Главная страница
Навигация по странице:

  • Личностные ценности

  • Система личностных ценностей

  • Развитие ценностного мира человека

  • Развитие ценностного мира человека характеризуется последовательным возникновением основных типов систем ценностей

  • Ценности индивидуально-полезного

  • Ценности социально-значимого

  • Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеФилософия и развитие образования
    Дата28.12.2020
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования.pdf
    ТипУчебное пособие
    #164874
    страница27 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29
    3.6.5. Структурно-генетическая концепция ценностей
    В качестве основной концепции ценностей в философии современного образования предлагается структурно-генетическая концепция ценностей, разработанная Н.Л. Худяковой, которая относится к теориям аксиологического онтологизма (10, 11, 12). Согласно этой концепции система ценностей, прежде всего, представляет собой личностную развивающуюся структуру. Как элементы личностной структуры ценности - это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью (с миром и с самим собой), которая предстаёт для него как значимая сама по себе, как сущностно необходимая, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-
    культурным и природным возможностями создает для него сферу должного.
    Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой
    (форма его поведения, деятельности), которая переживается человеком как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий. Таким образом, ценности являются средством разрешения противоречий и как таковые характеризуются
    различной
    степенью
    универсальности, а также различной степенью общезначимости.
    Сущностно необходимыми для человека выступают те формы отношений, которые позволяют ему чувствовать себя человеком.

    202
    Личностные ценности – это структуры индивидуального сознания.В качестве
    общественных
    ценностей чаще всего рассматриваются объективированные ценности, то есть, знания об общезначимых ценностях,
    которые возникли как личностные. В то же время общественные ценности могут рассматриваться и как личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. Ценности и знания о ценностях обозначаются посредством слов, значение которых может быть истолковано на уровне либо общих представлений, либо понятий, либо категорий. Способ истолкования всегда соответствует степени универсальности ценностей и степени их общезначимости.
    Предлагаемая трактовка ценностей акцентирует внимание на следующем:
    1. Ценности – это предметно-определенные стремлениялюдей. Это касается и личностных и общественных ценностей, так как в обществе что-либо выделяется как ценность, если наблюдается стремление людей к осуществлению этого чего- либо. Просто позитивное отношение, позитивная оценка недостаточна для того, чтобы что-либо стало восприниматься людьми как ценность, как нечто общезначимое, сущностно-необходимое.
    2. В ценностях фиксируются стремления людей не к получению или созданию какого-то объекта, не к возникновению какого-либо качества личности, а к определенной форме, т.е. способу организации отношений этого человека с миром, такому отношению, в котором он и проявляет определенные личностные качества или является обладателем желанного объекта. Эта характеристика ценностей подчеркивает, что для человека наиболее значимым является его способность к совершению определенных действий или, другими словами, способность к установлению определенных форм его отношений с действительностью.
    Ценности возникают в сфере еще не осознанного в результате работы индивидуального духа, совершаемой при непосредственном переживании человеком отношений с действительностью и с опорой на тот опыт человека, актуализация которого задается качествами и свойствами применяемых им культурных средств в их взаимодействии с действительностью. О возникновение ценностей в результате работы индивидуального духа писали В. Дильтей, М.
    Шелер.
    В. Дильтей исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где «Я» и мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Ценности, согласно его концепции, возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем не расчленяется полнота жизни на субъект и объект.
    М. Шелер возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. Согласно его исследованиям индивидуальный дух возник в результате качественного преобразования внутреннего энергетического психического центра, присущего

    203 всем живым организмам и обеспечивающего целостность их жизни. Посредством работы индивидуального духа, которая представлена актами сублимации, трансцендентности и интенциональности, происходит торможение существующих у человека стремлений и их растормаживание (управление его влечениями), сопровождающееся возникновением новой предметной определенности этих стремлений, которая фиксируется в личностных ценностях (руководство влечениями человека). Таким образом, преобразование психического центра живого организма в индивидуальный дух привело к исчезновению инстинктов, связанных с генетической заданностью предметов потребностей и способов их удовлетворения.
    Это проявляется в том, что человек рождается с открытой программой жизни, т.е. свободным.
    Способность духа менять направленность энергии влечений человека проявляется как открытость человека миру, признанная его сущностным качеством такими мыслителями, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Гелен, А.
    Портман, Э. Фром, В. Франкл и др. Она выражается в соотнесённости границ потенциальных возможностей человека с целостностью всего мира, существующего независимо от него. Такая соотнесённость, прежде всего, осуществляется через возникновение личностных ценностей, которые, фиксируя возникающую под влиянием индивидуального духа предметную направленность стремлений человека, являются первичной формой установления им новых связей с действительностью.
    Условия установления этих связей образуют достаточное основание возникновения ценностей.
    Более адекватное понимание природы ценностей достигается при выявлении достаточного основания их возникновения.Проведенные мною исследования позволили установить, что в качестве такого основания выступает переживание
    человеком динамичной целостности бытия, возникающее при установлении им
    любого культурно-опосредованного отношения с действительностью. Это переживание является первичным дорефлексивным переживанием и проявляется как интуиция целостности (интуиция недостающего) (Ж.-П. Сартр), и посредством которого человеку открывается истина бытия (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М.
    Хайдеггер). Динамичную целостность бытия, которая есть характеристика бытия человека и его цель, содержащаяся в самом этом бытии, человек переживает, согласно исследованиям С. Франка, через сознание в широком смысле, Ж.-П.
    Сартра - через дорефлексивное сознание, Э. Блоха - через «еще не осознанное», М.
    Хайдеггера – через dasain («присутствие», «тут-бытие»).
    Переживание человеком динамичной целостности бытия, есть переживание им основных моментов развития, которые определяют структуру сознания.
    Поэтому, переживание человеком противоречий приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, возникающего из переживания человеком необходимости «единого» как момента развития, восстанавливающего целостность бытия. Стремление к такому «единому» есть стремление к установлению гармоничной формы отношений человека с действительностью, которое является формой проявления необходимого, а поэтому и воспринимается человеком как значимое. Необходимость, обусловленная моментами развития - процесса, посредством которого устанавливается целостность всего существующего,

    204 рассматриваемого как всеобщее качество всего существующего, как сущность самого бытия, трактуется нами как сущностная необходимость. Она определяет направленность активности человека, соотносимую с общей направленностью развития мира. Таким образом, обнаруживается, что в результате переживания человеком динамичной целостности бытия у него возникает стремление, имеющее основные признаки того, что обозначается как ценность: оно начинает определять направленность активности человека на то, что значимо для него само по себе.
    При исследовании условий воспроизводства достаточного основания возникновения ценностей, были выделены основные качества и функции ценностей.
    Наиболее значимые из них следующие.
    Во-первых, ценности, возникающие из переживания человеком динамичной целостности бытия, выражают предметную определенность стремлений человека к снятию противоречий и воссозданию единого. Это означает, что полное описание ценностей составляют и энергийные (указание на наличие стремления человека, которое может характеризоваться через интенсивность, силу, длительность стремления и т.п.), и предметные качества (предметы стремлений человека и их характеристики).
    Во-вторых, переживание человеком динамичной целостности бытия, в результате которого происходит различение двух моментов развития, предполагает оценивание. Феномен ценности возникает на основе оценивания человеком того, что он делает по отношению к основным всеобщим моментам бытия как такового.
    В-третьих, оценивание, в результате которого возникает ценность, предполагает действие мышления, осуществляемое в сфере дорефлексивного сознания. Только при этом условии сохраняется непосредственная связь возникновения ценностей с бытием как таковым, а так как действия по оцениванию не могут не быть упорядочены, то эта функция в дорефлексивном сознании может быть осуществлена только индивидуальным духом (М. Шелер, В. Дильтей).
    В-четвертых, средством разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью может быть только та форма отношений, которая стала ему присуща, то есть культурно-опосредованная форма. Используемые при этом культурные средства своими возможностями задают границы восприятия человеком независимого от него мира и границы возможностей человека как при выделении им противоречий, так и при определении характеристик формы отношений, позволяющей их разрешить. Таким образом, несмотря на то, что любая ценность в
    своем потенциале является формой выражения стремления человека к
    гармоничной формеотношений, актуальноценности выражают его стремления лишь к форме культурно-опосредованных отношений, оптимальной по
    отношению к качествам применяемых им определенных культурных средств.
    Многообразие культурных средств, используемых людьми, порождает многообразие ценностей.
    В-пятых, как необходимость может рассматриваться только еще не установленная форма отношений, которая в этом случае может быть представлена через мыслительный образ, поэтому формой существования ценностей может быть только мыслительная форма, т.е. структура сознания.

    205
    В-шестых, то, что имеет предметную определенность, может быть осознано, поэтому ценности, возникшие в сфере бессознательного, могут быть осознаваемы человеком. Такое осознание происходит с опорой на предметно оформленное содержание опыта человека, которое выступает в качестве культурного средства.
    Это средство и становится той «призмой» через которую человек воспринимает содержание своего собственного сознания, поэтому человеком могут осознаваться далеко не все характеристики образа отношений, стремление к которому фиксируется ценностью. Это качество ценностей и приводит к тому, что в качестве ценностей выделяются то качества человека, то какие-либо объекты и явления, без учета их включенности в определенные отношения человека с действительностью.
    Выделенные качества ценностей позволяют определить следующие их функции: функцию согласия, проявляющуюся в том, что ценности представляют собой образы единого, т.е. установленногосогласия между субъектом и объектом отношения; функцию разрешения противоречий и регулятивную функцию.
    Ценности, возникающие в результате актов индивидуального духа, создают сферу трансцендентного бытия человека, которая входит в противоречие с его фактическим бытием, создавая тем самым предпосылки развития человека, т.е. упорядоченность его жизни в соответствии со структурой развития.
    Воплощение ценностей людей осуществляется через создание ими новых культурных средств, порождающих новые связи в мире, а, значит, и новые противоречия, переживание которых приводит к возникновению качественно новых ценностей. Вновь возникающие ценности характеризуются большей степенью абстрактности образа той формы культурно-опосредованных отношений, которая необходима для разрешения противоречий, и обладают, как средство разрешения противоречий, большей степенью универсальности. Возникновение ценностей нового уровня общности можно рассматривать как идеализированный выход человека
    «за» противоречия менее высокого уровня общности, т.е. трансцендирование.
    Возможное повышение степени абстрактности форм отношений человека с миром, стремление к которым фиксируется ценностями, создает возможность повышения степени их универсальности как средства разрешения противоречий, а, следовательно, и повышения степени их общезначимости. Можно предположить, что процесс повышения степени универсальности культурных форм отношений может продолжаться до тех пор, пока не выделится предельно универсальная форма отношений, основу которой будет составлять предельно универсальное средство отношений, позволяющее человеку устойчиво воспроизводить свою открытость миру.
    Возникшие ценности становятся частью системы личностных ценностей и личностного опыта человека. Система личностных ценностей – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, одновременно существующих в сознании человека и определяющих направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Система личностных ценностей складывается как иерархическая, динамичная (т.е. способная к перестройке) личностная структура, которая существует в модификационных формах, складывающихся в соответствии с видами переживаемых человеком культурно-

    206 опосредованных отношений. Модификационные формы личностной системы ценностей отражают значимые для человека качества тех отношений, в которых они выступают ценностными основами, а также различную степень личностной общезначимости этих качеств.
    Исследование ценностного мира человека и его соотносимости с устанавливаемыми человеком культурно-опосредованными формами его отношений с действительностью показали, что вся система ценностей выступает в качестве ценностных основ отношений. А так какпроцесс установления культурно- опосредованной формы отношений человека с действительностью мы рассматриваем как деятельность, то сложившиеся системы ценностей в своих модификационных формах выступают также и ценностными основами
    определенных видов деятельности (подробнее см. в теме 3.5.2.).
    Выявленные характеристики ценностного мира человека позволили сделать следующие выводы: 1) качественной характеристикой ценностей является мера их универсальности и мера их общезначимости; 2) изменение меры универсальности и меры общезначимости ценностей есть процесс направленный, закономерный и необратимый. Все эти признаки свойственны развитию, поэтому, можно предположить, что процесс универсализации ценностей (который отражает и повышение степени универсальности ценностей, как средства разрешения противоречий, и повышение степени их общезначимости) есть процесс развития ценностного мира человека, включенный в развитие мира как целостности.
    Развитие ценностного мира человека – закономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей, характеризующееся повышением степени их универсальности как средств разрешения противоречий и степени общезначимости. Развитие ценностного мира человека характеризуется
    последовательным возникновением основных типов систем ценностей: ценностей индивидуально-полезного, ценностей социально-значимого; ценностей личностно-значимого и ценности родового значимого.
    Ценности индивидуально-полезного – это ценности, фиксирующие на уровне конкретных представлений стремления человека к формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Возникают на основе освоения человеком действий с орудиями и предметности мира, представленной материальными предметами и их свойствами, обнаруживаемыми посредством предметно-чувственного восприятия. Ценности индивидуально-полезного – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к формам отношений, обеспечивающих оптимальный способ удовлетворения его потребностей на витальном уровне, в переживание которых еще не вплетается осознание человеком себя как части социума. Несмотря на то, что предметом стремлений в ценностях индивидуально-полезного выступает конкретная форма отношений человека с действительностью, сознанием в первую очередь выделяется материальный объект этого отношения. Ценности этого типа возникают у детей, примерно до трех лет.
    Ценности социально-значимого – это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами,

    207 которые воспринимаются этим человеком как значимые. Возникают в результате освоения человеком способов построения отношений с действительностью, в основе которых лежит использование общих представлений, сформированных в его опыте, или понятий, трактовки которых выработаны другими людьми.
    Ценности социально-значимого возникают у индивида в результате преимущественного воздействия на него тех людей, которых он воспринимает как значимых. Общий этап развития ценностного мира человека, на котором возникают системы ценностей социально-значимого, представлен несколькими промежуточными этапам. На каждом из них у индивида возникают системы ценностей социально-значимого, характеризующиеся следующими ценностными ориентациями: 1) ценностной ориентацией на воспроизводство тех форм отношений с действительностью, которые ребенок наблюдает у значимых взрослых (3 года); 2) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, одобряемых значимыми взрослыми (с 4 лет до подросткового возраста); 3) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимой группой сверстников (с подросткового возраста); 4) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимыми людьми. На первых трех промежуточных этапах становления ценностей социально-значимого основанием выделения значимых для индивида людей являются межличностные отношения, а на четвертом этапе – деловые отношения, т.е. связанные с освоением, с осуществлением какого-либо вида деятельности, с успехом в ней. Увлеченность человека каким-то делом, возникающая на основе ценностей социально-значимого, позволяет ему осознать и оценить свои возможности. На этой базе и возникают ценности личностно-значимого.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта