Главная страница
Навигация по странице:

  • «антропологический принцип»

  • 3.3.4. Философско-теоретические основы антропологического подхода при изучении и проектировании образования, ориентированного на развитие человека как целостности

  • Открытость человека миру заключается в следующем

  • Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеФилософия и развитие образования
    Дата28.12.2020
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования.pdf
    ТипУчебное пособие
    #164874
    страница12 из 29
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29
    определенная система знаний, сложившаяся в определенной теории (антропологической, социологической

    94 или теологической) определяет порядок изучения педагогических явлений и порядок построения образовательного процесса. То есть, на основе системы знаний, выработанных какой-либо частной теорией (например, теорией
    Фрейда, или теорией Дьюи) вырабатывается система принципов и правил
    (приемов, способов) изучения, проектирования и организации образовательного процесса.
    Антропологический подход отличается от названных подходов (в том числе и антропоцентристского) тем, что его применение в педагогике должно обеспечить и организацию педагогических исследованиях, и проектирование и организацию образовательного процесса на основе использования согласованных систем знаний о человеке, выработанных философией, религией и различными науками. Такое согласование может быть обеспечено, если антропологический подход будет использоваться в тех границах и согласно тому порядку деятельности (исследовательской, проектировочной, организационной), которые определяются системным и генетическим подходами.
    Таким образом, способ реализации антропологического подхода задается принципами и правилами, выработанными в рамках системного и генетического подходов. Это означает, что система знаний о человеке, используемая в педагогике, должна характеризовать бытие человека в его своеобразии и целостности. Описание своеобразия бытия человека должно обеспечить четкое представление о встроенности этого бытия в целостность мира и о том, что принципиально отличает человека от всех других объектов природы. В целостности бытия человека должно обнаружиться единство следующих аспектов этого бытия: природного и культурного, индивидуального и общественного (социального), трансцендентного и фактического, функционирования и развития.
    Место и роль образования также должны обнаружиться при изучении целостности бытия индивида. Исходя из этих данных, определяются и педагогические условия организации образования.
    Стратегия современного образования складывается на основе разработки системы принципов, определяющих порядок педагогических исследований, порядок проектирования и организации образовательного процесса. Системный и генетический подход позволяют в качестве системообразующих выделить, во-первых, принцип системности, во- вторых, принцип развития. Применение в педагогике иерархически подчиненного им антропологического подхода может быть выражено через введение антропологического принципа. Антропологический принцип в педагогике определяется как методологический прием, предполагающий принятие «человека» за исходную точку педагогических исследований, а

    95 точнее человека как генетически исходную структуру проектирования и организации образовательного процесса.
    Принципы являются формой обозначения тех положений, которые определяют порядок какой-либо деятельности в соответствии с закономерностями и законами, значимыми для её реализации. Поэтому, когда называется какой-либо принцип, предполагается его расшифровка через перечисление обозначаемых им положений, в которых описывается связь определенных действий человека с определенными закономерностями и законами.
    Если посредством определенного принципа фиксируются положения, соотносимые с группами закономерностей и законов различных аспектов, сторон бытия, то он может быть конкретизирован через комплекс взаимодополняющих друг друга принципов. Это положение важно как для точности в понимании антропологического принципа, так и для его адекватной реализации.
    Согласно описанному выше смыслу антропологического подхода,
    «антропологический принцип» можно обозначить как «принцип
    ориентации на развитие человека как целостности». В то же время, анализ различных моделей образования показывает, что многие из них строились на различном понимании целостности человека. Поэтому возникает необходимость уточнения смыслового содержания этого принципа через такую систему принципов, которая позволяла бы, с одной стороны, зафиксировать закономерности, характерные для тех основных сторон целостной структуры бытия человека, существование которых признается всеми антропологическими теориями (т.е. рассматриваемых как неизменные, как инвариантные), а с другой стороны – использовать все вновь открывающиеся знания о человеке.
    Наиболее общей и отражающей сущность человека является структура, отражающая природную и социо-культурную стороны его бытия и взаимосвязь между ними. Поэтому антропологический принцип может быть представлен следующими принципами:
    1) антропологическим принципом природосообразности,
    2) принципом культуросообразности,
    Смысловое содержание этих принципов и их действия должны рассматриваться и трактоваться во взаимосвязи и взаимообусловленности.
    Эта закономерность реализации двух основных принципов фиксируется
    принципом коэволюционной связи.
    Таким образом, применение антропологического подхода при определении стратегии современного образования предполагает развитие системы образования, связанное с использованием при построении образовательного процесса системы знаний о человеке, отражающей следующее:

    96 1) закономерности развития природной стороны бытия человека, коэволюционно связанной с социо-культурной стороной его бытия;
    2) закономерности развития социо-культурной стороны человека, коэволюционно связанной с природной стороной его бытия.
    3.3.4. Философско-теоретические основы антропологического
    подхода при изучении и проектировании образования,
    ориентированного на развитие человека как целостности
    Антропологический принцип в педагогике определяет, что при исследовании и построении педагогического процесса знания о закономерностях развития человека, отражающие его природу, его сущность являются системообразующими. Это означает, что эти знания берутся как основа при проектировании педагогических технологий, то есть, при проектировании содержания целей образования и последовательности их реализации, содержания образования, а также при определении способов организации педагогического взаимодействия (форм, методов и приемов организации педагогического процесса), проектировании их комплекса и последовательности.
    При реализации антропологического принципа содержание целей образования должно описывать качества человека, возникающие на общих для всех людей конечном и промежуточных этапах развития человека как целостности. Только такое образование можно определить как ориентированное на развитие человека, а его общая цель наиболее удачно описывается посредством традиционной формулировки: «создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека».
    Определение характеристик основных компонентов образования
    (педагогического процесса), ориентированного на развитие человека, может быть осуществлено на основе системы знаний о закономерностях развития человека как целостности. Такая система знаний может быть выработана, если её основу составят знания о человеке, которые, с одной стороны, позволят представить его как элемент развивающегося мира, а с другой - как живое существо, отличающееся от всех других живых существ. Решение этой задачи может быть осуществлено только с позиций онтологии.
    Теория новой онтологии, разработанная Н. Гартманом, а также антропологические теории М. Шелера, К. Маркса, В.И. Плотникова, теория коэволюции и др. позволили выработать следующие положения, составляющие основу системы знаний о человеке как о целостности:
    1. Развитие человека представляет собой закономерное, направленное качественное изменение основных элементов (сторон) его бытия, находящихся во взаимосвязи и во взаимозависимости друг с другом.

    97 2. Характеризующий человеческую сущность процесс развития человека как целостности, встроенной в целостность мира, складывается из следующих взаимообусловленных процессов (сторон развития):
    1) физической стороной развития, представленной закономерным, направленным, качественным изменением морфофизиологических систем организма человека;
    2) психической стороной развития, представленной закономерным, направленным, качественным изменением его психических процессов;
    3) социо-культурной стороной развития, представленной закономерным, направленным, качественным изменением личностного опыта человека;
    4) развитием индивидуального духа человека (М. Шелер) - новообразованием, отличающим человека от животных, качества которого определяют порядок развития и взаимодействия всех остальных сторон развития человека.
    3. Основные процессы развития человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. В различных исследованиях эти взаимосвязи фиксируются следующим образом: взаимосвязь бытия индивидуального духа и социально-культурного слоя бытия человека исследуется как его
    духовность; взаимосвязь психического и социально- культурного - как его
    душевность, а взаимосвязи физического и психического - как его
    телесность.
    4. Основные стороны развития человека можно также представить как природную и социокультурную. Эта дифференциация отдельных процессов развития человека отражает двойственность его природы. Природную сторону составляет индивидуальный дух человека, его психика, его тело, социокультурную - его личностный опыт. Необходимость сообразности образования особенностям этих сторон развития человека закрепляется
    антропологическим принципом природосообразности.
    5. Возникновение второй природы человека - социокультурной стороны его бытия произошло в результате случайного возникновения элементарной
    социальной связи во внешних отношениях предков человека (гоминидов)
    (В.И.Плотников) (9), которое привело к преобразованию внутреннего психического энергетического центра, обеспечивающего целостность любого живого организма и управляющего энергией его влечений, в индивидуальный дух (М. Шелер) (19).

    98 6. Элементарная социальная связь сложилась 2,5 мл. лет назад в
    Олдувайской культуре из случайного сцепления трех предпосылок: 1) производства орудия; 2) звуков, подкрепляющих орудийную деятельность
    («ага-реакция»); 3) взаимозависимости между гоминидами, складывающейся вокруг орудийной деятельности.
    Возникновение элементарной социальной связи - это возникновение
    опосредованной формы отношений, которое стало возможно через её общественное закрепление, т.е. усиление с помощью группового эффекта, когда все люди повторяют действия индивида, открывшего эту форму отношений, воспроизводят её в своей деятельности, утверждая как «способ деятельности», «способ жизни». Воспроизводство опосредованной формы отношений разными людьми приводило к её изменению. Так формировалась
    культура, которая в целом представляет собой совокупность открытых и
    закрепившихся в жизни людей культурно-опосредованных форм
    отношений с миром. Массовое воспроизводство найденных форм приводило к возникновению множества изменений каких-то характеристик этих форм, что порождало противоречия и приводило к установлению новых опосредованных форм отношений.
    Плотников пишет, что три составляющие элементарной социальной связи имели различную степень устойчивости на различных этапах развития человечества. На первом этапе - устойчивым элементом выступает орудийная деятельность, на втором
    - норма взаимодействия, устанавливаемая социумом. На третьем - язык. Таким образом, развитие человека характеризуется последовательным возникновением у него способности сначала к установлению орудийной формы отношений, затем нормативной, а затем такой, которая устанавливается им с опорой на язык, на содержание понятий и категорий.
    В начале эти три стороны элементарной социальной связи имели различную степень стабильности, но повышение степени их стабильности в результате социокультурного развития человечества привело к установлению трех типов опосредования отношений человека с миром: орудиями, нормами, языком. Таким образом происходило базирующееся на сохраняющейся взаимообусловленности основных сторон опосредования изменение возникшей формы отношений. Возникло качество, характеризующееся как открытость этой формы, т.е. способность её к изменению в зависимости от изменения степени стабильности сторон элементарной социальной связи.
    Воспроизводство элементарной социальной связи гоминидами привело к возникновению культурно-опосредованной формы отношений, характерной длячеловека современного вида - Homo sapiens, которое произошло около 40 тысяч лет назад.

    99 7. Преобразование психического центра, присущего любому живому организму заключалось, согласно исследованиям М. Шелера, в следующем.
    При установлении элементарной социальной связи произошла перестройка внутренней структуры организма гоминидов. Прежде всего, установление опосредованной формы отношений привело к задержке энергии жизненных влечений, её накоплению (т.е. аккумуляции) и потере определенности направленности этих влечений - инстинкт потерял власть над этой энергией. То есть, изменение внешних отношений гоминидов с миром привело к изменениям функционирования энергетического центра этого живого организма, управляющего его влечениями в соответствии с генетически заданной программой. В результате на новом этапе своего развития энергетический центр выступает уже кaк
    индивидуальный дух человека.
    Наиболее существенные характеристики этого процесса выделены в исследованиях М. Шелера. В его работах индивидуальный дух рассматривается как энергетический центр, управляющий и руководящий влечениями человека и обеспечивающий целостность его существования, то есть, как то, что обеспечивает взаимосвязь всех сторон его бытия как во внешнем, так и во внутреннем плане. Управление, по его словам, состоит «в
    «затормаживании» и «растормаживании» импульсов влечений, а под руководством понимается как бы демонстрация духом ценностей, реализующихся через движение влечений» (359, с. 169). Содержанием актов духа служит вытеснение жизненных (витальных) влечений и сублимация их энергии в культуросодержащую деятельность, в предметно определенные интенции - в ценности. Таким образом, работа индивидуального духа заключается в задержке влечений человека, что приводит к возникновению свободы «от», к их сублимации и возникновению новой направленности влечений как свободы «для».
    В исследованиях Л. Фейербаха функция духа рассматривается как качество, характеризующее единство чувств. Всеобщее единство чувств означает согласование информации о чувственно воспринимаемых человеком элементах как внешней, так и внутренней сторонах переживаемого им отношения. Такое согласование может осуществляться только за порогом рационального сознания, вне сферы его контроля, т.е. в дорефлексивном сознании (Ж.-П. Сартр). Это положение подтверждается исследованиями Э. Блоха, Г.В. Ф. Гегеля, В Э. Кассирера, К. Леви-Стросса,
    Ж. Лакана, В.В. Плотникова, С. Франка, Г.Э. Хенгстенберга и др.
    Согласование информации об элементах переживаемых человеком отношений приводит к возникновению образа, отражающего возможную для этого отношения оптимальную (или гармоничную) форму его организации, - идеального образа этого отношения. Это образ, возникнув в сознании человека, переживается им как необходимый, как значимый. Он начинает

    100 определять направленность активности человека, т.е. и представляет собой то, что обозначается как личностная ценность.
    Энергия жизненных влечений, попадающая во власть духа, преобразуется по своей сути. Она может быть приложена человеком в любом направлении, перенесена на любой предмет, что характеризуется как открытость человека миру, как его свобода. Такого рода энергию А.Б.
    Невелев назвал энергией универсальной любви. Рассмотрение энергии любви как объединяющего начала всего существующего свойственно
    Гераклиту, Платону, М. Шелеру, Теяру де Шардену, В. Соловьеву, Б.
    Вышеславцеву и др.
    Формой существования предметно направленной энергии универсальной любви выступают личностные ценности, возникающие в результате работы индивидуального духа.
    При этом важно отметить, что предметная направленность стремлений человека, возникает только в культурно-опосредованной форме отношений под влиянием индивидуального духа и может быть воспроизведена только посредством такой же формы отношений. Таким образом, установление культурно-опосредованной формы отношений выступает в качестве основной предпосылки развития человека и проявления его качеств.
    8. Функции индивидуального духа привели к преобразованию функций и психической и физической сторон бытия человека. Согласованность функций природной стороны человека выразилась в возникновении у него такого сущностного качества как открытость человека миру.
    Открытость человека миру соотносят с такими его сущностными качествами как генетическая незаданность программы его жизни, как его свобода.
    Открытость человека миру заключается в следующем: а) в генетической незаданности программы жизни, которая проявляется, во-первых, в том, что в качестве предмета потребности для человека может выступать любой объект или явление мира; во-вторых, в том, что количество вариантов форм (способов установления) отношений человека с миром, обеспечивающих удовлетворение его потребностей, ограниченно возможностями всех существующих независимо от него объектов и явлений, т.е. практически неограничено; б) в том, что границы бытия человека соотносятся им с границами мира, существующего независимо от него (это происходит в дорефлексивном сознании и проявляется как интуиция целостности, интуиция недостающего
    (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.); в) в том, что у человека происходит постоянная смена направленности его влечений, т.е. смена его потребностей - это проявляется как стремление к постоянному преодолению границ своего существования.

    101 9. Человеческий образ жизни выстраивается на основе развития у человека способности к установлению оптимальных форм культурно- опосредованного отношения с действительностью.
    Культурная опосредованность внутренних и внешних отношений человека с действительностью заключается в том, что человек может устанавливать отношения с внешним миром, необходимые ему для удовлетворения своих потребностей, только на основе использования при этом орудий, норм и языка.
    10. В изложенной выше концепции бытия человека как природно- социо-культурного в качестве
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29


    написать администратору сайта