Орлов В. В. Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь, 2005. Философия и политическая экономия
Скачать 1.33 Mb.
|
На пути к новой экономической теорииПопытку создания новой экономической теории, отвечающей требованиям современного производства, предприняли японские экономисты Уно-школы. Экономическое «ядро» этой теории – субстанция стоимости, в качестве которой выступает комбинация абстрактного, конкретного и непосредственно общественного труда. Учитывая, что процесс формирования капитала осуществляется теперь на собственной основе и, следовательно, экономические формы приобрели зрелость, японские экономисты модифицировали сущность трудовой теории Маркса. Основным понятием в ней становится не понятие стоимости, а понятие рыночной (товарной) стоимости, ибо в развитом товарном производстве меновая стоимость перестает быть мерой потребительной стоимости. В отличие от стоимости рыночная стоимость учитывает не только затраты труда, общественно необходимые для производства товара, но и характер воздействия спроса и предложения. Через механизм рыночной стоимости реализуется общественная потребность в определенном товаре, и потому она заключает в себе возможность равновесия. Благодаря этому производство становится в значительной степени внутренне сбалансированным, саморегулирующимся и, главное, постепенно преодолевающим противоречие между использованием стоимости как основы развития и ее собственным изживанием. Уно-школа сделала первый серьезный шаг на пути к созданию новой экономической теории. Этот шаг заключается в использовании научной политэкономии капитализма в качестве основы новой экономической теории. Однако крупнейшие открытия Маркса пока еще не поняты зарубежными экономистами и философами. Как и западная экономическая мысль в целом, Уно-школа остается на уровне абстрактного описания экономической деятельности, познания внешних сторон общественной жизни, но не ее логики, объективных законов. Как отметил А.С. Гальчинский, попытка Уно-школы приспособить «Капитал», трудовую теорию стоимости к современности, найти выход из углубляющегося несоответствия вещественного и стоимостного богатства сама по себе правильна, но не осуществима в рамках капиталистического производства. «Утверждая, что стоимость, формируясь в производственном процессе, представляет собой непосредственное воплощение общественно необходимого труда, японские экономисты тем самым искусственно снимают одно из глубинных антагонистических противоречий капиталистического товарного производства – противоречие между стоимостью и меновой стоимостью товара, отражающего в свою очередь противоречие: частный – общественный труд».41 Глава 3. Философия экономики. Предмет, метод, проблемы 3.1. Предмет и проблематика философии экономики Политическая экономия как теоретическая конструкция представляет собой единство двух уровней: собственно экономического и философско-экономического. В свою очередь эти уровни дифференцированы на своего рода уровни. Экономический – от фундаментального уровня экономической теории до слоя конкретных экономических явлений, именуемых нередко хозяйственными. Коренное различие между конкурирующими в настоящее время в экономике концепциями, прежде всего – марксизмом, монетаризмом, «предельной полезности», «экономикс» (как синтеза шести различных экономических подходов), заключается в том, что марксистская политическая экономия («Капитал») имеет своим предметом все уровни экономической деятельности, а перечисленные конкуренты – преимущественно «верхний», поверхностный уровень экономической деятельности, охватывающий феномены «рынка» с его двумя главными субъектами – покупателями и продавцами. Путем своего рода теоретического проецирования можно обнаружить слабо выраженный фундаментальный «подтекст» последних теорий, в конечном счете уходящий своими корнями в вульгарный материализм или субъективный идеализм. Слабо мерцающий философский уровень. Предметом научной политической экономии служит экономическая деятельность, т.е. способ производства в его функционировании и развитии. В ходе развернувшейся в последние десятилетия в советской экономической науке дискуссии было высказано мнение, что предметом экономики являются производственные отношения. Такая позиция представляется неверной, так как выводит из сферы экономической деятельности ее главный фактор – труд, составляющий важнейшее содержание функционирования производительных сил. Производство, как функционирующий способ производства, производительных сил и производственных отношений, имеет экономическую форму или аспект, который служит предметом экономической науки. Предмет экономики – экономическая деятельность, включающая сферу трудовой деятельности и сферу «обмена деятельностями», т.е. экономические отношения. Производство включает четыре неравноценные сферы: собственно производство, распределение, обмен и потребление. При поверхностном подходе представляется, что люди в процессе производства приспосабливают предметы природы к человеческим потребностям, т.е. производство ориентировано лишь на удовлетворение потребностей. Оно создает предметы, соответствующие потребностям индивидов, распределение рассредоточивает их согласно общественным законам, обмен вновь распределяет уже распределенное соответственно отдельным потребностям, а в потреблении созданный предмет служит непосредственно удовлетворению потребностей. Производство выступает поэтому исходным пунктом, ибо с него процесс начинается, а потребление – господствующим моментом, ибо в нем процесс завершается и им определяются цели нового процесса. Однако при более глубоком подходе обнаруживается, что в процессе производства индивиды развивают самих себя, совершенствуют свои способности, индивид производит предмет и через его потребление возвращается к себе, но как производящий и воспроизводящий себя индивид, поэтому производство есть не только исходный пункт, но и господствующий момент. Потребление же выступает как сторона производства. Оно есть прежде всего потребление рабочей силы и средств производства, которые используются, изнашиваются и т.д. В то же время, потребляя производимые материальные блага, индивиды производят и самих себя, свое социальное бытие. Распределение выступает также моментом производства как по содержанию (распределяются прежде всего рабочие силы, а также результаты производства), так и по форме. Структура распределения полностью определяется структурой производства. Индивид, участвующий в производстве как наемный рабочий, в распределении может участвовать через посредство заработной платы. Обмен есть также прежде всего обмен деятельностей и способностей, и потому он не существует без разделения труда (например, обмен между городом и деревней вызван разделением труда на промышленный и сельскохозяйственный). В свою очередь производство обусловливается распределением, обменом и потреблением. Если расширяется рынок, т.е. сфера обмена, то возрастают размеры производства и углубляется его дифференциация. С изменением распределения населения между городом и деревней изменяется и производство. Оно изменяется также и с ростом потребления. Производство и потребление как противоположности тождественны (идентичны), по Марксу, в трех смыслах: 1) каждое из них есть непосредственно другое; 2) каждое из них опосредует другое и 3) каждое из них, совершаясь, создает себя как другое. Однако, в конечном счете, производство господствует над потреблением. С производства, а не с потребления начинается каждый раз процесс снова. Оно есть исходный и, следовательно, господствующий момент. Подводя итоги исследованию диалектики производства и потребления, производства и обмена, Маркс отмечает, что «результат, к которому мы пришли, заключается не в том, что производство, распределение, обмен и потребление идентичны, а в том, что все они образуют собой части единого целого, различия внутри единства. Производство господствует как над самим собой во всей противоположности своих определений, так и над другими моментами».42 Таким образом, производство есть самовозобновляющийся, самовозрастающий процесс, заключающий в себе главный источник функционирования и развития других сфер, сам порождающий свои результаты. Производство, в свою очередь, представляет собой единство двух неравноценных сторон: производительных сил как ведущей стороны и производственных отношений как подчиненной, выступающей в качестве формы функционирования и развития производительных сил. Это означает, что главный источник их развития заключен не в них самих, а в производительных силах. В силу относительной самостоятельности производственные отношения заключают в себе тенденцию к саморазвитию, но эта тенденция значительно слабее тенденции, свойственной производительным силам. Ведущим элементом в них является личный – самый труд, рабочая сила. Определение труда в «Капитале» имеет не сугубо экономический характер (средство для получения заработка, по Смиту), а философско-экономический. Труд – естественный процесс жизни людей, направленный на преобразование природы, создание природного бытия человека и собственно социального. Это процесс реализации и развития потенциально бесконечной универсальной человеческой сущности, универсальной мерки человека, интегрирующей в себе мерки всей природы. Трудовая парадигма марксизма включает весьма важное положение об избыточном характере труда. Труд вместе с условиями его поддержания, т.е. условиями существования индивида и общества, заключает в себе основное экономическое противоречие – между издержками, затратами, идущими на поддержание труда, и его результатами. Труд по самой своей природе способен создавать больше материальных благ, чем необходимо для его поддержания. По Энгельсу, «все развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо было для ее поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства. Избыток труда над издержками поддержания труда и образование и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда — все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса» (выделено нами. – В.О, Т.В).43 Трудовая деятельность — внутренне противоречивый творческий процесс, охватывающий преобразование предметов природы и самого человека. Посредством труда человек творит не только новую внешнюю реальность, вещи, но и самое себя, свое социальное бытие, непрерывно генерирует сложность в мире, выходящую за пределы природной сложности, обладает фундаментальной бесконечной способностью к самовозрастанию, непрерывно превосходит самого себя. Способность к самовозрастанию безгранична в силу двух факторов: бесконечного характера природы и бесконечной универсальной природы человека. Являясь микрокосмом, в сокращенном и концентрированном виде несущим в себе бесконечное многообразие мира, человек способен присоединять к своим силам любые силы природы, что делает избыточность труда в тенденции бесконечной. В «пламени труда» (Маркс) перерабатываются любые предметы бесконечного мира и творится человеческое бытие. Избыточность труда является, по нашему мнению, главным предметом и целью экономической науки, изначальная сущность которой, как и предшествовавшей ей эмпирической деятельности человечества, – соотнесение издержек и результатов труда, экономии труда и издержек, достижение больших результатов при меньших издержках. Природа избыточности как таковой – одна из наиболее сложных проблем философии, отчетливо сформулированной лишь в научной философии ХХ в. – проблема парадокса развития, парадокса возникновения нового, генерирования сложности.44 Основу производственных отношений составляют отношения собственности, порождаемые трудом. Отношения собственности по своей сущности являются отношениями между людьми и опосредуют экономическое отношение их к средствам производства и к рабочей силе, т.е. отношение к ним как к своей или как к не-своей собственности. Это отношение необходимо отличать от технического отношения индивидов к средствам производства и к рабочей силе, являющегося непосредственной стороной собственно труда как процесса присоединения к силам индивидов сил природы. Отношения между трудом и собственностью во многом определяют форму производства. Пока труд и собственность полностью не отделены друг от друга, товарное производство, хотя и возникает, но имеет второстепенное значение. Оно начинает господствовать тогда, когда происходит полный разрыв труда и собственности, их противопоставление. В свойственном каждой форме производства специфическом отношении между трудом и собственностью заключено основное противоречие, противоречие в ее сущности. Развитая форма производства дает ключ к пониманию специфики и структуры предшествующих, более простых форм производства, ибо то, что в них имелось лишь в виде «намека», в ней получило действительное развитие. Однако эти намеки на более высокое могут быть поняты только в том случае, если само высокое уже известно. Философско-экономический уровень научной политической экономии так же включает иерархическую систему уровней. Философия непосредственно связана прежде всего с фундаментальными проблемами науки, через посредство которых осуществляется ее влияние на слои средних и частных проблем науки. Ближайшим к фундаментальному уровню политэкономии выступает слой философии основных «составляющих» экономической деятельности – философии производства, способа производства и его четырех основных форм, их взаимодействия. Философские концепции производства и его четырех форм включают, далее, проблемы производительных сил и производственных отношений, диалектики их взаимодействия, взаимоотношения способа производства и надстроечных уровней общественной жизни (экономического сознания, права, политики, морали, религии, философии), естественных и технических наук. Этот уровень философии экономики представляет собой применение теории социальной философии, исторического материализма к построению, истолкованию и дальнейшему развитию политико-экономической науки. Следующий, наиболее фундаментальный уровень философии экономики составлен наиболее общей философской теорией – диалектическим материализмом. При этом наиболее важное, центральное место в философии экономики занимает научно-философская концепция человека и общества, опирающаяся на концепции материи, развития, законов диалектики. Концепция человека, его родовой и индивидуальной сущности, их важнейших «составляющих» – «сущностных сил» являются непосредственной философской основой концепции экономической деятельности как выражения или аспекта трудовой деятельности, основой трудовой парадигмы политической экономии, истории, антропологии. Философия экономики позволяет понять человеческую сущность экономической деятельности, производства, раскрыть действительную роль человеческого фактора, экономическую суть общественно-экономических формаций, выраженную в уровне и характере развития труда и интеллекта. Конечным, наиболее фундаментальным уровнем философии экономики выступают концепции материи, развития, сознания, законов и категорий диалектики, теории познания. Философия экономики, таким образом, составляет вертикаль от относительно конкретных до наиболее фундаментальных, предельных проблем философии. Наличие или отсутствие такой явной философской вертикали – один из важнейших критериев научности, или степени научности, экономических теорий. В «Капитале» К.Маркса эта вертикаль выражена с полной определенностью, не является «слабо мерцающей», в отличие от распространенного среди «реформаторов» «экономикс». Это позволяет не только понять действительное научное содержание политической экономии Маркса, но и разработать, как мы попытаемся показать, «рамочную» философскую концепцию будущей политической экономии. Философия экономики, как уже отмечалось, есть не философия вообще, а философия экономики. Опираясь на целостную философскую теорию с ее собственной специфической структурой и целями, философия экономики должна получить специфическую форму, связанную с особенностями, проблематикой, целями экономики. Специфика философии экономики выражается в ее основной проблеме – экономических форм существования и развития человеческой сущности. Решение этой проблемы предполагает прежде всего определение формы существования человеческой сущности. Такой формой, по Марксу, является материальное производство, т.е. индивиды, производящие в обществе, и, следовательно, общественное производство индивидов. При этом речь всегда идет о производстве на определенной ступени исторического процесса. Однако все определенные, конкретные формы производства имеют всеобщее содержание, общие признаки, которые выражены в них своеобразно. Конкретная форма производства представляет собой единство всеобщего и особенного, или общего и специфического. Таким образом, предмет философии экономики – это всеобщие и особенные основы экономической деятельности, стратегические тенденции ее развития, исследуемые под углом зрения фундаментальных свойств труда как сущностной силы человека. Вылитая в формы, заданные политической экономией, философия экономики в одном из наиболее существенных выражений выступает как логика политической экономии. Поскольку единственным вариантом построения научной политической экономии капитализма является «Капитал» К.Маркса, проблема логики политической экономии выступает для нас как проблема логики «Капитала». Впрочем, следует сформулировать нашу задачу шире: анализ проблематики философии экономики надлежит построить по логике этого непревзойденного экономического произведения. 3.2. Метод философии экономики Метод философии экономики как пограничной науки представляет собой синтез диалектико-материалистического и политико-экономического метода, или диалектико-материалистический метод в форме, отображающей специфику экономической деятельности. В философской литературе нет однозначного толкования метода марксистской философии. Довольно широко распространено представление о материализме как теории, а диалектике – как методе научной философии, восходящее к представлениям Г.В. Плеханова и И.В. Сталина.45 Не входя в эту проблему основательно, заметим, что с точки зрения и Маркса, и Ленина материализм является главным моментом метода диалектического материализма, или, иначе, диалектический материализм в целом является и теорией, и методом. Материализм – это не только объяснение действительности, т.е. теория, но и вытекающий из такого объяснения подход к познанию и практической деятельности, т.е. метод. Разъясняя коренное отличие своего метода от Гегелева, Маркс в Послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» усматривает его в противоположности материализма и идеализма. «Мой диалектический метод, – писал Маркс, – по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного… У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».46 Ленин в работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» главным содержанием метода марксистской философии рассматривает материализм. Он пишет, например, что «Капитал» – «образец научного анализа одной – и самой сложной – общественной формации по материалистическому методу», «необходимость такого метода распространяется и на остальные общественные формации».47 Главное требование научного метода – объективно-реального подхода к действительности – связано с принципиальными положениями материализма. Материалистический метод включает в себя диалектику как свой органический момент, без которого материализм не может быть научным, адекватно отображать реальность. Диалектика выступает в «Капитале» всей мощью своих категорий: движения и развития, противоречия, закона, необходимости и случайности, количества и качества, отрицания отрицания и т.д. и вместе с тем в виде ряда требований, представляющих собой конкретизацию общих идей диалектики: принципа единства логического и исторического и движения мысли от абстрактного к конкретному. Оба принципа получили исследование в многочисленных работах в советской экономической и философской науках. Мы ограничимся поэтому некоторыми существенными, с нашей точки зрения, добавлениями. Представляется, прежде всего, что характеристика одной из существенных сторон Марксова метода как восхождения от абстрактного к конкретному является некоторым упрощением. Строго говоря, в «Капитале» представлено движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Выведение Марксом новых понятий на основе обобщения эмпирического материала демонстрирует движение мысли от конкретного к абстракциям. Известно, что в «Капитале» вводится ряд новых понятий: двойственности труда, абстрактного и конкретного труда и др. Поскольку многие понятия политической экономии в первоначальной форме были выведены предшественниками Маркса – Петти, Смитом, Рикардо и другими, центр тяжести Марксова метода в большей мере был перемещен ко второму этапу – от абстрактного к конкретному, поэтому Маркс в характеристике своего метода обычно акцентировал внимание на этой особенности своего метода. Принятая в отечественной и зарубежной науке характеристика способа построения «Капитала» как движения от абстрактного к конкретному не учитывает весьма важной стороны этого метода – движения от абстрактно-всеобщего к конкретно-всеобщему. Как уже отмечалось, созданная в первоначальном и несовершенном виде Гегелем программа перехода от абстрактно-всеобщих понятий, логики, смысла к конкретно-всеобщим, в новом, переработанном виде была воплощена Марксом в «Капитале», не получив развернутого применения в изложении новой философии. Эта весьма важная сторона научной философии и Марксовой политико-экономической теории практически не была замечена и исследована в отечественной философской и экономической науке. Однако она составляет безусловно существенный момент Марксовой логики движения экономических понятий. |