Билеты по теории государственного права. Билеты ТГП кратко. Формы права это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Виды форм права
Скачать 390.5 Kb.
|
Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность. 72. Классификация прав человека 1) Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения. К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов. Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь. Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти. 2) Применяются и другие классификации прав человека, например, в главе 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина. В юридической литературе широко используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы: в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности. Первую группу прав составляют естественные, основополагающие, неотъемлемые,личные права человека. Они определяют автономность личности, ее свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести. Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел и т.д. Третья группа (социально-экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовку и т.д.. Раскроем содержание прав и свобод в соответствии с приведенной классификацией. ЛИЧНЫЕ: Право на жизнь Право на охрану чести и достоинства личности. Неприкосновенность личности, частной жизни и жилища Право на национальную идентификацию Свобода передвижения Свобода совести и свобода вероисповедания ПОЛИТИЧЕСКИЕ Переходя к политическим правам, отметим особую значимость свободы мысли, слова и информации, которая является, с одной стороны, компонентом частной жизни человека, а с другой – важным аспектом свободной личности. Неразрывно связано с данной свободой право на информацию, которое состоит в свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Право на объединение Право на проведение публичных мероприятий Право на участие в ведении государственных дел Право на участие в отправлении правосудия Право петиций СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: Право частной собственности Свобода экономической деятельности Право на свободу труда Право на социальное обеспечение Право на жилище Право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду Право на образование Право на культурную деятельность и свободу творчества. 73. Механизмы защиты прав человека Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственная система обусловлена обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). К внутригосударственным способам и средствам относятся: 1. институт обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных служащих в вышестоящие административные органы; 2. судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); 3. институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка; 4. Конституционный Суд Российской Федерации. Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Большую роль в защите прав и законных интересов человека играют разнообразные институты гражданского общества, в том числе правозащитные объединения граждан. Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например, в рамках Совета Европы, СНГ и др. При ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека. Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах – Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) – Комитет по правам ребенка и т. д. 74. Государство и гражданское общество В течение долгого времени выражение «гражданское общество» отождествлялось именно с государством. Данное понятие получило развитие в трудах Г. Гроция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля. При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от государства, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс. Понятие гражданского общества многоаспектно и подходы к его трактовке неодинаковы. В настоящее время различают два подхода. Первый основывается на противопоставлении гражданского общества и государства и, следовательно, противопоставлении политических и неполитических отношений. Второй подход не исключает политические институты и отношения из сферы действия гражданского общества и рассматривает его как совокупность всех видов общественных отношений, в том числе и политических, в рамках которых удовлетворяются многообразные потребности и интересы индивидов, их групп, адекватные достигнутому уровню общественного развития. Обычно отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять государству, контролировать его и заставить служить обществу. Гражданское общество - совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства. Государство не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей. Государство - особая форма социальной общности, сформированной для достижения общего блага; совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти. еще один подход к раскрытию понятия: Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. В идеале обязанности граждан перед государством ограничиваются двумя сферами: законопослушанием и уплатой налогов. Но это в идеале, а в реальной жизни у граждан существуют и иные обязанности, например, воинская, оберегать природу, исторические памятники. Главное назначение государства – служить обществу, создавать необходимые условия для функционирования последнего и комфортного проживания в нем личности. Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью – человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности. *Правовое государство - это форма организации политической власти в обществе, основанная на верховенстве права, уважении прав и свобод человека. Гражданское общество и государство в современных условиях тесно сотрудничают, но существуют пределы вмешательства государства в частную жизнь. В правовом государстве власть является правовой, поскольку она подчиняется закону, а это возможно в том случае, если государство находится под контролем гражданского общества. Право же выступает основным связующим элементом гражданского общества и государства. 75. Возникновение и развитие учения о правовом государстве В литературе нет единства мнений по поводу момента возникновения идеи правового государства. Так В.С. Нерсесянц усматривал корни идеи правового государства в античности. По его мнению, они проявлялись в следующих постулатах: – необходимость правового опосредования и оформления политических отношений; – признание необходимости соответствия действий власти требованиям вселенской (естественной) справедливости; – идея соединения «силы с правом» в государственных делах; – трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего правопорядка»; – связывание наилучшей формы государства с господством в обществе «среднего» элемента. Л.А. Морозова выделяет такие этапы развития концепции правового государства: античный; естественно-правовой (эпохи Просвещения); немецкий (первая половина XIX века); современный (XX век). А.Н. Соколов отмечает, что классическая немецкая идея правового государства как программа, ограничивающая государство рамками конституции и правовых законов, возникла в эпоху «права разума» (конец XVIII века – первая половина XIX века), затем в течение второй половины XIX в. и первой половины XX в. развивалась в русле догматизации и формализма и, наконец, начиная с конституции ФРГ 1949 г. обретает новое гуманистическое демократическое звучание. Большинство исследователей признает, что концептуально конструкция правового государства получила оформление («rechtsstaat») в немецкой юриспруденции первой половины XIX в. В англоязычных правопорядках данный термин практически не используется, в какой-то мере его заменяет термин «господство права» («rule of law»). В российской юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве (Л.А. Морозова). К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля – «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д. На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории – Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели – сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека». Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу. Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831). И. Кант государство понимал, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял, как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом. Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма Карл Теодор Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Роберт фон Моль. Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов – Г.Ф. Шершеневича (1863–1912), П.И. Новгородцева (1866–1924), В.М. Гессена (1868–1920), С.А. Котляревского (1873–1940), Н.М. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г.Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. Отдельные элементы внедрения концепции правового государства в жизнь были связаны с судебной реформой Александра II, преобразованиями в организации государства, связанными с Революцией 1905–1907 гг. Шанс начать полноправную реализацию проекта правового государства в России был упущен после Февральской революции, что во многом было связано с его несоответствием конкретно-историческим интересам подавляющей части российского общества (крестьянства и рабочих) и явным прозападным и прокапиталистическим содержанием. Четвертый этапв развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др. Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Идеи правового государства в России. В России идеи правового государства впервые получили развитие в Наказе, написанном Екатериной II для членов «Комиссии об уложении». Значительную роль в развитии либеральных идей сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839). Основываясь на идеях естественного права, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривающий разделение властей. Это был, по сути дела, проект первой конституции. Свои идеи о демократическом преобразовании России имелись у Александра Николаевича Радищева (1749–1802), декабристов. С развитием капитализма расширилась социальная база либерализма, появились новые имена. Набирало силу конституционное направление либерализма (Петр Бернгардович Струве (1870–1944), Павел Николаевич Милюков), послужившее ядром «Союза освобождения», а позднее – партии кадетов (конституционных демократов). Это направление отстаивало необходимость конституционного ограничения самодержавия. Оно восприняло идеи естественных прав, правового государства, но развивало идеи демократического социализма. Идеи концепции правового государства развивали ученые юристы либеральной школы – Борис Николаевич Чичерин (1828–1904), Павел Иванович Новгородцев (1866–1924), Владимир Матвеевич Гессен (1868–1920), Богдан Александрович Кистяковский (1868–1920), Иосиф Алексеевич Покровский (1868–1920), Иосиф Викентьевич Михайловский (1868–1921), Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), Евгений Николаевич Трубецкой (1863– 1920), Сергей Андреевич Муромцев (1850–1910), Максим Максимович Ковалевский (1851–1916), Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и др. После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны многие юристы считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. В России идея правового государства вновь стала востребованной в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Новая Конституция РФ 1993 г. облекла идею правового государства в юридическую форму. В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». |