Главная страница
Навигация по странице:

  • «Философско-методологические основы современного образования».

  • Основные разделы философии образования Выше было обосновано необходимость выделения в философии образования двух основных её разделов, таких как «Философские основы

  • «Философия науки о социально- гуманитарном познании в педагогике». Необходимым для философии образования может стать раздел «Образование как предмет философского познания»

  • Философские аспекты целеполагания в образовании

  • Общечеловеческий и конкретно-исторический характер образования

  • Тип формирующего образования

  • Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеФилософия и развитие образования
    Дата28.12.2020
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования.pdf
    ТипУчебное пособие
    #164874
    страница2 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    Качества предмета современной педагогики как основание
    определения инвариантной структуры философии современного
    образования
    Так как философия образования, прежде всего, должна помочь в понимании сущности предмета педагогики, то инвариантная структура её содержания может быть определена теми качествами этого предмета, которые выделяются на современном этапе развития педагогики. То есть, при определении сущностных характеристик предмета педагогики необходимо принимать во внимание то, что характеризует тип современного образования.
    Во второй половине ХХ века в педагогике в качестве основных были выделены два типа образования. Ученые Римского клуба в 1974 году в докладе «Нет пределов образованию» определили их как поддерживающий тип образования и инновационный (2,5). Прошедшие десятилетия позволили уточнить характеристики основных типов образования. Первый тип можно определить как образование, ориентированное на формирование человека, второй тип - как образование, ориентированное на развитие человека.
    Первый тип часто обозначают как традиционное или авторитарное образование. О втором типе образования пока можно говорить как о становящемся. В этой ситуации особенно возрастает необходимость в

    13 решении проблемы инвариантной структуры содержания философии образования.
    Для первого типа образования в качестве основной функции педагогического процесса выступает функция передачи (со стороны педагога) и усвоения (со стороны учащегося, воспитанника) специально отобранного и педагогически оформленного общественного опыта, составляющего содержание образования. Общая процедура организации такого образования заключается в следующем: сначала отбирается общественный опыт, усвоение которого рассматривается как необходимость со стороны или государства, или общества, или индивида, а затем усвоение этого содержания образования рассматривается в качестве его целей. Такую модель образования в педагогике характеризуют как знаниевую. Функция развития человека в этой модели вторична.
    Для второго типа – функция развития человека как целостности выступает как ведущая. Это значит, что цели образования должны определяться на основе изучения развития человека как такового, выделения предметов развития в процессах обучения и воспитания человека и тех качеств этих предметов, которые закономерно возникают на общих для всех людей этапах их развития. Содержание образования в этом случае выполняет роль основного педагогического средства, отбирается в соответствии с целями каждой из сторон развития человека на каждом этапе этого процесса и может быть вариативным.
    Качественные характеристики образования, ориентированного на развитие человека, на наш взгляд, и должны стать основанием структурирования содержания философии современного образования. В то же время философия образования должна включать в себя и историческую часть, описывающую уже выработанные философские основы различных моделей образования.
    Сущностные качества современного образования с одной стороны определены в основных нормативных документах системы образования
    («Закон об образовании», «Концепция модернизации образования до 2010 года» и др.) (3,4), с другой стороны являются общепринятыми в современной педагогической теории. Кратко современный образовательный процесс может быть охарактеризован через следующие положения:
    1. Образовательный процесс – это целостный педагогический процесс, рассматриваемый как взаимообусловленные процессы воспитания и обучения, взаимосогласованные по отношению к общей цели образования.
    2. Образовательный процесс рассматривается как открытая система, т.е. целостный объект, находящийся в постоянном взаимодействии с окружающей средой.
    3. Образовательный процесс ориентирован на развитие человека.

    14 4. Ядром образовательного процесса рассматривается педагогическое взаимодействие, т.е. согласованная деятельность педагога и учащихся, ориентированная на достижение целей и задач образования.
    5. Образовательный процесс направлен на согласование интересов человека, общества и государства; на согласование национальной и мировой культуры, на взаимопонимание и сотрудничество между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, от разнообразия мировоззренческих подходов.
    6. При построении образовательного процесса учитываются основные тенденции мирового развития, к числу которых относятся: ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению контактов межкультурного взаимодействия, в связи с эти особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирование современного мышления у молодого поколения; демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору» (3, с.3)
    7. Образовательный процесс по своим целям ориентирован:
    - на развитие человека, способного гармонично сочетать личностные интересы, интересы общества и интересы государства;
    - на реализацию воспитывающей функции образования как приоритетной;
    - на развитие ценностного мира человека.
    Прядок отбора философских знаний, составляющих теоретическую основу описанной модели образования, определяется иерархической соподчиненностью задаваемых качеств этого образования. С учетом этого, порядок разработки содержания философии образования может быть осуществлен через последовательное формирование философско- теоретических основ следующих подходов в педагогике:
    1. Системный подход, позволяющий подойти к изучению и построению образовательного процесса как к целостности.
    2.
    Деятельностный подход, позволяющий построить модель образовательного процесса с точки зрения теории деятельности. При этом выделяется предмет педагогической деятельности и устанавливается необходимость изучения закономерностей существования и развития этого предмета для определения средств педагогической деятельности и способов её организации.

    15 2. Генетический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на всеобщие закономерности развития.
    3. Антропологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового.
    4. Культурологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей социокультурного развития человека и закономерностей существования различных культур.
    5. Аксиологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека.
    6. Деятельностный подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития деятельностной стороны личностного опыта человека.
    7. Гносеологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей познания человеком действительности и закономерностей развития целостной картины мира в его сознании.
    Анализ различных подходов, определяющих условия организации педагогической деятельности, показывает, что наиболее качественно образовательный процесс может быть исследован и спроектирован только на основе согласованного применения всех подходов. В связи с этим, основной целью философии образования является выявление содержания философских знаний, лежащих в основе каждого из подходов в педагогике, и их согласование по отношению к целям проектирования определенного типа образования. Эту цель философии образования можно реализовать через опору на онтологический подход и структурно-генетический метод исследования. Выработанная система философского знания может составить такой раздел философии образования как «Философско-методологические
    основы современного образования».
    Система философских знаний, выработанная в результате специальных исследований, проводимых в рамках философии образования, позволяет осуществить построение образовательного процесса, на основе согласования и использования знаний о мире, полученных философией, различными науками, религией, искусством.
    Основные разделы философии образования
    Выше было обосновано необходимость выделения в философии образования двух основных её разделов, таких как «Философские основы
    различных моделей образования», «Философско-методологические

    16
    основы современного образования (образования, ориентированного на
    развитие человека как целостности)».
    Очень тесно примыкает к философии образования содержание такого раздела философии науки как «Философские проблемы социально- гуманитарных наук» и его подраздела «Философские проблемы образования и педагогики». Отбор или разработка концепций социально-гуманитарного познания должны производиться на основе понимания функций философии образования по отношению к педагогике. С этой точки зрения, если мы признаем, что философские знания, т.е. знания о всеобщем, составляют теоретическую основу всех применяемых в педагогике подходов, то концепции социально-гуманитарного познания, ориентирующие только на познание единичного, не могут стать методологическим основанием формирования философии современного образования. В связи с этим, учебные пособия по философии образования могут включать раздел, который может быть назван «Философия науки о социально-
    гуманитарном познании в педагогике».
    Необходимым для философии образования может стать раздел
    «Образование как предмет философского познания», в котором образование рассматривается как предмет философского познания, осуществляемого с позиций социальной философии, культурологи, антропологии и др. В этом разделе могут быть собраны знания о различных философских концепциях образования, отражающие взгляды на место образования в обществе, в развитии человечества, в жизни индивида.

    17
    1. 2. Социокультурная природа образования, его общечеловеческий
    и культурно-исторический характер
    Общая характеристика социокультурной природы образования
    С одной стороны, социокультурная природа образования проявляется в обусловленности способов организации образования (моделей образования) следующим:
    1) социокультурными функциями образования, которые задаются как необходимостью воспроизводства системы общественных, социокультурных отношений, так и необходимостью социокультурного развития индивидов;
    2) исходными мировоззренческими установками, вырабатываемыми философами на место человека в мире и принципы его бытия, а также выступающими философскими аспектами целеполагания в образовании.
    С другой стороны, образование само по себе является социокультурным феноменом: функции образования осуществляются через различные культурные формы взаимодействия людей, складывающиеся на основе их деятельности.
    Исследование социокультурных функций образования позволяет установить общее для всего человечества во все исторические периоды его существования, определяющее необходимость реализации этих функций в обществе, и конкретно-историческое, являющееся формой реализации общих социокультурных функций образования в условиях определенного социума в определенный исторический период его существования.
    Философские аспекты целеполагания в образовании
    Философские аспекты целеполагания в образовании определяются исходными мировоззренческими установками, образующими философские основы различных моделей образования. Выработка таких установок происходит в процессе исследований, в которых основными моментами осмысления являются: проблема соотнесения двух начал: личностного (индивидуального) и общественного (всеобщего); проблема соотнесения общественного опыта, усваиваемого в процессе образования, с развитием способности человека к самостоятельной деятельности, к творчеству в различных сферах жизни.
    То или иное решение названных проблем закрепляется как ценностная ориентированность образования и всегда связано как с общечеловеческими, так и с конкретно-историческими условиями существования общества и культуры.

    18
    Общечеловеческий и конкретно-исторический характер
    образования
    Общечеловеческий и конкретно-исторический характер образования определяется его социокультурными функциями и способом их реализации.
    Образование – многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. При этом однозначно понимается основная социокультурная функция образования - превращение природного человека в человека культурного, т.е. способного интегрироваться в существующую систему общественных отношений и способствовать её развитию. Тем самым образование обеспечивает воспроизводство и развитие социума и систем деятельности. Реализация названных функций осуществляется всеми перечисленными и обозначенными как «образование» областями действительности, которые взаимосвязаны.
    Социокультурная функция образования реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. Общая часть социокультурной функции образования складывается из двух основных функций, которые по отношению друг к другу находятся в иерархическом соподчинении:
    1) функции передачи одними людьми и усвоения другими общественного опыта, выработанного предыдущими поколениями людей;
    2) функции развития человека.
    Первоначально образование возникает как общественное явление, т.к. эти функции реализовывались в любом взаимодействие людей. Позднее выполнение этих функций было отнесено к сфере профессиональной педагогической деятельности. Возникает образование как педагогический процесс, который характеризуется целенаправленным выполнением социокультурных функций образования посредством специально организованной деятельности как тех, кого обучают, так и тех, кто обучает - педагогов.
    Реализация основных функций образования носит общечеловеческий характер. Любая система образования должна обеспечивать, во-первых, наиболее полное освоение общественного опыта новыми поколениями людей, а не ссылаться на то, что образование – это рынок услуг и будем учить тому, что попросят. Во-вторых, система образования любого государства должна обеспечивать развитие человека, понимаемое как развертывание его сущностных сил, как актуализацию всех его потенциальных возможностей. В настоящее время под лозунгом развития человека часто применяются технологии образования, обеспечивающие

    19 развитие лишь его отдельных сторон (например, физическое развитие, развитие памяти и т.п.), но не развивающие его как целостность.
    Культурно-исторический характер образования проявляется в различных способах реализации основных функций образования. В первую очередь культурно-исторические формы образования складывались на основе различной приоритетности в реализации основных функций: сначала в качестве основной выступала функция передачи общественного опыта, осуществление которой приводило и к реализации функции развития человека, а затем основной стала функция развития, средством реализации которой стала выступать функция передачи общественного опыта.
    Целенаправленная реализация социокультурных функций образования обеспечивается педагогической деятельностью. Поэтому предметом изучения, прежде всего, выступает образовательный процесс, понимаемый как целостный педагогический процесс, как педагогическое взаимодействие, которое целенаправленно организуется педагогом посредством педагогической деятельности. То есть на первый план при определении тенденций развития образования выходит проблема целеполагания, которая не может быть решена без обращения к философии, без определения общих мировоззренческих позиций педагогов.
    Итак, необходимость реализации и функции передачи и усвоения общественного опыта, выработанного предыдущими поколениями людей, и функции развития человека определяют общечеловеческий характер образования. Различные варианты соподчинения этих социокультурных функций образуют два основных культурно-исторических типа образования.
    Определение в качестве ведущей той или другой социокультурной функции является реализацией философского аспекта целеполагания в образовании.
    Тип формирующего образования
    Педагогическая деятельность возникла в процессе разделения труда в результате выделения такой продуктивной функции деятельности человека как передача новому поколению социокультурного опыта, накопленного предыдущими поколениями людей. Это одна из основных общественных функций человека, которую он выполняет по отношению к другому человеку и которая необходима для существования и развития каждого индивида и человечества в целом. Целенаправленное осуществление этой функции в качестве основной характеризует педагогическую деятельность.
    Накопление большого объема социокультурного опыта привело к возникновению проблемы отбора того, что необходимо передать подрастающему поколению. Специально отобранный общественный опыт стал составлять содержание образования, передачу которого и усвоение обучающимися в образовательном процессе должен был обеспечить педагог.

    20
    Отбор содержания образования в целом стал осуществляться на основе выделения основных групп населения и определения того, что они должны уметь и что знать для успешного выполнения свойственной им деятельности.
    Образование, построенное на таком основании ориентированно на формирование личности в соответствии с определенными социальными функциями, социальными ролями. Основу содержания воспитания в таком образовании также составляли знания о способах поведения, которые общество определяло как общезначимые и требовало выполнять. Эти знания должны быть переданы и выражены в умении, в навыке индивидов вести себя в соответствии с требованиями общества. Этот тип воспитания отличается ориентированностью на формирование определенного общепринятого способа поведения личности, который заключается в выполнении определенного комплекса правил поведения и деятельности, зафиксированных на уровне представлений.
    Первоначально в содержание образования входили только те знания, умения и навыки, передача которых и освоение новым поколением людей обеспечивало
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта