым толчком к занятиям экономическими вопросами послужила деятельность Маркса в качестве редактора «Рейнской газеты». Пытаясь объяснить коренные социально-экономические проблемы Германии того времени, он первоначально исходил из гегелевской философии права, однако вскоре приходит к выводу, что «правовые отношения, точно так же, как и формы государства, … коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель… называет «гражданским обществом», и что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».27 Знакомство в Париже с английской и французской экономической мыслью, а также статьей Ф. Энгельса «Наброски к критике политической экономии» привели его к общему результату – созданию основ материалистического понимания истории, ставшему «руководящей нитью» в его дальнейших экономических исследованиях. К признанию определяющей роли производства в общественной жизни пришел и Энгельс, но путем исследования положения рабочего класса Англии. Второй толчок к разработке экономической теории дала «Философия нищеты» Прудона, в которой последний выступил с критикой буржуазной политической экономии и коммунизма. Прудон полагал, что принудительное установление эквивалентного обмена способно уже в рамках буржуазного общества ликвидировать эксплуатацию. Борьба с прудонизмом, проповедовавшим «низвержение денег и превознесение товара в качестве существа социализма», требовала разработки экономической теории, выяснения сущности и места денег в капиталистическом товарном производстве. В «Нищете философии» (1847) Маркс показал, что экономическое учение Прудона, претендующего на последнее слово в политической экономии, на деле является шагом назад по сравнению со Смитом и Рикардо, которые не сводили стоимость товара к «стоимости труда» и источником прибыли считали прибавочный труд. Полемизируя с Прудоном с позиций рикардовой теории стоимости, Маркс осознает недостаточность трактовки труда как товара, но собственного решения этой проблемы еще не дает. Однако он формулирует ряд важнейших положений своего экономического учения: об изменении производственных отношений с изменением способа производства, экономических категориях как теоретическом выражении реальных отношений производства и обмена, производственных отношениях как отношениях между людьми по поводу вещей. Позднее Маркс так оценивал «Нищету философии»: «В этой книге содержится в зародыше то, что после двадцатилетнего труда превратилось в теорию, развитую в «Капитале» ».28 С переездом Маркса в Лондон сложились благоприятные условия для занятий политической экономией, связанные прежде всего с обилием литературы по истории политической экономии и вступлением капитализма в новую стадию развития. Это побудило Маркса «приняться за изучение предмета с начала и критически переработать новый материал». Пятидесятые годы стали решающим этапом в разработке экономической теории. В Англии, бывшей тогда классической страной капитализма, в поле зрения Маркса находились истоки и важнейшие особенности капиталистического способа производства, экономические кризисы, а также история земельной ренты, денежного обращения, техники. В этот период им подготовлена «Экономическая рукопись 1857–1858 гг.», в которой дана научная трактовка стоимости и прибавочной стоимости, соотнесение последней с нормой прибыли, падением нормы прибыли, а также работа «К критике политической экономии», опубликованная в 1859 г. Применение нового философского мировоззрения в качестве метода исследования самой сложной формы действительности – развивающегося капиталистического производства, проникновение в сущность и законы этой действительности являлось наилучшим способом для доказательства состоятельности принципиально новых взглядов на мир, человека, социализм. Как Маркс отмечал в 1880 г., «чтобы расчистить путь социализму критическому и материалистическому, стремящемуся сделать понятным действительное историческое развитие общественного производства, надо было резко порвать с этой идеалистической политической экономией, последним воплощением которой был, сам того не сознавая, Прудон».29 Первоочередной задачей становится объяснение того глубинного механизма, который регулирует отношение между трудом и капиталом, лежит в основе капиталистической эксплуатации, т.е. создание «политической экономии рабочего класса, выраженной в научной форме». 2.2. Закономерный характер возникновения научной политической экономии Для появления подлинно научного, объективного знания об экономической основе общества необходимы определенные предпосылки, прежде всего достаточно высокий уровень развития способа производства, обусловливающий необходимую степень овладения человеком материальными силами природы и общества. Ибо только на достаточно сложной ступени развития объективно проявляются внутренние «механизмы» и законы человеческой деятельности. Такой ступенью был развивающийся на собственной экономической и технической основе капитализм 50 — 60-х гг. ХIХ в., закономерно порождающий кризисы перепроизводства и ту социальную силу, которая вследствие поляризации богатства и нищеты все больше была заинтересована в коренном переустройстве общества, создании нового, высшего способа человеческого существования. Это сделало возможным теоретическое осознание скрытых пружин, движущих капиталистическим обществом и историей вообще, а тем самым и формирование наиболее объективных взглядов о капиталистическом способе производства, его сущности и законах, в которых испытывал потребность пролетариат, призванный построить бесклассовое общество. Научная политическая экономия была подготовлена также достаточно зрелой экономической мыслью, в первую очередь, трудовой теорией стоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Маркс критически переработал предшествующую и новейшую экономическую мысль, но непосредственную теоретическую предпосылку он находит «в трудах самой классической политической экономии, особенно в трудах Рикардо, которые надо рассматривать как ее наиболее законченное и последнее выражение».30 Петти («отец» классической английской политической экономии) еще не в полной мере осознает значение труда как источника богатства и стоимости, которую он, «гениально заблуждаясь», исчислял подобно стоимости земли, капитализируя ее доход. Смит, имеющий дело с экономикой мануфактурного периода, рассматривает материальный труд как единственный источник богатства и стоимости, а общественное признание продукта индивидуального труда связывает с его обменом на деньги как особый товар, который выделяется в процессе стихийного разделения труда и обмена из мира товаров и становится всеобщим средством обмена и мерой стоимости. За последнюю он принимает иногда рабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда. Рикардо, изучая начальный периодпромышленного капитализма, раскрыл эту ошибку, обнаружив различие между двумя способами измерения. Он определяет стоимость товара издержками его производства, т.е. как независящую от ее отношения к любому другому товару. В отличие от Смита Рикардо, таким образом, «за регулятор стоимости берет не продукт, а производство, акт создания». Он подмечает противоречия капиталистического способа производства, их антагонистический характер, но не может объяснить ни обмен между капиталом и трудом в соответствии с законом стоимости, ни образование общей нормы прибыли. Однако Рикардо идет дальше Смита в обосновании трудовой теории стоимости. Из всех экономистов только он один признал основой существования капитала прибавочную стоимость, но не мог объяснить механизм ее образования, отождествлял прибавочную стоимость и реальную прибыль, внеисторически понимая капитал. Будучи сторонником количественной теории денег, Рикардо усматривал причину кризисов перепроизводства в расстройстве денежного обращения, нарушении соотнесения между спросом и предложением. Однако именно он лучше понял универсальную тенденцию капиталистического производства. Творческая переработка Марксом буржуазной экономической мысли, выявление ее «рациональных зерен» и недостатков – сложный и многосторонний процесс. Марксу не удалось написать, как он намечал, историю буржуазной политической экономии, но концептуальные основы ее изложены им в рукописи 1857–1858 гг., в первом выпуске «К критике политической экономии» (1859) и в «Теории прибавочной стоимости» – прообразе IV тома «Капитала». В развитии буржуазной экономической мысли Маркс выделил два этапа: ранний, классический и поздний, вульгарный. Экономическая мысль восходящего периода капитализма стремилась рассматривать внутренние зависимости сфер производства, реалистически изображать капиталистическую действительность, антагонизм между трудом и капиталом, процесс производства капитала. Реалистический подход к действительности способствовал выработке ею в принципе «правильного в научном отношении» метода восхождения от простейшего, абстрактного к сложному, конкретному. Но это был еще грубый, метафизический способ мышления, не позволивший даже лучшим ее представителям понять производственные отношения как отношения между людьми, а капиталистическое производство – как исторически определенный способ производства со свойственной ему сущностью и законами. Позднейшая (после Рикардо) экономическая мысль не разрешила противоречий рикардовской теории, отказалась от реалистического отображения действительности, сознательно доказывала «гармонию производственных отношений», труда и капитала. Она «со времени А. Смита и Д. Рикардо не продвинулась вперед, хотя в области отдельных исследований часто чрезвычайно тонких, сделано немало».31 Теоретической и методологической основой критики буржуазной политической экономии и создания научной экономической теории служат диалектический и исторический материализм, включившие рациональное содержание гегелевской диалектики, во многом повлиявшей на экономическую теорию и метод. Марксистская политическая экономия является проявлением огромной эвристической роли научного материализма и диалектики. Свой философский метод Маркс в «Капитале» определяет как материалистический, а следовательно, единственно научный, требующий объяснять материальное из самого себя, а идеальное, духовное – как зависимое от материального. Энгельс разъясняет, что положение об определяющей роли общественного бытия, способа производства, обусловливающего социальный, политический и духовный процессы, явилось революционизирующим как для политической экономии, так и для всех общественных наук. Огромную роль в разработке научной политической экономии сыграла составная часть диалектического материализма – материалистическая диалектика, без которой Маркс не смог бы раскрыть сущности, механизмов и законов капиталистического общества. Не зная диалектики и ее истоков – диалектики Гегеля, нельзя понять «Капитал». Высшая форма взаимозависимости научной философии и частных наук возможна лишь тогда, когда научная философия из абстрактно-всеобщей теории (т.е. нейтральной по отношению к особенному, «не замутненной» им) превращается в конкретно-всеобщую, включающую в себя философски понятое особенное. Такой и становится новая философия по мере разработки «Капитала», органически слитая с системой категорий новой политической экономии. Необходимость применения научного материализма и диалектики к объяснению капиталистического производства объясняется принципиальной неполнотой собственного, экономического объяснения, которая в свою очередь связана с объективной неполнотой особенного как предмета политической экономии. В силу неполноты экономическая наука не способна собственными средствами давать полное решение своих фундаментальных проблем. |