Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования
Скачать 1.45 Mb.
|
потребности жить по-человечески. Он пишет, что, относя понятие «потребность» к человеку, «мы считали, что потребность заключалась в условиях sine guilbus non (непременных), с которыми он сталкивается, чтобы жить. Но они не суть его жизни, и, наоборот, человеческая жизнь не совпадает, или по крайней мере не во всем совпадает, с составом природных потребностей» (21, с. 169). «Биологически объективные потребности сами по себе не являются человеческими…. Даже то, что человеку объективно необходимо, является таковым, когда связано с избыточным, излишним» (21, с. 175). «Жизнь для любого человека означает благополучие» (21, с. 174). Цель его действий – «преобразование обстоятельств, ведущее по возможности к значительному сокращению доли случая, уничтожение потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение» (21, с. 172) «Человек творит новые, благоприятные обстоятельства и, я бы сказал, выделяет из себя сверхприроду, приспосабливая природу как таковую к собственным нуждам» (21, с. 172) Деятельность, направленную на преобразование природы Ортега-и- Гассет называет технической или «техникой». Этот вид деятельности он считает базовым по отношению к мыслительной деятельности. По его словам человек «начинается с развития техники» (21, с. 192). 153 В отечественной философии советского периода творчески- преобразовательная деятельность обозначалась как «практика». Практику рассматривали как «способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира» (4, с. 272). Практика рассматривается как творчески- преобразовательная деятельность, направленность которой задается ценностями. «Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект-объектные отношения); 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект- субъектные отношения): 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуютв в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности» (4, с. 275). Практика рассматривается как основание возникновения других видов деятельности, в частности мыслительной (духовной) деятельности. В то же время подчеркивается взаимообусловленность существования и развития практики с другими видами деятельности. Эта взаимосвязь возникает из-за обусловленности практически-преобразовательной деятельности человека объективными свойствами мира. В связи с этим возникает понимание, что творчество человека ограничено теми возможностями к преобразованию, которыми обладают преобразуемые им объекты и явления мира, а также возможностями используемых человеком культурных средств. Эта особенность деятельности учитывается далеко не всеми, как на уровне философского осмысления действительности, так и на уровне её практического освоения. Например, в прагматической концепции активности человека эффективность деятельности связывается с удовлетворением субъективных интересов и потребностей. В этой позиции, с одной стороны, проявляется понимание сущности человека как его свободы, а с другой – обнаруживается неполное и неточное осмысление природы человека. Деятельность предполагает способность индивида к самостоятельному, т.е. свободному определению и предмета своей потребности и способа её удовлетворения. Поэтому люди выступают создателями новых проектов, программ действий, а деятельность предполагает целеполагание – определение цели деятельности не под давлением внешних обстоятельств, а через решение субъекта - в этом заключается творчество человека, которое со стороны его развивающихся желаний и возможностей ограничений не имеет. Само решение субъекта обусловлено его открытостью миру, которая проявляется как собственно человеческие потребности. С одной стороны, это 154 потребность в освоении человеком всего существующего независимо от него мира, возникающая на основе его родовой способности к соотнесению границ своего бытия с границами этого мира, а с другой – это потребность к постоянному преодолению границ своего существования, которую в психологии определили как потребность в самоактуализации (А. Маслоу). Казалось бы, перед человеком весь мир, который он может преобразовывать как ему угодно. Человек сам определяет программу своей жизни и ему не перед кем отчитываться. Но если человек не учитывает возможности преобразуемой им природы, она начинает необратимо разрушаться. Это резко ограничивает возможности человека, закрывает ему многие горизонты его существования. Анализ глобальных проблем человечества подтвердит этот вывод. Возникает ситуация, когда человек, осуществляя свою открытость миру, забыв о том, что мир существует как целостность, а его объекты и явления имеют границы своего существования, загоняет себя в очень ограниченные условия жизни, закрывает для себя возможность осуществлять эту открытость в дальнейшем. Какая уж открытость миру, если мы не только воду, но и воздух скоро будем покупать в бутылках. Получается, что творчески-преобразовательная активность человека должна быть ограничена и может быть ограничена только им самим. При этом основным способом такого ограничения не могут быть внешние для человека запреты. Но так как направленность активности человека определяется ценностями, которые являются продуктом социокультурного воздействия - продуктом воспитания, то через воспитание соответствующих ценностей может быть создан механизм внутреннего ограничения действий человека, не входящий в противоречие с его свободой. Определение понятия «деятельность» и структура деятельности Выше приведены несколько трактовок понятия «деятельность». Обратимся еще к некоторым, так как они позволяют глубже понять качества изучаемого нами феномена. По определению М.С.Кагана под "деятельностью" следует понимать способ существования человека (12). Деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы. Деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение. Человеческая деятельность, как социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, имеет в своей основе отношение, в котором в качестве относящихся сторон выступают действующее лицо и предмет действия, т.е. субъект и объект. Поэтому, человеческая деятельность 155 может быть определена как активность субъекта, направленная на объекты или других субъектов. Сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности. Выделяют следующие сущностные качества деятельности: 1) субъектность характеризуется мотивированностью и целеположенностью активности субъекта, которые создают определенную направленность активности субъекта, не определяемую его инстинктами. Направленность активности субъекта проявляется через выделение субъектом из целостности мира объекта и предмета приложения своих сил, а также через преобразование этого предмета. Процесс преобразования предмета субъектом происходит в соответствии с его потребностью, выражаемой мотивом деятельности, и с его представлением о предполагаемом продукте деятельности, которое существует как цель деятельности; 2) культурная опосредованность выражается в том, что активность субъекта осуществляется как его воздействие на объект при помощи чего- либо, что выступает средством воздействия. Способность человека к использованию каких-либо средств при удовлетворении своих потребностей не заложена генетически – он всегда сам выбирает что- либо в качестве средства, опираясь при этом на опыт других людей. Такое средство, назначение которого определено самостоятельно, рассматривается как культурное. В качестве культурного средства могут выступать и природные объекты (главное, что человек начинает их применять по-своему), и то, что создается в результате деятельности. Использование того или иного культурного средства определяет способ организации отношения субъекта с объектом, технологию деятельности. 3) предметность выражается в том, что используемое субъектом культурное средство воздействует только на часть объекта, преобразуя его при этом. Эта часть объекта называется предметом, а точнее, независимым предметом. Независимый предмет различают с образом предмета. Образ предмета является результатом мысленного выделения субъектом предмета деятельности на этапе её проектирования. Операция по проектированию образа предмета включена и в процесс определения субъектом цели своей деятельности, даже если это им не осознается. Как правило, образ предмета не совпадает с независимым предметом, так как при проектировании деятельности субъект опирается на свои знания и об объекте деятельности и об используемом им культурном средстве, которые отличаются той или иной степенью полноты и достоверности. При осуществлении действия независимый предмет выделяется фактически применяемым средством, и под его воздействием преобразуется в продукт деятельности. Чем больше различие между образом предмета и независимым предметом деятельности, тем больше различие между целью (образом желаемого продукта) и продуктом деятельности. Таким образом, обнаруживается, чтодля повышения 156 результативности и эффективности деятельности необходимо более точное определение образа её предмета, в наименьшей степени отличающегося от независимого предмета. Качества деятельности, позволяющие соотнести её с культурно- опосредованной формой отношения, делают возможным следующее определение деятельности: «Деятельность – это процесс и результат установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, обеспечивающей удовлетворение его потребностей». Деятельность любого вида складывается как внешняя и внутренняя деятельность. Внешняя деятельность – это процесс установления культурно- опосредованной формы внешних отношений человека с миром. Внутренняя деятельность – это деятельность сознания. Она заключается либо в построении мыслительных образов внешних отношений, либо в действиях самосознания - в рефлексивной деятельности. Внутреннюю деятельность определяют как мыслительную, как духовную. Если рассматривать деятельность как процесс установления культурно- опосредованного отношения, то обнаруживается его уровневая структура, отражающая иерархически связанные этапы этого процесса. При установлении отношения можно выделить два этапа: этап проектирования будущего отношения и этап реализации проекта. При этом любой проект отношений отличается какой-то степенью общности и абстрактности от фактически устанавливаемого конкретного и единичного отношения. Уровни установления культурно-опосредованного отношения соотносимы с психологической структурой деятельности, выделенной Алексеем Николаевичем Леонтьевым и представленной следующими элементами: мотив, цель, действия, операции, психофизиологические механизмы деятельности (16, с. 58). При этом, этап проектирования представлен следующими уровнями мыслительной деятельности: уровень мотива, уровень цели, уровень действий, уровень операций. Этап реализации проекта представлен уровнем психофизиологической реализации деятельности, на котором происходит воспроизводство образа деятельности, выработанного в результате проектирования. К такому выводу нас привели исследования структуры мотива и цели. Мотивированное действие по утверждению Владимира Николаевича Мясищева «имеет в своей основе движущую силу побуждений и основание действия» (19, с. 349). Это означает, что мотив можно представить направленностью действия, которая задается образом предметно определенной потребности человека (движущая сила побуждения), и образом способа удовлетворения этой потребности (основанием действия), фиксирующим такие качества отношений человека с действительностью, которые человек воспринимает как допустимые. Таким образом оказывается, что мотив представляет собой не только образ продукта деятельности, в котором выделяется то его основное качество, которое соотносимо с 157 потребностью, с желанием субъекта, а еще и образ способа получения этого продукта, фиксирующий то, что субъект деятельности считает для себя допустимым, возможным – так возникает образ деятельности на уровне мотива. Уровни проектирования педагогического процесса, определяемые структурой становления культурно-опосредованного отношения Этапы установления отношения Уровни установления отношений, соотносимые с основными культурными средствами Психологическая модель деятельности (А.Н. Леонтьева) Мыслительные действия по созданию внутреннего отношения (проектирование) Понятие уровень мотива уровень цели Общее представление уровень действий Конкретное представление уровень операций Действие по реализации проекта - мыслительного образа отношения человека с миром установление внешнего отношения уровень психофизиологической реализации деятельности Таблица 1. То же самое можно обнаружить и при анализе цели деятельности. Правильно определенная цель (та, на реализацию которой можно надеяться с большой степенью вероятности) является полным описанием продукта деятельности. Само такое описание предполагает осознание и соотнесение качеств объекта деятельности и качеств воздействующего на него культурного средства, т.е. наличие образа того действия, которое приведет к реализации поставленной цели. То есть определение цели всегда сопровождается определением и тех качеств отношения, которые позволяют её реализовать – так возникает образ деятельности на уровне цели. Та же логика распространяется на понимание других элементов деятельности, выделяемых Леонтьевым. При определении и действий, и операций выявляется не только продукт каждого действия и операции, но и способ их осуществления, что позволяет говорить о проектирование образа деятельности на уровне действий и на уровне операций. То есть, на каждом уровне установления культурно-опосредованного отношения посредством мыслительной (проектировочной) деятельности выделяются два этапа: этап определения качеств ожидаемого продукта деятельности и этап определения условий получения этого продукта. Уровни установления отношений также соотносимы с основными культурными средствами: орудиями (материальными предметами), представлениями, понятиями. 158 Ценности в структуре деятельности В рассмотренной структуре деятельности не отражено место ценностей. Строго говоря, ценности нельзя рассматривать как самостоятельный элемент деятельности, так как ценности – это личностная структура, это структура сознания индивида, а деятельность – это форма установления отношений человека с действительностью. В то же время личностные ценности определяют мотив деятельности, составляют его основу. Личностные ценности, а именно они являются основанием деятельности, тем, что определяет наиболее значимые для человека качества деятельности, фиксируют стремления человека к тому, что переживается им как значимое само по себе, как сущностно необходимое или в отношениях определенного вида, или во всех его отношениях с действительностью. Как правило, реализация личностных ценностей не связана с какой-либо конкретной деятельностью и даже с видом деятельности, поэтому ценности не могут рассматриваться как самостоятельный элемент деятельности. В то же время реализация личностных ценностей индивида происходит только посредством его деятельности. При этом условия осуществления какой-либо деятельности в какой-то мере определяют и порядок реализации самих ценностей. Например, человек стремится делать добро. При организации им познавательной деятельности эта его ценность также будет реализовываться, но условия её осуществления будут связаны с такими особенностями познавательной деятельности, как, например, её направленность на познание мира, на получение знаний. Эта связь выразится в направленности познавательной деятельности человека на получение знаний, помогающих ему сделать добро. Такая направленность активности человека, в которой личностные ценности соотнесены с особенностями той деятельности, посредством которой они реализуются, характеризуется как мотив деятельности. Таким образом, личностные ценности являются ядром мотива деятельности, а мотив деятельности можно рассматривать как форму проявления ценностной направленности человека, соотнесенной с особенностями этой деятельности. Рассмотренная связь личностных ценностей человека с мотивом деятельности позволяет выявить такую функцию ценностей как функция связывания отдельных действий человека и отдельных видов деятельности в целое, которое обеспечивает в итоге возможность достижения человеком того, что существует как предметная направленность ценности. В каждом конкретном действии человека ценность реализуется лишь частично, а её полная реализация возможна только через сочетание различных видов действий и деятельностей. Таким образом, личностные ценности индивидов создают то единство направлений активности человека, которое образует стержень его личности. По этому поводу С. Гессен писал: 159 «Оформляющим началом в личности является действие человека, и притом не всякое действие, а действие непрерывное и устойчивое. … Действие человека должно быть пронизано единством направления, общностью превышающей каждое из них в отдельности задачи, последовательными этапами в разрешении которой они являются. Это значит, что личность обретается только через работу над сверхличностными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры. … Укорененность личности в сверхличном объяснит нам также еще одну замечательную черту личности, именно ее индивидуальный характер. Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями. Индивидуальность не может быть предметом забот, она есть естественный продукт устремления к сверхиндивидуальному» (6, с. 74,75). Мотив деятельности никогда не определяется одной или несколькими личностными ценностями. И предметно определенная потребность человека как движущая сила побуждений, и основание действия определяет всей личностной системой ценностей человека. Исследования структуры ценностного мира человека показали, что вся система ценностей выступает в качестве ценностных основ отношений (33). «Актуализация и преимущественное влияние то одних, то других ценностей на характер реального отношения человека с миром, обеспечивается, во-первых, иерархическими связями в системе ценностей, когда одна ценность может подчинять себе другие ценности, сохраняя в то же время влияние этих других ценностей на строящееся отношение. Во- вторых, динамическими свойствами системы ценностей, которые обеспечивают возможность различной формы её существования в различных фактически устанавливаемых отношениях человека с действительностью. Л.С. Выготский, говоря о динамической структуре личности, по сути дела описывал динамичность ценностного мира человека. Динамичность иерархической системы личностных ценностей позволяет нам представить всю систему ценностей в качестве ценностной основы отношений человека с миром» (33, с. 354). « |