Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для самопроверки

  • Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеФилософия и развитие образования
    Дата28.12.2020
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования.pdf
    ТипУчебное пособие
    #164874
    страница29 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29
    согласование
    индивидуальных систем ценностей, которые объективны по форме, но субъективны по своему содержанию.
    Прежняя система образования шла по пути формирования единой для всех людей системы ценностей, когда в качестве общезначимых и индивидуально значимых ценностей предлагались: одинаковые предметы материальной культуры, одинаковые нормы поведения и деятельности, выделенные обществом как оптимальные, отдельные теории и идеи, определенные как истинные.

    214
    Таким образом предполагалось уменьшить субъективность, но в силу природных особенностей человека формирование одинаковых индивидуальных систем ценностей в принципе невозможно. Философией предлагается другой путь, основанный на возможности формирования индивидуальных систем ценностных основ отношения человека с действительностью, не входящих в противоречие друг с другом при всем их многообразии, а значит создающих объективную основу согласования. Это осуществимо, если будет сформирована иерархия ценностей, в которой в качестве системообразующего основания будет стоять ценность,
    принимаемая как универсально значимая всеми людьми. В силу своей универсальности эта ценность может относиться только к самому высокому уровню культуры, который представлен категориями, часто выделяемыми в качестве общечеловеческих ценностей. Причем, среди этих категорий требованиям универсальной ценности отвечает лишь категория Любви как таковой.
    Методологическая сторона воспитания, понимаемого как процесс универсализации ценностного мира человека, как его духовное развитие наиболее полно описана в работах В.И. Плотникова (7,8). Это же направление разрабатывается А.Б.Невелевым (4,5,6), Н.Л. Худяковой (10,11,12,13).
    Путь формирования системы ценностей, в основе которой лежит универсальная ценность, связан с сублимацией энергии влечения человека, то есть ее возведение с исходных уровней культуры к более высшим. Этот процесс был описан еще в трудах Платона, на него опирается христианство, показывая путь духовного развития человека. Современные философы - в частности Иван
    Алексеевич Ильин, Борис Петрович Вышеславцев, Николай Александрович
    Бердяев, Николай Онуфриевич Лосский, Лев Шестов, Алексей Федорович Лосев,
    Карл Густав Юнг, Макс Шеллер видят сублимацию как основной механизм
    построение гармоничного бытия человека. Процесс сублимации стремлений человека обеспечивается через последовательное возвышающее освоение им общественной культуры всего человечества. Необходимая последовательность предусматривает наиболее полное освоение всех уровней предметностей
    культуры: культуры материальной, культуры символической, представленной как символами, так и нормами поведения и деятельности человека, культуры знаковой, языковой, представленной теориями и идеями, культуры категориальной (метафизической).
    Полнота освоения каждого уровня культуры отнюдь не означает необходимость ознакомления детей со всеми ее существующими формами. Она должна быть достаточна для того, чтобы были сформированы ценностные основы всех отношений человека, в которые он вступает в своей жизни (отношения человека к самому себе, к другим людям, к природе и т.п.), и чтобы совершился
    ценностный переход человека на более высокий уровень культуры. Этот переход связывается с развитием способности человека к синтезу противоположных сил и противоположных направлений, открывающихся в процессе познания действительности (Б.П. Вышеславцев). Таким образом, универсализация ценностей человека связана с открытием для него возможности гармоничных отношений всего

    215 того, что ранее представлялось полярным - идей, теорий, норм, и т.п., с рождением новой, несуществующей для него ранее ступени бытия.
    Сложность реализации задач воспитания требует высокого качественного освоения учениками общественной культуры. Только глубокое познание и
    освоение в различных видах деятельности культурного материала может обеспечить развитие способности к осознанному выделению противоположных сил и направлений в общественной культуре, познания их сущности и установления гармонии между ними. Так обеспечивается естественный переход воспитанника на более высокий уровень культуры, при котором гармония установленных им самим отношений между различными формами культуры переживается как личностно
    значимое, как ценность, которая становиться предметом его стремлений. Таким образом, мы формируем более высокий порядок универсальности ценностей по сравнению с осваиваемым учеником материалом, поэтому на каждой ступени образования формируется стремления к тем предметностям культуры, освоение которых будет обеспечиваться на следующей ступени.
    Полнота формирования ценностных основ отношения учеников к действительности обеспечивается содержанием всех образовательных областей и учебных предметов, составляющих учебный план школы.
    Возможность проявления и закрепления формируемых у учеников ценностей в различных сферах деятельности и поведении (связанных не только с учением) обеспечивается целостностью содержания основного образования, содержания воспитательной работы и содержания дополнительного образования, организуемого в ОУ.
    Необходимая основа целостности содержания образования задается системой целей воспитания, описывающих полноту и поэтапность процесса универсализации ценностного мира человека на основе освоения общественного опыта.
    Полнота и последовательность целей воспитания позволяет нам построить соответствующую систему целей познания и целей обучения детей средствам и способам деятельности, которая становиться основанием для построения целостной системы предметного содержания образовательного процесса и необходимой педагогической технологии .
    Когда те знания и умения, которые передаются обучающимся, подчиняются единой системе целей воспитания, они позволяют нам участвовать в целенаправленном построении проекта будущего наших учеников. В этом случае учебно-образовательная информация различных образовательных областей и учебных предметов должна выполнять функции, связанные с формированием в личностном опыте учеников определенного комплекса ценностей. Именно в этом заключается образовательный смысл различных предметов и все они приобретают практическую значимость для каждого ученика, независимо от того какую профессию он хочет осваивать на следующих ступенях образования.
    Изложенная выше концепция формирования содержания образования позволяет реализовать педагогам все нормативно-законодательные требования, предъявляемые к качеству образования. Особенно важно, что для педагогической системы, построенной на основе этой концепции, характерно более полное использование воспитательного потенциала обучения и изначальная (заложенная на

    216 первых этапах проектирования) целостность содержания основного, дополнительного образования и содержания воспитательной работы. Такая педагогическая система может рассматриваться как воспитательная система.
    Вопросы и задания для самопроверки
    1. Какие основные направления применения аксиологического подхода существуют в современной педагогике?
    2. В чем заключается проблема выбора аксиологических теорий как философско-теоретической основы изучения и проектирования образовательного процесса?
    3. Дайте краткую характеристику основных аксиологических теорий и определите какая из них используется в качестве теоретической основы построения воспитания в известных Вам теориях воспитания и воспитательных системах?
    4. С какими трудностями сталкивается педагог при использовании теорий ценностей?
    5. Дайте характеристику основным положениям структурно-генетической концепции ценностей.
    6. Каким образом знание структурно-генетической концепции ценностей позволяет определить необходимость ценностно-ориентационного компонента образовательных программ, структуру и содержание этого компонента?
    Литература
    1. Аристотель. Этика. – М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2006. – 492 с.
    2. Каган М.С. Философская теория ценности. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997 - с. 205.
    3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / Научно- методические материалы для региональных практических семинаров. - М.: ИРО, 2001-2002.
    4. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. - Челябинск: ЧГИИК, ЧИПКРО, 1997. - 203 с.
    5. Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности: Дис.
    …д-ра филос. наук.- Екатеринбург, 1998. – 329 с.
    6. Невелев А.Б. Человек: становление духовной индивидуальности (философское обоснование образовательной деятельности) // Методология технология обновления образования: Вестник лаборатории МНОО ЧИПКРО, 1995. - № 2. - 163 с.
    7. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба / Двенадцать лекций по философии. –
    Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. юр-кой академии, 1996. - С. 193-224.
    8. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации. Духовность и культура.
    Духовность мироотношения: Материалы всер. конф. - Екатеринбург, 1994. - С. 4-29.
    9. Сергеев К.А. Камнева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона / Платон.
    Государство. – Санкт-Петербург: Наука, 2005. – с. 5-158.
    10. Худякова Н.Л. Онтологические основания возникновения и развития ценностного мира человека: Дис. …д-ра филос. наук.- Омск, 2004. – 349 с.
    11. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. – Челябинск: Изд-во
    «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004.
    12. Худякова Н.Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования: В 2 т. - Челябинск:
    ЧелГУ, Уральский научн.-образ. Центр РАО, 2002. – в 2-х частях.
    13. Худякова Н.Л. Воспитывающая функция образования: В помощь учителю. – Челябинск:
    Уральский научн.-образ. Центр РАО, ЧелГУ, 2000. – 60 с.
    14. Шелер М. Положение человека в космосе / Проблемы человека в западной философии: Пер. с нем. - М.: Изд-во Прогресс, 1988. – С. 31-95
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта