Аааа. Учебное пособие Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Философия и развитие образования
Скачать 1.45 Mb.
|
уровневой структурой процесса установления культурно- опосредованного отношения (см. табл. 1). Для современного человека стало возможным использование всех культурных средств, а значит и построение своих отношений с миром на основе использования полных знаний о мире. Порядок установления таких отношений отражает уровневая структура построения культурно- опосредованных отношений, которая также задает структуру социокультурного кода, определяющего порядок жизни и развития человека. Образ внешнего отношения складывается в сознании человека поуровнево: от образа, отражающего наиболее общие, но и наиболее значимые для человека характеристики сторон отношений на уровне понятий, до образа на уровне конкретных представлений, отражающего способ соотнесения единичных характеристик этих сторон, существующих фактически. В практической деятельности человек может осуществить только то, что может представить на уровне конкретных представлений. В то же время, оптимальный способ организации отношений может быть выработан только на основе знаний уровня понятий, фиксирующих существенные качества объектов и явлений. Следовательно, проектирование во внутреннем отношении образа внешних отношений заключается в создании образа этих отношений сначала на уровне категорий, а затем трансформация этого образа до уровня конкретного представления. Поуровневое проектирование образа внешних отношений происходит в сознании человека, а ход его может регулироваться, контролироваться только самим человеком. В философии ХХ века было осознано, что для человека в качестве основных регуляторов своего поведения и деятельности выступают категории «не» и «все». На каждом этапе проектирования рефлексия организуется противоположными вопросами «Все ли я учел, 117 продумал и т.п.?» - «Ничего ли я не забыл?»; «Нет, этого делать нельзя, а можно ли все остальное?» и т.п. 3. Инвариантная структура личностного и общественного социокультурного опыта . Установление культурно-опосредованной формы отношений человека с миром осуществляется на основе воспроизводства личностного опыта этого человека. Поэтому структура личностного опыта является основанием выделения соответствующих компонентов в культуре. Личностный опыт – это процесс и результат проживания и переживания человеком социально-культурной определенности его внешних и внутренних отношений с действительностью. Во внутренних отношениях личностный опыт представлен взаимосвязанными и взаимодействующими мыслительными формами, которые во внешних отношениях воспроизводятся как поведение и деятельность человека. Структура личностного опыта складывается из групп мыслительных форм, фиксирующих следующие типы отношений человека с действительностью: 1) отношения человека с миром, переживаемые им как значимые сами по себе и определяющие направленность его активности; 2) отношения между объектами и явлениями, установленные в результате познания человеком мира, характер которых также определяется личностным переживанием этих отношений, выражающимся в их соотнесении с индивидуально значимым для человека; 3) формы отношений человека с миром, которые он пережил и может воспроизвести. Выделенные в структуре личностного опыта мыслительные формы, фиксирующие определенные типы отношений человека с миром, могут быть обозначены по-другому. В этом случае структура личностного опыта будет представлена следующими элементами, которые могут быть соотнесены с элементами культурно-опосредованной формы отношений: 1) личностные ценности (стремления) характеризуют активность субъекта; 2) целостная личностно отнесенная картина мира, складывающаяся в сознании человека (знания) характеризует выделяемые субъектом предметности и предметы мира; 3) освоенные человеком средства и способы деятельности (умения, навыки) характеризуют освоенные человеком культурные средства и способы их применения. Таким образом, обнаруживается, что структура культурно- опосредованной формы отношений определяет структуру личностного опыта человека, т.е. и в этом отношении проявляется как основа 118 социокультурного кода, определяющего характер жизни человека и его развитие. Содержательные и структурные изменения личностного опыта, возникающие в процессе его воспроизводства выступают в роли предпосылок, накопление и сцепление которых в необходимом сочетании приводят к возникновению изменений системных качеств индивидуального духа, и, как следствие, к изменению предметных характеристик возникающих под его влиянием ценностей. Под воздействием ценностей с новыми предметными характеристиками, соответственно перестраивается структура остальных элементов личностного опыта и происходит качественное изменение их предметных характеристик. Это задает человеку уже другой взгляд на внешний мир и на самого себя и начинается новый этап функционирования личностного опыта, соответствующий новому этапу развития культуры. Структура личностного опыта проявляется и в общественном опыте, складывающимся как выработанные человечеством знания о мире, о способах установления отношений с ним, о ценностях. 3.4.3. Структура личностного опыта и социокультурное развитие человека Использование знаний о структуре личностного опыта в отечественной педагогике В 80-е годы ХХ века в педагогике структура общественного и личностного опыта стала рассматриваться как определяющая структуру содержания образования. Разрабатывая концепцию базового содержания общего среднего образования, И.Я. Лернер предложил методологию формирования этого содержания, опирающуюся на выделенную им структуру социального опыта. В понимании И.Я. Лернера социальный опыт – это не только опыт, состоявшийся в материализованной и духовной форме, но и приобретенная в процессе исторического развития готовность к деятельности, в частности, творческой и эмоциональной (7, с. 14). И.Я. Лернер предложил следующую структуру социального опыта и, соответственно, содержания образования: 1) знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении; 2) умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе. «Эти четыре компонента социального опыта и соответственно содержания образования отличаются, - пишет И.Я. Лернер, - во-первых, своим содержанием друг от друга, а также функциями в развитии общества и индивида. Знания, т.е. усвоенная информация, ориентирует людей в 119 окружающем мире. Без знаний человек не готов ни к одному действию. Усвоенные способы деятельности, т.е. умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего. Опыт творческой деятельности тоже самостоятелен по своему содержанию – он предполагает такие процедуры, которые отсутствуют в алгоритмизированных способах деятельности. К ним относится самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение новых функций объекта, видение структуры объекта, видение альтернативы решения и его способов, комбинирование ранее усвоенных способов в новые. Никакой другой вид содержания не имеет процедуры творчества, и без этого вида содержания (компонента) невозможно дальнейшее развитие культуры в целом. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен к вмешательству в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала» (7, с.15). Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, рассматриваемый как компонент социального опыта, «определяет направленность личности в жизни, отбор его действий и объектов в соответствии с потребностями и мотивами» (7, с. 15) И.Я. Лернер пишет и о целостности социального опыта: «Попробуйте изъять любой из них компонентов социального опыта и содержания образования , и общество и личность распались – без знаний или без умений, без готовности к творчеству, без ценностного отношения» (7, с. 15). «Понимание относительной независимости компонентов и одновременно их взаимосвязей является решающим условием построения современного полноценного, т.е. воспитывающего и развивающего обучения» (7, с. 15). Отметив важность осознания и выделения взаимосвязей между компонентами опыта, И.Я. Лернер не выделил общего основания, обеспечивающего эту взаимосвязанность. Предложенная И.Я. Лернером структура социального опыта была принята за основу многими педагогами-исследователями. С опорой на эту структуру была разработана теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д. Эльконина. И.Ф. Харламов выделяет такие структурные компоненты общественного опыта: 1) всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе; 2) практические умения и навыки в разнообразных видах труда; 3) способы творческой деятельности; 4) социальные и духовные отношения (15). В описанных выше исследованиях рассматривался общественный опыт, структура которого переносилась на опыт индивидуальный. В исследованиях И.С. Якиманской основное внимание уделено индивидуальному опыту человека, который она называет еще и субъектным и личностным опытом. Она ставит проблему «постоянного согласования двух видов опыта (общественного и индивидуального)» (21, с. 76). Говоря о 120 структуре индивидуального опыта, И.Я. Якиманская выделяет следующее его содержание: 1) предметы, представления, понятия; 2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); 3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы). «Все эти составляющие, - пишет она, - могут быть представлены по-разному, но обязательно во взаимосвязи» (21, с. 74) Несколько подходов к выделению структуры индивидуального опыта, существующих в педагогике, позволили выявить основные компоненты индивидуального опыта и уточнить их обозначение. Сравнение компонентов индивидуального опыта, предлагаемых разными авторами, обнаруживают схожесть их содержания. В основном, отличие состоит лишь в тех характеристиках, которые можно признать как взаимодополняющие. Используя возможность взаимодополнения, мы составили обобщенные характеристики компонентов индивидуального опыта (16, с. 128-134): 1) знания о мире и о самом себе, выраженные через представления и понятия, обеспечивающие формирование в сознании ребенка целостной научно обоснованной картины мира. 2) умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности, складывающимися из правил выполнения действий (умственных и практических), из операций и приемов; 3) личностные смыслы, установки, стереотипы, определяющие эмоционально ценностное отношение человека к миру. Элемент " опыт творческой деятельности", выделяемый И.Я. Лернером и И.Ф. Харламовым скорее всего можно рассматривать как гармоничное объединение трех названных выше групп личностных новообразований в целостно представленный опыт человека. Другими словами, опыт творческой деятельности – это целостное воспроизводство индивидуального опыта человека, в котором он реализует свои ценностные ориентации при помощи имеющихся у него знаний о мире и о самом себе и освоенных им умениях. Опыт творческой деятельности возможен при высоком уровне развития индивидуального опыта, который характеризуется как личностная культура и представляет собой ее воспроизводство, поэтому, элемент «опыт творческой деятельности» можно представить как личностную культуру человека, то есть, ту часть индивидуального опыта человека, которая воспроизводится им в условиях самостоятельно принимаемых решений. Проведенные исследования (16, с. 128-134) позволяют уточнить названия компонентов индивидуального опыта. Это представляется необходимым не потому, что предлагаемые ранее обозначения неверны. Ориентируясь на развитие человека, мы выделяем компоненты индивидуального опыта для того, чтобы выявить общие для всех людей этапы развития каждого компонента и закономерности этого развития. В 121 этом случае особое значение имеет как можно более точное обозначение того структурного образования организма человека, которое мы рассматриваем. Так, исследования показали, что элемент, представляющий эмоционально-ценностное отношение человека к миру, точнее выделить как личностную систему ценностей. В этом случае процесс социально- культурного развития человека можно рассматривать как процесс становления его личностной системы ценностей. Личностная система ценностей фиксирует то, что человек переживает как значимое лично для себя, фиксирует устойчивую предметную направленность его универсальной энергии любви и задает тем самым предметно определенную направленность его стремлений, которая и реализуется при воспроизведении личностного опыта в отношениях человека с миром. Название компонента, соотносимого со знаниями человека, также не отражает его сущностные качества. Знания как таковые развиваться не могут, но в сознании человека они образуют образ, картину мира, которая в результате социально-культурного развития человека претерпевает направленные качественные изменения, т.е. также развивается. В настоящее время эта позиция находит все больше и больше подтверждений. В современной педагогической литературе стали употреблять понятие «картина мира». В Законе «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно обеспечить «формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира» (ст.14. п.2.). И.С. Якиманская пишет о том, что «…у ребенка очень рано формируется образ мира, отличающийся целостностью и личностной отнесенностью к нему…» (21, с. 69). Более того, она подчеркивает, что «нельзя забывать, что картина предметной действительности дается ученику как субъекту познания в функционально значимых для него образах и моделях, а не в понятиях» (195, с. 70). Ее выводы подтверждаются результатами исследований Л.С. Выготского, который предупреждал, что понятие не есть личностное образование. «Оно входит в индивидуальное сознание, но в преобразованном, измененном виде наполняется личностным смыслом» (с. 70). Компонент индивидуального опыта, определяемый через «умения…» не позволяет нам обозначить целостность деятельностной сферы человека. М.С. Каган в своих исследованиях показывает, что виды деятельности можно разделить только абстрактно (3). Вместе с тем, в каждом виде деятельности выделяются свойственные только этому виду средства и способы его осуществления. Целостность деятельностной сферы человека предполагает и комплексное владение средствами и способами всех видов деятельности. Мы не можем обучать детей средствам и способам познавательной деятельности, не сопровождая это обучение освоением им соответствующих средств и способов не только коммуникативной, 122 ценностно-ориентировочной и преобразовательной деятельностей, но также и художественной, которая учит гармонии, и даже спортивной, организующей волевой элемент любой деятельности. Освоение комплекса средств и способов основных видов деятельности также происходит в соответствии с закономерностями социально- культурного развития человека, т.е. осуществляется как направленное поэтапное изменение, в основе которого лежит переход человека с одного на другой уровень основных культурных средств. Именно процесс становления основных культурных средств становится общим основанием, объединяющим компоненты индивидуального опыта в их развитии и воспроизводстве. Возможности человека по освоению культурных средств, представленных материально, зависят от освоения им средств мыслительной (внутренней) деятельности – общих представлений, понятий и категорий. Они же задают видение мира и определяют тем самым характер картины мира, складывающейся в сознании человека. Личностная система ценностей также складывается из ценностей, предметные характеристики которых фиксируются либо общими представлениями, либо понятиями, либо категориями. Таким образом, можно говорить о том, что структура личностного опыта человека представлена следующими компонентами: 1) личностной системой ценностей; 2) целостной картиной мира в сознании человека; 3) освоенными человеком средствами и способами деятельности. В анализируемых исследованиях личностный опыт не рассматривался как развивающаяся личностная структура. Выявленные в наших исследованиях природные и социокультурные предпосылки возникновения и изменения личностного опыта, позволяют утверждать, что социокультурное развитие человека есть развитие его личностного опыта, его личности (16,17,18). Социокультурное развитие человека Личностный опыт - это процесс и результат проживания человеком усваиваемой и осваиваемой общественной культуры. Проживание сопровождается переживаниями, в процессе и результате которых устанавливается личностное отношение человека «Я - Мир». Освоенная общественная культура становиться личностно отнесенной то есть личностной, субъектной, индивидуальной и обогащается за счет создания человеком на её основе новых форм отношений которые также входят с содержание личностного опыта. Личностный опыт, обладающий качествами, которые возникают как результаты промежуточных и конечного этапов социально-культурного развития человека, обозначается через категорию «личностная культура». 123 Личностная культура - это часть личностного опыта, воспроизводимая индивидом в условиях самостоятельно принимаемых решений. Рассмотрение личностной культуры в качестве целостного результата социокультурного развития человека выдвигает на первый план основной признак становления личности – её способность к самостоятельной деятельности. Такая целевая ориентированность образования предлагалась Ф.В.А. Дистервегом, который этапы развития духовной жизни человека, определяющие структуру процесса обучения, характеризовал той степенью самостоятельности, которую допускает возраст. Развитие личностного опыта представлено взаимосвязанными взаимообусловленными процессами развития следующих его элементов: 1) системы личностных ценностей; 2) целостной картиной мира, складывающейся в сознании индивида; 3) освоенными средствами и способами деятельности (деятельностная сторона личностного опыта). Личностная культура складывается на основе взаимосвязи основных элементов личностного опыта. Ядром личностной культуры является система личностных ценностей, которая определяет и структуру целостной картины мира в сознании человека, и особенную значимость для индивида определенных видов и способов деятельности. |