Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.1. Первобытное производство

  • 5.2. Рабовладельческое производство

  • 5.3. Феодальное производство

  • Орлов В. В. Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь, 2005. Философия и политическая экономия


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеФилософия и политическая экономия
    Дата04.11.2020
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОрлов В. В. Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь, 2005. ф.doc
    ТипРеферат
    #148047
    страница9 из 22
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22
    Глава 5. Натуральное производство:

    первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный способы производства
    Основа докапиталистических формаций – натуральное произ­водствов его различных формах, базирующееся на ручном труде. Объективное условие производства – земля, являющаяся главным средством производства и главным объектом собственности. Отношение к земле как к собственности опосредовано существо­ванием индивида как члена определенного коллектива, принадлеж­ностью его к этому коллективу. «Чем дальше назад уходим мы вглубь истории, тем в большей степени… производящий индивид выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому»65, сначала естественно сложившемуся, а затем созданному самими индивидами в соответствии с уровнем развития их сущности, труда. В силу свойственной ручному труду слитности с условиями ему соответствуют отношения личной зависимости. При этом в первобыт­ном производстве производящий индивид непосредственно принадле­жит к объективным условиям своего труда, а в рабовладельческом и феодальном раб и крепостной выступают в качестве «неорганического условия производства» и ставятся «в один ряд с прочими существами природы» (Маркс). Они не относятся ни к земле, ни к орудию труда, ни к самому труду как к своим собственным.

    Основной целью натурального производства на всех ступенях его развития является «производство потребительных стоимостей, воспроизводство индивида в тех определенных отношениях его к общине, в которых он образует ее базис».66
    5.1. Первобытное производство
    В развитии первобытного производства выделяют две стадии: присваивающую и производящую. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что нашло выражение в характере труда и его производительности, природе собственности, духовной культуре, мировоззрении. На начальной стадии люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни. В силу того что главным объективным условием была «находимая трудом природа», этот образ жизни называют присваивающим. Основные способы добывания пищи – охота, собирательство, рыболовство. Решающим орудием были лук и стрела. Разделение труда существовало лишь между полами. Корни успеха собирателей и охотников лежат в неизменно возраставшей способ­ности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе кочевого племени. Знания и навыки редко выходили за рамки одного племени, а внутри его передавались от поколения к поколению преимущественно в устной форме. С гибелью вождя племени утрачивались наиболее ценные знания и умения. Многие из них приходилось осваивать заново. Из-за нехватки подлинного, основанного на опыте, знания человек прибегал к сверхъестественным объяснениям, мифам и магии.

    С переходом от кочевого образа жизни к оседлому характерным становится приручение и разведение животных и возделывание расте­ний. По мере развития земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, человек начал произ­во­дить средства к жизни. Новые средства к жизни и большая избыточ­ность труда способствовали переходу от распределения в соответст­вии с полом и возрастом к трудовому способу распределения.

    В сфере изготовления орудий труда особо важное значение приобрели плавка металлических руд и обработка металлов, самыми важными из которых были медь и олово, а также выплавляемая из них бронза. Каждый освоенный предмет (камень, кость, дерево и т.д.) или процесс (обивка, шлифование, сверление, метание и т.д.) становится предметом человеческих способностей и потребностей и воплощается в орудиях труда. Переход к освоению и использованию металлов, применению наряду с механическими более сложных (физических, химических и т.д.) свойств вещей приводит к значительному росту сущностных сил человека и, соответственно, к изменению качества и количества труда, его дифференциации и специализации. При этом, превращая предмет труда во все более сложный, человек «пробегает» элементарный процесс усложнения и мысленно, поскольку имеет мыс­ленную модель потребного предмета, и операционально, осуществ­ляя те операции, которые приводят к усложнению предмета труда. Так, создавая из камня элементарное орудие труда, человек использовал сформированный им мысленный образ более сложного предмета, который предстояло получить, и посредством серии операций прев­ращал исходный предмет в более сложный. Чем сложнее присвоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им процесс труда.

    Так как наиболее общей сущностью труда, «субстанцией» являются действующие сущностные силы человека, которые могут существовать и развиваться, только присоединяя к своей исходной (природной и социальной) активности силы природы, сами по себе безграничные, уровень его развития есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые он ассимилирует, преобразует и использует. Иначе говоря, то, что представляют собой индивиды, совпадает с их производством – «совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят».67 Первобытное производство характеризуется относительной простотой, низкой производительностью, простейшими орудиями труда, но его общественный характер играет огромную роль в формировании социальной сущности индивида и общества. Первобытным индивидам присущи все наиболее общие человеческие свойства и черты, однако они представлены в них в наиболее абстрактном, неразвитом виде. Это были не развитые, но целостные, свободные, не подверженные отчуждению люди, с чувством собственного достоинства, здравым смыслом, прямодушием, бескорыстием, храбростью. Индивидуальное в них совпадает с родовой сущностью, общественное и личное – непосредственно едины, хотя они опосредуют друг друга и примат принадлежит родовому началу.

    Рост сложности труда привел к первому общественному разделению труда – отделению скотоводства от земледелия, что сделало возможным регулярный обмен между племенами. Скот стал товаром, посредством которого оценивались все другие товары, и приобрел функцию денег. Весь избыток, который давало скотоводство, принадлежал мужчине. Это обусловило его господство в доме, самостоятельность семьи. Обрабатываемая земля начинает переда­вать­ся в пользование сначала домашним общинам, а затем и отдельным лицам. Это подрывает первобытную общность, способствует станов­лению древних цивилизаций.

    Чаще всего их характеризуют как общество с азиатским способом производства, представляющее собой своеобразную систе­му земледельческих общин, объединенных государством. Земледель­ческая община сочетала в себе общую собственность на землю, коллективный труд с зародышем частной собственности в виде дома и приусадебного участка отдельной семьи. Системы земледельческих общин, как правило, возникали в долинах больших рек, где борьба с наводнениями и ирригация были непременными условиями земле­делия. Образовавшиеся на этой основе государства, взимая натуральную ренту, присваивали прибавочный продукт и тем самым обеспечивали себе верховную собственность на землю и воду; в их руках сосредоточивалась также и торговля. Примат коллективного начала над частным, неразвитое общественное разделение труда, неглубокая классовая дифференциация обеспечивали ей высокую жизнеспособность, устойчивость. Азиатский способ производства, таким образом, содержит в себе самом все необходимые условия воспроизводства индивида в его традиционных отношениях к общине и в этом смысле является наиболее консервативным. Устойчивость отношений собственности и, следовательно, общины – необходимое условие сохранения формы натурального производства.

    Первое крупное общественное разделение труда наряду с увеличением количества труда, его избыточности, вызвало увеличение количества труда, приходящегося на каждого члена рода или семьи, что породило потребность в применении новой рабочей силы. Ее поставляла война, которую раньше вели прежде всего с целью расширения территории, а теперь – ради грабежа и пополнения рабочей силы: военнопленных чаще всего обращали в рабов. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Деление общества на классы вызвано не только отделением скотоводства от земледелия, положив­шим начало регулярному обмену и частной собственности, но в первую очередь отделением материального, физического труда от умственного. С использованием рабов в качестве рабочей силы собственный труд начинает считаться более позорным, чем война и грабеж. Приобретение богатства посредством грабежа и присвоения труда рабов становится на длительный период одной из важнейших жизненных целей. С разделением труда, породившим частную собст­венность, расколовшим общество на враждебные классы, поставив­шим на место всех физических и духовных чувств человека чувство обладания, первобытное производство приходит в упадок. Но в его основе – первобытном труде, как изначальной форме, непосредственно обусловленной физическими и духовными свойствами человека, совместной работой его головы и рук, общественном характере труда и отношений заложены все последующие этапы развития, опреде­ляемые противоречием всеобщего и особенного. Этому труду, освободившемуся от примитивной, инстинктивной формы и ставшему исключительным достоянием человека, присущи все наиболее общие признаки: присвоение вещества природы, изменение его формы, осуществление сознательной цели, овеществление в орудиях труда сущностных сил человека, превышение результатами труда издержек на поддержание труда и т.д. По мере развития человечества в его основных ступенях реализуется, т.е. действительно возникает, то, что в зачаточной форме было заложено во всеобщем и особенном в начале.

    Рост сложности труда означает возвышение прежде всего труда вообще, общей способности к труду, заключающеему в себе основной импульс к саморазвитию, творчеству. Становление и развитие челове­чества немыслимо без непрерывного возрастания труда вообще, его внутреннего усложнения и обогащения. Как более сложная, каждая последующая форма производства обладает более развитой общей способностью к труду и, следовательно, более мощным импульсом к прогрессу. Однако вследствие низкой производительности труда рост сущностных сил человека может осуществляться только посредством усиленного разделения труда на материальный и духовный. Именно оно «расщепляет» сущностные силы человека, делает действительным то, что духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных инди­ви­дов. Вместе с этим (действительным) разделением труда дано нерав­ное распределение труда и его продуктов, т.е. дана и частная собственность.

    5.2. Рабовладельческое производство
    Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Необходимость деления индивидов на массу, занятую простым физическим трудом, и немно­гих привилегированных, которые руководят работами, зани­маются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой, вызвана слабым развитием сущностных сил человека, присвоением сил природы, по существу равных физическим возмож­ностям человека. Это обусловило создание орудий труда, почти не отличающихся от производительной силы человека: они практически оставались «орудиями человеческого организма». С ростом избыточ­ности возникает частный труд, который становится основой как рабовладельческой частной собственности, так и частной собствен­ности свободного общинника, живущего за счет собственного труда.

    Более существенный рост сущностных сил человека происходит с момента освоения им железа, которое дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов. Оно сделало также возможным земледелие на более крупных площадях, способствовало развитию ремесел. В эпоху железного меча, плуга и топора произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Рабство, имевшее ранее споради­ческий характер, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы из простых подручных постепенно превращаются в основную рабочую силу мастерских и полей. Богатство растет быстро, но как богатство отдельных лиц. Наряду с разделением на богатых и бедных зарождается особый класс – купцов, не принимающий никакого участия в производстве, а вместе с ним появляются металлические деньги и новое средство господства непроизводителя над производителем и его трудом.

    Вместе с тем благодаря разделению труда совершенствуется и производитель, и его продукт. Это обусловлено преимущественно натуральным характером производства, заинтересованностью рабовла­дельцев в силу обилия и дешевизны рабского труда в потребительной стоимости. Высокие требования к качеству изделий повышали требования к самим производителям (их навыкам, умениям, знаниям), в том числе и рабам, но сдерживали развитие орудий труда. Консервативность технического базиса вытекла из природы рабского труда и объяснялась прежде всего тем, что затраты, необходимые для совершенствования орудий труда, были бы гораздо выше затрат, идущих на содержание большого количества рабов. Кроме того, разделение труда на материальный и духовный, осуществляемое в форме рабства, породило презрение к производительному труду, как делу, недостойному свободного человека. Духовное производство в целом, ее ядро – философия остались по существу равнодушными ко все возрастающей силе труда, способного дать ключ к тайнам жизни. Настойчивый интерес к познанию мира и места в нем человека, бурное развитие точного знания, архитектуры, строительства, изобрази­тельного, прикладного искусства – все это было почти полностью отвлечено от потребностей материального труда и его главного субъекта – раба. Поэтому пытливый ум в этот исторический период, когда голова обособилась от рук, мысль – от материального производства, не был нацелен на совершенствование орудий труда и самого труда. Базисом собственности первоначально служил город (полис), а ее объектом были рабы и земля. Преобладающая форма собственности на рабов – частная, на землю – также частная, но опосредованная вначале принадлежностью к общине. Маркс отмечал, что экономической основой классического рабовладельческого общества в наиболее цветущую пору его существования, когда рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени, было мелкое крестьянское хозяйство и независимое ремесленное производство. Но вершины развития рабовладельческая формация достигла в рамках больших держав: империи в Китае (династии Цинь и Хань в III в. до н.э.). Римской империи (с I в. до н.э.), где рабский труд стал господствующим, а рабы составляли большинство населения. С образованием империй расширяется и упрочивается торговля, ростовщичество, частная собственность на землю (ставшую товаром, который продают и закладывают), усили­вается концентрация и централизация богатств (вещественного, вклю­чающего рабов; денежного и земельного) в руках немногочисленного класса, и в то же время растет обнищание основной массы свободных: ремесленников и земледельцев, резко усиливается эксплуатация рабов.

    Если первобытное производство совершенствовало в человеке прежде всего способность к труду вообще, то рабовладельческое посредством разделения труда и собственности закрепляло отдельные функции этой способности за определенным классом, кастами. Относительно простая техника требовала от работника универсальных навыков и знаний, но их развитие сдерживалось насильственной специализацией и повторением процесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании.

    Начиная с рабства социальный прогресс осуществляется посредством «расщепления» человеческой сущности и в конечном счете несвободного развития большей части индивидов. Способ существования за счет большинства заключается в том, что действи­тельное существование индивидов как единства их способ­ностей и потребностей разделяется и уродуется: на одном полюсе – большинст­во, для которых главным является способность производить, на другом – меньшинство, главной целью которого становится удовлетворение собственных потребностей за счет других. В истории человечества рабство – это самая грубая, варварская форма эксплуатации человека, низводящая его до «живого орудия». С развитием производительных сил рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда, как земледельческого, так и ремесленного, требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид.
    5.3. Феодальное производство
    Эта форма производства возникает из разложения не только рабовладельческого производства, но и первобытного у варваров, завоевавших государства античного или азиатского типа. Под влиянием более развитых обществ ускоряется распад родовых связей, усиливается социальное расслоение, формируются различные сосло­вия. По сравнению с предшествующими формами производства феодальное производство открывает больший простор для развития индивидов, материальной и духовной культуры. Этому способствует дальнейшая специализация частного труда, обусловленная обособле­нием ремесла от земледелия, и вместе с тем некоторый возврат к целостному, универсальному труду, ибо крестьянин и ремесленник, производя законченный продукт, выполняли все многообразие связанных с ним видов труда, а также индивидуальная частная собственность. Основа феодального производства – ремесленный труд с корпоративной собственностью цехов и земледелие с общинной собственностью, которая существует ради общих целей и используется каждым мелким собственником как таковым. Однако на начальной стадии феодального общества производительные силы отличались большей, чем при рабстве, примитивностью.

    Экономический подъем в Западной Европе начинается с ХI в. замена человеческой энергии силами природы (ветра, воды и т.д.), появление новых орудий труда привели к изменению отношений между антагонистическими классами: внеэкономическое принуждение (личная зависимость) из главенствующей формы превратилось в своеобразный механизм обеспечения экономического принуждения. Труд крестьянина «на себя» (на своем наделе) был условием и способом удовлетворения потребностей феодала. Однако, имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежал себе и развивался как относительно свободное существо. Он мог увеличить, благодаря устойчивому разделению труда на необходимый и приба­вочный, производительность труда сверх традиционной нормы. Поэто­му при феодализме у непосредственных производителей су­ществовала более прямая взаимосвязь способностей и потребностей, чем при рабстве. Конечно, соответствие способностей и потребностей остава­лось ограниченным рамками эксплуататорского общества.

    Ручной труд и мелкая частная собственность делали возможным воспроизводство индивида, тождественного либо общине, либо сосло­вию. Однако по сравнению с рабством крепостная зависимость значительно расширила индивидуальность крестьянина и ремеслен­ника. В наибольшей мере развитие личности в этот период происходило в городах. Каждый ремесленник выполнял все относя­щиеся к его профессии операции традиционным способом при помощи орудия труда, переходящего иногда в течение тысячелетий от одного поколения к другому, и в основном самостоятельно: цеховые законы строго ограничивали число подмастерьев у мастера. Цеховая организация труда исключала возможность появления нового разделения труда – внутри мастерской, это связано с сущностью ручного труда, свойственной ему слитностью, сращен­ностью объективных и субъективных условий труда.

    Рост производительности ремесленного труда в значительной мере был обусловлен виртуозностью и профессиональными умениями, заинтересованностью в приобретении знаний, ибо труд при цеховой или кастовой системе считался в известной мере деятельностью по призванию. Развитие общей способности к труду у ремесленников обеспечивалось формированием разнообразных способностей в обязательный для них период ученичества. По известной оценке К.Маркса, труд ремесленника был наполовину искусством, наполо­вину самоцелью. Сочетание в труде замысла, исполнения и управ­ления обусловило развитие его творческих потенций.

    С дальнейшим ростом сущностных сил промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы), химических (красильное дело, металлургия, алкоголь) и физических (очки, которые, позволили сконструировать новые инструменты) фактов. Однако их функциони­рование целиком зависело от моторных, сенсорных, интеллектуальных возможностей человека, который весь вовлекался в процесс труда. Такому уровню развития сущностных сил человека соответствует развитый ручной труд, обязанный своим существованием личной силе, личному искусству, точности глаза, виртуозности рук. Ручной труд вообще достигает наивысшего развития в ремесленном труде при феодализме. Земледельческий труд также становится здесь более производительным. Индивидуальная собственность в феодальной общине развита выше, чем в предшествующих ей общинах (азиатской и античной). Каждый отдельный дом превращается в самостоятельный центр производства. Однако феодальное производство, как и рабовла­дельческое, направлено против производящего класса. По своей сущности разделение труда между ремеслом и земледелием представляет «наибольшее разделение материального и духовного труда», ибо оно в наиболее резкой форме выражает подчинение инди­вида определенной, навязанной ему деятельности, которое «одного превращает в ограниченное городское животное, а другого – в ограниченное деревенское животное» (Энгельс). Феодаль­ное производство стерло с лица земли древнюю цивилизацию, философию, политику, право; образование приняло преимущественно богословский характер. Наряду с усилившимся антагонизмом между физическим и умственным трудом развивался антагонизм в сфере сознания: между зарождающейся наукой и религией. Схоластика сковывала мысль, невежество и аскетизм были возведены в критерий нравственности и прославлялись искусством. Интеллектуальная жизнь в целом развивалась в направлении, чуждом материальному произ­водству. Духовенство монополизирует идеологическую жизнь общест­ва, контролирует все отрасли духовного производства, под­чиняя его интересам церкви и господствующего класса, частью которого оно является. Возникнув на первоначальной ступени человеческой истории в качестве средств защиты от «таинственных» сил природы, перед которыми человек был бессилен, религия в феодальном обществе выступает как духовная опора мира, построенного на социальном неравенстве и гнете, как один из важнейших инстру­ментов утверждения в обществе идей господствующего класса. Поэтому в фантастических образах она все в большей мере стремится отразить таинственные силы истории, человеческой природы.

    Натуральное производство, ориентированное на потреби­тельную стоимость и слабую обособленность индивидов от обра­зуемого ими коллектива, соответствует «принципиально ограничен­ному развитию производительных сил» (Маркс). Все его формы «покоятся на незрелости индивидуального человека», личности. По мере развития торговли, роскоши, денег, меновой стоимости феодаль­ное производство, как и предшествующие ему первобытное и рабовла­дельческое, приходит в упадок. Переход к новому типу производства, покоящемуся на наемном труде и капитале, предполагает полную «революцию в развитии материального производства».68

    Таким образом, натуральное производство существует до тех пор, пока не исчерпываются все возможности, заложенные в ручном труде. Последний «приобретает адекватную классическую форму лишь там, где работник является свободным частным собственником своих, им самим применяемых условий труда, где крестьянин обладает полем, которое он возделывает, ремесленник – инструментами, кото­рыми он владеет как виртуоз».69 На известной ступени развития ручной труд создает средства для своего уничтожения – разделение ремесленного труда на отдельные операции и их кооперацию. Предпосылки перехода к более высокой форме производства – капиталистическому товарному производству – подготавливаются развитием как натурального производства в его исторической форме, так и зачатков товарного производства.

    Натуральное производство ни в одну историческую эпоху не было всеохватывающим. С момента формирования первобытного общества в нем появляются элементы обмена, т.е. товарного произ­водства. Развитие ремесленного труда также никогда полностью не охватывалось натуральным производством. Это раздвоение труда на труд вообще и историческую форму труда существует потому, что универсальная природа человека потенциально всегда богаче тех исторических форм, в которые она отливается. Примат родового над индивидуальным (особенным и единичным), общественного, коллек­тивного труда над частным означает, что родовая человеческая сущность, труд вообще никогда не охватываются полностью той или иной исторической формой: всегда остается «ядро», которое сохра­няется и развивается согласно своей «логике», всегда остается потенциально богаче особенного и потому не подвергается в классовом обществе «расщеплению» и деформации, хотя сковывается, ограничивается в своем развитии этим «классовым особенным». Переход к новой форме производства есть результат взаимодействия родовой человеческой сущности, труда вообще и их исторической формы. Этот переход представляет собой длительный и многосту­пенчатый процесс перерастания низшей исторической формы труда в высшую, более сложную, полнее выражающую родовую и индиви­дуальную сущность человека, которая сама претерпевает при этом дальнейшее развитие в соответствии со своей «логикой». Механизм перерастания ручного труда в машинный раскрыт в «Капитале» Маркса.


    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22


    написать администратору сайта