Главная страница
Навигация по странице:

  • Ценность родового значимого

  • 3.6.5. Ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как механизм применения аксиологического подхода в педагогике

  • Концептуальные основы проектирования ценностно-ориентационного компонента образовательной программы ОУ В качестве общей концептуально-теоретической основы проектирования

  • целостность формирования определенной

  • Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеФилософия и развитие образования
    Дата28.12.2020
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования.pdf
    ТипУчебное пособие
    #164874
    страница28 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29
    Ценности личностно-значимого – это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными (оптимальными) с точки зрения личностной трактовки тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. При этом в личностных ценностях человеком акцентируется значимость одной из сторон отношений, выступающих в ценности предметом его стремления: человек стремится либо к совершенству самого себя, либо к обладанию тем, что, по его мнению, характеризует благополучное существование (к богатству, должности, новым, современным вещам и т.п.), а, значит, и личностное совершенство. Эта раздвоенность ценностей личностно значимого в философской литературе рассматривается как проблема «быть или иметь». Некоторые индивиды на этом уровне культурного развития приходят к отрицанию и того и другого вариантов, чувствуя их неполноту, незавершенность. Так возникает нигилизм, который, если не станет сопровождаться у человека усиленным поиском таких способов отношений, которые бы разрешили переживаемые им противоречия, приводит к срыву развития его ценностного мира, а, следовательно, и к срыву социально-культурного развития. Когда нигилизм человека заключается не только в отрицании старого, но и в утверждении нового, создаваемого им самим, то это требует от него постоянного повышения уровня своей культуры. В результате человек в своем социально-культурном развитии выходит на освоение культуры

    208 мирового уровня, что приводит к возникновению у него ценности родового значимого.
    Ценность родового значимого – предельно универсальная ценность, фиксирующая стремление человека к гармоничной форме культурно- опосредованного отношения (отношения любви как такового), создающей возможность полной актуализации сущностного качества человека – его открытости миру и устойчивого идеализированного выхода человека за рамки ценностной состязательности.
    Определенная направленность развития ценностного мира человека может быть задана структурно-генетической моделью ценностного мира человека, отражающей основные общие этапы развития личностной системы ценностей, то есть представленной последовательно возникающими, взаимосвязанными и взаимосогласованными основными типами систем ценностей. Эта модель является основанием структуры целей воспитания, ориентированного на развитие человека в целом и его ценностного мира в частности. При этом, система целей воспитания, отражающая основные этапы развития ценностного мира человека, должна быть представлена ценностью родового значимого и ценностями социально-значимого, описанными и на уровне представлений, и на уровне понятий. Это создает благоприятные условия для возникновения у воспитанников систем ценностей личностно-значимого, которые, с одной стороны, будут соответствовать общезначимому (родовому и социальному), а с другой стороны, включат в себя всю уникальность их опыта.
    В системе целей воспитания также должен быть отражен процесс становления ценностных основ определенных видов отношений и определенных видов
    деятельности, соотнесенный с общим процессом развития ценностного мира человека. Это создает возможность для создания оптимальных социально- культурных условий развития ценностного мира человека, по возможности максимально соответствующих общим закономерностям этого процесса и соотносимых с природными и социально-культурными условиями жизни индивидов, рассматриваемыми на единичном, особенном и общем уровнях.
    3.6.5. Ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как
    механизм применения аксиологического подхода в педагогике
    Одним из наиболее важных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года является положение о том, что воспитание должно стать приоритетом в образовании. Это значит, что воспитывающая функция образования должна выступать как доминирующая по отношению к функции обучения.
    Согласно исследованиям В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, целостность образовательного процесса складывается на основе взаимосвязи всех сторон развития человека, получающего образование. Доминирование же целей воспитания означает, что построение образовательного процесса как целостности обеспечивается ориентацией педагогической деятельности, прежде всего на учет

    209 закономерностей развития той стороны личности, которую соотносят с процессом воспитания.
    С 80-х годов 20-го века в ряде педагогических исследований, а также в нормативных документах системы образования воспитание стало связываться с развитием и формированием личностных ценностей обучающихся, которые рассматриваются как личностная структура, определяющая направленность поведения и деятельности человека, как элемент его социального опыта. В результате воспитания ожидается возникновение у обучающихся личностных ценностей, адекватных общественным, то есть ценностей, обладающие характером общезначимых.
    С целью обеспечения единой направленности воспитания в педагогике стали предприниматься попытки выделения системы общественных ценностей, которые бы переживались как общезначимые всеми людьми нашего общества, и с ориентацией на которые можно было бы построить систему целей воспитания. В то же время, построение образования, ориентированного на развитие личностных ценностей обучащихся на основе общественных, затруднено тем, что современное общество отличается большим разнообразием этих ценностей.
    Даже общечеловеческие ценности в различных культурах образуют различные системы ценностей.
    Таким образом, современная педагогика сталкивается с объективно существующим противоречием между необходимостью ориентации образования на систему ценностей, обеспечивающую единую ценностную направленность образования и теоретической неразработанностью способа выделения такой системы ценностей.
    В современных педагогических исследованиях в качестве общественных ценностей, определяющих направленность воспитания, в первую очередь называются общечеловеческие ценности, фиксирующие стремление людей к тому, что признавалось и признается общезначимым большинством людей в разных культурах и в разные исторические периоды. Кроме этого, в педагогических концепциях построения личностно-ориентированного образования признаётся различный характер личностных ценностей в разные возрастные периоды, у людей различных национальностей, и предусматривается формирование у обучащихся ценностей, определяющих характер семейных, гражданско-правовых, профессиональных и других видов отношений человека с действительностью.
    Таким образом, в педагогике выделяются различные группы общезначимых, то есть общественных ценностей, соотносимые с различными видами общественных отношений и с различными социумами, характеризующимися как одинаковой, так и различной степенью общности. Группы общественных ценностей, соотносимые с социумами различной степени общности, обладают различной степенью
    общезначимости, или различной степенью универсальности их значимости, что является основным качественным отличием одних ценностей от других. Эта характеристика ценностей позволяет представить процесс развития ценностей, а точнее развития системы личностных ценностей, как процесс последовательного включения в эту систему ценностей с все большей и большей степенью

    210 общезначимости, или, другими словами, ценностей с более высокой степенью универсальности.
    Ориентация воспитания на развитие личностных ценностей обучащихся, характеризующегося как процесс их универсализации, предполагает, что реализация этой функции образования может быть осуществлена только в целостном образовательном процессе, обеспечивающем взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие как основных сторон развития человека, так и развитие всех элементов его личностного опыта. Содержание образования при этом выступает основным педагогическим средством, позволяющим управлять процессом развития ценностей обучающихся. Оно же должно обеспечить и освоение ими всего многообразия мира. Поэтому, в содержание современного образования не может быть включено только то, что признаётся значимым в каком- то отдельном социуме. Современный человек должен пережить все многообразие ценностного мира человечества, освоить все основные точки зрения на устройство мира, все основные средства и способы установления отношений с действительностью, выработанные человечеством. Только такое содержание образования может обеспечить универсализацию личностных ценностей и достаточную подготовку человека к интеграции в систему быстроменяющихся общественных отношений всех уровней общности. В то же время, только содержание образования может обеспечить единую ценностную направленность образования посредством его ориентации на воспитание определенной системы ценностей.
    Таким образом, для современного образования характерно противоречие между необходимостью введения в содержание образования идей, парадигм, теорий и т.п., отражающих разное понимание действительности и различную ценностную ориентацию людей и общества, и необходимостью содержания образования, состоящего из социально-культурного опыта, отражающего ту единую ценностную
    ориентацию поведения и деятельности людей, которая задается нормативными документами системы образования. Разрешением этого противоречия может стать выделение в содержании образования двух компонентов: компонента, включающего все то разнообразие общественного опыта, которое должны усвоить обучающиеся в процессе обучения, и компонента, обеспечивающего создание предпосылок для развития личностных ценностей обучающихся в соответствии с единой направленностью этого процесса. Попытки создания второго компонента содержания образования предприняты Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко, В.А.
    Караковским, Л.И. Новиковой, И.Л. Селивановой и др. В одном случае этот компонент представлен комплексом общечеловеческих ценностей, который выделяется как ядро воспитательной системы образовательного учреждения. В другом случае – отдельными образовательными программами, которые рассматриваются как база, системообразующая и интегрирующая деятельность всего коллектива школы. У Н.Е. Щурковой такой программой стала «Программа воспитания школьника», у Г.К. Селевко программа курса «Самосовершенствование личности». Обеспечение единой ценностной направленности образования через воспитание определённой системы ценностей – главная функция содержания
    образования, представленного названными программами, а точнее, компонента

    211 содержания образования, который в соответствии с этой функцией можно рассматривать как ценностно-ориентационный компонент содержания образовательной программы образовательного учреждения.
    В то же время, разработанные варианты содержания образования, могут обеспечить единую ценностную направленность образования лишь в рамках отдельного образовательного учреждения, отражая мнение авторов на то, какие ценности обладают большей степенью общезначимости. Такой подход, опирающийся на недостаточные знания о закономерностях возникновения и развития ценностного мира человека, не позволяет создать единую ценностную направленность образования и обнаруживает противоречие между необходимостью построения образования с единой ценностной и целевой направленностью на едином теоретическом основании, позволяющем гармонично согласовать ценности человека на разных этапах его развития, ценности различных слоев общества, ценности государства и ценности человечества в целом, и отсутствием такого основания. В то же время, ценностно-ориентационный компонент содержания образовательных программ может быть построен на основе знаний о закономерностях развития и социально-культурного формирования ценностей. Такой компонент должен включать следующее:
    1) систему целей и задач воспитания, отражающую результаты конечного и промежуточных этапов развития ценностей, выявленные на основе изучения развития ценностного мира человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе;
    2) содержание воспитания, представленное: перечнем актуальных проблем жизни, при решении которых обучающимися ими будет выделяться то значимое, что в дальнейшем может стать предметной характеристикой их личностных ценностей; знаниями о ценностях, вошедших в систему целей и задач воспитания (эти знания могут быть переданы через различною форму описания ценностей
    (аксиоматические высказывания, категории, описания смысла ценности), такую, которая позволит обучающимся разного возраста адекватно понять смысл того, что представляется им как ценности); знаниями о действительности и перечислением средств и способов деятельности, освоение и организация которых позволит обучающимся понять и пережить личностную значимость того, что представляется им как общезначимые ценности.
    Содержание ценностно-ориентационного компонента тесно связано с основным содержанием образования, определённым государственными образовательными стандартами, и не может быть освоено обучающимися как отдельный элемент образовательной программы. И тот, и другой компоненты обеспечивают возникновение непосредственных социально-культурных предпосылок целостного развития человека в процессе его образования. С одной стороны, в качестве такой предпосылки выступает общественный опыт, освоение которого обеспечивается процессом обучения. С другой стороны - ценностно-ориентационный компонент содержания образования обеспечивает освоение обучающимися своего
    личностного опыта и их ценностное самоопределение в процессе воспитания, который осуществляется как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

    212
    Особенно важно то, что процесс универсализации ценностей может быть организован только на основе освоения обучающимися всего содержания образования. Каждая из образовательных областей, каждая из учебных дисциплин, каждое направление воспитания обеспечивает переживание учащимися личностной и общественной значимости отдельных сторон действительности, которые отражаются в вариативных частях ценностно-ориентационного компонента содержания образовательных программ. Инвариантная часть ценностно- ориентационного компонента обеспечивает единую ценностную направленность образовательного процесса в образовательном учреждении (ОУ), а, значит, закладывает мировоззренческое основание его целостности, обеспечивая тем самым реализацию идеи гуманизации образования, его глобальности и непрерывности.
    Отсутствие ценностно-ориентационного компонента содержания образовательной программы ОУ приводит к возможности различного понимания ценностных основ образования субъектами педагогического процесса и порождает противоречие между нормативно задаваемым и реально осуществляемым содержанием воспитывающей функции образования.
    Итак, сложившаяся социально-культурная ситуация в обществе и образовании привела к возникновению противоречия между потребностью в ценностно- ориентационном компоненте содержания образовательной программы образовательного учреждения, обеспечивающим управление процессом реализации нормативно задаваемой воспитывающей функции образования в целостном образовательном процессе, и отсутствием научных и практических разработок такого компонента.
    Концептуальные основы проектирования ценностно-ориентационного
    компонента образовательной программы ОУ
    В качестве общей концептуально-теоретической основы проектирования
    ценностно-ориентационного компонента образовательной программы ОУ
    выступают все теоретические положения, которые изложены в данной работе
    при
    описании особенностей применения системного, генетического,
    антропологического, культурологического и деятельностного подходов при
    изучении и проектировании образования, ориентированного на развитие
    человека как целостности.
    Для гуманистической модели личностно-ориентированного образования, нормативно определенной Законом РФ “Об образовании” характерно выдвижение на первый план процесса формирования ценностных основ отношения человека к действительности. Это положение объясняется тем, что гуманистическая модель образования реализует инновационный тип образования, главной задачей которого является подготовка человека к жизни в обществе, устройство которого нам не известно. Именно поэтому особенно важное значение стало придаваться развитию самостоятельности, творчества.
    В то же время увеличилась необходимость в формировании стержня
    личности, который при всем развитии ее самостоятельности смог бы обеспечить
    интеграцию человека в существующие общественные отношения на основе

    213 принципа согласования его действий с действиями других людей, с природой, с непрерывно развивающейся и многообразной по форме культурой, а также участие в развитии общественной культуры, ценностная направленность которого была бы общезначима.
    Таким стержнем философия определяет ценностный мир человека. Как
    Формируемые у человека стремления образуют проект будущего этого человека.
    Исследования Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Макса
    Шелера, Жан - Поля Сарта, Владимира Ильича Плотникова развивали эту идею, наиболее убедительно демонстрирующую системообразующую роль воспитательного процесса при построении педагогических систем.
    Названные выше элементы личностного опыта человека не могут формироваться как сумма отдельно взятых элементов. Становление личностного опыта во всей полноте его частей также протекает как процесс. Образовательный процесс в этом случае обеспечивает не просто передачу какой - то целостной системы знаний и не освоение какого-либо важного вида деятельности (игровой, трудовой или познавательной), а целостность формирования определенной
    системы ценностей. Знания и умения, осваиваемые учениками и воспитанниками в процессе образования, с одной стороны, служат средством для формирования индивидуальной системы ценностей, а с другой - обеспечивают адекватную реализацию сформированных стремлений человека через его поведение и деятельность в его отношениях с самим собой, с другими людьми, с природой, с культурой. То есть, можно сказать, что современная система образования должна обеспечить становление полноты личностного опыта человека, которое протекает как процесс взаимообусловленного развития его элементов. Таким образом, чтобы обеспечить целостность развития личностного опыта учеников, мы ориентируемся на результат педагогической деятельности, представленный не только традиционными ЗУНами, но, в первую очередь, потребностями человека, социокультурной формой существования которых являются ценности.
    Не менее важным основанием определения содержания образования при системообразующей роли воспитательного процесса является формирование системы целей воспитания, адекватно отражающей естественную сторону процесса становления ценностного мира человека. Общая цель воспитания состоит в развитии того, что позволяет людям согласовать свои действия либо с другими людьми, либо с целями своей деятельности. Ее сложность заключается в том, что процесс согласования действий различных людей происходит как
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта