Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования
Скачать 1.45 Mb.
|
нового единого, т.е. новой формы непротиворечивого отношения между относящимися сторонами. Установление такого отношения происходит в результате возникновения нового качества объекта, воспроизводство которого приводит к преодолению возникшего противоречия. 8. Описанные выше процессы, характеризующие основные моменты развития, были закреплены как всеобщие законы развития, как законы диалектики. Законы диалектики впервые были выявлены Гегелем. В философии они рассматриваются и как законы развития понятий (как у Гегеля) и как всеобщие законы развития: 1) закон отрицания отрицания; 2) закон перехода количества в качество, 3) закон единства и борьбы противоположностей. Эти законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты общего процесса развития. Описание этих законов – это описание аспектов развития, существующих в единстве. По Гегелю закон отрицания отрицания отражает следующее: движение (развитие) происходит через двойное отрицание, т.е. преодоление одной формы другой, вырастающей из отрицания первой. Закон отрицания отрицания можно разъяснить следующим образом: В отношениях противоречия каждая из относящихся сторон начинает отрицать другую, но в процессе развития это отрицание приводит к возникновению нового отношения единого (новой связи), это означает, что произошло изменение качеств отрицающего. Таким образом, новое состояние относящейся стороны, характерное для отношения нового единого, отрицает её старое состояние, характерное для отношения противоречия. Закон отрицания отрицания такжеозначает, «что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой - отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе любого развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, то есть сохранения свойств старой системы при обогащении её новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, то есть достижение нового качественного содержания не путем их простого суммирования, а за счет преодоления 80 противоречивых сторон. Это дает основание в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза» (19, с. 384-389; 2, с. 463-473) Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями. Этот закон, применительно к объектам и явлениям действительности, характеризует следующее: количественное накопление качественных изменений как элементов предмета, так и факторов его существования, приводит к возникновению нового качества этого предмета, таким образом, в процессе развития количественные изменения переходят в качественные. Новое качество предмета создает новые возможности количественных изменений. Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития и говорит о том, что развитие основано на наличии противоречий во внешних и внутренних отношениях любого предмета. Причем развитие представляет собой процесс не только разрешения противоречий, но и создание новых. Поэтому развитие носит бесконечный характер. 9. Пока возникающие противоречия не приводят к изменению структуры всего объекта, т.е. к возникновению нового системного качества, их относят к противоречиям функционирования. Для них характерно то, что все изменения внешних и внутренних условий существования объекта происходят в рамках меры, что обеспечивает сохранение соотношения его элементов. О превышении меры говорит разрушение имеющейся структуры объекта, которое происходит при изменении соотношения сторон внутренних отношений, когда «…первоначально превалирующая, господствующая противоположность все более теряет это свое положение, а первоначально подчиненная, напротив, набирает силу» (4, с. 48). Такой характер отношений составляет уже специфику противоречий развития, для которых характерно изменение соотношения противоположных сторон, приводящее к возникновению новых связей между элементами и даже новых элементов, т.е. новой структуры объекта, которая характеризуется новым системным качеством. Таким образом, в определенный момент противоречия функционирования переходят в противоречия развития, которые разрешаются через возникновение новой структуры объекта, а значит через возникновение у него нового системного качества. 10. Описание процедуры возникновения нового наиболее точно может быть осуществлено через категории «предпосылки», «условия», «начало». Наиболее убедительной представляется точка зрения В.И.Плотникова: Как предпосылки рассматривается то, что определяет возникновение нового. Чаще всего о предпосылках говорят как об условиях, но использование понятия «предпосылка» позволяет точнее характеризовать условия развития объектов. 81 Посредством категории «предпосылки» обозначается то, что уже выделено, познано как обуславливающее развитие объектов. Оно выработано для постижения исторического процесса в его глубинной необходимости, т.е. обозначает наличное бытие, понятое в его единстве. Категория «условия» объясняет «наличное бытие» в его соотнесении с иной безразличной для него непосредственностью (Г.Гегель), т.е. она обозначает лишенное единства многообразие наличного бытия по отношению к любому, выделенному из него явлению или событию Так как возникновение нового определяется внутренними и внешними отношениями развивающегося объекта, то и предпосылки могут быть дифференцированы как внешние и внутренние. В зависимости от временнóго отношения к акту возникновения выделяют три основных вида предпосылок: общие, основные и непосредственные. В качестве основных предпосылок выступает то, что обуславливает воспроизводство и развертывание сущности объекта и сохраняется в силу этого на всех этапах его развития. В качестве такового во внешних для объектов отношениях всегда выступают какие-либо определенные объекты, а также определенные формы этих отношений. Во внутренних отношениях – те стороны (элементы) объекта как целостности, взаимодействие которых проявляется как его сущностное качество. Например, в качестве основных предпосылок развития человека с одной стороны выступает природная и социокультурная стороны бытия человека, а с другой, во внешнем отношении - как объекты могут быть выделены другие люди и объекты природы, а как форма отношений – культурно-опосредованное отношение (деятельность). Таким образом, основные предпосылки определяются по отношению к сущности объектов и к направленности развертывания этой сущности в процессе существования. Общие предпосылки развития объекта выявляются по отношению к таким его качествам, которые характеризуют определенные общие этапы развертывания сущности этого объекта, т.е. определенные этапы его развития. Как общие предпосылки возникновения нового качества у какого- либо объекта выступают те тенденции изменений основных предпосылок, которые возникают в отношении развивающегося противоречия и приводят к возникновению этого нового. Другими словами, как общие предпосылки выделяется то, «что по отношению к будущему результату возникновения нового выступают в форме тенденции, определяющейся развитием противоречий старого качества» (13, с. 105). Например, общими внешними предпосылками возникновения новых качеств личностной культуры человека являются тенденции изменений природной стороны, выражающиеся в ухудшении природных условий жизни, и тенденции изменений социокультурной среды, выражающиеся в усложнении техники, 82 нарастании количества информации, увеличение межкультурных контактов и т.п. Общие предпосылки возникновения нового качества объектаможно выявить только через изучение тенденций изменений того, что выступает для этого объекта основными предпосылками, и выделению из них тех, которые приводят к возникновению нового качества объекта. «Исследование общих предпосылок, т.е. формы, в которой они существуют до появления нового, дает возможность понять предельные состояния старого, необходимость выхода за границы старого, и в этом смысле – абстрактную необходимость возникновения нового. Ни форму возникновения нового, ни его саморазвитие общие предпосылки, однако, не определяют» (13, с. 105). К непосредственным предпосылкам относятся те элементы и те их качества, сцепление которых образует новую структуру объекта, т.е. его новое качество. Непосредственные предпосылки – это та форма существования общих предпосылок, которая приводит к возникновению нового. «Непосредственные предпосылки по отношению к результату возникновения нового выступают в форме превращения, т.е. в виде самого процесса становления новой формы, нового типа структурного сцепления» (13, с.105). Например, непосредственными предпосылками возникновения базиса личностной культуры выступает с природной стороны бытия человека - наглядно образное мышление, с социокультурной стороны бытия человека - личностный опыт, отличающийся: 1) картиной мира, сформированной на уровне представлений и позволяющей принимать самостоятельные решения и организовывать самостоятельную деятельность в ближайшем окружении; 2) освоенными средствами и способами деятельности, позволяющими самостоятельно организовать деятельность в ближайшем, знакомом для человека окружении; 3) ценностями социально-значимого, которые проявляются как общее стремление делать то, что одобряют значимые взрослые. «Исследование непосредственных предпосылок есть наиболее ответственный и трудный аспект познания, связанный с необходимостью понимания противоречия нового типа в момент его появления. Знание непосредственных предпосылок есть одновременно понимание конкретной необходимости возникновения нового и той специфической формы, которая определяет его саморазвитие». «Превращение безразличной непосредственности условий в существенное опосредование основания и есть акт возникновения нового, «грань», отделяющая новое от старого, «начало» принципиально нового бытия…. Условия и непосредственные предпосылки в действительности могут совпадать и совпадают друг с другом, но для этого они должны друг в друга превратиться. Если говорить точнее, то превращаются общие предпосылки в непосредственные, но процесс этот обусловлен, т.е. ограничен 83 наличным бытием, его реально существующим многообразием, конкретным сочетанием и взаимодействием необходимого и случайного. Непосредственные предпосылки складываются в результате предельного развития общих предпосылок на конкретном материале наличных условий. Формой существования непосредственных предпосылок является процесс складывания специфических противоречий на фундаменте столь же специфического наличного субстрата» (13, с.105). 11. Для любой структурной перестройки объекта, то есть возникновения любого нового системного качества, необходимым является, во-первых, наличие определенного комплекса непосредственных предпосылок, который формируется из общих внешних и внутренних предпосылок, а, во-вторых, их обязательное соединение (сцепление) между собой, которое проявляется как возникновение новых связей между элементами объекта, т.е. возникновением его новой структуры. Постепенное образование предпосылок за счет роста объекта (качественных изменений его элементов, происходящих в результате разрешения функциональных противоречий) и за счет изменений среды, с которой взаимодействует объект, создает возможность для существенного изменения, т.е. изменения качеств объекта как целостности, трактующегося как его развитие. Наличие предпосылок развития какого-либо объекта создает лишь возможность возникновения нового качества этого объекта, и только их сцепление приводит к самому возникновению. Сцепление предпосылок позволяет возможному стать действительным. Таким образом, возникновение нового является формой перехода от возможного к действительному. Сцепление непосредственных предпосылок развития человека происходит в деятельности, т.е. в культурно опосредованном отношении. Такое сцепление может произойти и случайно, но может быть и специально организовано. В этом случае мы можем говорить об управлении развитием. 12. Возникновение нового качества объекта создает оптимальную форму его внешних и внутренних отношений (взаимосвязей) в условиях и в момент этого возникновения. Это объясняется тем, что само сцепление предпосылок представляет собой возникновение новой структуры отношений, и происходит как установление состояния тождества относящихся сторон в отношении, когда их свойства наиболее адекватно согласованы друг с другом. Это состояние можно характеризовать как единство относящихся сторон, но оно не может быть продолжительным. Относящиеся стороны находятся во взаимосвязи не только друг с другом. Для других же отношений может быть характерно наличие противоречий, которые, как мы выяснили выше, неминуемо приводят к изменениям. Любое же изменение одной из сторон оптимально сложившегося отношения приводят к «раздвоению единого» (12, с. 9). Момент раздвоения единого характеризуется как начало движения. Это начало может быть началом 84 возникновения нового объекта, или началом нового этапа развития уже существующего объекта. Когда новое качество воспроизводится во внутренних и внешних отношениях, возникает сначала различие, оно приводит к возникновению противоположностей и, наконец, к противоречию. Вся эта смена состояний отношения в процессе функционирования приводит к разрешению противоречий функционирования, в результате которых возникает новый комплекс предпосылок, создающий возможность для возникновения нового системного качества. Но этот же момент, возникновение означает начало уничтожения вновь возникшего, что приводит к необратимости изменений. То есть, процессу возникновения постоянно сопутствует процесс уничтожения. Они обусловливают друг друга и существуют только в единстве (8, с. 86-87, 13, с. 87). 3. 2. 3. Генетический подход в педагогике как следование принципу развития Применение генетического подхода при проектировании и организации образовательного процесса выражается в ориентации педагогов на принцип развития. Принцип развития, определяющий порядок построения образовательного процесса, фиксирует обусловленную всеобщими закономерностями развития необходимость в определенном порядке организации проектировочной (исследовательской) деятельности педагогов. Реализация принципа развития при изучении и проектировании образовательного процесса предполагает выполнение педагогами следующих правил: 1. Рассматривать в образовательном процессе воспитанника (обучающегося) как генетически исходную структуру, т.е. как развивающийся объект. 2. Рассматривать в качестве развивающегося объекта в образовательном процессе человека как целостности, а в качестве предметов развития – развитие основных его элементов; 3. Определять цели образования на основе: определения общей для всех людей направленности развития человека как такового, определения общих для всех людей этапов развития человека как такового и его качественных характеристик, возникающих на каждом этапе этого развития. 4. Ориентировать образовательный процесс на возникновение качеств, характеризующих новые этапы в развитии человека, а не на уничтожение нежелательных. 5. Определять содержание образования на основе знаний об основных предпосылках развития человека как такового. 85 6. Ориентировать свою деятельность на создание общих и непосредственных предпосылок (необходимых условий) последовательного возникновения системных качеств, характеризующих человека как такового на основных этапах его развития. Положения, записанные как правила организации деятельности педагогов, являются в то же время описанием модели образовательного процесса, выстроенной на основе знаний о всеобщих закономерностях развития. Эта модель является основным результатом применения генетического подхода в педагогике в качестве основного, т.е. системообразующего. Вопросы и задания для самопроверки 1. Почему при изучении и проектировании образовательного процесса, в первую очередь ориентированного на развитие человека, генетический подход выступает основным? 2. Дайте историческую ретроспективу применения генетического подхода в педагогике. 3. Выполнение каких требований при изучении и проектировании образовательного процесса обязательно при применении генетического подхода? 4. Какие положения диалектической теории развития выступают философско- теоретическими основами изучения и проектирования образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности? 5. Какие действия при изучении и проектировании образовательного процесса предполагает ориентация на принцип развития? Литература 1. Аверин А.Н., Андрюхина Л.М. Развитие и рост. / Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: УГИ, 1976. - С. 52-60. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997. 3. Байлук В.В. Детерминация развития. / Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: УГИ, 1976. - С. 60-66. 4. Бондарев Г.И. О противоречиях функционирования и развития. / Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: УГИ, 1976. - С.44-52. 5. Вяткин Ю.С. Системная обусловленность развития. / Диалектика прогрессивного развития. – Свердловск: УГУ, 1976, - С.79-84. 6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 2. – Философия природы. – М., 1975. 7. Категории диалектики (теоретико-методологические проблемы): цикл лекций // Под ред. И.Я. Лойфмана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. – 255 с. 8. Коломойцев А.Ф. Диалектика возникновения и уничтожения в процессе развития. Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: Изд-во УГИ, 1976. - С. 85-93. 9. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара. 1994. 10. Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика. - 1988. – № 7. - С. 23 - 29 11. Лойфман И.Я. Развитие как базисная категория диалектики. Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: Изд-во УГИ, 1976. - С. 13-19. 12. Плотников В.И. Сущность развития как методологическая проблема. Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: Изд-во УГИ, 1976. - С. 3-13. 13. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. – Свердловск: Из-во УГИ, 1975. – с. 191. 86 14. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.: ил. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с. 16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика – М.: Владос, 2002. – в 2- х ч. 17. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. 18. Философско-психологические проблемы развития образования // Сер.: Теория и практика развивающего обучения / Под. ред. В. В. Давыдова, - М.: ИНТОР, 1994. - с. 128. 19. Философия / Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.. – М., 2003. - с. 384 20. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с. 21. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа. Культура. Политика, 1995. - 800 с. |