Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования
Скачать 1.45 Mb.
|
В диалектико-материалистических концепциях деятельность рассматривается как специфическое отношение человека к миру, направленное в первую очередь на преобразование материального мира, как природного, так и социального, который противостоит человеку. Особенно подчеркивается общественный характер деятельности. С этих позиций деятельность рассматривают как особую форму активности, присущую человеку и имеющую своим содержанием целесообразное изменение действительности, а также как специфическую форму общественно-исторического бытия людей. 146 Такое понимание деятельности выступило той исходной конструкцией, конкретизация которой позволяет создать общую теорию развития общества, бытия человека и его отдельных сфер. Так Карл Маркс в «Экономическо- философских рукописях 1844 года» пишет о том, что «деятельность и пользование её плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование» (14, с. 190). «Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственного коллективного пользования. … Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. деятельностью, - деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими людьми, - даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому, что я действую как человек. Мне не только дан в качестве общественного продукта материал для моей деятельности – даже и сам мой язык, на котором работает мыслитель, - но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (14, с. 191). К. Маркс указывает на то, что в деятельности индивид проявляет себя как общественное существо, при этом «индивидуальная и родовая жизнь человека не является чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью» (14, с. 191). Первичной формой деятельности, согласно материалистической диалектике, является производство материальных орудий, с помощью которых люди создают предметы, удовлетворяющие их потребности. Материальное производство (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое производство осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность которых образует производственные или общественные отношения людей. В процессе исторического развития материального производства и общественных отношений возникло и приобрело относительно самостоятельный характер духовное производство. Но и в этой форме труда сохраняются основные качества материального производства – его универсально-преобразовательный и общественный характер. Материальная и духовная (а точнее мыслительная) деятельность людей и соответствующие им типы производства служат основой возникновения и развития общественного и индивидуального сознания, личности отдельного человека. Сознание при этом рассматривается как функция идеальной стороны деятельности, которая обнаруживается в способности людей, производить 147 отдельные предметы, опираясь на слово или модель как продукты общественно-исторического развития. Идеальное – это бытие реального предмета в стадии его становления в деятельности общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря индивидуальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей. Диалектико-материалистическое понимание деятельности стало основанием построения отечественного образования в советское время. Наряду с диалектико-материалистическим пониманием деятельности в конце 19 – начале 20 века разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей деятельности, как действие. Джон Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструментального содержания понятий. Макс Вебер, проанализировав различные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентаций. Жак Пиаже на логико-математической и психологической основе разработал развернутую концепцию действий и операционального интеллекта человека (т.е. установил единство внешней и внутренней деятельности)». Все эти взгляды на деятельность получили свое воплощение в педагогике. Вместе с тем, в ХХ веке в западной философии стали усматривать «тенденцию отказа от рассмотрения деятельности как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры». В качестве аргументов такой позиции приводятся следующие положения: 1) то, что «на место целеполагания ставились «порыв» или «переживания» (экзистенциализм)»; 2) то, что «резкой критике подвергались те представления о деятельности, в которых просматривались отрицательные социальные последствия техницистской активности, не подчиненные нравственным началам» (26, с. 264). В середине ХХ века в гуманитарных науках стало ослабевать влияние теорий деятельности, но в 70-80 годы в разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретической и экспериментальной разработке проблем деятельности. Создано международное общество по изучению теории деятельности, которым с 1988 года на английском языке издаётся журнал «Теория деятельности». В нашей стране в эти годы проблемы теории деятельности разрабатывались в различных гуманитарных дисциплинах, но, прежде всего, в философии (П.В.Копнина, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, В.П. Иванов, и др.) и в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, 148 и др.) На основе результатов их исследований с 80 годов ХХ столетия стал складываться деятельностный подход в отечественной педагогике. 3.5.2. Философские основы современного деятельностного подхода в отечественной педагогике В теории деятельности установлены её тесные связи с образованием. Деятельность человека является основным фактором, определяющим его развитие. Деятельность – способ отношения человека с действительностью, который он осваивает через обучение. Направленность деятельности задается личностными ценностями, которые возникают в результате воспитательных воздействий, которые могут быть как стихийными (воспитание как функция общества), так и целенаправленными (воспитание как функция образования). Таким образом, обращение педагогики к теории деятельности поможет в определении содержания целей образования и в поиске ответов на вопросы, возникающие в связи с необходимостью реализации поставленных целей. Деятельность как творчески-преобразовательная форма активности человека в его отношениях с действительностью Формы активности человека, обеспечивающие его взаимодействие с миром, характеризуют посредством понятий «поведение» и «деятельность». Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью (20, с. 525). В понятии «поведение человека» часто смысловой акцент делается на приспособление человека к природным и социально-культурным условиям существования, а в понятии «деятельность» - на творчески- преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом (20, с. 525). Такое соотнесение содержаний названных понятий нельзя признать обоснованным. «Поведение» является более широким понятием, характеризующим взаимодействие с внешней средой любого живого организма. «Деятельность» - атрибут бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека (20, с. 210). Так как нас интересует поведение и деятельность человека, то соотнести трактовки этих понятий можно при рассмотрении понятий одного порядка, т.е. понятий «поведение человека» и «деятельность». В этом случае становиться очевидным, что оба понятия обозначают форму (способ) установления взаимодействия человека с действительностью. Деятельность можно трактовать как процесс установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью. О поведении человека говорится как о комплексе способов деятельности (познавательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, 149 организационной, и т.п.), характерном для субъекта (индивидуального или коллективного). Таким образом, изучение качеств, характеризующих форму взаимодействия человека с миром, позволяет выявить и сущностные особенности человеческого поведения, и сущностные особенности деятельности. Философские исследования показывают, что все качества и свойства поведения и деятельности человека закладываются при возникновении формы отношений организма с действительностью, свойственной только для человека. То, что стало началом такого возникновения, рассматривается как основа поведения и деятельности человека. К позитивным или негативным результатам этого поведения и деятельности приводят различные способы воспроизводства начала деятельности, т.е. основы установления взаимодействия человека с действительностью. Результаты будут позитивными, если способы деятельности и поведения человека обеспечивают воспроизводство всех тех качеств, которые заложены в их основе как необходимые и достаточные (достаточность – это полнота необходимого) для проявления сущностных качеств человека. Таким образом, выявление и изучение основы деятельности и поведения человека позволяет установить способы их организации, оптимальные по отношению к сущностным качествам человека и условиям его жизни. Основой поведения и деятельности человека выступает то, что является началом возникновения взаимодействия человека с миром, то, что вызывает внутренние и внешние движения человека. Американские психологи основой поведения считают инстинкты, которые у животных и человека рассматриваются как одинаковые. Инстинкт – это цепной безусловный рефлекс, обеспечивающий установление генетически обусловленной формы взаимодействия живого организма со средой. Такая форма взаимодействия предполагает генетически обусловленное выделение предметов потребностей живого организма и способов их удовлетворения. Генетически обусловленное – это врожденное для организма качество, общее для рода и вида. Цепной безусловный рефлекс - это «ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего» (32, с. 365). Анализ поведения животных и человека показывает, что и у тех, и у других поведение возникает и на основе врожденного (т.е. инстинктивного) и на основе опыта, приобретенного в ходе индивидуального развития живого организма. При изучении поведения животных легко устанавливается, что основу их поведения составляют инстинкты, обеспечивающие генетически обусловленный выбор и предметов потребностей животных, и форм удовлетворения этих потребностей. Возможности приобретения животными 150 индивидуального опыта, также определяющего их поведение, ограничены рамками инстинктов. То есть животное может заинтересовать во внешней среде только то, что по каким-то признакам сходно с генетически определенными предметами их потребностей и с условиями их удовлетворения. Возможности мышления животных также имеют границы, свойственные для вида и рода животных. Предметы потребностей человека, а также способы их удовлетворения генетически не определены. Человек рождается с открытой программой. Это значит, что врожденной является только рамочная форма существования его потребностей, то есть, базовые потребности, которые выражают удовлетворяемую за счет внешних факторов общую потребность организма в поддержании физиологических процессов, в безопасности, в общности и любви, в уважении, в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации (А. Маслоу). Предметы и способы удовлетворения потребностей человека определяются им в процессе жизни, т.е. являются не врожденными, а приобретенными. При анализе поведения людей очень трудно установить, какое сочетание врожденного и приобретенного определяет характер их поведения. Отечественная школа психологии (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) настаивает на том, что поведение человека определяется освоенным им социально-культурным опытом и мышлением, развитие которого также обусловлено социально-культурными воздействиями. Исследуя развитие форм поведения живых организмов Сергей Львович Рубинштейн выделил две основные большие ступени: «1. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, т.е. несознательные формы поведения. 2. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающихся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения» (27, с. 141). Инстинктивное поведение, по словам Рубинштейна, «характеризуется: «1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей – и выполняемое посредством первично автоматических реакций» (27, с. 124). «Психическое развитие животных обусловлено общими закономерностями биологического развития организмов в условиях определенных взаимоотношений его с окружающей естественной средой. Психическое развитие человека обусловлено общими закономерностями общественно-исторического развития. При этом значение биологических природных закономерностей не упраздняется, а «снимается», т.е. вместе с тем и сохраняется, но в опосредованном и преобразованном виде» (27, с. 141). 151 Эти выводы подтверждаются тем, что дети, попавшие к обезьянам или волкам в раннем возрасте, а позднее опять к людям, так и не смогли освоить человеческий образ поведения. То есть генетически открытая программа человеческой жизни может быть выстроена и по образцу жизни животных (только в раннем возрасте) и по образцу человеческой жизни. Таким образом, для человека генетически определена свободная форма установления взаимоотношений с действительностью, т.е. основным инстинктом человека является инстинкт свободы. Во 2-ой половине 20-х годов 20-го века Николай Александрович Бернштейн «начал проводить исследования поведения человека, результаты которых позволили ему создать оригинальную психофизиологическую теорию построения движений. Эта теория является своеобразным антиподом учения о рефлексах Ивана Петровича Павлова. По Бернштейну в основе поведения человека лежит не реакция на внешнее воздействие, а акция как преодоление внешних и внутренних препятствий в процессе решения задачи (в этом случае поведение человека не приспособление к окружающей среде, а её активное преобразование) (7, с. 21). «Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Бернштейну, носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Бернштейну, непрерывное цикличное взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического моделирования, создания образа предстоящего действия – того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого действия» (7, с. 82-83). Идея Н.А. Ьернштейна поддерживалась Л.С. Выготским. В конце ХХ века исследования А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, эмпирически доказавшие неадаптивность поведения человека, также стали подтверждением этой идеи. Таким образом, характер поведения человека в основном определяет приобретенный им социально-культурный опыт и то, что это поведение направлено не на приспособление к окружающей среде, а на её активное преобразование. Такой способ установления взаимоотношений человека с действительностью предполагает предварительное (т.е. до установления взаимодействия) существование в его сознании образа предстоящего 152 действия (модель потребного будущего), который выступает как эталон, позволяющий человеку направлять и контролировать выполнение этого действия. Поэтому, решение проблемы выявления основы поведения человека может быть сведено к исследованию существующего в его сознании образа взаимоотношений с действительностью, определяющего направленность его поведения и деятельности. Ряд философов, таких как М. Шелер, Н. Гартман, Карл Риккерт, Борис Вышеславцев, Э. Агацци и др., пришли к выводу, что направленность поведения и деятельности человека задается ценностями. Например, Э. Агацци (1988г.) определяет поведение человека как ценностно- ориентированное действие (1, с. 152). Таким образом, основой поведения и деятельности человека являются ценности, представляющие собой предмет изучения аксиологии. Исследование ценностей показывает, что они представляют собой структуру индивидуального сознания, которая является социокультурной формой существования потребностей человека. Социокультурная форма потребностей отражает не только и не столько то, что человеку необходимо для выживания как биологическому организму. Характер собственно человеческих потребностей описывается Ортега-и-Гассетом в труде «Размышление о технике», который из этого выводит сущность техники, понимаемой им как вид человеческой деятельности, направленной на преобразование природы. Деятельность Ортега-и-Гассет рассматривает как проявление |