Главная страница
Навигация по странице:

  • Генетическая логика

  • Из чего, как и во что это нечто развивается

  • Развивающийся объект рассматривается

  • 3. 2. 2. Всеобщие закономерности развития как философско- теоретические основы изучения и проектирования образования, ориентированного на развитие человека как целостности

  • Условия возникновения новых системных качеств

  • Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеФилософия и развитие образования
    Дата28.12.2020
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования.pdf
    ТипУчебное пособие
    #164874
    страница9 из 29
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
    генетического принципа (принципа развития) как
    основного особеннонастаивают Виктор Иванович Слободчиков и Евгений
    Иванович Исаев. Посредством этого принципа, во-первых, фиксируется необходимость включения в теоретическое основание педагогических исследований и педагогического проектирования, прежде всего, знаний о всеобщих закономерностях развития, которые помогут сформировать и систему знаний о закономерностях развития человека во всей их полноте, снимающую противоречивость различных антропологических концепций.
    Во-вторых, - необходимость определения на основе этих знаний не только форм, методов и приемов организации образовательного процесса, но и целей, и содержания образования.

    72
    Использование генетического подхода в качестве основного, системообразующего в содержательном плане позволяет выявить объективные основания определения целей и содержания образования, существующего в условиях быстроменяющегося общества.
    «Генетическая логика, - пишут Слободчиков и Исаев, - есть, прежде
    всего, логика выведения, а не постулирования ставшего (или желаемого).
    С генетической точки зрения, чтобы понять, что есть нечто и объяснить, как оно возможно, необходимо ответить на главные вопросы: Из чего, как и во
    что это нечто развивается? Поиск ответов именно на эти вопросы жестко определяет постановку и центрального вопроса всего генетического анализа:
    что развивается? – и только затем – как? за счет чего? и в каком направлении?» (17, с.140).
    Итак, принцип развития, прежде всего, реализуется через генетический анализ, процедура которого организуется следующим порядком вопросов:
    1) что развивается?
    2) в каком направлении это развивается?
    3) как это развивается?
    4) за счет чего это развивается?
    Общая концепция диалектического развития с опорой на методы системного подхода позволила В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву выделить следующие особенности реализации генетического принципа:
    «Развивающийся объект рассматривается, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, как органическая совокупность структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса, как закономерное следование
    друг за другом во времени совокупности изменений его внутренних
    состояний; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования
    качественных изменений в его структуре в целом; в-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от
    одного состояния к другому» (17, с. 149).Другими словами, реализация генетического принципа предполагает использование знаний о закономерностях развитии человека, выявленных и описанных исходя из знаний о всеобщих закономерностях развития.
    Наиболее серьезной проблемой реализации генетического подхода в современной педагогике является то, что категориальный аппарат теории развития до сих пор в своей полноте так и не задействован. Применение генетического принципа в педагогике базируется лишь на основе применения отдельных его категорий. В результате такого неполного использования знаний о закономерностях развития получается неполное выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие человека.

    73
    3. 2. 2. Всеобщие закономерности развития как философско-
    теоретические основы изучения и проектирования образования,
    ориентированного на развитие человека как целостности
    Применение генетического подхода как основного предполагает использование структурно-генетического метода изучения и проектирования образовательного процесса. А это значит, что модель образовательного процесса как целостности выстраивается через выделение структуры, генетически исходной по отношению к основной функции образовательного процесса, и построения модели её развития. Инвариантная структура такой модели должна отражать условия проявления всеобщих закономерностей развития. Поэтому, для педагогики становиться необходимыми знания о всеобщих закономерностях развития.
    В философии существует множество концепций, положительно решающих вопрос об изменчивости мира и его развитии. Среди них выделяют такие основные модели как:
    1) градуалистская модель развития, предложенная Г. Спенсером (1820-
    1903);
    2) модель
    «творческой эволюции», или
    «эмерджентизм», разработанная Л. Морганом и А. Бергсоном;
    3) натуралистическая модель развития, характерная для второй половины XIX века;
    4) равновесно-интеграционная модель;
    5) диалектико-материалистическая модель развития, представляющая собой вариант соединения гегелевских идей развития абсолютного духа и материализма К. Маркса.
    (Подробнее о моделях см. 2, с. 446-462).
    В качестве основной выбрана диалектико-материалистическая модель развития, так как посредством неё были достигнуты значительные результаты в объяснении природы, общества, мышления, бытия в целом.
    Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика. На основании этого диалектику часто определяют как учение о развитии, подчеркивая тем самым факт того, что развивается само бытие и все процессы в нем.
    Современное понимание диалектики возникает с начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии.
    Диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
    Основные принципы диалектики – принцип развития и принцип всеобщей связи.
    Принцип развития отражает понимание развития как атрибута бытия, как тип (форму) движения материи.

    74
    В диалектической концепции движение рассматривается как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, движение понимается здесь как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире.
    Как отмечал Гегель, «точно также как нет движения без материи, так не существует материи без движения». (6, с.64.).
    Всякое изменение, в свою очередь, есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Именно это, как пишет В.В. Миронов, - позволяет нам исследовать их через энергетические или информационные проявления (19, с. 377).
    Для всякого объекта существовать означает взаимодействовать, то есть оказывать влияние на объекты и испытывать на себе воздействие других.
    Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность и процессуальный характер.
    Существуют различные типы и виды изменчивости. Самая общая их дифференциация может быть проведена как их разделение на количественные и качественные.
    Количественные изменения – это, прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии.
    Качественные изменения связаны с изменением структуры предмета, его превращения в другой предмет. Качественные изменения бывают обратимые и необратимые. Обратимые изменения состояний предметов характеризуют процессы функционирования. Необратимые качественные изменения характеризуют процессы развития.
    Развитие – закономерное, направленное, необратимое качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений
    С проблемой направленности развития связано понимание прогресса как развития от низшего к высшему. Оно не может быть принято как универсальное. Применение понятия прогресс обретает смысл только при условии уточнения его значения применительно к конкретным системам. Так как, что для одного объекта может быть рассмотрено как высшее, для другого может быть худшим.
    Принцип всеобщей связи отражает понимание мира как организованного и упорядоченного, в котором все связано со всем.
    Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и их изменений. Связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие существует как процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояний, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
    Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя

    75 понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно понять развитие. Развитие любого объекта происходит в его отношениях с другими объектами. Изменение характера внешних для объекта отношений приводит к изменению его структуры, т.е. внутренних отношений, а, следовательно, и его качеств.
    В современной философии утвердилось понимание объекта развития как системно организованного, причем сохраняющего системный характер своей организации на любом этапе развития. Такой подход к изучению развития наиболее совместим с целями педагогических исследований, также организуемых в рамках системного подхода.
    Работы А.Н. Аверина, Л.М. Андрюхиной, Г.И. Бондарева, В.В.
    Байлук, Ю.С. Вяткина, И.Я. Лойфмана, В.В. Миронова, А.Ф. Коломойцева,
    В.И. Плотникова и др., позволили выделить наиболее значимые характеристики всеобщих закономерностей развития, и описать их через следующие положения:
    1. Любой системный объект представлен какими-то элементами
    (единицами) и взаимосвязями между ними, т.е. имеет определенную
    структуру (форму существования), состояние которой характеризуется как
    качество.
    Качество - это характеристика состояния объекта, отражающего его структуру.
    2. Новое качество объекта, появляющееся в результате развития характеризует новую форму его существования. Качества объекта, сменяющие друг друга в процессе развития и характеризующие основные этапы этого процесса, отражают различное состояние структуры этого объекта, то есть различное состояние его элементов и взаимосвязей между ними.
    3. Любой развивающийся объект характеризуется посредством системных и сущностных (родовых) качеств, а также качеств своих отдельных элементов, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Каждая система качеств отражает состояние отдельных элементов объекта, структурное объединение которых характеризуется через системное качество. Системное качество характеризует состояние объекта как целостности. Системное качество может характеризовать измененное состояние объекта как целостности, но в то же время, характеристику любого объекта составляют и такие системные качества, по которым этот объект отличается от объектов другого рода или вида – это родовые системные
    качествами, которые принято называть сущностными качествами.
    Родовые системные качества неизменны, т.е. всегда присущи объекту, а, следовательно, говорят о существовании инвариантной структуры
    объекта, которая сохраняется при любых его изменениях, носящих нормальный характер, то есть, не являющихся патологическими

    76 изменениями. Существование инвариантной структуры объекта позволяет выявить инвариантную структуру развития этого объекта.
    Родовые системные качества отличаются от просто системных качеств объекта. Последние отражают такие изменения объекта, которые не затрагивают инвариантной структуры, но характеризуют разные формы, т.е. модификации её существования, возникающие на разных этапах развития объекта.
    4. Развитии это разворачивание сущности объекта, т.е. это переход от возможного к действительному.
    Действительное – это «наличное бытие объекта» (Гегель), это актуальное бытие. Возможность – это потенциальное, т.е. еще не реализованное бытие.
    «Истинное есть целое, - пишет Гегель, - Но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие» (6, с. 10).
    5. Условия возникновения новых системных качеств объекта складываются в процессе его функционирования, который тесно связан с процессом развития и представляет собой внутреннюю основу всякого развития.
    Функционирование - это циклическое воспроизводство качеств объекта, это всегда действие объекта и его взаимодействие с другими объектами. Качество функционирующего объекта проявляется вовне, т.е. при установлении внешних связей объекта с другими объектами. В то же время, качество объекта, воспроизводящееся при его функционировании, есть характеристика внутренней структуры объекта – его элементов и взаимосвязей между ними, т.е. при функционировании реализуются связи между элементами объекта, т.е. внутренние связи.
    Момент взаимосвязи всех явлений рассматривается как отношение, в таком смысле это понятие будет использоваться и в настоящем исследовании.
    Объекты, находящиеся в отношении, называются
    относящимися сторонами.
    6. Форма проявления качеств объекта при его функционировании различна и характеризуется как свойства объекта (Г. Гегель). Характер свойств объекта определяется не только тем качеством, которое они выражают, но и свойствами того, с чем объект вступает во взаимодействие.
    Это явление объясняется тем, что никакое качество объекта не проявляется в отношении отдельно от других его качеств, т.е. форма проявления каждого качества всегда складывается на основе интеграции различных качеств объекта. В отношении объекта с различными другими объектами проявляются и различные комплексы его качеств, т.е. возникают различные, возможно новые, связи между его элементами.
    7. Если в ходе функционального взаимодействия внешние условия, а, значит, и внешнее отношение изменяются, это приводит и к изменению внутренних отношений, т.е. отношений между элементами объекта. При этом

    77 в изменениях как внешних, так и внутренних отношений, характерных для процесса развития, выделяют несколько моментов.
    Впервые моменты развития были выявлены Г. Гегелем, который с позиций объективного идеализма разработал целостную концепцию развития человеческого духа, человеческой культуры. Он характеризует развитие через выделение следующих моментов: 1) единое, 2) раздвоение единого как процесс преобразования тождественного, сначала в различное затем в
    противоположное а затем и в противоречивое, 3) возникновение в результате разрешения противоречий нового единого.
    Единое – момент развития, начало новой ступени существования объекта, для которого характерно единство старых и новых качеств объекта.
    Для Гегеля это мыслимое единство, это сочетание моментов разрушения элементов старой системы и моментов преемственности, то есть сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством.
    Подход Гегеля при всех его интерпретациях и изменениях в целом остается одинаковым во всех философских концепциях, стоящих на позиции целостного описания мира. Применительно к материальному миру развитие объектов, явлений можно представить как изменение характера их отношений (как внешних, так и внутренних), в котором выделяет те же моменты, образующие инвариантную структуру процесса развития:
    1) единое, или тождественное - это непротиворечивое отношение между объектами, выступающими сторонами отношения (относящимися сторонами), в котором их свойства гармонично согласуются, т.е. свойства одного объекта тождественны необходимости другого объекта. Объект в том определенном отношении, которое складывается как единое (обозначим его как основное), также существует как единое. Это значит, что свойства одних элементов объекта непротиворечиво согласованы со свойствами других элементов, по отношению к его внешней функции в основном отношении.
    При этом рассматриваемый объект кроме основного отношения находится еще и в других отношениях, которые могут характеризоваться как раздвоение единого. Относящиеся стороны в этих отношениях проявляют себя либо как различные, либо как противоположные, либо как противоречивые. Эти внешние для объекта отношения приводят к преобразованию качеств некоторых его элементов. Проявление таких качеств в отношении единого приводят к его раздвоению, т.е. к разрушению установившихся отношений.
    2) раздвоение единого – это процесс преобразования тождественного, это разрушение гармоничного отношения: сначала в различное, когда объекты основного отношения начинают проявлять себя как различные, т.е. свойства одного начинают отличаться от тех, которые необходимы другому или от тех, которые необходимы этому одному в отношением с другим. Возникновение таких свойств, разрушающих единое, связанно с возникновением под воздействием

    78 других отношений новых качеств элементов объекта, отличных от тех, которые были и обеспечивали гармонию. При этом воздействие старых качеств элементов в основном отношении преобладает, что обеспечивает устойчивость этого отношения. На этом этапе изменения отношения изменение качеств элементов объекта происходит не только под воздействием сторонних отношений, но и под воздействием того различного, которое проявляется в основном отношении. Такие новые качества элементов образуют предпосылки возникновения нового качества объекта в целом, позволяющего установится новому единому. затем в противоположное, когда объекты в основном отношении начинают проявлять себя как противоположные, т.е. свойства одного объекта начинают выступать как совершенно несходные с тем, что необходимо другому, или с тем, которые необходимы этому одному в отношением с другим. Это происходит за счет количественного накопления качеств элементов объекта, отличающихся от тех, которые были в отношении единого. В то же время достаточное влияние оказывают старые качества элементов объекта. За счет этого сохраняется внешнее основное отношение, но степень его устойчивости уменьшается.
    Как реакция на возникновение противоположного в основном отношении происходит дальнейший количественный рост новых качеств элементов, т.е. накопление предпосылок возникновения нового качества объекта в целом. а затем и в противоречивое, когда между объектами возникает отношение, при котором свойства одного становятся несовместимы со свойствами другого - одно исключает другое. Количественное накопление качественных изменений элементов объекта к этому моменту превышает меру, которая делала основное отношение устойчивым.
    Сочетание новых и старых качеств элементов начинают проявляться в основном отношении как свойства, несовместимые со свойствами другого объекта – отношение на грани распада. Если к этому моменту во внутренних отношениях произошло накопление предпосылок - качественных изменений элементов объекта, достаточных для возникновения такого нового качества объекта, которое привело бы к разрешению возникшего противоречия, то происходит перестройка отношений между элементами объекта: разрушается старая структура объекта и возникает его новая структура, которая проявляется как это качество. Новая структура объекта, проявляющаяся как его новое качество, образуется на основе согласования новых и старых качеств элементов объекта. Таким образом, в новом всегда содержится старое. А моменты разрушения диалектически сочетаются с моментами преемственности, т.е. сохранением свойств старой системы при обогащении её новым качеством.

    79
    Если достаточное количество предпосылок возникновения нового качества не образовалось к моменту обострения противоречия в основном отношении, то либо распадается это отношение, а объект в целом не развивается, что может рассматриваться как задержка развития, либо распадается сам объект – необратимо разрушается его структура, что означает срыв развития и также ведет к распадению отношения.
    3) возникновение в результате разрешения противоречий
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29


    написать администратору сайта